Пособие от 29.04.2016
Автор: Навойчик Ю.

Типичные административные правонарушения в сфере внешнеторговой деятельности, выявляемые органами ведомственного контроля


СОДЕРЖАНИЕ

 

Правовое регулирование

Примеры типичных правонарушений

   Нарушение сроков проведения внешнеторговых операций (часть 1 статьи 11.37 КоАП)

   Представление недостоверных сведений при оформлении статистической декларации или периодической статистической декларации (статья 11.42 КоАП)

   Неисполнение обязанности по регистрации сделки (статья 11.43 КоАП)

   Непредставление в установленный срок статистической декларации или периодической статистической декларации (статья 11.44 КоАП)

Предупреждение правонарушений в рассматриваемой сфере

Освобождение от ответственности

 

Материал помещен в архив

 

ТИПИЧНЫЕ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВЫЯВЛЯЕМЫЕ ОРГАНАМИ ВЕДОМСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ

Правовое регулирование

Основными законодательными актами, регулирующими сферу рассматриваемых отношений, являются Таможенный кодекс таможенного союза, Указы Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее - Указ № 178) и от 17.07.2006 № 452 «Об обязательной продаже иностранной валюты». К основным подзаконным актам относятся: постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 05.11.2011 № 1483/22 «Об установлении сроков завершения внешнеторговых операций по отдельным видам внешнеторговых договоров и условиях продления сроков завершения внешнеторговых операций» (далее - постановление № 1483/22) и от 30.04.2009 № 548/8 «О некоторых вопросах прекращения обязательств по внешнеторговым операциям при экспорте и внешнеторговым договорам при выкупе предмета лизинга» (далее - постановление № 548/8), постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 09.07.2009 № 101 «О проведении внешнеторговых операций», постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.04.2009 № 549 «О статистическом декларировании товаров» (далее - постановление № 549) и т. д.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2018 г. Таможенный кодекс таможенного союза прекращает действие в связи со вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017. 

С 3 августа 2018 г. установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся резидентами Республики Беларусь в соответствии с Законом Республики Беларусь от 22.07.2003 № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле», не осуществляют обязательную продажу иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь (п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 31.07.2018 № 301).

С 4 октября 2020 г. следует руководствоваться постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.09.2020 № 533 «О статистическом декларировании товаров». Комментарий см. здесь.

 

Юридические лица и индивидуальные предприниматели осуществляют обязательную продажу иностранной валюты на внутреннем валютном рынке в размере 30 процентов суммы выручки в иностранной валюте (п.3 Инструкции о порядке осуществления обязательной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 13.09.2006 № 129).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 3 октября 2018 г. постановление № 129 на основании постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 27.09.2018 № 433 «О некоторых вопросах валютного регулирования, связанных с отменой обязательной продажи иностранной валюты» утратило силу.

 

Резиденты обязаны обеспечить завершение каждой внешнеторговой операции в полном объеме в следующие сроки:

• при экспорте - не позднее 90 календарных дней (по договорам комиссии - не позднее 120 календарных дней) с даты отгрузки товаров (передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполнения работ, оказания услуг;

при импорте - не позднее 60 календарных дней с даты проведения платежа (часть первая подп.1.4 п.1 Указа № 178).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 июня 2017 г. следует руководствоваться подп.1.4 п.1 Указа № 178 в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 23.06.2017 № 221. Срок завершения внешнеторговой операции при экспорте, в том числе по договорам комиссии, - не позднее 180 календарных дней с даты отгрузки товаров; при импорте - не позднее 90 календарных дней с даты проведения платежа.

 

Поступление денежных средств по внешнеторговым договорам, предусматривающим экспорт осуществляется только на счета экспортеров, за исключением денежных средств, перечисленных в подп.1.8 п.1 Указа № 178.

При импорте расчеты по внешнеторговым договорам осуществляются только со счетов импортеров (в том числе со специального счета аккредитива), за исключением случаев, указанных в подп.1.10 п.1 Указа № 178.

По каждому внешнеторговому договору, предусматривающему возмездную передачу товаров, общая стоимость которых с учетом приложений и дополнений к этому договору составляет 3 000 евро в эквиваленте и более, экспортер (импортер) обязан до даты отгрузки (поступления) товаров либо проведения (поступления) платежей зарегистрировать сделку в банке, обслуживающем счет экспортера (импортера), в порядке, установленном Национальным банком Республики Беларусь (далее - Национальный банк) (часть первая подп.1.11 п.1 Указа № 178).

 

Справочно

Инструкция о порядке регистрации сделки и выполнении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля утверждена постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 16.04.2009 № 46.

 

Статистическая декларация представляется не позднее 7 рабочих дней с даты отгрузки товаров либо их поступления, а периодическая статистическая декларация - не позднее 7-го числа месяца, следующего за отчетным. При этом периодическая статистическая декларация представляется по двум и более отгрузкам (поступлениям) товаров за отчетный месяц по одному внешнеторговому договору, если общая сумма стоимости товаров по данным отгрузкам (поступлениям) составляет сумму, эквивалентную 1 000 евро и более (часть вторая подп.1.3 п.1 постановления № 549). Порядок аннулирования указанных деклараций изложен в подп.1.14 п.1 постановления № 549.

Примеры типичных правонарушений

Типичные ситуации, связанные с нарушением порядка расчетов в сфере внешнеторговой деятельности и правил осуществления валютного контроля:

• представление по истечении 7 рабочих дней в обслуживающий банк реестра распределения иностранной валюты и платежного поручения на сумму, подлежащую обязательной продаже на торгах ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа», после поступления на счет выручки, полученной от торговли за пределами территории Республики Беларусь;

• несанкционированное превышение срока завершения внешнеторговой операции (при экспорте - не позднее 90 календарных дней (по договорам комиссии - не позднее 120 календарных дней) с даты отгрузки товаров (передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполнения работ, оказания услуг; при импорте - не позднее 60 календарных дней с даты проведения платежа);

• в статистических декларациях на товары указываются недостоверные данные о характере внешнеэкономической сделки;

• исполнение внешнеторговых договоров (поступление (отгрузка) товара, его оплата) осуществляется до регистрации сделок в обслуживающем банке;

• статистическая декларация представляется позднее 7 рабочих дней с даты отгрузки товаров либо их поступления, а периодическая статистическая декларация - позднее 7-го числа месяца, следующего за отчетным.

Нарушение сроков проведения внешнеторговых операций (часть 1 статьи 11.37 КоАП)

Пример 1

В соответствии с контрактом от 18.08.2014 ОАО «Л» произвело предоплату за станок компании «L» (Китай) в размере 45 тыс. долл. США 18.11.2014, 55 тыс. долл. США - 24.12.2014. Министерство промышленности Республики Беларусь согласовало обществу продление срока завершения внешнеторговых операций по указанной сделке до 20.04.2015 на основании абзаца 6 части первой подп.1.2 п.1 постановления № 1483/22. Общество обращалось в управление валютного регулирования и контроля Национального банка за разрешением на продление сроков завершения внешнеторговых операций на общую сумму 100 тыс. долл. США, но получило отказ по причине превышения срока завершения внешнеторговых операций, установленный Министерством промышленности Республики Беларусь (20.04.2015) на дату подачи заявления (30.04.2015). Товар обществу поступил 27.04.2015.

В нарушение подп.1.5 п.1 Указа № 178, абзаца 6 части первой подп.1.2 п.1 постановления № 1483/22 обществом с 19.11.2014 по 27.04.2015 по внешнеторговому контракту от 18.08.2014 с компанией «L» не было обеспечено поступление товаров с даты проведения предоплаты по дату согласования Министерством промышленности Республики Беларусь сроков завершения внешнеторговых операций на сумму 100 тыс. долл. США (превышение установленного законодательством срока завершения внешнеторговых операций с 21.04.2015 по 27.04.2015 составило 7 дней).

 

Пример 2

В раздел XVI «Машины, оборудование и механизмы; электротехническое оборудование; их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности» единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза по коду 8432 входят машины сельскохозяйственные, садовые или лесохозяйственные для подготовки и обработки почвы, катки для газонов или спортплощадок, в том числе по коду 8432 29 100 0 - рыхлители и культиваторы, по коду 8432 40 100 0 - разбрасыватели и распределители для распределения минеральных или химических удобрений.

На 23.11.2014 стоимость в эквиваленте культиватора составила 5 тыс. евро, разбрасывателя удобрений - 5 тыс. евро. За отгруженную продукцию по товарной накладной от 23.11.2014 ООО «Р» платежным поручением от 04.12.2014 перечислило ОАО «П» 5 тыс. евро. Оставшаяся сумма за отгруженную продукцию по данной накладной ООО «Р» на 31.12.2015 перечислена не была.

Таким образом, ОАО «П» не обеспечило своевременное поступление денежных средств в полном объеме от экспорта товаров и тем самым допустило превышение установленного срока (не позднее 180 календарных дней с даты отгрузки товаров) завершения внешнеторговой операции в нарушение требований абзаца 5 подп.1.1 п.1 постановления № 1483/22.

 

При экспорте внешнеторговая операция в установленные сроки может быть завершена путем:

• полного или частичного зачета встречных однородных требований, вытекающих из внешнеторговых договоров при их исполнении;

• полного или частичного зачета встречных однородных требований при исполнении внешнеторговых договоров, предполагающих экспорт товаров по одному договору и импорт товаров по другому договору, после состоявшейся между нерезидентами Республики Беларусь уступки требования либо перевода долга (абзацы 2, 3 п.1 постановления № 548/8).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 27 сентября 2017 г. п.1 постановления № 548/8 после абзаца 3 дополнен абзацем 4 постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 22.09.2017 № 711/10:

• полного или частичного зачета встречных однородных требований при исполнении внешнеторговых договоров, предполагающих выполнение строительных, специальных, монтажных работ и (или) оказание услуг в строительстве на территории Российской Федерации, и связанных с ними договоров создания объекта долевого строительства после состоявшейся между нерезидентами Республики Беларусь в установленном порядке уступки требования либо перевода долга.

 

Справочно

Датой завершения внешнеторговой операции при экспорте считается при полном или частичном зачете встречных однородных требований, вытекающих из внешнеторговых договоров при их исполнении, а также при исполнении внешнеторговых договоров, предполагающих экспорт товаров по одному договору и импорт товаров по другому договору, после состоявшейся между нерезидентами Республики Беларусь уступки требования либо перевода долга - дата совершения стороной, получившей оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора, которым оформлен зачет встречных однородных требований (абзац 2 п.1 постановления Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь от 06.07.2009 № 898/10 «О дате неденежного прекращения обязательств по внешнеторговым операциям при экспорте»).

 

Пример 3

Общество отгрузило с 27.02.2013 по 27.02.2014 в адрес фирмы «T» (Словакия) машинокомплекты на общую сумму 200 тыс. евро. Во исполнение контракта фирма «T» произвела частичную оплату 04.05.2015 в сумме 30 тыс. евро. Кроме того, обществом и фирмой «T» (Словакия) произведен частичный зачет встречных однородных требований при исполнении внешнеторговых договоров, предполагающих экспорт товаров по одному договору и импорт товаров по другому договору, после состоявшейся между нерезидентами Республики Беларусь (фирма «S» (Словакия) и фирма «T» (Словакия)) уступки требования, а также путем возврата фирмой «T» (Словакия) с 20.02.2015 по 20.03.2015 части машинокомплектов. На 10.08.2015 обществу от фирмы «T» (Словакия) оплата в сумме 15 тыс. евро не поступила.

Таким образом, в нарушение части первой подп.1.5 п.1 Указа № 178, абзаца 6 подп.1.1 п.1 постановления № 1483/22 обществом не было обеспечено своевременное завершение внешнеторговых операций по экспорту машинокомплектов.

 

Пример 4

Обществом во исполнение договора поставки со странами СНГ была произведена предварительная оплата за подшипники в адрес ООО «Д» (Российская Федерация) в сумме 350 тыс. рос. руб.

Общество не получило разрешения на продление срока завершения внешнеторговой операции, связанной с перечислением авансового платежа на сумму 350 тыс. рос. руб. в рамках договора поставки с ООО «Д», то есть допустило несанкционированное превышение этого срока.

Внешнеторговая операция может быть завершена путем признания нерезидента экономически несостоятельным (банкротом). При этом датой завершения внешнеторговой операции считается дата принятия судебным органом решения о признании нерезидента экономически несостоятельным (банкротом) (абзац 2 части пятой подп.1.4 п.1 Указа № 178).

Согласно сведениям сайта Федеральной налоговой службы России, сервис «Сведения о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских хозяйств)», ООО «Д» 24.02.2015 было признано банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство.

Таким образом, в нарушение абзаца 3 части первой подп.1.4 п.1 Указа № 178 общество с 26.09.2013 по 24.02.2015 не обеспечило своевременное прекращение обязательств при импорте подшипников в установленные законодательством сроки по внешнеторговой операции, связанной с перечислением авансового платежа в сумме 350 тыс. рос. руб. по договору поставки с ООО «Д».

 

Пример 5

Проверкой было установлено, что предприятие допустило превышение установленного законодательством срока завершения внешнеторговых операций на сумму 1 500 евро, не получив разрешения Национального банка.

Так, предприятием с организацией «M» (заказчик) был заключен договор от 01.01.2015 на оказание транспортных услуг при перевозках грузов в международном автомобильном сообщении. Предмет данного договора - порядок взаимоотношений, возникающих между заказчиком и исполнителем при планировании, осуществлении и оплате транспортных услуг при перевозках грузов в международном автомобильном сообщении. На каждую отдельную загрузку оформляется транспортный заказ, содержащий описание условий и особенностей конкретной перевозки и являющийся приложением к данному договору. Подтверждением факта оказания услуги является оригинал CMR-накладной с отметкой грузополучателя, перевозчика (экспедитора), получателя груза и таможенных органов. Валюта платежа по данному договору - евро и доллар США. Основанием для оплаты фрахта заказчиком является оригинал счета-фактуры исполнителя в одном экземпляре, оригинал CMR-накладной с отметкой грузополучателя о приеме груза. Срок оплаты услуг исполнителю составляет 90 дней с момента получения заказчиком соответствующих документов.

По заявкам от 01.07.2015 и от 02.07.2015 предприятие оказало транспортные услуги организации «M», что подтверждено CMR-накладными от 01.07.2015 и от 02.07.2015 соответственно. Грузополучателем в CMR-накладных от 01.07.2015 и от 02.07.2015 была сделана отметка о получении груза 04.07.2015.

За оказанные услуги предприятие выставило организации «M» счет-фактуру от 04.07.2015 на сумму 1 500 евро. Данную экспортную внешнеторговую операцию следовало завершить не позднее 02.10.2015. Денежные средства от организации «M» за транспортные услуги поступили 06.11.2015 на основании платежного ордера. Следовательно, срок проведения экспортной внешнеторговой операции на сумму 1 500 евро превысил установленный законодательством срок на 35 календарных дней.

За получением разрешения на продление срока завершения внешнеторговой операции в Национальный банк предприятие не обращалось. Таким образом, предприятием были нарушены абзацы 1 и 2 части первой подп.1.4 п.1, абзац 4 подп.1.16.1 п.1 Указа № 178.

Представление недостоверных сведений при оформлении статистической декларации или периодической статистической декларации (статья 11.42 КоАП)

Пример 6

При оформлении статистических деклараций по поставкам товаров в адрес субъекта товаропроводящей сети в Российской Федерации (ООО «О») унитарное предприятие «П» представило в таможенные органы недостоверные сведения об условиях поставки товаров.

Исходя из положений части третьей п.11 Инструкции о порядке заполнения и регистрации статистической декларации и периодической статистической декларации, внесения изменений в зарегистрированные статистическую декларацию и периодическую статистическую декларацию, а также их аннулирования, утвержденной постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 26.01.2012 № 2 (далее - Инструкция № 2), в разделе 7-3 графы 7 «Характер сделки» статистической декларации экспортерами товаров указывается код вида поставки в соответствии с классификатором видов поставок товаров, подлежащих учету при осуществлении экспортных операций, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.02.2012 № 183).

Так, согласно данному классификатору вида поставок товаров, подлежащих учету при осуществлении экспортных операций, при поставке товаров субъекту товаропроводящей сети с белорусским уставным капиталом или его долей в графе 7-3 экспортной статистической декларации указывается код поставки «03».

Унитарное предприятие «П» являлось участником ООО «О» с долей собственности в уставном капитале и осуществляло реализацию товаров белорусского производителя на условиях договоров комиссии.

Проверкой было установлено, что в проверяемом периоде при заполнении статистических деклараций на экспорт продукции субъекту товаропроводящей сети ООО «О» в графе 7-3 вместо кода вида поставки товаров субъекту товаропроводящей сети с белорусским уставным капиталом или его долей «03» указан код вида поставок товара «02» или «07».

Таким образом, в результате нарушения требования части 3 п.11 Инструкции № 2 в таможенные органы были представлены недостоверные сведения при оформлении статистических деклараций, а именно недостоверные сведения о виде поставки товара.

Недостоверные сведения УП «П» указало также в импортной декларации на товары при исполнении договора, заключенного с ООО «О», а именно: в графе 44 «Дополнительная информация/Предоставленные документы» названной декларации предприятие вместо приложения от 21.07.2015 № 5 указало приложение от 30.06.2015 № 3.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 4 октября 2020 г. в часть третью п.11 Инструкции № 2 внесено изменение постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 18.09.2020 № 19. Изменение не повлияло на суть материала.

Неисполнение обязанности по регистрации сделки (статья 11.43 КоАП)

Пример 7

При исполнении контракта от 18.05.2015 на поставку продукции, заключенного с ООО «К» (РФ) (покупатель), на ориентировочную сумму 1 млн рос. руб. (что на 18.05.2015 составляло более 17 тыс. евро) по платежному документу от 20.05.2015 ОАО «С» (поставщик) получил плату за инструмент в размере 10 тыс. рос. руб. Товар на данную сумму был отгружен в адрес покупателя по товарной накладной от 25.05.2015. Сделка была зарегистрирована в обслуживающем банке 25.05.2015. В нарушение требований части первой подп.1.11 п.1 Указа № 178 ОАО «С» не исполнило обязанности по регистрации сделки в обслуживающем банке до даты поступления платежей на сумму 10 тыс. рос. руб.

 

Пример 8

В проверяемом периоде ООО «Т» осуществляло импорт обуви (мужской, женской, детской), одежды, кожгалантерейных изделий и др. Так, в марте 2015 г. обществом был заключен контракт от 24.03.2015 с ООО «О» (РФ), предметом которого стала поставка товара согласно спецификациям к контракту, содержащим наименование (ассортимент) товара, количество, цену, сроки поставки, страну происхождения товара. В соответствии со спецификацией от 24.03.2015 к контракту от 24.03.2015 ООО «О» по товарной накладной от 03.04.2015, CMR-накладной от 04.04.2015, счету-фактуре от 03.04.2015 поставило в адрес ООО «Т» партию товара на сумму 5 тыс. долл. США. Товар от ООО «О» поступил 06.04.2015 и был оприходован в бухгалтерском учете общества 06.04.2015. Обществом также был заключен договор от 06.10.2015 с ООО «Р» (РФ), по которому в адрес ООО «Т» было поставлено 350 единиц кожгалантерейных изделий, страна происхождения которых - Китай. Изделия от ООО «Р» поступили 22.10.2015 согласно накладной от 16.10.2015, товарно-транспортной накладной (ТТН) от 16.10.2015 и были оприходованы в бухгалтерском учете общества 22.10.2015. Стоимость поставленных изделий составила 15 тыс. долл. США.

Таким образом, и договор от 06.10.2015, и контракт от 24.03.2015 подлежали регистрации. В нарушение требований части первой подп.1.11 п.1 Указа № 178 сделки по договору от 06.10.2015, по контракту от 24.03.2015 не были зарегистрированы импортером ООО «Т» до даты поступления товара. Так, по контракту от 24.03.2015 товар поступил 06.04.2015, сделка была зарегистрирована в день поступления - 06.04.2015; по договору от 06.10.2015 товар поступил 22.10.2015, сделка была зарегистрирована только 27.10.2015.

Непредставление в установленный срок статистической декларации или периодической статистической декларации (статья 11.44 КоАП)

Пример 9

Общество с ограниченной ответственностью «П», отгрузив 23.12.2015 на основании договора поставки от 16.11.2015 с ООО «Т» (РФ) пресс гидравлический стоимостью 150 тыс. рос. руб., что на дату отгрузки составляет более 3 000 евро, по данной отгрузке статистическую декларацию в центр статистического декларирования в установленный срок (не позднее 08.01.2016) не представило. Таким образом, ООО «П» были нарушены нормы абзаца 3 подп.1.16.1 п.1 Указа № 178, части второй подп.1.3 п.1 постановления № 549.

 

Пример 10

Обществом с ограниченной ответственностью «С» в адрес ЗАО «О» (РФ) в соответствии с договором поставки от 27.05.2015 по ТТН от 29.05.2015 (CMR-накладной от 29.05.2015) была отгружена продукция на сумму 500 тыс. рос. руб., срок представления экспортной статистической декларации по данной отгрузке - 07.06.2015, фактически она была представлена в пункт таможенного оформления 08.08.2015 и зарегистрирована спустя 62 дня. В соответствии с договором поставки от 07.06.2015 в адрес ЗАО «О» (РФ) по ТТН от 10.06.2015 (CMR-накладной от 10.06.2015) была отгружена продукция на сумму 500 тыс. рос. руб., срок представления экспортной статистической декларации по данной отгрузке - 19.06.2015, фактически она была представлена в пункте таможенного оформления 08.08.2015 и зарегистрирована 08.08.2015, то есть спустя 50 дней. В соответствии с договором поставки от 14.06.2015 в адрес ЗАО «О» (РФ) по ТТН от 19.06.2015 (CMR-накладной от 19.06.2015) была отгружена продукция на сумму 500 тыс. рос. руб., срок представления экспортной статистической декларации по данной отгрузке - 28.06.2015, фактически она была представлена в пункте таможенного оформления 08.08.2015 и зарегистрирована 08.08.2015, то есть спустя 41 день.

Предупреждение правонарушений в рассматриваемой сфере

Основная задача предупреждения административных правонарушений в рассматриваемой сфере - их недопущение путем соблюдения соответствующих норм законодательства либо их своевременное выявление и устранение, если они уже были совершены. В этой связи предварительно должны быть изучены: договор (включая дополнения, соглашения к нему, имеющие отношение к товарам, работам, услугам); платежные документы; транспортные (перевозочные, пересылочные) документы, по которым осуществляется (или осуществлялась) перевозка (перемещение) товаров; таможенные (статистические) декларации; статистическая отчетность и т. д. Выявленные нарушения могут быть устранены путем надлежащего оформления (переоформления) соответствующих документов, получения соответствующего разрешения (согласования), организации различными способами (в том числе в судебном порядке) надлежащего исполнения внешнеторговых обязательств.

При этом необходимо учитывать, что внешнеторговая операция может быть завершена путем:

• признания нерезидента экономически несостоятельным (банкротом). При этом датой завершения внешнеторговой операции считается дата принятия судебным органом решения о признании нерезидента экономически несостоятельным (банкротом);

• исключения нерезидента из государственного реестра организаций (плательщиков) в стране регистрации. При этом датой завершения внешнеторговой операции считается дата принятия уполномоченным органом решения об исключении нерезидента из государственного реестра организаций (плательщиков) в стране регистрации;

• принятия уполномоченными органами решения о конфискации (ином изъятии) у резидента либо нерезидента товаров в соответствии с законодательством государства, на территории которого произошла конфискация (иное изъятие) товаров. При этом датой завершения внешнеторговой операции считается дата принятия уполномоченными органами решения о конфискации (ином изъятии) товаров.

Сроки завершения внешнеторговых операций по заявлению резидента могут быть продлены Национальным банком (его главными управлениями по областям) при соблюдении условий, определенных Советом Министров Республики Беларусь и Национальным банком.

 

Справочно

Инструкция о порядке выдачи разрешений на продление сроков завершения внешнеторговых операций утверждена постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 22.04.2009 № 52.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 10 августа 2018 г. следует руководствоваться Инструкцией № 52 в редакции постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 01.08.2018 № 348.

Освобождение от ответственности

Юридическое лицо освобождается от административной ответственности за совершение административного правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности, в области предпринимательской деятельности, против порядка налогообложения, порядка таможенного регулирования, экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования, порядка использования топливно-энергетических ресурсов, если совершенное должностным лицом или иным работником юридического лица административное правонарушение не повлекло причинение ущерба государственной собственности и не связано с получением юридическим лицом выгоды имущественного характера, за исключением случаев, предусмотренных ст.11.36, 11.37, 11.70 и 20.1 КоАП (ст.8.8 КоАП).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 31 января 2018 г. ст.8.8 КоАП исключена Законом Республики Беларусь от 08.01.2018 № 95-З. Данная норма освещена в части 3 ст.4.8 КоАП, согласно которой юридическое лицо несет административную ответственность, если это предусмотрено санкцией статьи Особенной части КоАП. При этом за совершение административного правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности, в области предпринимательской деятельности, против порядка налогообложения, порядка таможенного регулирования юридическое лицо несет административную ответственность при наличии хотя бы одного из условий, указанных в пп.1-6 части 1 ст.4.8 КоАП.

 

Справочно

Под выгодой имущественного характера в данном случае понимаются доход, который юридическое лицо получило (могло получить), либо затраты, которых юридическое лицо избежало (могло избежать) в результате совершения должностным лицом или иным работником юридического лица административного правонарушения.

 

Таким образом, чтобы в случае совершения административных правонарушений по ст.11.42-11.44 КоАП административная ответственность не применялась, ущерб государственной собственности и выгода имущественного характера (в частности, затраты на составление (переоформление) соответствующих документов по внешнеторговой сделке) должны отсутствовать.

 

29.04.2016

 

Юрий Навойчик, юрист