Строительство: изменения законодательства с 15 по 31 июля

(подписаться на рассылку)

06 августа 2024
Строительство: изменения законодательства

Обзор законодательства

 

Регулирование цен на товары, работы при возведении, реконструкции, текущем и капитальном ремонте автомобильных дорог общего пользования

Изменениями, вступившими в силу с 17 июля 2024 г., конкретизировано, что нормы постановления Минтранса от 14.04.2017 № 14 регулируют цены (тарифы) на товары (работы, услуги), используемые (выполняемые, оказываемые) при возведении, реконструкции, эксплуатации (содержании и текущем ремонте), капитальном ремонте.

Установлен норматив расходов на содержание заказчика при выполнении владельцами автомобильных дорог - организациями государственного дорожного хозяйства функций заказчика работ по возведению, реконструкции, текущему и капитальному ремонту автомобильных дорог общего пользования, финансируемых полностью или частично за счет бюджетных и приравненных к ним средств при расчетах через органы государственного казначейства в размере 1,76 % от стоимости выполненных работ (оказанных услуг) без НДС.

Установлен норматив расходов на осуществление функций технического надзора в размере 1,23 % в составе расходов на содержание заказчика от стоимости выполненных работ (оказанных услуг) без НДС.

В новой редакции изложены Инструкции о порядке установления и применения:

неизменной цены на возведение, реконструкцию, капитальный и текущий ремонт автомобильных дорог общего пользования собственными силами организаций государственного дорожного хозяйства;

цен (тарифов) на товары (работы, услуги), используемые (выполняемые, оказываемые) при содержании автомобильных дорог общего пользования.

Постановление Минтранса от 05.04.2024 № 19

 

Вступил в силу Строительный кодекс

С 23 июля 2024 г. вступил в силу Строительный кодекс, который заменил собой часть действующих НПА, другая часть НПА претерпит изменения. Так, с этой даты уже утратили силу подп.4.4 п.4 Декрета № 7 и Закон № 300-З, Квалификационные требования № 25.

Нормы законодательства, которые ранее были закреплены в Декрете № 7 и Законе № 300-З, теперь регулирует Строительный кодекс.

Квалификационные требования по аттестации утверждены в постановлении Минстройархитектуры от 15.04.2024 № 26.

 

список

Дополнительно по теме

Консервация объекта незавершенного строительства с 23 июля 2024 года: что изменилось. Комментарий к Строительному кодексу.

Как поменялись требования к техническому надзору с 23 июля 2024 года. Комментарий к статье 124 Строительного кодекса.

Приостановление строительства с 23 июля 2024 года: что изменилось. Комментарий к Строительному кодексу.

При выполнении каких строительных работ не надо получать разрешительную документацию с 23 июля 2024 года. Комментарий к Строительному кодексу.

Изменения в жилищном строительстве в связи с вступлением в силу Кодекса об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. Комментарий к Кодексу.

Как получать аттестаты строительным организациям и их специалистам после вступления в силу Кодекса об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. Комментарий к Кодексу.

Как определять классы сложности объектов строительства и страховать риски после вступления в силу Строительного кодекса. Комментарий к ст.3, 4 Кодекса.

Охрана окружающей среды. Комментарий к Кодексу об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

Аттестация в строительстве - новые подходы с 23 июля 2024 года. Комментарий к постановлению Минстройархитектуры от 15.04.2024 № 26.

Как изменились требования к получению аттестата на выполнение СМР с 23 июля 2024 года. Комментарий к постановлению Минстройархитектуры от 15.04.2024 № 26.

Что изменится в аттестации заказчиков с 23 июля 2024 года. Комментарий к постановлению Минстройархитектуры от 15.04.2024 № 26.

Что изменится в аттестации генподрядчиков с 23 июля 2024 года. Комментарий к постановлению Минстройархитектуры от 15.04.2024 № 26.

 

Изменения ведения государственного градостроительного кадастра

С 23 июля 2024 г. информационный фонд градостроительного кадастра «Регистр градостроительных проектов» включает сведения о градостроительных проектах общего, детального и специального планирования, в том числе о проектах, находящихся в разработке, и содержит в том числе:

✓ схему развития инженерной инфраструктуры населенного пункта, разрабатываемую на основании градостроительного проекта общего планирования;

✓ наименование схемы развития инженерной инфраструктуры;

✓ регистрационный номер схемы развития инженерной инфраструктуры;

✓ наименование заказчика и подрядчика схемы развития инженерной инфраструктуры;

✓ сроки завершения разработки схемы развития инженерной инфраструктуры;

✓ данные о прохождении экспертиз схемы развития инженерной инфраструктуры;

✓ данные об утверждении схемы развития инженерной инфраструктуры (с учетом их регистрации и вступления в силу).

Для включения сведений в информационный фонд градостроительного кадастра заказчик градостроительного проекта предоставляет в том числе:

✓ копию решения о разработке схемы развития инженерной инфраструктуры;

✓ данные о подрядчике, разрабатывающем схему развития инженерной инфраструктуры (наименование юридического лица, заключившего соответствующий договор), и сроки его разработки;

✓ копию заключения государственной строительной экспертизы схемы развития инженерной инфраструктуры;

✓ копию решения об утверждении схемы развития инженерной инфраструктуры.

Постановление Минстройархитектуры от 18.06.2024 № 73

 

Отмена Инструкции о порядке определения стоимости объекта строительства в бухгалтерском учете № 10

С 1 августа 2024 г. действует Инструкция о порядке формирования фактической стоимости строительства объекта в бухгалтерском учете, которая и заменила собой ранее действовавшую Инструкцию № 10.

Новая Инструкция определяет единый порядок формирования фактической стоимости строительства объекта в бухгалтерском учете организаций, а также требования по отражению в бухгалтерском учете организаций хозяйственных операций при возведении, реконструкции, модернизации, технической модернизации, ремонтно-реставрационных работах.

Постановление Минстройархитектуры от 30.05.2024 № 53

 

Новая редакция Инструкции по оказанию инженерных услуг

С 3 августа 2024 г. вступила в силу новая редакция Инструкции о порядке оказания инженерных услуг в строительстве.

Теперь инженеру (инженерной организации) нельзя передать функции заказчика, застройщика, указанные в п.3 ст.92 Строительного кодекса. А при выборе инженерной организации помимо требований законодательства о закупках нужно учитывать условия, предусмотренные п.5 ст.91 Строительного кодекса.

В договоре обязательно должен быть указан срок оказания инженерных услуг.

А при заключении договора на оказание инженерных услуг, предусматривающего осуществление комплексного управления строительной деятельностью в отношении объектов строительства, финансируемых полностью или частично за счет бюджетных средств, дополнительно достигается соглашение по:

✓ наименованию и местонахождению объекта строительства;

✓ основным технико-экономическим характеристикам объекта строительства, в том числе предельной стоимости строительства (бюджет проекта);

сроку завершения строительства;

ответственности инженера (инженерной организации) за достижение основных технико-экономических характеристик объекта строительства, в том числе непревышение предельной стоимости строительства (бюджета проекта) и соблюдение сроков завершения строительства.

Постановление Минстройархитектуры от 03.06.2024 № 65

 

Обзор важных аналитических материалов

 

Комментарий: Единоличное составление ПУД в строительстве: изменения с 23 июля 2024 года. Комментарий к постановлению Минфина от 30.04.2024 № 27

С 23 июля 2024 г. вступают в силу изменения о единоличном составлении ПУД в части оказания услуг заказчиком, застройщиком в строительстве. ПУД может быть составлен единолично при оказании заказчиком (застройщиком) услуги по организации и обеспечению строительства объектов, финансируемых полностью или частично за счет средств бюджетов, включая государственные целевые бюджетные фонды, а также за счет государственных внебюджетных фондов, разрешительная документация на которые получена (а в случае, когда разрешительная документация не требуется, - решение о строительстве которых принято) до 1 июля 2023 г. Подробнее читайте в материале.

 

Пособие: Договор на выполнение работ по текущему ремонту помещения с самозанятым: разбираемся, когда это возможно

Очень часто наши пользователи спрашивают, когда и на какие СМР можно привлекать физлиц. Поэтому мы разобрались, может ли организация (любая) заключить договор с самозанятым на выполнение текущего ремонта и если может, то на какие работы.

 

Пособие: Генподрядчик ушел в процедуру банкротства: может ли заказчик напрямую рассчитываться с субподрядчиком

Заказчик производил оплату за выполненные СМР генподрядчику, а потом генподрядчик ушел в процедуру банкротства. Заказчик заключил договор с субподрядчиком для продолжения выполнения СМР. Соответственно, с какого-то момента заказчик стал напрямую рассчитываться уже с субподрядчиком. В последующем управляющий (ликвидатор) генподрядчика подал на заказчика в экономический суд с требованием к заказчику о необходимости расчета с генподрядчиком за субподрядные работы и указал на незаконность расчетов с субподрядчиком напрямую, минуя генподрядчика.

Автор проанализировал, правомерны ли требования ликвидатора.

 

Аттестация

1. Стоимость свыше 5 000 БВ, указанная в п.6 перечня, уст. постановлением Минстройархитектуры от 15.04.2024 № 26, - это стоимость всего объекта или стоимость работ по договору субподряда?

2. Процедура открытия нового аттестата занимает определенное время. В течение какого периода предприятие может использовать старый аттестат, полученный до вступления в силу постановления Минстройархитектуры от 15.04.2024 № 26 «Об аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», или нужно останавливать предприятие?

3. Работы по монтажу легких ограждающих конструкций до 23 июля 2024 г. не подпадали под аттестацию. Возможно ли их выполнение с 23 июля 2024 г. без аттестата соответствия, если договор на их выполнение был заключен до 23 июля и есть свидетельство о технической компетентности на этот вид работ?

4. В требования по аттестации юридических лиц на выполнение функций заказчика внесено требование о наличии аттестованного инженера-сметчика (раньше не требовалось). Нужно ли будет подтверждать в декабре в РУП «Белстройцентр» наличие такого специалиста по уже полученному и действующему аттестату?

5. Если у главного инженера проекта (ГИПа) или инженера-проектировщика имеется действующий аттестат на разработку раздела проектной документации (инженерное оборудование, сети и системы (связь и сигнализация)), будет ли он распространяться также на видеонаблюдение, или ГИПу и инженеру-проектировщику необходимо будет снова пройти процедуру аттестации?

 

Ремонт

1. С 23 июля 2024 г. вступает в силу Строительный кодекс. Для проведения текущего ремонта, как и ранее, будет достаточно сметы или понадобится еще что-то?

2. Правильно ли отнести замену оконного и дверного блока в производственном помещении к капитальному ремонту здания, или это текущий ремонт здания?

3. Если подрядчик выполняет дополнительные работы в рамках текущего ремонта, то какие документы нужны?

4. Госпожнадзор выдал рекомендации - заполнить проем, отделяющий коридор от ремонтной зоны, противопожарной дверью 2-го типа. Раньше в этом проеме двери не было, и в техпаспорте на плане ее нет. Заполнение проема в таком случае к какому виду работ отнести - модернизация или текущий ремонт?

 

Расчеты за выполненные работы

1. Заказчик не подписывает акт выполненных работ, объясняя это тем, что при проведении приемки выполненных работ после прошедшего дождя на потолке имеются затеки от дождевых осадков. Причина затекания кровли не устранена. Подрядчик работы выполнил качественно, следы намокания и затекания произошли вследствие неблагоприятных погодных условий производства работ на кровле на начальном этапе строительства. Сейчас заказчик прислал мотивированный отказ от приемки работ. Что делать в таком случае подрядчику?

2. В мае заказчику к оплате выполненных работ были предъявлены справка С-3а и акт С-2б, а также акт С-2а на допработы, не учтенные контрактной неизменной ценой. Документы не были оплачены заказчиком. В следующем месяце сформированы документы формы С-3а и С-2б, в С-2б включены работы, выполненные в мае и июне, только те, которые учтены контрактной ценой. Документы опять не заказчик принял, причина - нужно разделить работы на два месяца и две справки С-3а и два акта С-2б за май и за июнь. Как подрядчик должен оформить расчетные документы?

 

Некоторые интересные обсуждения на Правовой платформе «Бизнес-Инфо» https://bii.by:

1. Является ли смета на проектные работы предметом государственной закупки? Вопрос в том, что на процедуру госзакупки была выставлена смета ПИР, по результатам заключен договор, но через 5 дней было выявлено, что необходимо увеличить объем работ более 15 %. Заказчик принял решение расторгнуть договор и направил соглашение о расторжении договора. Подрядчик не согласен с условиями расторжения и выставил счет на работы, которые якобы были проведены, при этом в смете к договору эти работы указаны не были. Обосновано ли требование подрядчика?

2. Проведена процедура закупки по текущему ремонту, согласована смета, после не хватило плитки. Можно ли закупкой из одного источника докупить просто плитку либо в дальнейшем просто скорректированную смету сделать?

3. Процедура - ЗЦП на выполнение работ по сносу здания. Участник в подтверждение к доптребованиям к участникам в части подтверждения деловой репутации участника представил отзыв не на фирменном бланке и без печати, только за подписью руководителя организации. Можно ли принять такой отзыв как подтверждение деловой репутации?

4. Для определения предельной стоимости процедуры закупки из одного источника по замене окон составили смету. Разместили запрос на электронной торговой площадке. Предложение поступило только одно, в сумме не превышающее предельную рассчитанную стоимость. Можно ли заключать с данной организацией договор или надо еще четыре предложения?

5. Через процедуру закупки был в мае 2024 г. выбран Подрядчик, заключен договор строительного подряда по объекту «Модернизация здания общежития». Замена двух пассажирских лифтов. В соответствии с договором Генподрядчик обязан приступить к выполнению строительно-монтажных работ 15.06.2024, однако по состоянию на 22.07.2024 к работам не приступил. В своем письме он ссылается на то, что для производства работ необходимо наличие нового лифтового оборудования, однако срок поставки лифтов составляет до 90 календарных дней со дня внесения предоплаты (делает ссылку на договор между ним и заводом), завод «обещает» оборудование в конце июля и сообщает, что изготовление оборудования является обстоятельствами, не зависящими от Подрядчика. Они просят подписать дополнительное соглашение о продлении сроков, но мы не можем ждать, так как скоро начало учебного года и лифты надо запустить. Что можно сделать в данной ситуации?

6. Заключили договор за счет бюджета на выполнение работ. По договору была предусмотрена предоплата. Ввиду несвоевременной предоплаты у Подрядчика возникла необходимость в продлении сроков выполнения работ. Заказчик предлагает поменять начальный срок выполнения работ (сместить его на более позднюю дату), ввиду чего окончательный срок также сместится. Правомерно ли данное предложение, если договор заключался на площадке по итогам госзакупки?

7. Организация (ОАО, 100 % акций принадлежит государству) планирует провести текущий ремонт крыши. Исполнитель - индивидуальный предприниматель. Какие документы он должен представить при заключении договора?

8. Заключен договор текущего ремонта (бюджетное финансирование). Выявлены дополнительные объемы (не работы). Можно ли увеличить договорную цену на основании абз.2 подп.1.8 п.1 постановления Совмина № 395?

 

внимание

Обратите внимание!

Задать вопрос в Сообществе и получить ответы от коллег и экспертов может каждый зарегистрированный пользователь платформы «Бизнес-Инфо».

Рассказываем здесь, как это работает.

Поделиться: