


Материал помещен в архив
СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ: ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРЕФЕРЕНЦИИ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ ИХ РЕЗИДЕНТАМ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Нормативное регулирование
Основные нормативные правовые акты и иные документы, регулирующие деятельность свободных экономических зон на территории Республики Беларусь:
1. Закон РБ от 07.12.1998 № 213-З «О свободных экономических зонах» (далее - Закон о СЭЗ).
2. Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18.06.2010 (далее - Соглашение от 18.06.2010).
3. Указы Президента РБ, регламентирующие вопросы создания и деятельности свободных экономических зон.
4. Указ Президента РБ от 09.06.2005 № 262 «О некоторых вопросах деятельности свободных экономических зон на территории Республики Беларусь» (далее - Указ № 262).
5. Положение о свободных таможенных зонах, созданных на территориях свободных (особых) экономических зон, утвержденное Указом Президента РБ от 31.01.2006 № 66 (далее - Положение № 66).
6. Указ Президента РБ от 27.12.2007 № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков».
7. Указ Президента РБ от 01.03.2010 № 101 «О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности» (далее - Указ № 101).
8. Налоговый кодекс РБ (далее - НК).
9. Закон РБ от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь».
10. Постановление Совета Министров РБ от 26.03.2008 № 462 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667».
11. Инструкция о порядке согласования с таможнями решений администраций свободных (особых) экономических зон об определении пределов свободных таможенных зон и об упразднении свободных таможенных зон, утвержденная постановлением ГТК РБ от 27.02.2014 № 7.
12. Письмо ГТК РБ от 28.07.2010 № 02-17/6278 «О Соглашении по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны».
Некоторые условия регистрации и осуществления деятельности резидентами свободных экономических зон
1. Заявленный объем инвестиций в реализацию инвестиционного проекта юридического лица или индивидуального предпринимателя, претендующего на регистрацию в качестве резидента свободной экономической зоны (далее - СЭЗ), должен составлять сумму, эквивалентную не менее 1 млн. евро (подп.1.11 п.1 Указа № 262).
2. Администрация СЭЗ самостоятельно принимает решение о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве резидентов СЭЗ при соответствии их инвестиционных проектов указанному выше условию (подп.1.4 п.1 Указа № 262).
3. Отходы, образовавшиеся в результате совершения с товарами, помещенными под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, операций, установленных в подп.5) и 6) п.1 ст.13 Соглашения от 18.06.2010, рассматриваются для таможенных целей как переработанные в состояние, не пригодное для их дальнейшего коммерческого использования, при условии их:
- передачи для обезвреживания и (или) захоронения юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю (далее - организация), имеющим специальное разрешение (лицензию) на деятельность, связанную с воздействием на окружающую среду, составляющими работами и услугами которой являются обезвреживание и (или) захоронение отходов (далее - специальное разрешение (лицензия));
- обезвреживания и (или) захоронения резидентом СЭЗ на собственных объектах обезвреживания и (или) захоронения отходов при наличии у него специального разрешения (лицензии);
- передачи организации, осуществляющей в установленном порядке эксплуатацию объекта по использованию отходов, для их дальнейшего использования в качестве вторичного сырья;
- использования резидентом СЭЗ на эксплуатируемом им в установленном порядке объекте по использованию отходов (часть первая подп.1.81 п.1 Указа № 262).
Вывоз с созданной на территории СЭЗ свободной таможенной зоны, в пределах которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, указанных выше отходов для передачи организации, осуществляющей эксплуатацию объекта по использованию отходов и (или) имеющей специальное разрешение (лицензию), осуществляется на основании письменного обращения декларанта таможенной процедуры свободной таможенной зоны в таможенный орган с указанием в нем сведений об отходах (наименования, веса нетто) и о сроке их передачи, а также наименования юридического лица или фамилии, собственного имени, отчества (при его наличии) индивидуального предпринимателя, которые принимают отходы для их использования, обезвреживания, захоронения, с приложением заверенной декларантом копии договора между ним и указанным юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. При необходимости должностное лицо таможенного органа вправе потребовать предъявить оригинал указанного договора (часть четвертая подп.1.81 п.1 Указа № 262).
4. Финансирование расходов на создание инженерной и транспортной инфраструктуры, требуемой для реализации инвестиционного проекта резидента СЭЗ с заявленным объемом инвестиций в размере, эквивалентном сумме более 10 млн. евро, осуществляется за счет средств, предусматриваемых в Государственной инвестиционной программе и местных бюджетах на очередной финансовый год для соответствующей СЭЗ, в первоочередном порядке (подп.1.141 п.1 Указа № 262).
5. При проведении расчетов с участием субъекта валютных операций - резидента СЭЗ Республики Беларусь (кроме расчетов по валютным операциям, связанным с предоставлением и получением займов) разрешается использование иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте и (или) платежных документов в иностранной валюте при проведении валютных операций между субъектами валютных операций - резидентами Республики Беларусь (подп.25.6 п.25 Правил проведения валютных операций, утвержденных постановлением Правления Нацбанка РБ от 30.04.2004 № 72).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 16 сентября 2015 г. следует руководствоваться п.25 Правил № 72 в редакции постановления Нацбанка РБ от 26.08.2015 № 515. Вышеуказанная норма исключена. |
6. На территории СЭЗ может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны, при которой товары размещаются и используются в пределах территории СЭЗ или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров Таможенного союза.
Иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, сохраняют статус иностранных товаров, а товары Таможенного союза, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, сохраняют статус товаров Таможенного союза (часть первая п.2 ст.10 Соглашения от 18.06.2010).
![]() |
Справочно Свободная таможенная зона - специально выделенная территория в границах СЭЗ с сооружениями (помещениями) или без них, определенная и обустроенная в соответствии с требованиями, установленными Положением № 66, используемая резидентом СЭЗ, для которого определены пределы свободной таможенной зоны, в целях осуществления предпринимательской деятельности согласно договору об условиях деятельности в СЭЗ и инвестиционному проекту (абзац 2 п.2 Положения № 66). |
7. На территориях СЭЗ действует особый (специальный правовой) режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, заключающийся в предоставлении резидентам особого режима налогообложения, определяемого законодательством государств - членов Таможенного союза, а также в создании иных, более благоприятных, чем общеустановленные на территории государства - члена Таможенного союза, условий для осуществления предпринимательской, инвестиционной и иной деятельности на территории СЭЗ.
В частности, в СЭЗ действуют:
• специальный порядок исчисления и уплаты налогов и сборов;
• свободные таможенные зоны;
• специальный порядок регулирования земельных отношений.
Необходимо отметить, что действие специального правового режима СЭЗ имеет пределы, строго регламентированные законодательством.
В свободных экономических зонах не допускается деятельность, запрещенная на территории Республики Беларусь законодательными актами, а также деятельность, запрещенная на территории свободных (специальных, особых) экономических зон государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства (далее - ЕЭП) в соответствии с международными договорами Республики Беларусь (ст.5 Закона о СЭЗ).
В настоящее время в Республике Беларусь шесть СЭЗ:
1) «Брест» - создана Указом Президента РБ от 20.03.1996 № 114 сроком на 50 лет;
2) «Минск» - создана Указом Президента РБ от 02.03.1998 № 93 сроком на 30 лет;
3) «Гомель-Ратон» - создана Указом Президента РБ от 02.03.1998 № 93 сроком на 50 лет;
4) «Витебск» - создана Указом Президента РБ от 04.08.1999 № 458 сроком на 30 лет;
5) «Могилев» - создана Указом Президента РБ от 31.01.2002 № 66 сроком на 30 лет;
6) «Гродноинвест» - создана Указом Президента РБ от 16.04.2002 № 208 сроком на 30 лет.
Таблица | |||||
Преференции, предоставляемые для резидентов свободных экономических зон в соответствии с законодательством Республики Беларусь | |||||
№ п/п | Условия ведения деятельности | Предоставленные преференции |
Кому предоставлено |
Гарантированный срок действия |
Чем регулируется предоставление преференций |
Земельные отношения | |||||
1 |
Плата за право заключения договора аренды, аренду земельных участков | Освобождение от платы за право заключения договора аренды земельного участка, предоставляемого для строительства и обслуживания объектов недвижимого имущества в границах СЭЗ | Резидентам СЭЗ, зарегистрированным после 1 января 2012 г. | Не ограничен | Подпункт 1.13 п.1 Указа № 262 |
Резидентам СЭЗ, зарегистрированным до 1 января 2012 г. |
После 1 января 2017 г. | ||||
Освобождение от арендной платы за земельные участки в границах СЭЗ, предоставленные для строительства объектов (примечание 1) | Резидентам СЭЗ, зарегистрированным после 1 января 2012 г. | На период проектирования и строительства этих объектов, но не более 5 лет с даты их регистрации | Подпункт 1.7.10 п.1 Указа № 101 | ||
Резидентам СЭЗ, зарегистрированным до 1 января 2012 г. | Не ранее чем с 1 января 2017 г. и не более 5 лет с указанной даты | ||||
Запрет на повышение определенного при предоставлении в аренду размера ежегодной арендной платы за земельные участки, расположенные в границах СЭЗ и предоставляемые в аренду их резидентам для реализации инвестиционных проектов | Администрациям СЭЗ | В течение всего срока реализации инвестиционного проекта | Подпункт 1.5 п.1 Указа № 101. От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2016 г. следует руководствоваться подп.1.5 п.1 Указа № 101 в редакции Указа Президента РБ от 31.12.2015 № 538 (далее - Указ № 538) | ||
Право уменьшать (увеличивать), но не более чем в два раза, размер ежегодной арендной платы за земельные участки, расположенные в границах СЭЗ (кроме случаев, указанных выше) (примечание 2) | Администрациям СЭЗ | Не ограничен | Пункт 21 Указа № 101. От редакции «Бизнес-Инфо» С 16 января 2016 г. следует руководствоваться п.21 Указа № 101 в редакции Указа № 538 | ||
Налогообложение, уплата пошлин | |||||
2 |
Земельный налог | Освобождение от уплаты земельного налога в отношении земельных участков, расположенных в границах СЭЗ и предоставленных резидентам СЭЗ для цели строительства объектов | Резидентам СЭЗ, зарегистрированным с 1 января 2012 г. | На период строительства этих объектов, но не более 5 лет с даты регистрации в качестве резидента СЭЗ | Подпункт 1.34 п.1 ст.194 НК |
Резидентам СЭЗ, зарегистрированным до 1 января 2012 г. | На период строительства объектов, для строительства которых предоставлены земельные участки, но не ранее чем с 1 января 2017 г. и не более 5 лет с указанной даты | ||||
Налог на добавленную стоимость | Обложение НДС по ставке 10 % оборотов по реализации резидентами СЭЗ на территории Республики Беларусь товаров собственного производства, которые произведены ими на территории СЭЗ и являются импортозамещающими в соответствии с перечнем импортозамещающих товаров, установленным НК (примечание 3). Справочно Перечень импортозамещающих товаров, производимых резидентами свободных экономических зон и поставляемых на внутренний рынок республики, утвержден постановлением Совета Министров РБ от 21.01.2014 № 48. От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2016 г. следует руководствоваться перечнем, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 28.12.2015 № 1095 |
Резидентам СЭЗ, зарегистрированным до 1 апреля 2008 г. | До 31 марта 2015 г. | Пункты 51, 6 ст.327 НК | |
Резидентам СЭЗ, зарегистрированным после 1 апреля 2008 г. | В течение 7 лет с даты регистрации в качестве резидентов СЭЗ, но не позднее 1 января 2017 г. | ||||
4 |
Налог на прибыль (примечание 4) | 1. Освобождение прибыли, полученной от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, от налога на прибыль в течение 5 лет с даты объявления резидентом СЭЗ прибыли (примечание 5) | Резидентам СЭЗ, зарегистрированным до 1 апреля 2008 г. | До 31 марта 2015 г. | Пункт 3 ст.327 НК |
Резидентам СЭЗ, зарегистрированным после 1 апреля 2008 г. | В течение 7 лет с даты регистрации в качестве резидентов СЭЗ | ||||
2. Уменьшение на 50 % ставки налога на прибыль, установленной п.1 ст.142 НК, с уплатой налога по ставке не более чем 12 % | Подпункт 1.1 п.1 ст.327 НК | ||||
5 |
Налог на недвижимость | Освобождение от налога на недвижимость по объектам обложения этим налогом, расположенным на территории соответствующих СЭЗ, независимо от направления их использования (примечание 6) | Резидентам СЭЗ, зарегистрированным до 1 апреля 2008 г. | До 31 марта 2015 г. | Пункт 4 ст.327 НК |
Резидентам СЭЗ, зарегистрированным после 1 апреля 2008 г. | В течение 7 лет с даты регистрации в качестве резидентов СЭЗ | ||||
6 |
Государственная пошлина за выдачу специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь | Освобождение от уплаты государственной пошлины за выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства, привлекаемым резидентом СЭЗ для реализации инвестиционного проекта на территории СЭЗ, специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь | Резидентам СЭЗ, зарегистрированным с 1 января 2012 г. | Не ограничен | Подпункт 8.35 п.8 ст.257 НК |
Резидентам СЭЗ, зарегистрированным до 1 января 2012 г. |
С 1 января 2017 г. | ||||
7 |
Таможенные пошлины, налоги, уплачиваемые при ввозе (вывозе) товара с территории свободной таможенной зоны СЭЗ (при этом не имеет значения, относятся ли данные товары к импортозамещающим товарам) | Освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении иностранного товара, помещенного под таможенную процедуру (таможенный режим) свободной таможенной зоны, при его вывозе в неизменном состоянии за пределы Таможенного союза | Резидентам СЭЗ | Пункт 2 ст.17 Соглашения от 18.06.2010, ст.296 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) | |
Освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов при вывозе товаров Таможенного союза в неизменном состоянии, а также товаров Таможенного союза, в изготовлении (получении) которых не использовались иностранные товары, на остальную часть таможенной территории Таможенного союза (примечание 7) | Резидентам СЭЗ | Пункт 5 ст.17 Соглашения от 18.06.2010, ст.292 ТК ТС | |||
Освобождение от уплаты вывозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, в т.ч. отходов, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру (таможенный режим) свободной таможенной зоны, если такие товары не соответствуют критериям достаточной переработки (признаны иностранными товарами) в случае их вывоза за пределы таможенной территории Таможенного союза | Резидентам СЭЗ | Пункт 7 ст.17 Соглашения от 18.06.2010, ст.296 ТК ТС | |||
Освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, в т.ч. отходов, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру (таможенный режим) свободной таможенной зоны, если такие товары соответствуют критериям достаточной переработки (признаны товарами Таможенного союза), в случае их вывоза на остальную часть таможенной территории Таможенного союза. При этом такие товары признаются товарами Таможенного союза | Резидентам СЭЗ, зарегистрированным до 1 января 2012 г. | До 1 января 2017 г. | Пункт 8 ст.17 Соглашения от 18.06.2010, ст.292 ТК ТС | ||
Иные преференции | |||||
8 |
Обязательная продажа иностранной валюты | Освобождение от обязательной продажи иностранной валюты | Резидентам СЭЗ | Не ограничен | Подпункт 4.1 п.4 Указа Президента РБ от 17.07.2006 № 452 «Об обязательной продаже иностранной валюты» |
9 |
Осуществление компенсационных посадок и выплат стоимости удаляемых, пересаживаемых объектов растительного мира | Освобождение от осуществления компенсационных посадок и компенсационных выплат стоимости удаляемых, пересаживаемых объектов растительного мира при строительстве в границах СЭЗ объектов, предусмотренных в инвестиционном проекте, с правом удаления, пересадки объектов растительного мира | Резидентам СЭЗ, зарегистрированным после 1 января 2012 г. | Не ограничен | Подпункт 1.12 п.1 Указа № 262 |
Резидентам СЭЗ, зарегистрированным до 1 января 2012 г. |
После 1 января 2017 г. |
Особенности налогообложения в свободных экономических зонах
Особенности налогообложения в СЭЗ, предусмотренные пп.3-5 вышеприведенной таблицы, распространяются на реализацию резидентами СЭЗ:
• за пределы Республики Беларусь иностранным юридическим и (или) физическим лицам в соответствии с заключенными между ними договорами товаров (работ, услуг) собственного производства, произведенных этими резидентами на территории СЭЗ (часть первая подп.3.1 п.3 ст.326 НК);
• на территории Республики Беларусь товаров собственного производства, которые произведены ими на территории СЭЗ, являются импортозамещающими в соответствии с перечнем таких товаров, определенным Правительством РБ по согласованию с Президентом РБ (данное условие действует до 1 января 2017 г.) (часть первая подп.3.2 п.3 ст.326 НК);
• товаров (работ, услуг) собственного производства, которые произведены ими на территории СЭЗ, другим резидентам СЭЗ согласно заключенным с ними договорам (часть первая подп.3.3 п.3 ст.326 НК).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2015 г. на основании Закона РБ от 30.12.2014 № 224-З п.3 ст.326 НК дополнен подп.3.4. |
![]() |
Справочно Употребленные термины используются в следующих значениях: • реализация резидентом СЭЗ за пределы Республики Беларусь иностранным юридическим и (или) физическим лицам товаров - отчуждение товаров резидентом СЭЗ иностранным юридическим и (или) физическим лицам с вывозом товаров за пределы территории Республики Беларусь; • реализация резидентом СЭЗ за пределы Республики Беларусь иностранным юридическим и (или) физическим лицам работ (услуг) - выполнение работ, оказание услуг резидентом СЭЗ для иностранных юридических и (или) физических лиц при условии, что результаты этих работ вывозятся за пределы территории Республики Беларусь, а услуги потребляются указанными лицами за пределами территории Республики Беларусь; • реализация резидентом СЭЗ работ и услуг собственного производства - реализация резидентом СЭЗ работ и услуг собственного производства, дата которой приходится на период действия сертификата работ и услуг собственного производства, выданного в установленном порядке; • реализация резидентом СЭЗ товаров собственного производства - реализация резидентом СЭЗ товаров собственного производства, дата изготовления которых приходится на период действия сертификата продукции собственного производства, выданного в установленном порядке. |
Для применения указанных особенностей налогообложения в СЭЗ должны выполняться условия, установленные п.4 ст.326 НК.
В то же время вышеперечисленные особенности налогообложения в СЭЗ не распространяются:
• на общественное питание, деятельность в сфере игорного бизнеса, деятельность по организации и проведению электронных интерактивных игр, торговую и торгово-закупочную деятельность, операции с ценными бумагами;
• реализацию товаров (работ, услуг), производство (выполнение, оказание) которых осуществляется полностью или частично с использованием основных средств, находящихся в собственности или ином вещном праве резидента СЭЗ, и (или) труда работников резидента СЭЗ вне ее территории;
• деятельность банков и страховых организаций (п.5 ст.326 НК).
Особенности налогообложения в СЭЗ применяются резидентом СЭЗ не ранее чем с 1-го числа месяца, следующего за месяцем регистрации его в качестве резидента СЭЗ.
Некоторые условия предоставления резидентам свободных экономических зон земельных участков
Правом предоставления и изъятия земельных участков резидентам СЭЗ, перевода земельных участков из одной категории в другую обладает администрация СЭЗ, если такие права ей делегированы соответствующим местным органом государственного управления.
При этом:
• предоставление резидентам СЭЗ на вещных правах земельных участков для строительства и обслуживания объектов недвижимого имущества в этих зонах осуществляется в соответствии с законодательными актами в области охраны и использования земель без проведения аукциона на право заключения договоров аренды, аукциона с условиями на право проектирования и строительства капитальных строений (зданий, сооружений) и аукциона по продаже земельных участков в частную собственность;
• предоставление резидентам СЭЗ земельных участков для строительства и обслуживания объектов недвижимого имущества в границах этих зон в случае, если разработанным и утвержденным в установленном порядке генеральным планом СЭЗ (при размещении земельного участка в ее границах) допускается размещение испрашиваемого земельного участка для заявленных нужд, производится без предварительного согласования места размещения земельного участка для строительства объекта;
• если иное не установлено Президентом РБ, то при предоставлении резидентам СЭЗ земельных участков в аренду плата за право заключения договоров аренды этих участков (в случае ее взимания в соответствии с законодательством) взимается на основании их кадастровой стоимости.
При предоставлении в аренду земельных участков резидентам СЭЗ для строительства и обслуживания объектов недвижимого имущества в этих зонах размер платы за право заключения договоров аренды определяется местными исполнительными комитетами на основании кадастровой стоимости земельных участков с применением коэффициентов для определения размера платы за право заключения указанных договоров аренды в зависимости от срока аренды земельных участков, а также дополнительного коэффициента 0,1.
Унификация законодательства о свободных экономических зонах и предоставление преференций в рамках Таможенного союза
В настоящее время развитие СЭЗ Республики Беларусь осуществляется в рамках общей политики стран Таможенного союза и ЕЭП. В связи с этим одна из основных задач законодательного регулирования деятельности СЭЗ на ближайшую перспективу - проведение единой согласованной политики законодательного регулирования деятельности СЭЗ в странах - членах Таможенного союза и ЕЭП, выработка единых стандартов и правил создания и деятельности СЭЗ.
В соответствии с Соглашением от 18.06.2010 с 1 января 2017 г. отменяются таможенные льготы, ранее установленные для резидентов СЭЗ национальным законодательством. Данное Соглашение служит основным документом, регламентирующим вопросы развития СЭЗ в рамках Таможенного союза.
На текущий момент действие значительного числа ранее установленных национальных льгот уже не распространяется на резидентов СЭЗ Республики Беларусь, зарегистрированных с 1 января 2012 г.
При этом в Республике Беларусь проводится активная работа по приведению национального законодательства о СЭЗ в соответствие с нормами Таможенного союза. Так, уже отменены некоторые таможенные льготы для резидентов СЭЗ при поставке произведенной ими продукции на внутренний рынок Таможенного союза: резиденты СЭЗ, зарегистрированные с 1 января 2012 г., лишены этих льгот, а резиденты, зарегистрированные до указанной даты, вправе применять их только до 2017 г.
С целью предоставить резидентам СЭЗ Республики Беларусь компенсационные льготы (преференции), а также в связи с приведением законодательства в соответствие с нормами Соглашения от 18.06.2010 Президентом РБ принят Указ от 24.02.2012 № 109 «О внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Республики Беларусь по вопросам деятельности резидентов свободных экономических зон» (далее - Указ № 109).
Указом № 109 для резидентов СЭЗ, зарегистрированных до 1 января 2012 г., с 2017 г. предоставляются дополнительные (компенсационные) преференции:
• освобождение от осуществления компенсационных выплат стоимости удаляемых объектов растительного мира при строительстве объекта в пределах СЭЗ;
• освобождение от внесения платы за право заключения договора аренды земельного участка, а также от арендной платы сроком на 5 лет и иные преференции;
Кроме того, в развитие норм Указа № 109 приняты другие нормативные правовые акты, направленные на совершенствование законодательства Республики Беларусь о СЭЗ в рамках Таможенного союза. Отдельные дополнительные преференции для резидентов СЭЗ закреплены также в НК (см. таблицу выше).
Резидентам СЭЗ, зарегистрированным с 1 января 2012 г., указанные выше дополнительные преференции предоставляются уже в настоящее время.
Примечание 1. Арендная плата взимается с арендаторов земельных участков, освобожденных от взимания арендной платы за земельный участок, при передаче ими земельных участков в субаренду.
Примечание 2. Решения администраций СЭЗ об увеличении размера ежегодной арендной платы за земельные участки не распространяются на резидентов СЭЗ в случаях запрета на повышение арендной платы.
Примечание 3. Данная ставка налога на добавленную стоимость применяется в отношении товаров, отгруженных с 1 января 2011 г. В материале не рассматриваются нормы, предусматривающие льготирование оборотов по реализации товаров, отгруженных до 1 января 2011 г.
Примечание 4. Прибыль, освобождаемая от налога на прибыль, и прибыль, по которой исчисление и уплата налога на прибыль осуществляются по пониженной ставке, определяются в течение налогового периода нарастающим итогом как сумма прибыли и убытков, полученных с начала налогового периода от деятельности, на которую распространяются особенности налогообложения в СЭЗ. В составе прибыли, освобождаемой от налога на прибыль, и прибыли, по которой исчисление и уплата налога на прибыль осуществляются по пониженной ставке, не учитываются прибыль от реализации основных средств, нематериальных активов, имущественных прав и внереализационные доходы, признаваемые таковыми для целей исчисления налога на прибыль, в т.ч. от операций по сдаче имущества в аренду (лизинг).
Примечание 5. Отсчет пятилетнего периода, в течение которого резидент СЭЗ имеет право на применение освобождения от налога на прибыль, производится с первого налогового периода (включительно), в котором у организации возникла валовая прибыль, включающая прибыль от реализации товаров (работ, услуг), за исключением ранее приобретенных товаров, полученную организацией после ее регистрации в качестве резидента СЭЗ. Данные положения не распространяются на резидентов СЭЗ, у которых отсчет пятилетнего периода начат до 1 января 2011 г. Для указанных резидентов СЭЗ отсчет пятилетнего периода производится в соответствии с законодательством, действовавшим до 1 января 2011 г. Организация, к которой в соответствии с законодательством о СЭЗ в результате реорганизации перешел статус резидента СЭЗ, вправе применять освобождение от налога на прибыль с даты реорганизации на срок, равный периоду, оставшемуся у реорганизованного резидента СЭЗ до истечения 5 лет с даты объявления им прибыли.
Примечание 6. Предоставляется в квартале, если в непосредственно предшествовавшем ему квартале резидентом СЭЗ осуществлялась деятельность, на которую распространяются особенности налогообложения в СЭЗ.
Примечание 7. Определение статуса товаров, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны резидентами, зарегистрированными до 1 января 2012 г., осуществляется в соответствии со ст.19 Соглашения от 18.06.2010 до 1 января 2017 г.
19.09.2014
Иван Задорожный, юрист