


Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь
ТИПИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ВЫЯВЛЯЕМЫЕ В ХОДЕ ПРОКУРОРСКИХ ПРОВЕРОК
Состав антикоррупционного законодательства
В 2003-2005 гг. Республика Беларусь присоединилась к ряду международных конвенций по вопросам борьбы с коррупцией:
• Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (принята 27 января 1999 г.);
• Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию (принята 4 ноября 1999 г.);
• Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята 31 октября 2003 г.);
• Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности (принята 15 октября 2000 г.).
26 июня 1997 г. был принят Закон Республики Беларусь № 47-З «О мерах борьбы с организованной преступностью и коррупцией» (утратил силу 1 октября 2007 г.), предусматривавший усиление ответственности государственных служащих, причастных к коррупции. В соответствии с данным Законом в органах прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности созданы специальные подразделения по борьбе с коррупцией.
Законом Республики Беларусь от 20.07.2006 № 165-З «О борьбе с коррупцией» (далее - Закон № 165-З) установлены правовые основы государственной политики в сфере борьбы с коррупцией.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 24 января 2016 г. вступил в силу новый Закон Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией». |
![]() |
Справочно Законом № 165-З: • дано определение термина «коррупция», который охватывает активный и пассивный подкуп, а также другие злоупотребления, направленные на извлечение выгод материального и нематериального характера как в государственном, так и в частном секторах; • установлен перечень государственных должностных, приравненных к ним, и иных лиц, которые являются субъектами коррупции; • закреплены основные методы предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия коррупции, а также устранения ее негативных последствий. |
Важное место в системе антикоррупционных законов занимают также Уголовный кодекс Республики Беларусь (далее - УК), Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь, законы Республики Беларусь от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь», от 30.06.2014 № 165-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения» (вступает в силу 4 января 2015 г.), от 04.01.2003 № 174-З «О декларировании физическими лицами доходов и имущества» и др.
Кроме законов, в республике действует значительное число иных актов законодательства, направленных на борьбу с коррупцией, - указы, декреты, директивы Президента, нормативные правовые акты Правительства, министерств и других государственных органов.
Обеспечению целенаправленной и скоординированной работы по борьбе с коррупцией способствует принятие государственных антикоррупционных программ, которые реализуются в Беларуси уже более 15 лет. В настоящее время выполняется программа на 2013-2015 годы, утвержденная решением республиканского координационного совещания от 15.03.2014 № 26-07ркс-2013.
Кроме того, практикуется разработка региональных и отраслевых антикоррупционных программ (планов мероприятий) в целях эффективного предупреждения, выявления и пресечения коррупции в отдельных регионах, отраслях и сферах деятельности, системах государственных органов и иных организаций.
![]() |
Справочно Под коррупционными правонарушениями понимаются содержащие признаки коррупции проступки, запрещенные нормами права под угрозой юридической ответственности. Основными видами коррупционных правонарушений являются гражданско-правовые деликты, дисциплинарные проступки, административные проступки и уголовные преступления. Коррупционным правонарушениям предшествует нарушение этических и корпоративных стандартов поведения работников соответствующих профессий. |
Осуществление проверок соблюдения антикоррупционного законодательства
Органами прокуратуры проводится целенаправленная работа по проведению проверок соблюдения антикоррупционного законодательства.
В ходе прокурорских проверок значительное внимание уделяется противодействию преступности, связанной с «теневым» оборотом товаров и денежных средств; выявлению ключевых тенденций и актуальных схем совершения преступлений; оценке ситуации в сфере экономической безопасности; сбору и обобщению имеющегося опыта работы по подрыву экономических основ экстремистских организаций.
Органами прокуратуры, как правило, вносятся представления руководителям организаций по выявленным причинам и условиям, способствующим совершению коррупционных преступлений, для устранения и недопущения совершения их в дальнейшем.
Вместе с тем правоприменительная практика по-прежнему свидетельствует о том, что борьба с коррупцией в Республике Беларусь осуществляется преимущественно посредством уголовного преследования лиц, уже совершивших коррупционные преступления.
Типичные нарушения антикоррупционного законодательства
В ходе прокурорских проверок выявляются следующие нарушения антикоррупционного законодательства, в т.ч. коррупционные правонарушения и правонарушения, способствующие коррупции, предусмотренные ст.20, 21 Закона № 165-З:
• указание государственным служащим недостоверных сведений в декларации о доходах и имуществе, непредоставление такой декларации в установленные законом сроки, необеспечение проверки правильности и полноты заполнения деклараций о доходах и имуществе работниками кадровой службы, ответственными за прием и проверку деклараций;
• неподписание государственным должностным лицом обязательства по соблюдению ограничений, установленных ст.17 Закона № 165-З, а также непринятие мер по истребованию такого обязательства со стороны уполномоченных на это лиц;
• невыполнение государственным должностным лицом обязательства по соблюдению ограничений, установленных ст.17 Закона № 165-З;
• использование государственным должностным лицом в личных интересах предоставленного ему для осуществления государственных функций имущества, находящегося в государственной собственности;
• использование подчиненных работников для выполнения работ в личных интересах, при отсутствии в деянии в силу малозначительности составов преступлений, предусмотренных ст.424, 426 УК;
• недостоверное отражение в государственной статистической отчетности сведений об объеме выполненных работ при строительстве, внесение иных заведомо ложных сведений в официальные документы при отсутствии состава преступления, предусмотренного ст.427 УК;
• оказание государственным должностным лицом при подготовке и принятии решений неправомерного предпочтения интересам физических или юридических лиц либо предоставление им необоснованных льгот и привилегий или оказание содействия в их предоставлении;
• нарушение порядка проведения конкурсов и аукционов;
• невыполнение предусмотренных ст.27 Закона № 165-З обязанностей руководителя организации по принятию мер, направленных на борьбу с коррупцией;
• принятие государственным должностным лицом имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных обязанностей;
• вмешательство государственного должностного лица с использованием своих служебных полномочий в деятельность иных государственных органов и других организаций, что не входило в круг его обязанностей и не было основано на законодательном акте Республики Беларусь.
В ходе прокурорских проверок нередко выявляются факты нарушений антикоррупционного законодательства:
• фиктивного трудоустройства подставных лиц с целью завладения денежными средствами, начисленными им в качестве заработной платы;
• внесения агентами страховых компаний заведомо ложных сведений в свидетельства обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств с целью оказать содействие водителям, допустившим нарушения Правил дорожного движения, в уклонении от ответственности;
• злоупотреблений со стороны должностных лиц организаций лесного хозяйства, природоохранных инспекций, землеустроительных служб и других государственных органов по незаконному привлечению граждан к административной ответственности.
13.11.2014
Валерий Белокопытов, главный специалист отдела проблем эффективности прокурорского надзора, совершенствования правоприменительной практики и законодательства государственного учреждения «Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь»
Владимир Филиппенков, главный специалист отдела криминологической экспертизы проектов правовых актов и информационно-аналитического обеспечения криминологических исследований государственного учреждения «Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь»