Пособие от 07.09.2012
Автор: Задорожный И.

Свободные экономические зоны: особенности деятельности, преференции, предоставляемые резидентам свободных экономических зон в соответствии с законодательством Республики Беларусь


 

Материал помещен в архив

 

СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ: ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРЕФЕРЕНЦИИ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ РЕЗИДЕНТАМ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Основные нормативные правовые акты и иные документы, регулирующие деятельность свободных экономических зон на территории Республики Беларусь

1. Закон РБ от 07.12.1998 № 213-З «О свободных экономических зонах» (далее - Закон о СЭЗ).

2. Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18.06.2010 (далее - Соглашение от 18.06.2010).

3. Указы Президента РБ, регламентирующие вопросы создания и деятельности свободных экономических зон.

4. Указ Президента РБ от 09.06.2005 № 262 «О некоторых вопросах деятельности свободных экономических зон на территории Республики Беларусь» (далее - Указ № 262).

5. Указ Президента РБ от 31.01.2006 № 66 «Об утверждении Положения о свободных таможенных зонах, созданных на территориях свободных экономических зон».

6. Указ Президента РБ от 27.12.2007 № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков».

7. Указ Президента РБ от 01.03.2010 № 101 «О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности».

8. Налоговый кодекс РБ (далее - НК).

9. Таможенный кодекс РБ.

 

 

От редакции: С 23 апреля 2014 г. вступил в силу Закон РБ от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь», которым признан утратившим силу Таможенный кодекс РБ.

 

10. Постановление Совета Министров РБ от 26.03.2008 № 462 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667» (далее - постановление № 462).

11. Инструкция о порядке согласования решений администраций свободных экономических зон об определении пределов свободных таможенных зон (упразднении свободных таможенных зон) в пределах свободных экономических зон, а также строительства в пределах свободных таможенных зон, утвержденная постановлением ГТК РБ от 04.04.2006 № 27.

 

 

От редакции: С 8 апреля 2014 г. постановление № 27 на основании постановления ГТК РБ от 27.02.2014 № 6 утратило силу. Взамен действует Инструкция о порядке согласования с таможнями решений администраций свободных (особых) экономических зон об определении пределов свободных таможенных зон и об упразднении свободных таможенных зон, утвержденная постановлением ГТК РБ от 27.02.2014 № 7.

 

12. Письмо ГТК РБ от 28.07.2010 № 02-17/6278 «О Соглашении по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны».

Некоторые условия регистрации и осуществления деятельности резидентами свободных экономических зон

1. Заявленный объем инвестиций в реализацию инвестиционного проекта юридического лица или индивидуального предпринимателя, претендующего на регистрацию в качестве резидента свободной экономической зоны (далее - СЭЗ), должен составлять сумму, эквивалентную не менее 1 млн. евро (подп.1.11 п.1 Указа № 262).

2. Администрация СЭЗ самостоятельно принимает решение о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве резидентов СЭЗ при соответствии их инвестиционных проектов указанному выше условию (подп.1.4 п.1 Указа № 262).

3. Отходы, образовавшиеся из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру СЭЗ, и отходы, образовавшиеся из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товаров таможенного союза, в результате совершения с товарами, помещенными под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, операций, установленных в подп.5) и 6) п.1 ст.13 Соглашения от 18.06.2010, в случае, если такие отходы не признаны товарами таможенного союза, рассматриваются как переработанные в состояние, непригодное для их дальнейшего коммерческого использования, при их передаче организациям, осуществляющим в установленном законодательством порядке деятельность по сбору (заготовке) и (или) использованию в качестве вторичного сырья, а также по обезвреживанию отходов, или используются в качестве вторичного сырья (утилизируются) резидентами СЭЗ, имеющими зарегистрированный в установленном порядке объект по использованию отходов (подп.1.81 п.1 Указа № 262).

4. Финансирование расходов на создание инженерной и транспортной инфраструктуры, требуемой для реализации инвестиционного проекта резидента СЭЗ с заявленным объемом инвестиций в размере, эквивалентном сумме более 10 млн. евро, осуществляется за счет средств, предусматриваемых в Государственной инвестиционной программе и местных бюджетах на очередной финансовый год для соответствующей СЭЗ, в первоочередном порядке (подп.1.141 п.1 Указа № 262).

5. При проведении расчетов с участием субъекта валютных операций - резидента СЭЗ Республики Беларусь (кроме расчетов по валютным операциям, связанным с предоставлением и получением займов) разрешается использование иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте и (или) платежных документов в иностранной валюте при проведении валютных операций между субъектами валютных операций - резидентами Республики Беларусь (подп.25.6 п.25 Правил проведения валютных операций, утвержденных постановлением Правления Нацбанка РБ от 30.04.2004 № 72).

6. На территории СЭЗ может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны, при которой товары размещаются и используются в пределах территории СЭЗ без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров таможенного союза.

7. На территориях СЭЗ действует особый (специальный правовой) режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, заключающийся в предоставлении резидентам особого режима налогообложения, определяемого законодательством государств - членов таможенного союза, а также в создании иных, более благоприятных, чем общеустановленные на территории государства - члена таможенного союза, условий для осуществления предпринимательской, инвестиционной и иной деятельности на территории СЭЗ.

В частности, в СЭЗ действуют:

• специальный порядок исчисления и уплаты налогов и сборов;

• свободные таможенные зоны;

• специальный порядок регулирования земельных отношений.

Необходимо отметить, что действие специального правового режима СЭЗ имеет пределы, строго регламентированные законодательством.

При этом резидентам СЭЗ в пределах данных экономических зон запрещено осуществление отдельных видов деятельности, перечень которых также определен законодательством (ст.5 Закона о СЭЗ).

На сегодняшний день в Республике Беларусь действуют 6 СЭЗ:

1) «Брест» - создана Указом Президента РБ от 20.03.1996 № 114 сроком на 50 лет;

2) «Минск» - создана Указом Президента РБ от 02.03.1998 № 93 сроком на 30 лет;

3) «Гомель-Ратон» - создана вышеупомянутым Указом № 93 сроком на 50 лет;

4) «Витебск» - создана Указом Президента РБ от 04.08.1999 № 458 сроком на 30 лет;

5) «Могилев» - создана Указом Президента РБ от 31.01.2002 № 66 сроком на 30 лет;

6) «Гродноинвест» - создана Указом Президента РБ от 16.04.2002 № 208 сроком на 30 лет.

 

Преференции, предоставляемые для резидентов свободных экономических зон в соответствии с законодательством Республики Беларусь
 
№ п/п
Условия ведения деятельности Предоставленные преференции Кому предоставлено Срок действия Чем регулируется предоставление преференций
Земельные отношения
1
Арендная плата за земельные участки Освобождение от платы за право заключения договора аренды земельного участка, предоставляемого для строительства и обслуживания объектов недвижимого имущества в границах СЭЗ Резидентам СЭЗ, зарегистрированным после 1 января 2012 г. Не ограничен Подпункт 1.13 п.1 Указа № 262
Резидентам СЭЗ, зарегистрированным до 1 января 2012 г.

     
После 1 января 2017 г.
Освобождение от арендной платы за земельные участки в границах СЭЗ, предоставленные для строительства объектов (примечание 1) Резидентам СЭЗ, зарегистрированным после 1 января 2012 г. На период проектирования и строительства этих объектов, но не более 5 лет с даты их регистрации Указ Президента РБ от 01.03.2010 № 101 «О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности»
Резидентам СЭЗ, зарегистрированным до 1 января 2012 г. Не ранее, чем с 1 января 2017 г. и не более 5 лет с указанной даты
Запрет на повышение определенного при предоставлении в аренду размера ежегодной арендной платы за земельные участки, расположенные в границах СЭЗ и предоставляемые в аренду их резидентам для реализации инвестиционных проектов Администрациям СЭЗ В течение всего срока реализации инвестиционного проекта
Право уменьшать (увеличивать), но не более чем в 2 раза размер ежегодной арендной платы за земельные участки, расположенные в границах СЭЗ (кроме случаев, указанных выше) (примечание 2) Администрациям СЭЗ Не ограничен
2
Возмещение потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства при изъятии земель Освобождение от возмещения потерь сельскохозяйственного производства при изъятии сельскохозяйственных земель для реализации резидентами СЭЗ инвестиционных проектов в границах СЭЗ Резиденты СЭЗ, зарегистрированные до 1 января 2012 г. При предоставлении земельных участков с 1 января 2017 г. Положение о порядке возмещения потерь сельскохозяйственного производства, утвержденное постановлением № 462
Резиденты СЭЗ, зарегистрированные после 1 января 2012 г. Не ограничен
Освобождение от возмещения потерь лесохозяйственного производства при изъятии земель лесного фонда для реализации резидентами СЭЗ инвестиционных проектов в границах СЭЗ Резиденты СЭЗ, зарегистрированные до 1 января 2012 г. При предоставлении земельных участков с 1 января 2017 г. Положение о порядке возмещения потерь лесохозяйственного производства, утвержденного постановлением № 462.

От редакции: C 1 сентября 2013 г. согласно вышеназванным Положениям, с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров РБ от 20.08.2013 № 730, резиденты СЭЗ не освобождаются от возмещения потерь лесохозяйственного производства при изъятии земель лесного фонда, а также от возмещения потерь сельскохозяйственного производства при изъятии сельскохозяйственных земель для реализации инвестиционных проектов в границах СЭЗ
Резиденты СЭЗ, зарегистрированные после 1 января 2012 г.    Не ограничен
Налогообложение, уплата пошлин
3
Земельный налог Освобождение от уплаты земельного налога в отношении земельных участков, расположенных в границах СЭЗ и предоставленных для цели строительства объектов Резидентам СЭЗ, зарегистрированным с 1 января 2012 г. На период проектирования и строительства этих объектов, но не более 5 лет с даты регистрации в качестве резидента СЭЗ Статья 194 НК
Резидентам СЭЗ, зарегистрированным до 1 января 2012 г. На период проектирования и строительства объектов, для строительства которых предоставлены земельные участки, но не ранее чем с 1 января 2017 г. и не более 5 лет с указанной даты
 4
Налог на добавленную стоимость

Обложение НДС по ставке 10 % оборотов по реализации резидентами СЭЗ на территории Республики Беларусь товаров собственного производства, которые произведены ими на территории СЭЗ и являются импортозамещающими в соответствии с перечнем импортозамещающих товаров, установленным НК (примечание 3).

 

Справочно
Перечень импортозамещающих товаров, производимых резидентами свободных экономических зон и поставляемых на внутренний рынок республики, утвержден постановлением Совета Министров РБ от 12.01.2012 № 39.

От редакции: С 1 января 2014 г. следует руководствоваться перечнем импортозамещающих товаров, производимых резидентами свободных экономических зон и поставляемых на внутренний рынок республики, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 21.01.2014 № 48

Резидентам СЭЗ, зарегистрированным до 1 апреля 2008 г. До 31 марта 2015 г. Статья 327 НК
Резидентам СЭЗ, зарегистрированным
после 1 апреля 2008 г.





















    
В течение 7 лет с даты регистрации в качестве резидентов СЭЗ
5
Налог на прибыль (примечание 4) 1. Освобождение прибыли, полученной от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, от налога на прибыль в течение 5 лет с даты объявления резидентом СЭЗ прибыли (примечание 5).
2. Уменьшение на 50 % ставки налога на прибыль, установленной п.1 ст.142 НК, с уплатой налога по ставке не свыше 12 %
Резидентам СЭЗ, зарегистрированным до 1 апреля 2008 г. До 31 марта 2015 г.
Резидентам СЭЗ, зарегистрированным после 1 апреля 2008 г.







    
В течение 7 лет с даты регистрации в качестве резидентов СЭЗ
6
Налог на недвижимость Освобождение от налога на недвижимость по зданиям и сооружениям (в т.ч. сверхнормативного незавершенного строительства), расположенным на территории СЭЗ, независимо от направления их использования (примечание 6) Резидентам СЭЗ, зарегистрированным до 1 апреля 2008 г. До 31 марта 2015 г.
Резидентам СЭЗ, зарегистрированным после 1 апреля 2008 г.




  
В течение 7 лет с даты регистрации в качестве резидентов СЭЗ
7
Государственная пошлина за выдачу специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь Освобождение от уплаты государственной пошлины за выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства, привлекаемым резидентом СЭЗ для реализации инвестиционного проекта на территории СЭЗ, специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь Резидентам СЭЗ, зарегистрированным с 1 января 2012 г. Не ограничен Подпункт 8.35 п.8 ст.257 НК
Резидентам СЭЗ, зарегистрированным до 1 января 2012 г.






    
С 1 января 2017 г.
8
Таможенные пошлины, налоги, уплачиваемые при ввозе (вывозе) товара с территории свободной таможенной зоны СЭЗ (при этом не имеет значения, относятся ли данные товары к импортозамещающим товарам) Освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении иностранного товара, помещенного под таможенную процедуру (таможенный режим) свободной таможенной зоны, при его вывозе в неизменном состоянии за пределы таможенного союза Резидентам СЭЗ   Соглашение от 18.06.2010
Освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов при вывозе товаров таможенного союза в неизмененном состоянии, а также товаров таможенного союза, в изготовлении (получении) которых не использовались иностранные товары, на остальную часть таможенной территории таможенного союза (примечание 7) Резидентам СЭЗ
Освобождение от уплаты вывозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, в т.ч. отходов, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру (таможенный режим) свободной таможенной зоны, если такие товары не соответствуют критериям достаточной переработки (признаны иностранными товарами) в случае их вывоза за пределы таможенной территории таможенного союза Резидентам СЭЗ
Освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, в т.ч. отходов, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру (таможенный режим) свободной таможенной зоны, если такие товары соответствуют критериям достаточной переработки (признаны товарами таможенного союза), в случае их вывоза на остальную часть таможенной территории таможенного союза. При этом такие товары признаются товарами таможенного союза Резидентам СЭЗ, зарегистрированным до 1 января 2012 г. До 1 января 2017 г.
Иные преференции
9
Обязательная продажа иностранной валюты Освобождение от обязательной продажи иностранной валюты Резидентам СЭЗ Не ограничен Подпункт 4.1 п.4 Указа Президента РБ от 17.07.2006 № 452 «Об обязательной продаже иностранной валюты»
10
Осуществление компенсационных посадок и выплат стоимости удаляемых, пересаживаемых объектов растительного мира Освобождение от осуществления компенсационных посадок и компенсационных выплат стоимости удаляемых, пересаживаемых объектов растительного мира при строительстве в границах СЭЗ объектов, предусмотренных в инвестиционном проекте, с правом удаления, пересадки объектов растительного мира Резидентам СЭЗ, зарегистрированным после 1 января 2012 г. Не ограничен Подпункт 1.12 п.1 Указа № 262
Резидентам СЭЗ, зарегистрированным до 1 января 2012 г.









   
После 1 января 2017 г.

Особенности налогообложения в свободных экономических зонах

Особенности налогообложения в СЭЗ, предусмотренные пп.4-6 вышеприведенной таблицы, распространяются на реализацию резидентами СЭЗ:

• за пределы Республики Беларусь иностранным юридическим и (или) физическим лицам в соответствии с заключенными между ними договорами товаров (работ, услуг) собственного производства, произведенных этими резидентами на территории СЭЗ (подп.3.1 п.3 ст.326 НК);

• на территории Республики Беларусь товаров собственного производства, которые произведены ими на территории СЭЗ, являются импортозамещающими в соответствии с перечнем таких товаров, определенным Правительством РБ по согласованию с Президентом РБ (данное условие действует до 1 января 2017 г.) (подп.3.2 п.3 ст.326 НК);

• товаров (работ, услуг) собственного производства, которые произведены ими на территории СЭЗ, другим резидентам СЭЗ согласно заключенным с ними договорам (подп.3.3 п.3 ст.326 НК).

Употребленные термины используются в следующих значениях:

реализация резидентом СЭЗ за пределы Республики Беларусь иностранным юридическим и (или) физическим лицам товаров - отчуждение товаров резидентом СЭЗ иностранным юридическим и (или) физическим лицам с вывозом товаров за пределы территории Республики Беларусь;

реализация резидентом СЭЗ за пределы Республики Беларусь иностранным юридическим и (или) физическим лицам работ (услуг) - выполнение работ, оказание услуг резидентом СЭЗ для иностранных юридических и (или) физических лиц при условии, что результаты этих работ вывозятся за пределы территории Республики Беларусь, а услуги потребляются указанными лицами за пределами территории Республики Беларусь;

реализация резидентом СЭЗ работ и услуг собственного производства - реализация резидентом СЭЗ работ и услуг собственного производства, дата которой приходится на период действия сертификата работ и услуг собственного производства, выданного в установленном порядке;

реализация резидентом СЭЗ товаров собственного производства - реализация резидентом СЭЗ товаров собственного производства, дата изготовления которых приходится на период действия сертификата продукции собственного производства, выданного в установленном порядке.

Для применения указанных особенностей налогообложения в СЭЗ должны выполняться условия, установленные п.4 ст.326 НК.

В то же время вышеперечисленные особенности налогообложения в СЭЗ не распространяются на:

• общественное питание, деятельность в сфере игорного бизнеса, деятельность по организации и проведению электронных интерактивных игр, торговую и торгово-закупочную деятельность, операции с ценными бумагами;

• реализацию товаров (работ, услуг), производство (выполнение, оказание) которых осуществляется полностью или частично с использованием основных средств, находящихся в собственности или ином вещном праве резидента СЭЗ, и (или) труда работников резидента СЭЗ вне ее территории;

• деятельность банков и страховых организаций.

Особенности налогообложения в СЭЗ применяются резидентом СЭЗ не ранее чем с 1-го числа месяца, следующего за месяцем регистрации его в качестве резидента СЭЗ.

Некоторые условия предоставления резидентам свободных экономических зон земельных участков

Правом предоставления и изъятия земельных участков резидентам СЭЗ, перевода земельных участков из одной категории в другую обладает администрация СЭЗ, если такие права ей делегированы соответствующим местным органом государственного управления.

При этом:

• предоставление резидентам СЭЗ на вещных правах земельных участков для строительства и обслуживания объектов недвижимого имущества в этих зонах осуществляется в соответствии с законодательными актами в области охраны и использования земель без проведения аукциона на право заключения договоров аренды, аукциона с условиями на право проектирования и строительства капитальных строений (зданий, сооружений) и аукциона по продаже земельных участков в частную собственность;

• предоставление резидентам СЭЗ земельных участков для строительства и обслуживания объектов недвижимого имущества в границах этих зон в случае, если разработанным и утвержденным в установленном порядке генеральным планом СЭЗ (при размещении земельного участка в ее границах) допускается размещение испрашиваемого земельного участка для заявленных нужд, производится без предварительного согласования места размещения земельного участка для строительства объекта;

• если иное не установлено Президентом РБ, то при предоставлении резидентам СЭЗ земельных участков в аренду плата за право заключения договоров аренды этих участков (в случае ее взимания в соответствии с законодательством) взимается на основании их кадастровой стоимости.

При предоставлении в аренду земельных участков резидентам СЭЗ для строительства и обслуживания объектов недвижимого имущества в этих зонах размер платы за право заключения договоров аренды определяется местными исполнительными комитетами на основании кадастровой стоимости земельных участков с применением коэффициентов для определения размера платы за право заключения указанных договоров аренды в зависимости от срока аренды земельных участков, а также дополнительного коэффициента 0,1.

Унификация законодательства о свободных экономических зонах и предоставление преференций в рамках таможенного союза

В настоящее время развитие СЭЗ Республики Беларусь осуществляется в рамках таможенного союза и Единого экономического пространства (далее - ЕЭП). В связи с этим одной из основных задач законодательного регулирования деятельности СЭЗ на ближайшую перспективу является унификация законодательства о СЭЗ в странах - членах таможенного союза и ЕЭП, выработка единых стандартов и правил создания и деятельности СЭЗ.

В соответствии с Соглашением от 18.06.2010 с 1 января 2017 г. будут упразднены таможенные льготы, ранее установленные для резидентов СЭЗ национальным законодательством. Данное Соглашение является основным документом, регламентирующим вопросы развития СЭЗ в рамках таможенного союза.

На текущий момент действие значительного числа ранее установленных национальных льгот уже не распространяется на резидентов СЭЗ Республики Беларусь, зарегистрированных начиная с 1 января 2012 г.

При этом в Республике Беларусь проводится активная работа по приведению национального законодательства о СЭЗ в соответствие с нормами таможенного союза. Так, уже упразднен ряд таможенных льгот для резидентов СЭЗ при поставке произведенной ими продукции на внутренний рынок таможенного союза: резиденты СЭЗ, зарегистрированные с 1 января 2012 г., лишены этих льгот, а резиденты, зарегистрированные до указанной даты, вправе применять их только до 2017 г.

С целью предоставления резидентам СЭЗ Республики Беларусь ряда компенсационных льгот (преференций), а также в связи с проводимой работой по приведению законодательства в соответствие с нормами Соглашения от 18.06.2010 Президентом РБ принят Указ от 24.02.2012 № 109 «О внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Республики Беларусь по вопросам деятельности резидентов свободных экономических зон» (далее - Указ № 109).

Вышеназванным Указом для резидентов СЭЗ, зарегистрированных до 1 января 2012 г., с 2017 г. предоставляется ряд дополнительных (компенсационных) преференций, таких как:

• освобождение от осуществления компенсационных выплат стоимости удаляемых объектов растительного мира при строительстве объекта в пределах СЭЗ;

• освобождение от внесения платы за право заключения договора аренды земельного участка, а также от арендной платы сроком на 5 лет;

• иные преференции.

Кроме того, в развитие норм Указа № 109 принят ряд других нормативных правовых актов, и направленных на совершенствование законодательства Республики Беларусь о СЭЗ в рамках Таможенного союза. Также, отдельные дополнительные преференции для резидентов СЭЗ закреплены в Налоговом кодексе Республики Беларусь.

Резидентам СЭЗ, зарегистрированным с 1 января 2012 г., указанные выше дополнительные преференции предоставляются уже в настоящее время.

Заключение

В соответствии с информацией, опубликованной Министерством экономики РБ, в 2012 г. в Правительство РБ должен быть внесен проект Закона РБ «О внесении изменений в Закон Республики Беларусь «О свободных экономических зонах», в котором будут учтены нормы ратифицированного Республикой Беларусь Соглашения от 18.06.2012, а также указанные выше нормативные правовые акты Республики Беларусь, принятые в его развитие.

Не исключено, что в перспективе будет рассмотрен вопрос об унификации льготных режимов, применяемых на территории Республики Беларусь. Первым шагом в этом направлении стало принятие Декрета Президента РБ от 07.05.2012 № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности», объединившего льготные режимы, действовавшие для субъектов хозяйствования, осуществлявших свою деятельность в сельской местности и малых городах. В дальнейшем может быть поставлен вопрос о создании единого благоприятного режима функционирования предприятий республики и его внедрении при обязательном условии выполнения республикой международных обязательств, в т.ч. связанных с таможенным союзом и ЕЭП.

 

Примечание 1. Арендная плата взимается с арендаторов земельных участков, освобожденных от взимания арендной платы за земельный участок, при передаче ими земельных участков в субаренду.

Примечание 2. Решения администраций СЭЗ об увеличении размера ежегодной арендной платы за земельные участки не распространяются на резидентов СЭЗ в случаях запрета на повышение арендной платы.

Примечание 3. Данная ставка налога на добавленную стоимость применяется в отношении товаров, отгруженных с 1 января 2011 г. В материале не рассматриваются нормы, предусматривающие льготирование оборотов по реализации товаров, отгруженных до 1 января 2011 г.

Примечание 4. Прибыль, освобождаемая от налога на прибыль, и прибыль, по которой исчисление и уплата налога на прибыль осуществляются по пониженной ставке, определяются в течение налогового периода нарастающим итогом как сумма прибыли и убытков, полученных с начала налогового периода от деятельности, на которую распространяются особенности налогообложения в СЭЗ. В составе прибыли, освобождаемой от налога на прибыль, и прибыли, по которой исчисление и уплата налога на прибыль осуществляются по пониженной ставке, не учитываются прибыль от реализации основных средств, нематериальных активов, имущественных прав и внереализационные доходы, признаваемые таковыми для целей исчисления налога на прибыль, в т.ч. от операций по сдаче имущества в аренду (лизинг).

Примечание 5. Отсчет 5-летнего периода, в течение которого резидент СЭЗ имеет право на применение освобождения от налога на прибыль, производится с первого налогового периода (включительно), в котором у организации возникла валовая прибыль, включающая прибыль от реализации товаров (работ, услуг), за исключением ранее приобретенных товаров, полученную организацией после ее регистрации в качестве резидента СЭЗ. Данные положения не распространяются на резидентов СЭЗ, у которых отсчет 5-летнего периода начат до 1 января 2011 г. Для указанных резидентов СЭЗ отсчет 5-летнего периода производится в соответствии с законодательством, действовавшим до 1 января 2011 г. Организация, к которой в соответствии с законодательством о СЭЗ в результате реорганизации перешел статус резидента СЭЗ, вправе применять освобождение от налога на прибыль с даты реорганизации на срок, равный периоду, оставшемуся у реорганизованного резидента СЭЗ до истечения 5 лет с даты объявления им прибыли.

Примечание 6. Предоставляется в квартале, если в непосредственно предшествовавшем ему квартале резидентом СЭЗ осуществлялась деятельность, на которую распространяются особенности налогообложения в СЭЗ.

Примечание 7. Определение статуса товаров, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны резидентами, зарегистрированными до 1 января 2012 г., осуществляется в соответствии со ст.19 Соглашения от 18.06.2012 до 1 января 2017 г.

 

07.09.2012 г.

 

Иван Задорожный, главный юрисконсульт закрытого акционерного общества «СБ-Глобал»