


Материал помещен в архив
ТАМОЖЕННЫЕ ЛЬГОТЫ В РАМКАХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ДОГОВОРОВ НЕ СООТВЕТСТВУЮТ ПРАВИЛАМ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
6 августа 2009 г. был принят Декрет Президента РБ № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» (далее - Декрет).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 15 мая 2016 г. Декрет изложен в новой редакции на основании Декрета Президента РБ от 12.11.2015 № 8. |
В соответствии с абзацем 4 подп.2.2 п.2 Декрета инвестор и (или) организация, в установленном порядке созданная в Республике Беларусь этим инвестором либо с его участием, после заключения инвестиционного договора и его регистрации в Государственном реестре инвестиционных договоров с Республикой Беларусь при реализации инвестиционного проекта освобождаются от уплаты ввозных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость (кроме уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь с территории Российской Федерации) при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь оборудования и запасных частей к нему для объектов, связанных с реализацией инвестиционного проекта.
В то же время в соответствии с подп.7.1.11 п.7.1 Решения Комиссии таможенного союза от 27.11.2009 № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации», принятого в г.Минске (далее - Решение), установлено, что от ввозной таможенной пошлины освобождается технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему, сырье и материалы, ввозимые для исключительного использования на территории государства - участника таможенного союза в рамках реализации инвестиционного проекта, соответствующего приоритетному виду деятельности (сектору экономики) государства - участника таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства - участника таможенного союза.
Очевидно, что Декрет вообще не ставит в зависимость регулирование инвестиционных проектов и предоставление соответствующей льготы по уплате таможенных платежей ни от вида деятельности, ни от сектора экономики. Поэтому буквальное толкование норм Решения позволяет сделать вывод о том, что лишь часть инвестиционных проектов, подпадающих под требования Декрета, одновременно может подпасть и под сферу регулирования подп.7.1.11 п.7.1 Решения. Более того, на сегодняшний день в Республике Беларусь отсутствует специальное законодательство, устанавливающее приоритет того или иного вида деятельности или сектора экономики в свете Решения.
Абзац 2 подп.7.1.11 п.7.1 Решения устанавливает, что льгота предоставляется и в отношении сырья и (или) материалов, если такое сырье и (или) материалы не производятся в государствах - участниках таможенного союза или если производимые в государствах - участниках таможенного союза сырье и (или) материалы не соответствуют техническим характеристикам реализуемого инвестиционного проекта.
Стоит обратить внимание, что комиссия таможенного союза составляет и обновляет на основании предложений государства - участника таможенного союза перечень инвестиционных проектов, для реализации которых предоставляется указанная льгота, перечень ввозимого технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, перечень сырья и материалов (с указанием их характеристик (свойств), наименований производителей, годового объема их производства и потребления), а также определяет порядок контроля за целевым использованием технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, сырья и материалов.
Исходя из толкования указанной нормы можно говорить о наличии определенного перечня отдельных проектов, подпадающих под требования Решения, который не включает в себя автоматически любой проект в рамках Декрета. С учетом того что перечень формируется на основании предложений государства - участника таможенного союза, существует вероятность, что внесенное предложение не будет являться обязательным для Комиссии таможенного союза. В Решении не уточняется, что будет с проектами (оборудованием), которые Комиссия таможенного союза не внесет в перечень.
Специальной оговорки, как это сделано для товаров, ввозимых в целях проведения чемпионата мира по хоккею в 2014 г. в г.Минске (подп.7.1.9 п.7.9 Решения), в отношении инвестиционных проектов, реализуемых в соответствии с Декретом, нет.
Принципиальным является и тот факт, что для толкования Решения недостаточно мнения лишь белорусских властей, необходима согласованная позиция и иных стран - участниц таможенного союза. Поэтому выводы некоторых специалистов и государственных органов о том, что возможность применения льгот Декрета не противоречит Решению, являются, по мнению автора, несколько преждевременными.
На сегодняшний день, к сожалению, можно констатировать наличие риска несения дополнительных расходов инвестором в рамках заключенных инвестиционных договоров. Инвестору остается оценить для себя такой риск и принять соответствующие решения.
30.04.2010 г.
Валентин Галич, заместитель директора общества с ограниченной ответственностью «Юридическая группа «ВЕРДИКТ БАЙ»