


Материал помещен в архив
ТАМОЖЕННАЯ СТОИМОСТЬ: ОБЩИЕ ПРАВИЛА И ОСОБЕННОСТИ
Нормативные акты, регулирующие порядок определения таможенной стоимости
В целом система определения таможенной стоимости товаров базируется:
• на международных принципах, определенных Генеральным соглашением по тарифам и торговле (ГАТТ) 1947 г., а также Соглашением по применению статьи VII ГАТТ 1994 г.;
• главе 8 (ст.64-69) Таможенного кодекса таможенного союза (далее - ТК ТС);
• Соглашении об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза от 25.01.2008 (заключено в г.Москве) (далее - Соглашение об определении ТС). Ратифицировано Законом РБ от 09.07.2008 № 389-З;
• Соглашении о порядке декларирования таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза. Ратифицировано Законом РБ от 28.12.2009 № 87-З;
• Соглашении о порядке осуществления контроля правильности определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза. Ратифицировано Законом РБ от 28.12.2009 № 88-З.
От редакции: С 1 января 2015 г. Соглашение о порядке декларирования таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза, Соглашение о порядке осуществления контроля правильности определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза, законы № 87-З и № 88-З утратили силу в связи со вступлением в силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014; |
• решениях Комиссии таможенного союза (далее - КТС);
• решениях Коллегии Евразийской экономической комиссии.
Основные положения вышеперечисленных актов
Генеральное соглашение по тарифам и торговле. Генеральное соглашение по тарифам и торговле - международное соглашение, заключенное в 1947 г. с целью восстановления экономики после Второй мировой войны, которое на протяжении почти 50 лет фактически выполняло функции международной организации (ныне - Всемирная торговая организация).
Основная цель ГАТТ - устранение барьеров в международной торговле. Это было достигнуто снижением тарифных барьеров, количественными ограничениями (импортная квота) и субсидиями торговли через различные дополнительные соглашения.
В соответствии с данным Соглашением:
1) оценка ввезенного товара для таможенных целей должна основываться на действительной стоимости ввезенного товара, в отношении которого применяется пошлина, или аналогичного товара и не должна основываться на стоимости товара отечественного происхождения или на произвольной или фиктивной стоимости. Под действительной стоимостью должна пониматься цена, по которой во время и в месте, определенных законодательством страны ввоза, такой или аналогичный товар продается или предлагается для продажи при обычном ходе торговли в условиях полной конкуренции;
2) стоимость для таможенных целей любого ввезенного товара не должна включать суммы любого внутреннего налога, применяемого в стране происхождения или экспорта, от уплаты которого ввезенный товар был освобожден или будет освобожден путем возмещения;
3) основы и методы определения стоимости товаров, подпадающих под обложение таможенными пошлинами или другими сборами, или ограничения, основанные на стоимости или регулируемые в какой-либо мере в зависимости от стоимости, должны быть стабильными и предаваться достаточной гласности для того, чтобы дать возможность коммерсантам определить с разумной степенью точности стоимость товаров для таможенных целей.
Глава 8 «Таможенная стоимость товаров» ТК ТС. Вышеуказанная глава содержит общие положения о применении системы определения, декларирования и контроля таможенной стоимости товаров.
Положения п.1 ст.64 ТК ТС:
• закрепляют необходимость установления порядка определения таможенной стоимости ввозимых товаров на уровне международного договора стран - членов таможенного союза.
Таким договором стало Соглашение об определении ТС;
• предоставляют странам - членам таможенного союза право определять таможенную стоимость товаров, вывозимых с их территории за пределы таможенного союза в соответствии с национальным законодательством.
![]() |
Справочно В Республике Беларусь это: • Указ Президента РБ от 31.07.2006 № 474 «О порядке определения таможенной стоимости товаров»; • постановление ГТК РБ от 12.10.2006 № 96 «О таможенной стоимости товаров, вывозимых с территории Республики Беларусь, и внесении дополнений и изменения в приказ Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 10 февраля 1999 г. № 56-ОД». |
Положения п.2 ст.64 ТК ТС содержат условия, при которых осуществляется определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза. Так, товары должны:
1) фактически пересечь таможенную границу;
2) впервые после пересечения таможенной границы быть помещены под таможенную процедуру.
Исключение составляет таможенная процедура таможенного транзита. Например, если товар после ввоза был помещен под процедуру таможенного транзита, потом временного ввоза, а затем выпуска для внутреннего потребления, то таможенная стоимость, определенная при помещении под процедуру временного ввоза, при последующем помещении под процедуру выпуска для внутреннего потребления не изменяется и вновь не определяется, а технически переносится.
Следует отметить, что кроме упомянутой процедуры таможенного транзита таможенная стоимость вновь определяется также при помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товаров, ранее помещенных под таможенную процедуру таможенного склада.
![]() |
Справочно В целях исчисления таможенных пошлин, налогов в соответствии с ТК ТС после хранения товаров на таможенном складе при их помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса, объем или иная характеристика) определяются на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, как если бы они в этот день были ввезены на таможенную территорию таможенного союза (ст.238 ТК ТС). |
Соглашение об определении ТС. Данное Соглашение вступило в силу одновременно с ТК ТС, т.е. 6 июля 2010 г. (п.7 решения Межгосударственного Совета ЕврАзЭС (Высшего органа таможенного союза) от 27.11.2009 № 17 «О Договоре о Таможенном кодексе таможенного союза» (принято в г.Минске)).
Названное Соглашение установило для целей определения таможенной стоимости ввозимых товаров применение 6 методов, предусмотренных Соглашением по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле от 15.04.1994 (заключено в г.Марракеше). Данные методы, по сути, присутствуют в разделе III Закона РБ от 03.02.1993 № 2151-XII «О Таможенном тарифе» (далее - Закон). Однако Соглашение об определении ТС имеет ряд отличий от Закона. Рассмотрим их.
От редакции: С 23 апреля 2014 г. вступил в силу Закон РБ от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь», которым признан утратившим силу Закон. |
1. Лицу, декларирующему товары, в соответствии со ст.2 Соглашения об определении ТС предоставлена возможность проводить консультации с таможенными органами в случае невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними с целью обоснованного выбора стоимостной основы для определения таможенной стоимости ввозимых товаров, отвечающей ст.6 или 7 Соглашения об определении ТС. В процессе консультаций таможенный орган и субъект хозяйствования могут обмениваться информацией.
2. Термин «цена сделки» заменен на термин «стоимость сделки».
При этом содержание его не изменилось: под стоимостью сделки понимают цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненную в соответствии с положениями ст.5 Соглашения об определении ТС.
3. Введено определение понятия «цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате за товары».
Под ней понимают общую сумму всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца (п.2 ст.4 Соглашения об определении ТС).
4. Расширено определение понятия взаимосвязанных лиц.
Так, в соответствии с Законом к таким лицам относились в т.ч. продавец и покупатель, являющиеся близкими родственниками или членами одной семьи. Согласно ст.3 Соглашения об определении ТС родственники, не являющиеся близкими, также признаются взаимосвязанными лицами. Статьей 3 Соглашения об определении ТС также установлено, что для целей определения понятия взаимосвязанных сторон сделки лицо считается контролирующим другое лицо, если оно юридически или практически применяет ограничения или предписания в отношении этого лица.
Кроме того, определено, что лица, которые являются партнерами в совместной предпринимательской или иной деятельности, и при этом одно из них является исключительным (единственным) агентом, исключительным дистрибьютором или исключительным концессионером другого, как бы это ни было представлено, должны считаться взаимосвязанными для целей Соглашения об определении ТС, если данные лица отвечают хотя бы одному из критериев взаимосвязанности.
5. В рамках резервного (6-го) метода определения таможенной стоимости предусмотрено только последовательное применение элементов предшествующих методов. Однако Законом предполагается возможность использования в рамках резервного метода как элементов предшествующих методов, так и «чистого» 6-го, под которым понималось использование, к примеру, прайс-листов (коммерческих предложений) производителей и продавцов, заключений экспертных организаций и т.п.
В настоящее время в зависимости от основы для расчета таможенной стоимости на основании приведенных документов такая стоимость считается определенной с применением элементов того или иного предшествующего метода. Например, если основа для расчета таможенной стоимости - адресное коммерческое предложение в отношении ввезенной партии товаров, речь идет о применении элементов метода 1 (на основе стоимости сделки с ввозимыми товарами). Если же основой для определения таможенной стоимости стало такое же коммерческое предложение, однако общее для любых товаров, идентичных ввозимым, применяются элементы метода 2.
Практически это выражается только в изменении формы представляемой декларации таможенной стоимости (ДТС). Напомним, что при применении элементов метода 1 в рамках резервного метода определения таможенной стоимости используется ДТС-1, а при применении элементов методов 2-5 - ДТС-2.
![]() |
Важно! Приведенная особенность содержания метода 6 имеет также значение при обжаловании действий таможни при непринятии заявленной таможенной стоимости. Чистый метод 6 не применяется, а применяются только элементы других методов. |
Случаи особого порядка определения таможенной стоимости
Кроме общих правил ТК ТС установлены случаи, в которых порядок определения таможенной стоимости может устанавливаться решениями КТС. К таким случаям относится определение таможенной стоимости отходов, образовавшихся в результате переработки:
• иностранных товаров на таможенной территории, помещаемых под иную таможенную процедуру (ст.246 ТК ТС);
• товаров для внутреннего потребления, помещаемых под иную таможенную процедуру (ст.271 ТК ТС).
![]() |
Справочно Таким решением является решение КТС от 18.11.2010 № 512 «О Положении об особенностях определения таможенной стоимости отходов, образовавшихся в результате переработки иностранных товаров» (принято в г.Санкт-Петербурге). Таможенная стоимость не определяется и не заявляется при помещении под таможенные процедуры уничтожения и отказа в пользу государства. |
Положениями ст.64 ТК ТС предусмотрена процедура отложенного определения таможенной стоимости в случаях, когда стоимость сделки зависит от обстоятельств, которые не могут быть количественно определены во время декларирования, однако, очевидно, будут определены позже. Например, ситуации, в которых цена товара по контракту привязана к биржевой цене сырья на последнюю дату месяца, в котором осуществлена поставка. При наличии такого условия при декларировании товара стоимость сделки может быть определена только приблизительно, однако в скором времени она будет определена окончательно.
![]() |
Важно! Положения главы 8 ТК ТС не распространяются на товары для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу. |
26.12.2012 г.
Павел Болточко, бизнес-консультант, управляющий партнер консалтинговой фирмы «Семейная компания», старший преподаватель кафедры таможенного дела факультета международных отношений Белорусского государственного университета