Пособие от 17.11.2023
Автор: Артемьева А.

Типичные нарушения требований при разработке инструкции по обращению с отходами производства


 

Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь

 

Для всех отраслей

Типичные нарушения требований при разработке инструкции по обращению с отходами производства

Анна Артемьева

Анна Артемьева
юрист, редактор Правовой платформы «Бизнес-Инфо»

17.11.2023

В материале приведены типичные нарушения, допускаемые при разработке инструкции по обращению с отходами производства.

 

Такие инструкции обязаны разрабатывать и утверждать юрлица, осуществляющие обращение с отходами, за исключением микроорганизаций (подп.2.2 п.2 ст.17 Закона от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами»).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 6 октября 2024 г. следует руководствоваться подп.1.8 п.1 ст.19 Закона № 271-З в ред. Закона от 29.12.2023 № 333-З. Комментарии см. здесь.

 

Обращение с отходами - деятельность, связанная с образованием отходов, их сбором, разделением по видам отходов, подготовкой, удалением, хранением, захоронением, перевозкой, обезвреживанием и (или) использованием отходов (п.13 ст.1 Закона № 271-З).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 6 октября 2024 г. следует руководствоваться п.17 ст.1 Закона № 271-З в ред. Закона № 333-З. Комментарии см. здесь.

 

Требования к разработке инструкции по обращению с отходами установлены Инструкцией о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства, утв. постановлением Минприроды от 22.10.2010 № 45.

Ниже приведены типичные нарушения, связанные с разработкой инструкции.

 

Нарушения Нормативное обоснование
1. Отсутствует дата утверждения инструкции Разработанная инструкция по обращению с отходами утверждается руководителем субъекта хозяйствования, который обеспечивает достоверность сведений, указанных в ней, и их соответствие законодательству.

Обратите внимание!

Утверждение инструкции по обращению с отходами осуществляется до ее представления на согласование территориальным органам Минприроды (ч.1 п.6, п.7 Инструкции № 45)
2. В инструкции отсутствуют обязательные разделы либо содержатся разделы и приложения, не предусмотренные п.8 Инструкции № 45 Инструкция по обращению с отходами включает в себя:
- титульный лист;
- обязательные разделы:
«Общие сведения»;
«Ответственные за организацию обращения с отходами производства»;
«Образование отходов производства»;
«Учет отходов производства»;
«Сбор и хранение отходов производства»;
«Использование и обезвреживание отходов производства»;
«Захоронение отходов производства»;
«Перевозка отходов производства»;
- приложения:
«Образующиеся отходы производства»;
«Расчет-обоснование количества отходов производства для временного хранения»;
«Карта-схема источников образования отходов производства»;
«Карта-схема хранения отходов производства» (п.8 Инструкции № 45)
3. Инструкция не пронумерована Инструкция по обращению с отходами должна быть пронумерована (ч.2 п.6 Инструкции № 45)
4. Наименование или коды отходов не соответствуют общегосударственному классификатору отходов, образующихся в Республике Беларусь В приложении «Образующиеся отходы производства» к инструкции по обращению с отходами указываются наименования и коды образующихся отходов производства в соответствии с ОКРБ 021-2019 «Классификатор отходов, образующихся в Республике Беларусь», утв. постановлением Минприроды от 09.09.2019 № 3-Т (абз.2 ч.1 п.17 Инструкции № 45)
5. Отсутствуют сведения о видах экономической деятельности, связанных с обращением с отходами производства, местах осуществления такой деятельности (не указывается адрес) В разделе «Общие сведения» инструкции по обращению с отходами указываются основные сведения о субъекте хозяйствования (наименование, место нахождения, учетный номер плательщика, виды экономической деятельности, связанные с обращением с отходами производства, и т. п.) (абз.2 п.9 Инструкции № 45)
6. Не указываются количество и места ведения книг учета отходов Раздел «Учет отходов производства» инструкции по обращению с отходами должен содержать порядок ведения учета отходов производства в местах их образования (поступления), а также количество, места ведения книг учета отходов производства, способы определения фактического объема отходов (взвешивание, замер, расчетный метод и иной способ).
Исключение - организации, в структуру которых входит только одно производственное (структурное) подразделение. Для учета отходов производства в таких организациях ведется книга общего учета отходов производства (абз.2 п.12 Инструкции № 45)
7. Описание порядка хранения отходов отражено без учета требований законодательства, в том числе ТНПА Раздел «Сбор и хранение отходов производства» инструкции по обращению с отходами должен содержать порядок хранения отходов с учетом требований законодательства, в том числе ТНПА (места временного хранения отходов, объекты хранения отходов, условия хранения отходов) (абз.3 п.13 Инструкции № 45)
8. Не отражен порядок использования и (или) обезвреживания отходов на объектах по использованию и (или) обезвреживанию в соответствии с утвержденным технологическим регламентом Для субъектов хозяйствования, которые осуществляют эксплуатацию объектов по использованию отходов и (или) объектов обезвреживания отходов, в разделе «Использование и обезвреживание отходов производства» инструкции дополнительно указывается порядок использования и (или) обезвреживания отходов на таких объектах в соответствии с утвержденным технологическим регламентом (абз.4 ч.2 п.14 Инструкции № 45)
9. Не отражен порядок учета сопроводительных паспортов перевозки отходов производства Раздел «Перевозка отходов производства» инструкции по обращению с отходами должен содержать порядок учета сопроводительных паспортов перевозки отходов производства (абз.3 п.16 Инструкции № 45)
10. Не составляется новая инструкция при изменении основных сведений об организации, ее реорганизации, изменении места осуществления деятельности Новая инструкция по обращению с отходами разрабатывается в случаях:
- изменения основных сведений о субъекте хозяйствования, его реорганизации, изменения места осуществления деятельности, связанной с обращением с отходами производства;
- изменения требований законодательства, регулирующих порядок обращения с отходами;
- изменения допустимого количества накопления отходов производства, необходимого для перевозки, и (или) периодичности вывоза отходов производства;
- изменения условий и мест хранения отходов производства;
- строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, модернизации, изменения профиля производства субъекта хозяйствования, повлекшего изменение перечня образующихся видов отходов производства и (или) изменение порядка обращения с ними;
- изменения перечня отходов производства, которые направляются на хранение, использование, обезвреживание и (или) захоронение;
- истечения срока действия согласования инструкции по обращению с отходами (ч.1 п.21 Инструкции № 45).

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 6 октября 2024 г. в ч.1 п.21 Инструкции № 45 постановлением Минприроды от 23.09.2024 № 48 внесены изменения. Абзацы 5 и 6 изложены в новой редакции. Комментарий см. здесь
11. Не соблюдаются сроки для согласования инструкции, в том числе новой инструкции Инструкция должна быть представлена для согласования в течение 60 дней со дня:
- госрегистрации юрлица и ИП, осуществляющих обращение с отходами производства, - для вновь созданных юрлиц и ИП, за исключением установленных случаев, когда субъекты хозяйствования вправе не разрабатывать (не утверждать) инструкции;
- прекращения действия согласования инструкции - для заявителей, действие согласования инструкций которых прекращено (п.3 Положения о порядке согласования инструкций по обращению с отходами производства, утв. постановлением Совмина от 28.11.2019 № 818).
Для согласования новой инструкции субъекты хозяйствования обращаются в территориальный орган Минприроды:
1) в течение 60 календарных дней со дня:
- изменения основных сведений о субъекте хозяйствования, его реорганизации, изменения места осуществления деятельности, связанной с обращением с отходами производства;
- изменения требований законодательства, регулирующих порядок обращения с отходами;
2) до возникновения следующих оснований:
- изменения допустимого количества накопления отходов производства, необходимого для перевозки, и (или) периодичности вывоза отходов производства;
- изменения условий и мест хранения отходов производства;
- строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, модернизации, изменения профиля производства субъекта хозяйствования, повлекшего изменение перечня образующихся видов отходов производства и (или) изменение порядка обращения с ними;
- изменения перечня отходов производства, которые направляются на хранение, использование, обезвреживание и (или) захоронение;
3) до истечения срока действия согласования инструкции, но не ранее чем за 3 месяца до истечения срока действия согласования инструкции по обращению с отходами (ч.2 п.21 Инструкции № 45)

 

За нарушение требований законодательства об обращении с отходами КоАП предусмотрен штраф:

• до 30 БВ - в отношении физлиц;

• до 100 БВ - в отношении ИП;

• до 1 000 БВ - в отношении юрлиц (ч.3 ст.16.44 КоАП).