Пособие от 08.07.2021
Автор: Дулебо Л.

Строительство: изменения II квартала и в закупках с 1 июля 2021 года


СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Установлены статиндексы стоимости СМР

2. Установлены новые прогнозные индексы на 2021-2023 годы

3. Установлены новые прогнозные индексы с разбивкой по месяцам

4. Выросла ставка рефинансирования

5. Аттестаты однократно продлеваются на 6 месяцев

6. Установлена необходимость в расчетах, подтверждающих уровень цен на строительные материалы, изделия, конструкции

7. Уточнен порядок применения актов сдачи-приемки выполненных СМР

8. Изменен порядок заполнения актов сдачи-приемки выполненных СМР

9. Классы сложности определяем по-новому

10. Изменены акты приемки в эксплуатацию

Изменения в закупках в строительстве с 1 июля 2021 года

Как провести закупку за счет бюджетных средств

Как провести закупку за счет собственных средств

 

Материал помещен в архив

 

Строительство

Строительство: изменения II квартала и в закупках с 1 июля 2021 года

Лилия Дулебо

Лилия Дулебо
специалист по сметному делу, редактор Правовой платформы «Бизнес-Инфо»

08.07.2021

Рассказали о самых важных изменениях за апрель - июнь 2021 г., которые нужно знать и учитывать специалистам строительных и тех организаций, которые выполняют (оформляют) строительно-ремонтные работы.

 

список

Об изменениях I квартала см. здесь.


10 изменений в строительстве в II квартале 2021 года

1. Установлены статиндексы стоимости СМР

Статистические индексы согласно постановлениям Минстройархитектуры:
1) постановление от 05.03.2021 № 17
январь 2021 г. к декабрю 2020 г.:
стоимости СМР, в том числе эксплуатации машин и механизмов, строительных материалов, изделий и конструкций
стоимости СМР для приведения организациями объемов подрядных работ в сопоставимые условия
февраль 2021 г. к январю 2021 г.
стоимости СМР, в том числе эксплуатации машин и механизмов, строительных материалов, изделий и конструкций
февраль 2021 г. к февралю 2020 г.
стоимости СМР для приведения организациями объемов подрядных работ в сопоставимые условия
2) постановление от 29.04.2021 № 43
апрель 2021 г. к марту 2021 г.
стоимости СМР, в том числе эксплуатации машин и механизмов, строительных материалов, изделий и конструкций
апрель 2021 г. к апрелю 2020 г.
стоимости СМР для приведения организациями объемов подрядных работ в сопоставимые условия.
3) постановление от 31.05.2021 № 57
май 2021 г. к апрелю 2021 г.
стоимости СМР, в том числе эксплуатации машин и механизмов, строительных материалов, изделий и конструкций
май 2021 г. к маю 2020 г.
стоимости СМР для приведения организациями объемов подрядных работ в сопоставимые условия

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 12 декабря 2024 г. действует постановление Минстройархитектуры от 04.12.2024 № 129 «О статистических индексах стоимости строительно-монтажных работ».

2. Установлены новые прогнозные индексы на 2021-2023 годы

С 8 апреля установлены среднегодовые прогнозные индексы цен в строительстве:

108,3 % вместо 106,5 % - на 2021 год;

106,8 % вместо 106,1 % - на 2022 год;

106,3 % на 2023 год (постановление Минэкономики от 29.03.2021 № 6).

3. Установлены новые прогнозные индексы с разбивкой по месяцам

С 12 апреля установлены прогнозные индексы цен в строительстве на 2021-2023 годы с разбивкой по месяцам (письмо Минстройархитектуры от 12.04.2021 № 04-2-03/4433):

 

Период Индексы
2021 год 2022 год 2023 год
январь
1,0053
1,0055
1,0051
февраль
1,0053
1,0055
1,0051
март
1,0053
1,0055
1,0051
апрель
1,0053
1,0055
1,0051
май
1,0073
1,0055
1,0051
июнь
1,0073
1,0055
1,0051
июль
1,0073
1,0055
1,0051
август
1,0073
1,0055
1,0051
сентябрь
1,0073
1,0055
1,0051
октябрь
1,0073
1,0055
1,0051
ноябрь
1,0073
1,0055
1,0051
декабрь
1,0073
1,0055
1,0051

 

внимание

Обратите внимание!

Данные на 2021-2022 годы, приведенные в письме Минстройархитектуры от 30.04.2020 № 04-3-03/5416, утратили силу (ч.4 письма № 04-2-03/4433).

4. Выросла ставка рефинансирования

С 21 апреля ставка рефинансирования установлена в размере 8,5 % годовых (постановление Правления Нацбанка от 14.04.2021 № 94).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 25 июня 2025 г. установлена ставка рефинансирования Нацбанка в размере 9,75 % годовых (п.1 постановления Правления Нацбанка от 23.06.2025 № 163 «О ставке рефинансирования Национального банка»).

5. Аттестаты однократно продлеваются на 6 месяцев

С 16 мая срок действия аттестатов однократно продлевается на 6 месяцев, если срок их действия истек (истекает) с 10 ноября 2020 г. по 10 ноября 2021 г. (Указ от 13.05.2021 № 187).

 

внимание

Обратите внимание!

Продление в отношении каждого аттестата действует только один раз (если срок действия аттестата соответствия истек 20 июня и не продлевался ранее, то он будет продлен автоматически до 20 декабря).

 

Указ № 187 вступил в силу с 16.05.2021, но распространяет свое действие на отношения, возникшие с 10.05.2021.

6. Установлена необходимость в расчетах, подтверждающих уровень цен на строительные материалы, изделия, конструкции

С 3 июня юрлица и ИП обязаны составлять экономические расчеты, подтверждающие уровень регулируемых цен на реализуемые стройматериалы, изделия, конструкции.

Минстройархитектуры пояснило, как применять нормы и ограничения, установленные постановлением Минстройархитектуры от 06.05.2017 № 13 «Об отдельных вопросах регулирования цен на строительные материалы, изделия, конструкции» (письмо Минстройархитектуры от 03.06.2021 № 04-3-02/6930).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 31 января 2024 г. следует руководствоваться постановлением Минстройархитектуры от 19.12.2023 № 125 «О порядке регулирования цен». Комментарии см. здесь.

 

Юрлица и ИП обязаны:

• при строительстве объектов с использованием строительных материалов, изделий, конструкций за счет источников финансирования, указанных в подп.1.1 п.1 постановления № 13, информировать юрлиц и ИП, реализующих произведенные и импортируемые строительные материалы, изделия, конструкции, об источнике финансирования строительства объекта (ч.5 письма № 04-3-02/6930);

• составлять экономические расчеты, подтверждающие уровень регулируемых цен на реализуемые строительные материалы, изделия, конструкции.

Экономические расчеты и иные документы, обосновывающие уровень цен, утверждает ИП, руководитель (иное уполномоченное лицо) юрлица. Они хранятся на бумажных носителях. Цены, обоснованные экономическими расчетами, устанавливает ИП, руководитель (иное уполномоченное лицо) юрлица. Они подтверждаются документом (приказом, прейскурантом и др.) (ч.6 письма № 04-3-02/6930);

• привести расчеты цен на строительные материалы, изделия, конструкции в соответствие с постановлением № 13 (ч.7 письма № 04-3-02/6930).

Если юрлицо и ИП утверждают несколько прейскурантов на производимые материалы, изделия, конструкции с ограничением уровня рентабельности в ценах согласно постановлению № 13, то плановая себестоимость аналогичных видов продукции должна быть одинаковой по всем прейскурантам.

Сформированные с учетом ограничения уровня рентабельности отпускные цены не должны превышать отпускные цены, согласованные в установленном порядке. При этом норматив рентабельности, не превышающий предельный, устанавливается по каждому наименованию продукции.

Реализация юрлицами и ИП строительных материалов, изделий, конструкций юрлицам, выполняющим строительные работы, по ценам с ограниченным уровнем рентабельности (надбавки) должна осуществляться на основании договоров с указанием в них цели приобретения и источников финансирования строительства объекта за счет:

• средств республиканского бюджета;

• средств местных бюджетов;

• средств государственных целевых бюджетных фондов;

• средств государственных внебюджетных фондов;

• внешних государственных займов;

• внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства;

• кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства;

• кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии областных (Минского городского) исполкомов;

• средств, не предусмотренных подп.1.1 п.1 постановления № 13.

 

внимание

Обратите внимание!

Ответственность за нарушение установленного порядка (формирования) и (или) применения цен (тарифов) предусмотрена ст.13.2 КоАП. При этом ответственность за последствия такого нарушения может наступить в соответствии с иными актами.

 

Постановление № 13 не распространяется на строительные материалы, изделия, конструкции, включенные в Перечень товаров, сделки с которыми юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны заключать на биржевых торгах ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа», утв. постановлением Совмина от 16.06.2004 № 714.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 21 сентября 2022 г. следует руководствоваться перечнем товаров, сделки с которыми юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны заключать на биржевых торгах открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа», согласно приложению 1 к постановлению № 714 (в ред. постановления Совмина от 15.09.2022 № 610).

 

Разъяснения, данные ранее в письме Минстройархитектуры от 26.03.2018 № 04-3-02/3916 «О разъяснении постановления», утратили силу.

7. Уточнен порядок применения актов сдачи-приемки выполненных СМР

С 9 июня из форм актов сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ формы С-2а, С-2б, С-2в исключены подстрочные примечания, поясняющие порядок применения этих форм.

Теперь вопросы, в каких случаях и как заполнять все четыре формы актов выполненных работ в строительстве, полностью регулирует Инструкция о порядке применения и заполнения форм актов сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ, утв. постановлением Минстройархитектуры от 20.07.2018 № 29.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 25 января 2024 г. постановлением Минстройархитектуры от 16.11.2023 № 114 внесены изменения в постановление № 29, в частности изменено название Инструкции, утв. данным постановлением: «Инструкция о порядке применения актов сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ, первичных учетных документов, оформленных при выполнении строительных работ за пределами Республики Беларусь». Комментарии см. здесь

8. Изменен порядок заполнения актов сдачи-приемки выполненных СМР

С 9 июня действуют изменения, внесенные в порядок применения и заполнения форм актов выполненных работ (Инструкция № 29).

Уточнено, что:

1) утвержденные формы актов (С-2, С-2а, С-2б, С-2в) применяются при выполнении строительных работ в том числе индивидуальными предпринимателями;

2) акты составляются участниками хозяйственной операции, между которыми заключен договор строительного подряда (юрлицами, филиалами юрлиц, ИП), при выполнении строительных работ подрядным способом;

3) стоимостные показатели в актах, оформляемых между участниками хозяйственной операции - резидентом и нерезидентом Республики Беларусь, заполняются в иностранной валюте, в которой установлена цена работ по договору (в том числе, когда в соответствии с договором денежное обязательство подлежит оплате в белорусских рублях);

4) при взыскании по решению суда стоимости непринятых работ участники хозяйственной операции обязаны на день вступления в силу решения суда подписать акты на стоимость работ, подлежащих оплате по решению суда;

5) акт С-2а применяется в том числе при выполнении строительных работ собственными силами застройщика по объектам долевого строительства;

6) при текущем ремонте в акт С-2а вносится информация о фактически выполненных в отчетном периоде работах, их объемах и сметной стоимости в разрезе элементов затрат (заработная плата, эксплуатация машин и механизмов, материалы, транспорт), с учетом иных сметных нормативов, налогов и отчислений, условий формирования цены, предусмотренных договором строительного подряда, а также трудозатраты рабочих;

7) при выполнении строительных работ хозспособом в акт С-2а вносится информация о фактически выполненных в отчетном периоде работах, их объемах и сметной стоимости прямых затрат в разрезе элементов затрат (заработная плата, эксплуатация машин и механизмов, материалы, транспорт), а также трудозатраты рабочих. Акт подписывается уполномоченными лицами, ответственными за выполнение и приемку работ. К акту С-2а прилагается бухгалтерская справка о сумме фактических расходов застройщика на выполнение работ, включенных в отчетном месяце в акт С-2а;

8) если предмет договора строительного подряда кроме выполнения строительных работ - выполнение пусконаладочных работ, то они в акте С-2б не отражаются, а оформляются отдельным первичным учетным документом.

9. Классы сложности определяем по-новому

С 10 июня новая классификация по классам сложности объектов строительства.

С указанной даты действуют СН 3.02.07-2020 «Объекты строительства. Классификация». Они отменяют СТБ 2331-2015 «Объекты строительства. Классификация. Основные положения».

 

список

Чем отличается новая от действующей ранее классификации, см. здесь.

10. Изменены акты приемки в эксплуатацию

С 13 июня изменены:

• акт приемки в эксплуатацию объекта строительства, в том числе очередей строительства, пусковых комплексов, законченного возведением, реконструкцией, в том числе тепловой модернизацией, реставрацией, благоустройством;

• акт приемки в эксплуатацию финансируемых физическими лицами законченных возведением одноквартирных, блокированных жилых домов и (или) нежилых капитальных построек на придомовой территории, реконструированных жилых и (или) нежилых помещений в блокированных жилых домах, одноквартирных жилых домов, а также нежилых капитальных построек на придомовой территории пятого класса сложности;

• акт приемки выполненных работ по переустройству и (или) перепланировке жилого помещения, нежилого помещения в жилом доме (приложения 2, 4, 7 к постановлению Минстройархитектуры от 06.12.2018 № 40).

В первых двух случаях при заполнении актов необходимо указывать: жилой дом относится (не относится) к домам с использованием исключительно электрической энергии для целей отопления, горячего водоснабжения и приготовления пищи.

В третьем случае форма полностью изложена в новой редакции.

Изменения в закупках в строительстве с 1 июля 2021 года

Как провести закупку за счет бюджетных средств

С 1 июля закупки для строительства за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов осуществляются согласно Закону от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (письмо МАРТ от 24.06.2021 № 14-01-10/1598 К).

Получатель бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов является заказчиком в госзакупках и должен приобретать товары (работы, услуги) за счет таких средств согласно Закону № 419-З.

Порядок привлечения субподрядчиков, а также приобретения товаров генеральным подрядчиком может быть определен в договоре, заключенном заказчиком строительства с генеральным подрядчиком.

Денежные средства, получаемые генеральным подрядчиком в рамках исполнения договора госзакупки, заключенного по результатам госзакупки, становятся его собственными и, следовательно, руководствоваться законодательством о госзакупках при приобретении за счет указанных средств товаров (работ, услуг) генеральному подрядчику не надо.

Потребность в товарах (работах, услугах) при возведении, реконструкции, реставрации, капитальном ремонте, благоустройстве объекта, его сносе определяется на основании проектной документации.

Для выполнения СМР по текущему ремонту требуется дефектный акт и смета.

До начала госзакупки обязательно включение необходимого товара (работы, услуги) в годовой план госзакупок. При его формировании товары (работы, услуги) включаются исходя из потребности в них на каждый объект строительства отдельно (если заказчик приобретает одни и те же товары (работы, услуги)). Например, если они приобретаются для трех объектов строительства, то отражаются в годовом плане госзакупок три раза для каждого объекта строительства с соответствующими количеством (объемом) и стоимостью.

Вид госзакупки определяется исходя из ориентировочной стоимости годовой потребности в однородных товарах (работах, услугах), указанной в годовом плане госзакупок.

 

внимание

Обратите внимание!

Если процедуры закупок начаты или договоры на поставку при строительстве заключены до 1 июля 2021 г., то на такие закупки не распространяется Закон № 419-З. Их проводят в соответствии с законодательством, действовавшим до 1 июля 2021 г., то есть по:

Указу от 07.06.2019 № 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве»

и

Положению о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утв. постановлением Совмина от 31.01.2014 № 88.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 10 октября 2021 г. постановление № 88 утратило силу постановлением Совмина от 06.10.2021 № 564 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь».

С 1 июля 2021 г. отношения в сфере закупок товаров (работ, услуг) при строительстве за счет бюджетных средств регулируются законодательством о государственных закупках.

 

Днем принятия решения о проведении закупки при строительстве считается день утверждения документации для предварительного квалификационного отбора участников для участия в подрядных торгах (торгах на закупку товаров при строительстве) и конкурсной документации для проведения подрядных торгов (торгов на закупку товаров при строительстве), документации для переговоров.

Как провести закупку за счет собственных средств

С 1 июля закупки при строительстве за счет внебюджетных источников финансирования, как и ранее, не регулируются (при условии, что не будут внесены изменения в законодательство). Порядок таких закупок организация определяет с учетом абз.34 подп.4.4 п.4 Декрета от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (письмо № 14-01-10/1598 К).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 23 июля 2024 г. подп.4.4 п.4 Декрета № 7 утратил силу Кодексом Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности от 17.07.2023 № 289-З.