Пособие от 20.10.2015
Автор: Овсейко С.

Структурные и обособленные подразделения юридического лица: правовой статус


СОДЕРЖАНИЕ

 

Обособленные подразделения

Структурные подразделения

Многозвенная структура

 

Материал помещен в архив

 

СТРУКТУРНЫЕ И ОБОСОБЛЕННЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА: ПРАВОВОЙ СТАТУС

От редакции «Бизнес-Инфо»

Материал ссылается на Налоговый кодекс Республики Беларусь в редакции до 1 января 2019 г.

С 1 января 2019 г. вышеназванный Кодекс изложен в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З.

В части налогообложения материал актуален на дату его написания.

 

Наиболее полное представление о том, что такое структурные и обособленные подразделения юридического лица, дает ст.23 Кодекса Республики Беларусь об образовании (далее - Кодекс об образовании):

1) к обособленным подразделениям учреждения образования относятся филиал, представительство, иное обособленное подразделение;

2) к структурным подразделениям учреждения образования относятся библиотека, общежитие, учебно-опытный участок (хозяйство), производственная (учебно-производственная) мастерская, лаборатория, научно-исследовательская часть (сектор, отдел), институт без права юридического лица, факультет, факультет довузовской подготовки, подготовительное отделение, кафедра, центр, учебно-методическое управление (часть, отдел), отделение, учебное хозяйство, учебный полигон, автодром, ресурсный центр, пункт коррекционно-педагогической помощи, учебно-консультационный пункт, учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации, центр допризывной подготовки, детский социальный приют, специальное отделение, центр профессиональной и социальной реабилитации для лиц с особенностями психофизического развития, иные структурные подразделения.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

Следует руководствоваться КоО в ред. Закона от 14.01.2022 № 154-З. Порядок вступления в силу изменений указан в ст.6 Закона № 154-З. Комментарии см. здесь.

 

При этом структурное подразделение может создаваться как обособленное подразделение (примечание), но ни то, ни другое не может иметь статус юридического лица.

Несмотря на специфику образовательной сферы, такой подход применим и в других отраслях.

Выводы:

1) перечень как обособленных, так и структурных подразделений является открытым;

2) филиал и представительство всегда являются обособленными подразделениями. Другие виды обособленных подразделений встречаются очень редко с учетом отраслевой специфики.

 

Справочно

Кодекс об образовании (п.7 ст.207) упоминает возможность создания кафедры в качестве обособленного подразделения; Закон Республики Беларусь от 04.01.2014 № 125-З «О физической культуре и спорте» говорит о создании специализированных учебно-спортивных учреждений, детско-юношеских спортивных школ (специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва), включенных в структуру клубов по виду (видам) спорта в качестве обособленных подразделений; Закон Республики Беларусь от 17.07.2008 № 427-З «О средствах массовой информации» (п.10 ст.1) называет обособленным подразделением корреспондентский пункт и т. п.;

 

3) структурные подразделения могут быть повышены в статусе и переведены из структурных в обособленные. Возможно и дальнейшее «повышение» с наделением статусом юридического лица, но тогда уже речь идет о смене юридического статуса (дочернее общество, унитарное предприятие, департамент с правами юридического лица и т. п.) и всей организационно-правовой модели (образование холдинга, ассоциации, концерна и т. п.).

Обособленные подразделения

Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, осуществляющее защиту и представительство интересов юридического лица, совершающее от его имени сделки и иные юридические действия (п.1 ст.51 Гражданского кодекса Республики Беларусь, далее - ГК).

Филиал - обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все или часть его функций, в том числе функции представительства.

 

Обратите внимание!

В отличие от представительства филиал вправе заниматься основной деятельностью головной организации (производством, торговлей и т. п.), тогда как представительство выполняет скорее чисто юридические функции (заключение договоров и др., но не их исполнение).

 

Представительства и филиалы наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Имущество представительства и филиала юридического лица учитывается отдельно на балансе головной организации. Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности (п.3 ст.51 ГК).

Положения ст.6 Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее - Закон) во многом дублируют нормы ГК, добавляя, что ответственность за деятельность представительств и филиалов хозяйственного общества несет создавшее их хозяйственное общество. Перечень представительств и филиалов должен указываться в уставе общества (ст.14 Закона). При этом принятие решений о создании и ликвидации представительств и филиалов хозяйственного общества отнесено к неисключительной компетенции общего собрания, поэтому может быть передано как совету директоров (наблюдательному совету), так и исполнительному органу (ст.35, 92 Закона).

Положения о филиалах и представительствах отнесены к документам хозяйственного общества, которые должны храниться, как правило, по месту нахождения его исполнительного органа (ст.63 Закона). В этой связи практический интерес представляет вопрос о соотнесении такого положения с доверенностью на имя руководителя.

Категорическим образом этот вопрос решен в постановлении Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 16.12.1999 № 16 «О применении норм Гражданского кодекса Республики Беларусь, регулирующих заключение, изменение и расторжение договоров» (п.11): соответствующие полномочия руководителя филиала (представительства) должны быть удостоверены доверенностью и не могут основываться лишь на указаниях, содержащихся в учредительных документах юридического лица, положении о филиале (представительстве). Такой подход абсолютно обоснован с той лишь оговоркой, что в сфере гражданско-правовых и прочих договорных отношений заключить договор с филиалом или представительством нельзя, так как они неправосубъектны (не являются юридическими лицами). Заключив такой договор, контрагент рискует тем, что другой стороной по нему будет руководитель обособленного подразделения, поставивший свою подпись в качестве физического лица (ст.184 ГК). Во избежание этого и нужна доверенность, но оформляться она должна от имени головной организации, а не филиала или представительства, поскольку в качестве самостоятельных субъектов гражданского права последние не существуют.

Положение о филиале или представительстве регулирует другие вопросы: организационные, управленческие, имущественные, производственные, иногда даже финансовые. Но в сфере трудовых отношений обособленные подразделения также неправосубъектны. По мнению автора, это удачно разъяснено в письме Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27.01.2012 № 10-02-16/295 «О разъяснении законодательства». В нем обращено внимание, что в соответствии с абзацем 6 части первой ст.1 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК) наниматель - это юридическое или физическое лицо, которому законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудового договора с работником. Другими словами, наниматель как одна из сторон трудового договора является юридическим лицом. Юридическое лицо может иметь филиалы и представительства, которые юридическими лицами не являются. Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 января 2020 г. в ТК внесены изменения Законом Республики Беларусь от 18.07.2019 № 219-З. Комментарий см. здесь.

 

Уполномоченное должностное лицо нанимателя - руководитель (его заместители) организации (обособленного подразделения), руководитель структурного подразделения (его заместители), мастер, специалист или иной работник, которому законодательством или нанимателем предоставлено право принимать все или отдельные решения, вытекающие из трудовых и связанных с ними отношений (абзац 7 части первой ст.1 ТК).

В этой связи руководители представительств и филиалов являются не нанимателями по отношению к работникам, а уполномоченными должностными лицами нанимателя, которым доверенностью делегированы отдельные права нанимателя, такие как прием и увольнение работников, право применять к ним меры поощрения и дисциплинарного взыскания и др.

В то же время отдельные признаки самостоятельности в сфере трудовых отношений у обособленных подразделений все же есть:

1) в обособленных подразделениях могут заключаться коллективные договоры (по вопросам, относящимся к их компетенции) (ст.361 ТК);

2) не признается перемещением, не требующим согласия работника (ст.31 ТК), поручение нанимателем работнику прежней работы в другом обособленном подразделении, тогда как в другом структурном подразделении - признается;

3) досрочное расторжение трудового договора по инициативе нанимателя допускается в случае прекращения деятельности филиала, представительства или иного обособленного подразделения организации, расположенных в другой местности (п.1 ст.42 ТК);

4) на руководителей структурных подразделений распространяются некоторые ограничения, установленные ТК для руководителей организаций, такие как дополнительные основания увольнения (однократное грубое нарушение - п.1 ст.47), по совместной работе близких родственников (ст.27) и др.

Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» распространяется на организации, к числу которых он относит юридические лица Республики Беларусь, их филиалы, представительства и иные обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, представительства иностранных и международных организаций и др. Другими словами, данный Закон этот вопрос не решает, оставляя на усмотрение самой организации. То есть филиалы и представительства могут иметь самостоятельный баланс, а могут и не иметь, вопрос этот обычно решается при их создании.

Выделение филиалов и других обособленных подразделений на самостоятельный баланс не меняет отношений собственности. В качестве собственника продолжает выступать само юридическое лицо (головная организация). Поэтому безвозмездная передача товаров (работ, услуг), имущественных прав в пределах одного собственника по его решению или решению уполномоченного им органа не признается реализацией (подп.2.3 п.2 ст.31 Налогового кодекса Республики Беларусь, далее - НК).

С вопросом учета тесно увязан вопрос о наличии текущего (расчетного) счета в банке. В настоящее время банковский счет может быть открыт только юридическому или физическому лицу в качестве владельца (ст.198 Банковского кодекса Республики Беларусь, далее - БК). Но снятие ограничений по количеству таких счетов позволяет открыть счет на имя головной организации, распоряжаться же им может руководитель обособленного подразделения по доверенности.

С точки зрения налогового учета филиалы, представительства и иные обособленные подразделения юридических лиц Республики Беларусь, имеющие отдельный баланс и текущий (расчетный) либо иной банковский счет, как правило, исчисляют суммы налогов, сборов (пошлин) и исполняют налоговые обязательства этих юридических лиц (п.3 ст.13 НК). Таким образом, они не признаются самостоятельными плательщиками, но обладают определенной степенью налоговой правосубъектности. Она проявляется, в частности, в постановке на налоговый учет таких обособленных подразделений, который осуществляется на основании сообщений юридических лиц о создании таких обособленных подразделений в налоговом органе по месту их нахождения (часть четвертая п.2 ст.65 НК). Срок - 10 дней со дня создания. К сообщению прилагается копия положения о филиале, представительстве и об ином обособленном подразделении с одновременным предъявлением налоговому органу для сверки оригинала такого положения (подп.1.9.4 п.1 ст.22, п.7 ст.66 НК).

 

Справочно

Форма сообщения юридического лица о создании филиалов, представительств и иных обособленных подразделений юридического лица установлена постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.12.2010 № 96 (приложение 4). Этим же постановлением утверждена Инструкция о порядке заполнения заявлений о постановке на учет в налоговом органе и сообщения юридического лица о создании филиалов, представительств и иных обособленных подразделений юридического лица, которая предусматривает в том числе присвоение такому обособленному подразделению учетного номера плательщика (УНП). Еще раз подчеркнем, что речь идет об обособленных подразделениях, имеющих отдельный баланс, которым для совершения операций юридическим лицом открыт банковский счет с предоставлением права распоряжаться денежными средствами на счете должностным лицам данного обособленного подразделения (п.39 указанной Инструкции).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 24 апреля 2019 г. в Инструкцию № 96 внесены изменения постановлением МНС от 02.04.2019 № 14, изменено название Инструкции: «Инструкция о порядке заполнения заявлений о постановке на учет в налоговом органе и сообщения юридического лица о создании или ликвидации филиалов, представительств и иных обособленных подразделений юридического лица».

С 13 мая 2022 г. постановлением МНС от 31.03.2022 № 14 п.39 Инструкции изложен в следующей редакции: «Сообщение юридического лица Республики Беларусь о создании филиала представляется юридическим лицом в налоговый орган по месту постановки на учет юридического лица по форме согласно приложению 4 к постановлению, утвердившему настоящую Инструкцию.».

 

В аналогичном порядке сообщения должны посылаться и в случае ликвидации обособленных подразделений. В подобных случаях головной организацией представляются соответствующие налоговые декларации (не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошла ликвидация), она же исполняет налоговые обязательства ликвидируемого обособленного подразделения (не позднее 22-го числа месяца, в котором представлена налоговая декларация) (п.6 ст.39, п.21 ст.63 НК).

Закон Республики Беларусь от 29.02.1996 № 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» (ст.1) относит представительства и филиалы юридических лиц, выделенные на самостоятельный баланс, к числу работодателей, которые являются плательщиками обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее - бюджет фонда). Постановка их на учет в качестве плательщиков осуществляется по месту их нахождения в течение 10 рабочих дней со дня подачи ими заявления о постановке на учет (п.2 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 21 января 2022 г. Положение № 40 утратило силу Указом от 22.11.2021 № 448.

С 21 января 2022 г. следует руководствоваться Законом от 15.07.2021 № 118-З «О взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь». Комментарии см. здесь.

 

Справочно

Положение о порядке постановки на учет и снятия с учета плательщиков обязательных страховых взносов, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.07.2009 № 917 (подп.3.2 п.3), предусматривает, что для постановки на учет в органах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь плательщики представительства и филиалы представляют: а) устав головного юридического лица; б) положение о представительстве, филиале; в) извещение о присвоении УНП.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 21 января 2022 г. следует руководствоваться подп.3.2 п.3 Положения № 917 в ред. постановления Совмина от 04.12.2021 № 694. Для постановки на учет представительствам, филиалам юридических лиц необходимы устав (учредительный договор - для коммерческих организаций, действующих на основании учредительного договора) юридического лица, создавшего представительство, филиал, обособленное подразделение Белгосстраха; положение о представительстве, филиале, обособленном подразделении Белгосстраха; извещение о присвоении учетного номера плательщика.

 

Аналогично обособленные подразделения организаций отнесены к числу страхователей для целей обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п.271 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530).

Согласования размещения филиалов и других обособленных подразделений в исполнительных комитетах (администрациях) на местах в настоящее время не предусмотрено.

При осуществлении юридическим лицом лицензируемых видов деятельности действие лицензии распространяется и на обособленные подразделения (филиалы), но при условии указания в тексте лицензии (отдельных листах) сведений о таких обособленных подразделениях. Осуществление лицензируемых видов деятельности без такого указания является незаконным и запрещено (пп.3, 15, 46, 53 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2023 г. действует Закон от 14.10.2022 № 213-З «О лицензировании». Комментарии см. здесь.

Структурные подразделения

Критерий выделения обособленных подразделений - их территориальная удаленность. Структурные подразделения выделяются по другим, главным образом, внутренним признакам: функциональным (вспомогательные службы - кадровая, юридическая, бухгалтерия и т. п.), видам деятельности (основное, обслуживающее производство), численности работников и т. п. В последнем случае особое внимание уделяется так называемым нормам управляемости (см. Методические рекомендации по установлению норм управляемости для руководителей производственных структурных подразделений коммерческих организаций, утвержденные постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29.12.2004 № 163, а также соответствующие Единые тарифно-квалификационные справочники работ и профессий рабочих).

 

Справочно

Норма управляемости - это установленная численность работников или структурных подразделений, которые должны быть непосредственно подчинены одному руководителю.

 

Рекомендации по разработке примерных структур и штатных нормативов численности работников аппарата управления коммерческих организаций государственной формы собственности и организаций с долей собственности государства в их уставных фондах более 50 процентов утверждены постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 09.03.2004 № 25 (п.14). Рекомендуется использовать следующие нормы управляемости:

1) управление, служба создаются при численности работников в их штате не менее семи человек (включая должность руководителя);

2) отдел - четыре человека;

3) сектор (бюро, группа) - три человека.

При необходимости в составе структурных подразделений с учетом вышеназванных норм управляемости могут создаваться:

• в управлении (службе) - отделы, секторы (бюро, группы);

• в отделе - секторы (группы) и т. д.

Основой для выделения структурных подразделений выступают потребности в управлении. Создаются структурные подразделения по решению соответствующих органов юридического лица, причем Закон не относит данный вопрос к компетенции ни одного из органов (следовательно, вопрос должен решаться в уставе). Чаще всего соответствующее решение имеет форму утверждения штатного расписания, а также положения о структурном подразделении.

Данные документы относятся к числу локальных нормативных правовых актов организации, но ни один из них не назван в числе документов хозяйственного общества (ст.63 Закона). В принципе, структурные подразделения организации сами ведут делопроизводство (оперативное хранение документов, номенклатура дел, издание приказов и т. п.), могут иметь собственную печать. Однако переписка между структурными подразделениями организации, за исключением территориально удаленных подразделений, прямо запрещена (п.13 Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июля 2024 г. следует руководствоваться Инструкцией № 4 с учетом изменений, внесенных постановлениями Минюста от 10.01.2024 № 2 и от 30.04.2024 № 25. Комментарий см. здесь.

 

Как уже отмечалось, самостоятельный статус в финансовых отношениях (выделение на отдельный баланс, текущий счет в банке, уплата налогов и др.) может быть присущ только обособленным подразделениям. Автономия структурных подразделений по этим вопросам может быть ограничена оплатой труда, что во многих случаях требует ведения надлежащего управленческого учета.

Например, Рекомендации по премированию работников коммерческих организаций по результатам финансово-хозяйственной деятельности, утвержденные постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.02.2012 № 29 (подп.4.5-4.8 п.4), рекомендуют дифференцировать размер премирования не только по конкретным работникам, рабочим местам и профессиональным группам, но и по подразделениям, исходя при этом из значения каждого такого подразделения в деятельности коммерческой организации. Премии могут начисляться коллективу структурного подразделения (цеха, участка, службы, отдела), а их распределение конкретному работнику может производиться с учетом его трудового вклада в общие результаты структурного подразделения (цеха, участка, отдела, бригады).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 27 января 2020 г. постановление № 29 на основании постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27.01.2020 № 11 утратило силу.

 

Статус структурных подразделений в трудовых отношениях в целом ниже, чем у филиалов и представительств, хотя определенная степень автономии все же присутствует:

1) трудовой договор должен содержать в качестве обязательных сведения о месте работы с указанием структурного подразделения, в которое работник принимается на работу (п.2 части второй ст.19 ТК);

2) поручение нанимателем работнику прежней работы на новом рабочем месте, в том числе в другом структурном подразделении (не обособленном), но в пределах специальности, квалификации или должности с сохранением условий труда, обусловленных трудовым договором, признается перемещением и не требует согласия работника. Однако соответствующая запись о перемещении может вноситься в трудовую книжку (п.20 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 16.06.2014 № 40).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 января 2020 г. следует руководствоваться п.20 Инструкции № 40 с учетом изменений, внесенных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 10.01.2020 № 1. Комментарий см. здесь;

 

3) допустимо внутреннее совместительство (ст.343 ТК), то есть выполнение работником в свободное от основной работы время оплачиваемой работы у того же нанимателя (в том числе в разных структурных подразделениях) на условиях другого трудового договора;

4) режим гибкого рабочего времени может устанавливаться для целых коллективов структурных подразделений организации (ст.128 ТК);

5) по отдельным структурным подразделениям могут устанавливаться дополнительные поощрительные отпуска (ст.160 ТК);

6) могут заключаться договоры о коллективной (бригадной) материальной ответственности (ст.406 ТК) и некоторые др.

Отличия между обособленными и структурными подразделениями

Обособленные подразделения Структурные подразделения
Расположены вне места нахождения головной организации Территориальное размещение не регламентировано
Создаются по решению общего собрания с возможностью делегирования полномочий нижестоящим органам Создаются в порядке, определенном уставом
Могут быть выделены на самостоятельный баланс по решению создавшего органа Не имеют самостоятельного баланса. Могут иметь лишь внутренний хозрасчет
В указанном выше случае могут уплачивать налоги, страховые взносы в бюджет фонда и Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» Все обязательные платежи централизованы
Указываются в уставе и лицензиях
-
Руководитель действует на основании доверенности Внешнее представительство отсутствует
Может распоряжаться счетом в банке, открытым на имя юридического лица
-
Филиал, представительство, значительно реже другие виды Отдел, управление, цех, участок, департамент, центр, пункт, бюро, группа, сектор, мастерская и т. д.

Предприятие как имущественный комплекс - специфический вид структурного подразделения

В качестве специфического структурного подразделения (в том числе обособленного) может рассматриваться предприятие как имущественный комплекс (ст.132 ГК), включающее все виды имущества, предназначенные для предпринимательской деятельности: земельные участки, капитальные строения (здания, сооружения), незавершенные законсервированные капитальные строения, изолированные помещения, машино-места, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права. Такое предприятие необязательно связано с промышленным производством и может представлять собой магазин, автомойку, кинотеатр, ресторан, спортивный клуб, животноводческую ферму и т. п. Однако выделение такого предприятия в самостоятельный объект права не связано с управлением, а имеет целью не допустить дробления активов при совершении сделок с ним. Тем более что персонал и прочий «человеческий капитал» в состав такого предприятия не входит. С точки зрения управления такое предприятие может быть достаточно крупным структурным подразделением (завод, фабрика, комбинат и т. п.) с внутренним делением на более мелкие подразделения либо выделяться в качестве филиала.

Многозвенная структура

Подобную сложную (многоуровневую) структуру управления (наряду с простой одно- или двухуровневой) могут иметь и некоторые другие организации. В первую очередь это характерно для крупных банков, которые могут иметь трех- или четырехуровневую структуру.

 

Справочно

Филиалом банка является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения банка и осуществляющее от его имени все или часть банковских операций, предусмотренных лицензией на осуществление банковской деятельности. Филиал банка не является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на основании положения, утверждаемого создавшим его банком. Перечень филиалов банка прилагается к уставу банка. Имущество филиала банка формируется путем передачи ему банком части имущества (ст.85 БК).

Банк вправе осуществлять банковские операции и (или) иную деятельность вне места нахождения банка, его филиала путем создания структурных подразделений, в том числе передвижных, расположенных вне места нахождения банка, его филиала и не имеющих самостоятельного баланса (отделений, центров банковских услуг, расчетно-кассовых центров, обменных пунктов и других структурных подразделений), либо путем создания удаленных рабочих мест. Об этом должен быть уведомлен Национальный банк Республики Беларусь (ст.87 БК).

 

В этом случае головной банк может заниматься либо не заниматься непосредственно банковскими операциями, сосредоточившись на организационной, контрольной и вспомогательной деятельности. Основную нагрузку по ведению бизнеса берут на себя филиалы (отделения) на местах, а при трехзвенной структуре между ними и головным банком расположены еще региональные банки (дирекции). Организационная структура может быть еще сложнее за счет появления четвертого уровня - расчетно-кассовых центров, обменных пунктов и т. п. Причем большинство из этих подразделений, не являясь юридическим лицом, может иметь собственный баланс, межбанковские коды и нумерацию, вступать в имущественные отношения с другими подразделениями банка и взимать за это плату и т. п. Кроме того, БК предусматривает возможность создания банковских холдингов (в состав которых входят не обособленные подразделения, а юридические лица) с децентрализацией управления и закреплением за управляющей (головной) компанией только стратегических функций.

 

Примечание. Типовое положение о филиале, представительстве и ином обособленном подразделении учреждения образования, утвержденное постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26.07.2011 № 168, предусматривает, что к иным обособленным подразделениям учреждения образования могут относиться структурные подразделения учреждения образования, расположенные вне места его нахождения либо расположенные по месту нахождения учреждения образования, но имеющие отдельный баланс, текущий (расчетный) банковский счет с предоставлением права распоряжаться денежными средствами на счете должностным лицам этого обособленного подразделения на основании доверенности, выданной создавшим его учреждением образования (п.4).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 19 августа 2023 г. действует Типовое положение о филиале, представительстве и ином обособленном подразделении учреждения образования, утв. постановлением Минобразования от 03.08.2023 № 228.

 

20.10.2015

 

Сергей Овсейко, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук