


Материал помещен в архив
ВОПРОС (СП «ТКМ»): Существуют ли ограничения в размере предоставляемых скидок при реализации товаров? Может ли организация розничной торговли реализовывать алкогольные напитки крепостью свыше 28 % ниже установленных предельных минимальных розничных цен?
ОТВЕТ: Свободная цена (тариф) - цена (тариф), складывающаяся под воздействием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции (ст.3 Закона Республики Беларусь от 10.05.1999 № 255-З «О ценообразовании») (далее - Закон № 255-З).
В Республике Беларусь применяются свободные цены (тарифы) на товары (работы, услуги), за исключением случаев, предусмотренных Законом № 255-З.
Статьей 7 Закона № 255-З установлено, что регулируемые цены (тарифы) применяются в т.ч. на отдельные социально значимые товары (работы, услуги), конкретный перечень которых устанавливается Президентом Республики Беларусь или по его поручению Советом Министров Республики Беларусь.
Вместе с тем ст.12 Закона № 255-З установлено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица имеют право самостоятельно или по согласованию с покупателем установить цену (тариф) на товар (работу, услугу), если в их отношении в соответствии с законодательством Республики Беларусь о ценообразовании не применяется регулирование цен (тарифов).
Так, Указом Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» (далее - Указ № 72) определен перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые определяются Советом Министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями) (приложение 1).
Порядок установления и применения цен (тарифов) на товары (работы, услуги), регулируемых Указом № 72, определен Инструкцией о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 22.07.2011 № 111.
Пунктом 13 названной Инструкции установлено, что решение о предоставлении покупателям скидок с розничных цен, но не ниже предельных минимальных розничных цен, установленных государственными органами, осуществляющими регулирование цен (тарифов), субъекты хозяйствования принимают самостоятельно в соответствии с разработанным ими порядком, если иное не установлено законодательством.
Следовательно, предоставление покупателям скидок на товары, цены на которые регулируются государственными органами, осуществляется организацией с учетом уровня предельных минимальных цен, в остальных случаях - в соответствии с самостоятельно разработанным порядком.
К примеру, при реализации покупателям со скидкой алкогольных напитков крепостью свыше 28 % торговой организации следует учитывать уровень установленных предельных минимальных цен в соответствии с приложением 1 к постановлению Министерства экономики Республики Беларусь от 31.03.2011 № 49 «Об установлении предельных минимальных цен на алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь». Во всех других случаях размер предоставляемых скидок не ограничен.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 22 марта 2015 г. следует руководствоваться предельными минимальными ценами на алкогольные напитки крепостью свыше 28 %, производимыми и (или) реализуемыми на территории Республики Беларусь, утвержденными постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 12.01.2015 № 1. |
![]() |
Обратите внимание! Цена товаров, а также иные условия договора розничной купли-продажи должны быть одинаковыми для всех покупателей, за исключением случаев, когда законодательством допускается предоставление льгот (скидок) для отдельных категорий покупателей (п.21 Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.07.2014 № 703). |
28.11.2014
Тамара Алейникова, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»
Ответ подготовлен по результатам интернет-семинара «Изменения в Законе о ценообразовании с 23 октября 2014 года»