


Материал помещен в архив
ТИПИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ТОРГОВЛИ (ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ), ВЫЯВЛЯЕМЫЕ КОНТРОЛИРУЮЩИМИ ОРГАНАМИ
(статьи 12.4 и 12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях)
![]() |
Справочно (об авторе) Александр Денисевич в 1998 году окончил юридический факультет Белорусского государственного университета. С 1999 года работал в налоговых органах, с 2001 года - в органах Комитета государственного контроля Республики Беларусь, с 2013 года - начальник управления правового обеспечения контрольной деятельности Комитета государственного контроля Республики Беларусь. |
Требования к осуществлению торговли
Торговля - предпринимательская деятельность, направленная на приобретение и продажу товаров с оказанием или без оказания услуг, связанных с продажей товаров (п.36 ст.1 Закона Республики Беларусь от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь»; далее - Закон № 128-З). Розничная торговля осуществляется в стационарных, нестационарных торговых объектах, без (вне) торговых объектов (часть первая п.2 ст.10 Закон № 128-З).
Требования к осуществлению розничной торговли устанавливаются правилами продажи отдельных видов товаров и правилами продажи товаров при осуществлении торговли в определенной форме, утверждаемыми Советом Министров Республики Беларусь. При организации и осуществлении торговли субъекты торговли вправе определять:
• виды торговли (розничная, оптовая);
• формы торговли (комиссионная торговля, торговля в стационарных торговых объектах, нестационарных торговых объектах, без (вне) торговых объектов, в том числе на ярмарках, развозная торговля, разносная торговля и иные формы торговли), виды и типы розничных торговых объектов в соответствии с классификациями, утверждаемыми Министерством торговли Республики Беларусь;
• порядок и условия осуществления торговли, в том числе: ассортимент товаров; перечень оказываемых услуг, связанных с продажей товаров; приемы и способы, с помощью которых осуществляется продажа товаров; количество, типы, модели торгового оборудования, инвентаря, используемые при осуществлении торговли; способы доведения до покупателей информации о товарах и об оказываемых услугах, связанных с продажей товаров;
• цены (тарифы) на товары, оказываемые услуги, связанные с продажей товаров, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь;
• порядок размещения рекламы внутри торгового объекта;
• условия заключения договоров купли-продажи товаров, договоров возмездного оказания услуг, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь;
• иные условия организации и осуществления торговли (часть вторая п.2, п.3 ст.10 Закона № 128-З).
Нормативное регулирование в сфере торговли (ценообразования)
Основные законодательные акты, регулирующие сферу рассматриваемых отношений:
• Закон № 128-З;
• Закон Республики Беларусь от 29.06.2003 № 217-З «О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека» (далее - Закон № 217-З);
• Закон Республики Беларусь от 10.05.1999 № 255-З «О ценообразовании» (далее - Закон № 255-З);
• Указ Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь»;
• Указ Президента Республики Беларусь от 11.08.2005 № 366 «О формировании цен на лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинскую технику» (далее - Указ № 366).
К основным подзаконным актам относятся:
• постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22.07.2014 № 703 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания и Положения о порядке разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров, ассортиментного перечня продукции общественного питания» (далее соответственно - Правила № 703, Положение № 703).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 21 февраля 2019 г. Правила № 703 и Положение № 703 изложены в новой редакции постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.11.2018 № 824. Комментарий см. здесь; |
• постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14.12.2004 № 1590 «Об утверждении Правил бытового обслуживания потребителей» (далее - Правила № 1590);
• постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2009 № 31 «Об утверждении Правил продажи товаров при осуществлении розничной торговли по образцам» (далее - Правила № 31);
• постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17.01.2014 № 35 «Об утверждении перечней социально значимых товаров (услуг), цены (тарифы) на которые регулируются государственными органами, и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее - постановление № 35);
• постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 22.07.2011 № 111 «Об утверждении Инструкции о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов)» (далее - Инструкция № 111);
• постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 26.04.2012 № 35 «О ценах на социально значимые товары и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь»;
• постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 14.12.2011 № 200 «О торговых надбавках к отпускным ценам на социально значимые товары и признании утратившими силу постановления Министерства экономики Республики Беларусь от 27 апреля 2011 г. № 66 и отдельного структурного элемента постановления Министерства экономики Республики Беларусь» (далее - постановление № 200) (действовало на момент проведения проверки. Утратило силу 22 марта 2015 г.) и т. д.
Субъекты административных правонарушений в сфере торговли
Субъекты административных правонарушений в рассматриваемой сфере:
• физическое лицо (работник, связанный с порядком осуществления торговой деятельности (ценообразования));
• индивидуальный предприниматель и юридическое лицо, по чьей вине допущены нарушения, составляющие объективную сторону их состава.
Основные административные правонарушения, совершаемые в сфере торговли (ценообразования)
К основным административным правонарушениям в сфере торговли (ценообразования) относятся следующие нарушения, перечисленные в ст.12.4 и 12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Норма | Ответственность | Типичные правонарушения |
Нарушение правил торговли и оказания услуг населению (часть 1 ст.12.17 КоАП) | Наложение штрафа в размере до 10 базовых величин (далее - БВ) | В нарушение требований Правил № 703: - допускается несоблюдение режима работы, отсутствие информации о временном приостановлении деятельности (для проведения ремонта, плановых санитарных дней и в других случаях) (п.4). - не доводятся до сведения покупателя наименование (фирменное наименование), наименование, тип розничного торгового объекта, наименование, тип и класс объекта общественного питания, информация о номере специального разрешения (лицензии), сроке его действия, государственном органе или государственной организации, выдавших это специальное разрешение (лицензию) (п.12); - работник не имеет нагрудного знака с указанием собственного имени и должности (п.13); - не доводится до сведения покупателя необходимая и достоверная информация о товарах и их производителях, о продукции общественного питания, предусмотренная нормативными правовыми актами, в том числе государственный стандарт Республики Беларусь СТБ 1100-2007 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования» (утвержден и введен в действие постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 12.04.2007 № 23) (п.15). От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 февраля 2017 г. постановлением государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 26.10.2016 № 83 утвержден и введен в действие новый государственный стандарт Республики Беларусь СТБ 1100-2016 «Пищевая продукция. Информация для потребителя. Общие требования»; - не обеспечивается наличие единообразно оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товаров, их сорта, массы и меры товаров, цены товаров за единицу массы, меры или единицу товаров, страны происхождения товаров, даты оформления ценника (часть первая п.22); - допускаются в продажу швейные, верхние трикотажные изделия и обувь без предоставления покупателю условий для их примерки (торговый зал не оборудован примерочной кабиной с зеркалом, скамейкой или банкеткой, подставкой) (п.57) |
В нарушение требований Правил № 31: - до сведения покупателя не доводится необходимая и достоверная информация о товарах и об их изготовителях, обеспечивающая возможность правильного выбора товаров (подп.9.1 п.9); - на информационной странице в сети Интернет до покупателей доводится недостоверная информация о месте нахождения продавца (пп.7 и 8) | ||
В нарушение требований п.4 Положения № 703 ассортиментный перечень товаров (продукции общественного питания) размещается в розничном торговом объекте (объекте общественного питания) не в доступном для покупателей месте | ||
В нарушение требований Правил № 1590: - не обеспечивается доведение до сведения потребителя на вывеске и (или) информационной табличке, расположенной на фасаде, своего наименования (фирменное наименование), наименования объекта бытового обслуживания и режима его работы (п.3); - в удобном для обозрения потребителя месте не размещаются сведения о ценах на оказываемые бытовые услуги, информация об органах, осуществляющих государственное регулирование и государственный контроль в сфере бытового обслуживания населения, их контактные телефоны (часть первая п.5). От редакции «Бизнес-Инфо» С 11 июля 2015 г. Правила № 1590 на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 02.04.2015 № 268 изложены в новой редакции. Комментарий см. здесь | ||
Реализация или предложение к реализации товаров с истекшими сроками годности, хранения, реализации (часть 2 ст.12.17 КоАП) | Наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере от 30 до 500 БВ | В нарушение п.3 части десятой ст.11 Закона № 217-З, п.27 Правил № 703 производится реализация продукции с истекшим сроком годности согласно указанной информации на маркировке производителя и удостоверении качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 31 января 2018 г. административная ответственность по части 2 ст.12.17 КоАП (в редакции Закона Республики Беларусь от 08.01.2018 № 95-З, далее - Закон № 95-З) предполагает наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до 500 БВ | ||
Приобретение, хранение, использование в производстве, транспортировка, реализация товаров в нарушение установленного законодательством порядка (без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов, документов, подтверждающих приобретение (поступление) либо отпуск товаров для реализации, или при наличии не соответствующих действительности документов), а также реализация товаров (выполнение работ, оказание услуг) в нарушение запрета органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь (часть 4 ст.12.17 КоАП) | Наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до 50 БВ с конфискацией товаров, выручки, полученной от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг, или без конфискации | Реализация товара, выразившаяся в его приобретении и продаже без наличия в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов, чем нарушаются требования: - подпункта 1.12 п.1 ст.22 Налогового кодекса Республики Беларусь; - статьи 10 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности»; - пункта 2 Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «товарная накладная», утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18.12.2008 № 192. От редакции «Бизнес-Инфо» С 2 сентября 2016 г. постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.06.2016 № 58 утверждена новая Инструкция о порядке заполнения товарно-транспортной накладной и товарной накладной |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 31 января 2018 г. административная ответственность по части 4 ст.12.17 КоАП (в редакции Закона № 95-З) предполагает наложение штрафа в размере до 30 БВ, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо - 50 % от стоимости предмета административного правонарушения, суммы выручки, полученной от реализации товаров | ||
Нарушение должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем установленного порядка формирования и (или) применения цен (тарифов) (часть 1 ст.12.4 КоАП) | Наложение штрафа в размере до 40 БВ | В нарушение подп.1.4 п.1 Указа № 366 получается выручка от реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения в результате неправильного применения торговой надбавки при формировании розничной цены (разница между фактической выручкой, полученной от реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения, и расчетной величиной выручки от реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения по ценам, установленным в соответствии с законодательством). От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2016 г. в подп.1.4 п.1 Указа № 366 слова «доллары США» заменены словами «базовые величины» на основании Указа Президента Республики Беларусь от 21.06.2016 № 228 |
Нарушение установленных уполномоченными государственными органами (организациями) фиксированных и (или) предельных цен (тарифов), предельных нормативов рентабельности, оптовых и (или) торговых надбавок (скидок) (часть 2 статьи 12.4 КоАП) | Наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в двукратном размере разницы между фактической выручкой, полученной от реализации товаров (работ, услуг), и расчетной величиной выручки от реализации этих товаров (работ, услуг) по ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством | В нарушение: - пункта 2 постановления Министерства экономики Республики Беларусь от 31.03.2011 № 49 «Об установлении предельных минимальных цен на алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь» алкогольные напитки продаются ниже предельных минимальных цен (действовало на момент проведения проверки. Утратило силу 22 марта 2015 г.); - статьи 13 Закона № 255-З при формировании отпускных цен на товары в калькуляцию включается уровень рентабельности в размере 30 % вместо утвержденного норматива в размере 25 %; - пункта 5 перечня социально-значимых товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Министерством экономики Республики Беларусь, утвержденного постановлением № 35, п.5 приложения к постановлению № 200, части первой п.11 Инструкции № 111 при формировании розничных цен превышаются предельные максимальные торговые надбавки к отпускным ценам организации-изготовителя на социально значимые товары (например, на молоко применяется предельная максимальная торговая надбавка 15 % вместо 11 %). От редакции «Бизнес-Инфо» С 15 января 2016 г. перечень социально значимых товаров (услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Министерством торговли, на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 11.01.2016 № 8 утратил силу; - пунктов 11 и 14 Инструкции о порядке регулирования тарифов на платные медицинские услуги, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 20.05.2011 № 42, применяются скидки (в зависимости от вида оказываемых услуг) к стоимости услуг, включающей стоимость материалов, которые должны были оплачиваться заказчиками дополнительно (действовало на момент проведения проверки. Утратило силу 15 марта 2015 г.) |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 31 января 2018 г. размер штрафа по части 2 ст.12.4 КоАП - до 20 БВ, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо - в двукратном размере разницы между фактической выручкой, полученной от реализации товаров (работ, услуг), и расчетной величиной выручки от реализации этих товаров (работ, услуг) по ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством (в редакции Закона № 95-З) | ||
Реализация товаров (работ, услуг), в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен (тарифов), без экономических расчетов, подтверждающих уровень применяемых цен (тарифов), или с нарушением установленного порядка регистрации цен (тарифов) (часть 3 ст.12.4 КоАП) | Наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до 10 % стоимости реализованных товаров (работ, услуг) | В нарушение п.6 Инструкции № 111 отпускные цены не подтверждаются экономическими расчетами |
![]() |
Пример 1 В соответствии с п.7 Правил № 703 продавец обязан соблюдать законодательство Республики Беларусь о защите прав потребителей и обязательные требования, установленные техническими нормативными правовыми актами Республики Беларусь и техническими регламентами Таможенного союза. Для проверки покупателем правильности цены товаров, меры и массы приобретенных товаров в торговом зале на доступном месте должно быть установлено соответствующее измерительное оборудование с информацией о возможности его использования покупателями самостоятельно (контрольные весы, средства измерений геометрических размеров, объема и др.) (часть четвертая п.9 Правил № 703). В торговом объекте, объекте общественного питания в доступном для покупателя месте должна быть размещена информация о месте нахождения книги замечаний и предложений. Книга замечаний и предложений предъявляется по первому требованию покупателя. При этом запрещается требовать от покупателя предъявления документов, удостоверяющих личность, или объяснения причин, вызвавших необходимость внесения в книгу замечания и (или) предложения (часть вторая п.11 Правил № 703). Согласно части первой п.12 Правил № 703 продавец обязан довести до сведения покупателя на вывеске и (или) информационной табличке, расположенных на всех входных дверях или фасаде строения (здания, сооружения), временной конструкции, в которых расположены торговый объект, объект общественного питания, в ином доступном для покупателя месте свое наименование (фирменное наименование), наименование, тип розничного торгового объекта, наименование, тип и класс объекта общественного питания, если такое наименование не совпадает с наименованием (фирменным наименованием) продавца, а если продавцом является индивидуальный предприниматель - фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется), наименование торгового объекта, объекта общественного питания индивидуального предпринимателя (при наличии такого наименования) и режим работы. Продавец также обязан довести до сведения покупателя иным доступным способом, принятым в торговле, общественном питании: • информацию о месте нахождения продавца, если оно не совпадает с местом нахождения торгового объекта, объекта общественного питания; • если продавцом является индивидуальный предприниматель - дополнительно к информации, указанной в абзацах 2, 3 части второй п.12 Правил № 703, также информацию о его государственной регистрации и наименовании органа, осуществившего его государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, месте жительства; • дату внесения сведений о торговом объекте, объекте общественного питания в Торговый реестр Республики Беларусь (часть вторая п.12 Правил № 703). Работник продавца должен иметь нагрудный знак с указанием собственного имени и должности. По усмотрению продавца на нагрудном знаке также указываются фамилия и отчество (если таковое имеется) работника продавца (часть первая п.13 Правил № 703). Согласно п.15 Правил № 703 продавец обязан своевременно довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их производителях, о продукции общественного питания, предусмотренную нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами. Информация должна содержать: • наименование товаров, продукции общественного питания; • сведения об основных потребительских свойствах товаров, продукции общественного питания, а в отношении продуктов питания - о составе, пищевой ценности; • дату изготовления (фасования), и (или) срок службы, и (или) срок годности, и (или) срок хранения товаров, продукции общественного питания, если они установлены для конкретных товаров, продукции общественного питания, указание условий хранения товаров, продукции общественного питания, если они отличаются от обычных условий хранения соответствующих товаров, продукции общественного питания либо требуют специальных условий хранения, а также сведения о необходимых действиях покупателя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья, наследственности и имущества покупателя и окружающей среды или становятся непригодными для использования по назначению; • наименование (фирменное наименование), место нахождения производителя, а также импортера, ремонтной организации, уполномоченной производителем (продавцом, поставщиком, представителем) на устранение недостатков товаров и (или) техническое обслуживание товаров (при их наличии). Если производителем (продавцом, импортером, представителем, ремонтной организацией) является индивидуальный предприниматель - фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) индивидуального предпринимателя; • сведения о подтверждении соответствия товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия, требованиям технических нормативных правовых актов. В соответствии с частью первой п.22 Правил № 703 продавец обязан обеспечить наличие ценников на товары с указанием наименования товаров, их сорта, массы и меры товаров, цены товаров за единицу массы, меры или единицу товаров, страны происхождения товаров, даты оформления ценника. Согласно п.27 Правил № 703 товары, на которые установлен срок годности и (или) срок хранения, продавец обязан передать покупателю с таким расчетом, чтобы они могли быть использованы по назначению до истечения срока годности и (или) срока хранения. Правила № 703 в доступной форме доводятся продавцом до сведения покупателей (п.45 Правил № 703). В соответствии с п.53 Правил № 703 в случае осуществления продавцом предпродажного фасования и упаковки развесных продовольственных товаров на расфасованных товарах, кроме информации, предусмотренной в части второй п.15 Правил № 703, указываются их масса, цена товаров за 1 кг, цена отвеса, дата фасования (а для особо скоропортящихся товаров - время фасования), номер или фамилия весовщика. В соответствии с п.56 Правил № 703 выкладка продовольственных товаров на охлаждаемые прилавки и витрины, за исключением пристенных, должна осуществляться с использованием специального инвентаря (лотков, подносов, корзин и другого подобного инвентаря). Выкладка продовольственных товаров непосредственно на дно такого оборудования запрещается. Согласно п.4 ст.1, части первой п.1 ст.21 Закона № 128-З ассортиментный перечень товаров - перечень товаров, которые должны быть в продаже в торговом объекте, в котором осуществляется розничная торговля (далее - розничный торговый объект), постоянно или в течение периода, предназначенного для их продажи. Ассортиментный перечень товаров разрабатывается и утверждается субъектом торговли для розничного торгового объекта (за исключением торговых мест, передвижных средств разносной торговли, иных объектов и форм торговли, определенных Советом Министров Республики Беларусь) на основании перечня товаров, подлежащих включению в ассортиментный перечень товаров. Ассортиментный перечень товаров разрабатывается и утверждается субъектом торговли для розничного торгового объекта, за исключением случаев, указанных в п.5 Положения № 703, исходя из ассортимента предлагаемых к продаже товаров на основании перечня товаров, подлежащих включению в ассортиментный перечень товаров, утверждаемого Министерством торговли, в зависимости от вида и типа розничного торгового объекта, наличия торговой площади и ее размера с указанием классов и (или) групп товаров, видов товаров и количества их разновидностей (моделей, размеров, артикулов, сортов и иных разновидностей), которых в таком перечне должно быть не менее, чем в перечне товаров, подлежащих включению в ассортиментный перечень товаров, для соответствующего вида и типа розничного торгового объекта (часть первая п.3 Положения № 703). Перечень товаров, подлежащих включению субъектами торговли в ассортиментные перечни товаров для магазинов с универсальным ассортиментом продовольственных товаров, приведен в приложении 1 к постановлению Министерства торговли Республики Беларусь от 08.05.2014 № 20 (далее - постановление № 20). Проверкой, проведенной 12 ноября 2014 г. в магазине организации (магазин самообслуживания, торговая площадь 315 м2), было установлено, что в нарушение: • части четвертой п.9 Правил № 703 не было установлено в торговом зале на доступном месте соответствующее измерительное оборудование с информацией о возможности его использования покупателями самостоятельно (контрольные весы) для проверки правильности цены товаров, меры и массы приобретенных товаров; • части второй п.11 Правил № 703 в магазине не размещена в доступном для покупателя месте информация о месте нахождения книги замечаний и предложений; • части второй п.12 Правил № 703 до сведения покупателя не была доведена информация о месте нахождения продавца и дата внесения сведений о торговом объекте в Торговый реестр Республики Беларусь; • части первой п.13 Правил № 703 на момент проверки продавец не имела нагрудный знак с указанием собственного имени и должности; • части первой п.22 Правил № 703 не было обеспечено наличие ценников на реализуемые пиво, пасту икорную, квас, какао с сахаром, какао напиток растворимый, кисель с ароматом вишни, торт вафельный; указание на ценниках на мороженые скумбрию и минтай страны происхождения товаров; • пункта 27 Правил № 703 на момент проверки были допущены в реализацию с истекшими сроками годности смородина черная замороженная с датой изготовления 30 июля 2013 г. и сроком годности согласно ТУ 28632049.199-88 в течение 15 месяцев; закуска к пиву с датой изготовления 11 ноября 2013 г. и сроком годности согласно ТУ 9263-002-96732096-2010 в течение 12 месяцев; • пункта 45 Правил № 703 указанные Правила в доступной форме не были доведены продавцом до сведения покупателей; • пункта 53 Правил № 703 на расфасованных в магазине товарах (сухофрукты, голубцы, котлеты) не были указаны номер или фамилия весовщика; • пункта 56 Правил № 703 осуществлялась выкладка продовольственных товаров (колбасных и мясных изделий) непосредственно на дно охлаждаемой витрины без использования специального инвентаря (лотков, подносов, корзин и другого подобного инвентаря). В нарушение п.4 ст.1 Закона № 128-З на момент проверки в магазине отсутствовали яблоки свежие отечественного производства, включенные в ассортиментный перечень продовольственных и непродовольственных товаров для магазина, разработанный и утвержденный в соответствии с Положением № 703 и постановлением № 20.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 19 августа 2017 г. следует руководствоваться перечнем товаров, подлежащих включению субъектами торговли в ассортиментные перечни товаров для магазинов с универсальным ассортиментом продовольственных товаров, согласно приложению 1 к постановлению Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 27.06.2017 № 28. |
![]() |
Пример 2 В ходе проверки было установлено, что обществом с ограниченной ответственностью «Н» (далее - ООО «Н») была произведена реализация товароматериальных ценностей без сопроводительных документов или при наличии не соответствующих действительности документов. Так, ООО «Н» был заключен договор от 12.04.2014 на реализацию семян кукурузы. На основании вышеуказанного договора ООО «Н» была произведена реализация семян кукурузы в количестве 15 тонн на сумму 201 600 000 руб. в адрес сельскохозяйственного производственного кооператива «В» по товарно-транспортной накладной (далее - ТТН) от 02.05.2014. Оплата отгруженных семян кукурузы произведена путем встречной поставки товаров по ТТН от 09.08.2013, 20.08.2013, 23.08.2013, 11.10.2013. На отгрузку семян кукурузы ТТН была получена от республиканского унитарного предприятия «Издательство "Белбланквыд"» по товарной накладной от 07.05.2014, в то время как она выписана 2 мая 2014 г. Таким образом, ООО «Н» реализовало товарно-материальные ценности в нарушение установленного законодательством порядка (без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов или при наличии не соответствующих действительности документов). |
Выявленные нарушения могут быть устранены путем надлежащего оформления (переоформления) соответствующих документов, организации внутреннего контроля за соблюдением порядка осуществления торговой деятельности, снятия продукции с реализации и т. д.
Предупреждение административных правонарушений в сфере торговли (ценообразования)
Основная задача предупреждения административных правонарушений в рассматриваемой сфере - их недопущение путем соблюдения соответствующих норм законодательства либо их своевременное выявление и устранение, если они уже были совершены. В этой связи предварительно должны быть изучены первичные учетные и иные документы, связанные с осуществлением торговой деятельности и формированием цен (учредительные и разрешительные документы, ТТН, экономические расчеты, калькуляции с расшифровкой статей затрат, прейскуранты и т. д.).
28.05.2015
Александр Денисевич, кандидат юридических наук