Пособие от 06.05.2016
Автор: Амельченя Ю.

Техническое обследование строительных конструкций: какую процедуру закупки нужно провести


 

Материал помещен в архив

 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ: КАКУЮ ПРОЦЕДУРУ ЗАКУПКИ НУЖНО ПРОВЕСТИ

Ситуация

Организация закупила в рамках процедуры подрядных торгов при строительстве работы по разработке предпроектной документации по объекту (финансирование за счет местного бюджета). В процессе исполнения договора выяснилась необходимость проведения работ по техническому обследованию строительных конструкций на указанном объекте.

Может ли заказчик поручить проектной организации выполнить работы по техническому обследованию либо обязан закупить данные работы самостоятельно?

 

До 1 января 2016 г. приобретение товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, в том числе за счет бюджетных средств, осуществлялось на основании Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве» и постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 «Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов», которыми в качестве одной из процедур закупок предусматривались подрядные торги.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2017 г. взамен Указа № 591 действует Указ Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве».

 

С 1 января 2016 г. при бюджетном финансировании закупок при строительстве объектов применяется законодательство о государственных закупках.

Поэтому если при бюджетном финансировании (местный бюджет) закупок работ, услуг проводились подрядные торги, следовательно, соответствующий договор был заключен до 1 января 2016 г.

В рассматриваемой ситуации речь идет о договоре подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и (или) ведение авторского надзора за строительством, который является основным документом, регулирующим взаимоотношения заказчика и подрядчика при разработке предпроектной (предынвестиционной), проектной документации и (или) выполнении изыскательских работ и (или) осуществлении авторского надзора за строительством.

Предмет данного договора - разработка предпроектной (предынвестиционной), проектной документации и (или) выполнение изыскательских работ в соответствии с заданием на проектирование и исходными данными, предоставляемыми заказчиком, и (или) осуществление авторского надзора за строительством (п.3 Правил заключения и исполнения договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и (или) ведение авторского надзора за строительством, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.04.2014 № 297).

 

Справочно

Порядок разработки, утверждения, а также состав предпроектной (предынвестиционной) документации для строительства установлен ТКП 45-1.02-298-2014 «Строительство. Предпроектная (предынвестиционная) документация. Состав, порядок разработки и утверждения» (утвержден и введен в действие приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 14.07.2014 № 196 (http://tnpa.by/KartochkaDoc.php?UrlRN=319484&UrlIDGLOBAL=439469)).

 

По общему правилу внесение изменений в договор производится в письменной форме путем заключения сторонами дополнительного соглашения.

Дополнительное соглашение подписывается сторонами или их уполномоченными представителями.

При этом в процессе исполнения договора заказчик и (или) подрядчик имеют право требовать изменения существенных условий договора:

• в случае выявления необходимости выполнения дополнительных объемов работ, не являющихся предметом договора;

• при изменении законодательства, регулирующего порядок заключения и исполнения договоров;

• в иных случаях, установленных законодательством (часть первая п.52 названных Правил).

Значит, указанные случаи служат основанием (правом) для изменения существенных условий договора по инициативе сторон.

 

Обратите внимание!

Выполнение работ по обследованию зданий и сооружений не входит в состав предпроектных работ и осуществляется, как правило, на основании отдельного договора на выполнение работ по обследованию зданий и сооружений.

 

В этой связи выявление в процессе исполнения договора необходимости проведения работ по техническому обследованию строительных конструкций на указанном объекте может быть основанием для изменения существенных условий договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, но, полагаем, не может быть основанием для изменения предмета договора за счет выполнения не предусмотренных договором работ по техническому обследованию.

Приобретение работ по техническому обследованию при планируемом бюджетном финансировании должно осуществляться на основании законодательства о государственных закупках: Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 590 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)» и иных актов.

 

06.05.2016

 

Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, медиатор центра «Медиация и право»