Вопрос-ответ от 09.12.2020
Автор: Амельченя Ю.

Строительство объекта ведется за счет бюджетных средств с авансированием. Можно ли взыскать с подрядчика одновременно пеню за нарушение договорных сроков, установленную порядком расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 29.06.2000 № 359, и Правилами заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450?


 

Материал помещен в архив

 

ВОПРОС

Строительство объекта ведется за счет бюджетных средств с авансированием.

Можно ли взыскать с подрядчика одновременно пеню за нарушение договорных сроков, установленную порядком расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 29.06.2000 № 359 (далее - Порядок № 359; Указ № 359), и Правилами заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450 (далее - Правила № 1450)?

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 4 сентября 2022 г. следует руководствоваться Положением о порядке осуществления безналичных расчетов со счетов (из электронных кошельков) на территории Республики Беларусь, утв. Указом от 02.12.2021 № 462. Комментарий см. здесь.

 

ОТВЕТ

По мнению автора, можно.

Юридические лица, их обособленные подразделения, индивидуальные предприниматели, получившие за счет средств бюджета предварительную оплату и не исполнившие или ненадлежащим образом исполнившие обязательство по поставке товаров (выполнению работ, оказанию услуг) в сроки, предусмотренные договором, уплачивают покупателю (заказчику) за каждый просроченный день пеню в размере, установленном законодательством, а также проценты за пользование денежными средствами в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь на день исполнения обязательства или его соответствующей части с зачислением сумм пени и процентов в доход соответствующего бюджета (ст.145 Бюджетного кодекса Республики Беларусь).

Юридические лица, их обособленные подразделения, индивидуальные предприниматели, получившие за счет средств бюджетов предварительную оплату и не исполнившие или ненадлежаще исполнившие обязательство по поставке товара (продукции), выполнению работ, оказанию услуг в сроки, предусмотренные договорами, уплачивают покупателю (заказчику) за каждый просроченный день пеню с зачислением ее в доход соответствующего бюджета.

Размер пени рассчитывается исходя из процентной ставки, равной 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день исполнения обязательства, за исключением поставок товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг военного назначения по государственному оборонному заказу, увеличенной:

• в 25 раз, от суммы неисполненной части обязательства по поставке товара (продукции);

• в 10 раз, от суммы неисполненной части обязательства по выполнению работ, оказанию услуг (п.9 Порядка № 359).

Договором может быть установлен больший размер такой пени.

При несоблюдении по вине подрядчика сроков выполнения работ, их видов (этапов) в срок, предусмотренный в календарном плане, сроков отработки выданных текущих авансов, неиспользовании или использовании не по назначению целевых авансов заказчик представляет в органы казначейства информацию об уплаченных подрядчиком (исполнителем) в бюджет процентов за пользование чужими денежными средствами.

При неуплате в бюджет суммы процентов, указанных выше, а также денежных средств, перечисленных в уплату бюджетных обязательств, процентов за пользование чужими денежными средствами и пени за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств подрядчиком (исполнителем) по договору заказчик представляет в органы казначейства письменное обращение и информацию для организации бесспорного взыскания с расчетом подлежащих взысканию сумм, а также копии документов, подтверждающих неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств.

Уплата (взыскание) денежных средств осуществляется на соответствующие счета органов казначейства, при этом:

• бюджетные средства, относящиеся к финансированию текущего года, направляются на восстановление кассовых расходов заказчика;

• бюджетные средства, относящиеся к финансированию прошлых лет, проценты за пользование чужими денежными средствами и пеня перечисляются в доход соответствующего бюджета (пп.27, 28 Инструкции о порядке оплаты расходов при осуществлении архитектурной и строительной деятельности за счет средств республиканского бюджета, местных бюджетов, включая государственные целевые бюджетные фонды, а также за счет государственных внебюджетных фондов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 17.12.2001 № 120).

Приведенными нормативными правовыми актами установлен обязательный порядок взыскания как пени, так и процентов за пользование чужими денежными средствами.

Вместе с тем пп.84, 85 Правил № 1450 установлена законная неустойка (пеня) для сторон договора.

Также установлено, что при нарушении условий договора при строительстве объекта с привлечением бюджетных средств подрядчик несет ответственность в соответствии с Указом № 359 (п.88 Правил № 1450).

Автор полагает, что пеня, предусмотренная п.9 Порядка № 359, носит характер ответственности за нарушение бюджетного законодательства, тогда как неустойка (пеня), предусмотренная Правилами № 1450, - гражданско-правовой. Таким образом, отсутствуют основания исключать применение неустойки, предусмотренной Правилами № 1450, при наличии пени, предусмотренной п.9 Порядка № 359.

 

09.12.2020

 

Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, медиатор