Пособие от 05.11.2013
Автор: Позняк В., Белокопытов В.

Типичные ошибки, допускаемые при ведении административного процесса в отношении несовершеннолетних


СОДЕРЖАНИЕ

 

Воспитание детей и причины криминального поведения несовершеннолетних

Административная ответственность за невыполнение обязанностей по воспитанию детей

Ошибки, допускаемые при ведении административного процесса в отношении несовершеннолетних и их родителей (законных представителей)

Выводы

 

Материал помещен в архив

 

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ, ДОПУСКАЕМЫЕ ПРИ ВЕДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Воспитание детей и причины криминального поведения несовершеннолетних

Создание благоприятных условий для безопасной жизнедеятельности детей, оздоровление социальной среды, позволяющей удовлетворять разнообразные потребности ребенка без угрозы для его благополучия, являются важнейшей задачей государства. Большое значение в реализации такой задачи имеет профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, проводимая в Республике Беларусь всеми заинтересованными органами на системной основе.

Одной из форм работы в данном направлении является выявление и предупреждение административных правонарушений.

Как результат этой работы в последние годы значительно улучшились показатели преступности и административных правонарушений, совершенных несовершеннолетними, и социального сиротства.

 

Справочно

Количество преступлений, совершенных подростками, снизилось почти в 3 раза с 9 096 в 2005 г. до 3 220 в 2012 г. Количество административных правонарушений несовершеннолетних снизилось с 29 029 в 2008 г. до 23 328 в 2012 г. Значительная положительная динамика наблюдается и по итогам 1-го полугодия 2013 г.

 

Несмотря на снижение абсолютных показателей преступности несовершеннолетних все более острыми становятся проблемы, связанные с алкоголизацией и наркотизацией молодежной среды. При этом наблюдается устойчивая тенденция к омоложению потребителей спиртного и наркотиков.

Помимо деятельности, проводимой соответствующими государственными органами, важная роль в профилактике и преодолении данных проблем отводится родителям и законным представителям, осуществляющим воспитание детей.

Большое значение для надлежащего воспитания детей имеют условия их жизни, личностные особенности родителей, традиции семьи, межличностные взаимоотношения в семье (психологический климат), готовность членов семьи удовлетворить потребности детей.

По мнению специалистов, главной причиной криминального поведения несовершеннолетних является наличие негативных факторов в семейной сфере. Сотрудники милиции, педагоги, работники социальных служб постоянно выявляют тысячи подростков, находящихся в неблагоприятных для проживания и воспитания условиях.

Поэтому законодатель уделяет большое внимание вопросам ответственности родителей за воспитание детей, что находит отображение в целом ряде нормативных правовых актов.

Так, ст.32 Конституции Республики Беларусь предусматривается, что родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать своих детей, заботиться об их развитии и обучении.

За родителями в соответствии со ст.65 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье (далее - КоБС) признаются преимущественное право и обязанность определять формы, средства и методы воспитания детей, а часть первая указанной статьи закрепляет обязанность содействовать реализации прав и законных интересов детей.

Статья 67 КоБС определяет критерии ненадлежащего воспитания и содержания детей. Так, воспитание и содержание ребенка признаются ненадлежащими, если не обеспечиваются права и законные интересы ребенка, в т.ч. если ребенок находится в социально опасном положении.

Под социально опасным положением понимается обстановка, при которой:

• не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (не обеспечиваются безопасность, надзор или уход за ребенком, потребности ребенка в пище, жилье, одежде, получение ребенком необходимой медицинской помощи, не создаются санитарно-гигиенические условия для жизни ребенка и т.д.);

• ребенок вследствие отсутствия надзора за его поведением и образом жизни совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления;

• лица, принимающие участие в воспитании и содержании ребенка, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка, злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ребенком либо иным образом ненадлежаще выполняют обязанности по его воспитанию и содержанию, в связи с чем возникает опасность для его жизни или здоровья.

Пунктом 1 Декрета Президента РБ от 24.11.2006 № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» закреплено, что дети подлежат государственной защите и помещению на государственное обеспечение в случае, если установлено, что родители (единственный родитель) ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей, являются хроническими алкоголиками или наркоманами либо иным образом ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи с чем они находятся в социально опасном положении.

Административная ответственность за невыполнение обязанностей по воспитанию детей

Ответственность за невыполнение обязанностей по воспитанию детей предусмотрена ст.9.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП), согласно которой невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей, повлекшее совершение несовершеннолетним в возрасте до 16 лет деяния, содержащего признаки административного правонарушения, либо преступления, административная или уголовная ответственность за которые наступает после достижения этого возраста, влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до 10 базовых величин; то же деяние, совершенное повторно в течение 1 года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, влечет наложение штрафа в размере от 10 до 20 базовых величин.

Правом составления протоколов об административном правонарушении по ст.9.4 КоАП наделены органы внутренних дел. Дела по данной статье КоАП рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних районных или городских исполнительных комитетов и районных администраций (далее - КДН).

Ошибки, допускаемые при ведении административного процесса в отношении несовершеннолетних и их родителей (законных представителей)

Вопросы законности и обоснованности применения мер ответственности к несовершеннолетним, их родителям или лицам, их заменяющим, находятся на контроле органов прокуратуры.

Результаты прокурорских проверок свидетельствуют о том, что со стороны органов, ведущих административный процесс, имеются многочисленные нарушения административного и административно-процессуального законодательства.

1. Наиболее существенные и системные нарушения требований законодательства, прав и законных интересов граждан имеют место при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст.9.4 КоАП, в отношении родителей (иных законных представителей) несовершеннолетних правонарушителей.

При составлении протоколов об административном правонарушении по ст.9.4 КоАП органы внутренних дел обязаны установить факт недостаточного родительского внимания, выразившегося в ненадлежащем воспитании, результатом которого стало совершение ребенком противоправного деяния.

Повсеместно при привлечении родителей к административной ответственности по ст.9.4 КоАП не выясняются условия жизни и воспитания детей, а также не устанавливается причинно-следственная связь между невыполнением обязанностей по воспитанию детей и совершением ими деяний, содержащих признаки административного или уголовного правонарушения. В результате родители несовершеннолетних привлекаются к административной ответственности по формальным основаниям исключительно в связи с тем, что их дети, не достигшие возраста привлечения к административной или уголовной ответственности, совершили правонарушения.

 

Пример 1

Постановлением КДН городского исполнительного комитета З. признана виновной в том, что не выполняла обязанности по воспитанию несовершеннолетнего сына, который распивал пиво в общественном месте, т.е. совершил правонарушение, предусмотренное частью 1 ст.17.3 КоАП, до достижения им возраста административной ответственности. З. привлечена к административной ответственности в виде предупреждения. Из материалов административного дела следует, что ее сын характеризуется положительно, родители должным образом занимаются его воспитанием. Однако в момент совершения административного правонарушения подросток получал среднее специальное образование и проживал не с родителями, а в общежитии учебного заведения в другом городе.

 

Значительное количество протестов, в т.ч. по жалобам граждан, приносится прокурорами на постановления по делам об административных правонарушениях именно по этому основанию.

2. Допускаются случаи привлечения к административной ответственности до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность.

 

Пример 2

Постановлением КДН райисполкома от 11.04.2013 к административной ответственности по ст.17.9 КоАП привлечена несовершеннолетняя К., 1996 года рождения. В соответствии со ст.4.3 КоАП административная ответственность за данное правонарушение наступает с 16 лет, которых К. не достигла.

 

Имеются факты нарушения ст.4.6 КоАП, в соответствии с которой на несовершеннолетних в возрасте от 14 до 16 лет не может налагаться административное взыскание в виде штрафа.

 

Пример 3

В нарушение требований части второй ст.4.6 КоАП постановлением КДН районного исполнительного комитета наложено административное взыскание в виде штрафа на несовершеннолетнего П., который является учеником средней школы и не имеет самостоятельного заработка или иного дохода.

 

3. Согласно ст.9.4 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - ПИКоАП) административный процесс по делам об административных правонарушениях, указанных в ст.4.5 КоАП, начинается только по требованию потерпевшего либо законного представителя привлечь лицо, совершившее административное правонарушение, к административной ответственности, выраженному в форме заявления, и подлежит прекращению в случае примирения с лицом, в отношении которого ведется административный процесс.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 29 октября 2018 г. в ст.4.5 КоАП внесены изменения на основании Закона РБ от 17.07.2018 № 131-З.

 

Статья 4.5 КоАП определяет деяния, влекущие административную ответственность по требованию, к которым относятся деяния, предусмотренные ст.9.1-9.3, 10.7 КоАП.

При проведении проверки в материалах дел об административных правонарушениях по ст.9.1-9.3, 10.7 КоАП установлены факты, когда отсутствуют заявления потерпевших либо законных представителей о привлечении лица, совершившего административное правонарушение, к административной ответственности.

 

Пример 4

Прокурором выявлен факт привлечения к административной ответственности родителя несовершеннолетнего Б., в действиях которого усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст.9.1 КоАП, но на момент совершения правонарушения он не достиг возраста для привлечения к административной ответственности.

В материалах дела отсутствовало требование потерпевшего либо законного представителя привлечь лицо, совершившее административное правонарушение, к административной ответственности.

 

4. Имеют место случаи нарушения порядка наложения административных взысканий по совокупности правонарушений, предусмотренных ст.7.4 КоАП.

Так, при совершении 2 или более административных правонарушений, образующих совокупность, основное и дополнительные административные взыскания налагаются за каждое совершенное административное правонарушение в отдельности.

В случаях совершения нескольких административных правонарушений, дела о которых одновременно рассматриваются одним и тем же органом, ведущим административный процесс, указанный орган, наложив основное либо основное и дополнительное административные взыскания отдельно за каждое административное правонарушение, окончательно определяет административное взыскание за совершенные административные правонарушения путем полного или частичного сложения.

 

Пример 5

Постановлением КДН районного исполнительного комитета за совершение несовершеннолетним Т. правонарушения, предусмотренного частью 1 ст.18.19 КоАП, наложено административное взыскание в виде штрафа в размере 5 базовых величин, за правонарушение, предусмотренное частью 3 ст.18.12 КоАП, - в виде предупреждения. Окончательно определяя административное взыскание по совокупности правонарушений, КДН не применила принцип сложения административных взысканий и определила несовершеннолетнему лишь взыскание в виде штрафа в размере 5 базовых величин.

 

5. Имеются многочисленные случаи нарушения предусмотренных ст.7.6 КоАП сроков привлечения органами, ведущими административный процесс, к административной ответственности виновных лиц (не позднее 2 месяцев со дня совершения правонарушения; за совершение длящегося административного правонарушения - не позднее 2 месяцев со дня его обнаружения).

Нарушение указанных сроков влечет отмену постановлений о наложении административных взысканий по жалобам (протестам прокуроров) несмотря на наличие противоправных деяний со стороны виновных лиц.

6. При подготовке к рассмотрению дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними и их законными представителями, не во всех случаях в полном объеме органами внутренних дел выяснялись обстоятельства, подлежащие доказыванию в силу требований частей первой и второй ст.6.2 ПИКоАП.

В частности, нередки случаи привлечения к ответственности несовершеннолетних на основании составленных в отношении их протоколов об административном правонарушении, основывающихся лишь на протоколах опроса несовершеннолетних.

7. Не всегда органами внутренних дел соблюдаются сроки подготовки дел об административных правонарушениях к рассмотрению, что порой приводит к прекращению дел за истечением сроков наложения административного взыскания.

Подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению должна быть осуществлена не позднее 10 суток со дня начала административного процесса (ст.10.1 ПИКоАП).

В таких случаях дела подлежат прекращению за истечением сроков наложения административного взыскания, а подростки избегают ответственности за совершенные правонарушения.

В большинстве районов имеются нарушения сроков направления дел об административных правонарушениях органу, ведущему административный процесс в соответствии со ст.10.30 ПИКоАП.

Нарушается 15-дневный срок, предусмотренный ст.11.2 ПИКоАП для рассмотрения КДН дел об административных правонарушениях.

8. При ведении административного процесса имеют место факты нарушения законодательства при окончании подготовки дела к рассмотрению, т.е. вынесение постановлений о прекращении дел об административном правонарушении при отсутствии обстоятельств, являющихся основанием для прекращения дел.

Это вызывает необходимость принесения прокурорами протестов на незаконные постановления и проведения дополнительной проверки в отношении совершенных правонарушений.

9. При составлении протоколов об административных правонарушениях должностными лицами органов внутренних дел имеют место случаи несоблюдения требований ст.10.2 ПИКоАП.

Распространенными нарушениями являются отсутствие в протоколах сведений о месте, времени и обстоятельствах совершенного правонарушения, неправильные ссылки на части статьи КоАП.

10. В ряде случаев КДН решения принимаются без ссылки на статью КоАП, предусматривающую ответственность, а обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, в постановлениях фиксировались неполно либо не фиксировались вообще.

Комиссиями по делам несовершеннолетних не всегда дается надлежащая правовая оценка действиям лиц, в отношении которых ведется административный процесс, что влечет за собой вынесение незаконных либо необоснованных решений.

 

Пример 6

Примечателен случай привлечения к административной ответственности за управление трактором в состоянии алкогольного опьянения несовершеннолетнего И. на основании постановления КДН районного исполнительного комитета.

Органом, осуществляющим подготовку дела об административном правонарушении к рассмотрению (отделом Государственной автомобильной инспекции районного отдела внутренних дел), в протоколе об административном правонарушении ошибочно указано иное отчество лица, совершившего правонарушение. Комиссия по делам несовершеннолетних, рассматривая административное дело, также, не выяснив должным образом данные лица, в отношении которого велся административный процесс, привлекла к административной ответственности данного гражданина с указанием иного отчества.

В течение календарного года И. был задержан за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения. Законодательством (часть первая ст.3171 Уголовного кодекса РБ) предусмотрена уголовная ответственность за управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, совершенное в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение. Однако в связи с допущенными нарушениями требований законодательства, в результате которых данный гражданин не был привлечен к административной ответственности за первое правонарушение, в возбуждении уголовного дела отказано. Таким образом, несоблюдение требований ПИКоАП органами внутренних дел и КДН способствовало избежанию И. уголовной ответственности.

 

11. Повсеместно нарушается порядок опроса несовершеннолетних, предусмотренный ст.10.11 ПИКоАП. Как правило, несовершеннолетние в возрасте до 14 лет опрашиваются в присутствии родителей без участия педагога.

Комиссиями по делам несовершеннолетних допускались факты необоснованного и несвоевременного возврата протоколов в районный отдел внутренних дел. Так, в большинстве случаев вопрос возврата материала решался на заседании КДН, а не в ходе подготовки дела к его рассмотрению. В некоторых случаях возврат являлся необоснованным, что впоследствии влекло прекращение дела об административном правонарушении по причине истечения сроков привлечения к ответственности.

12. Комиссиями по делам несовершеннолетних недостаточно активно используется право о внесении предложений об устранении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, предоставленное ст.10.31 ПИКоАП. Такие предложения в целом по республике носят единичный характер, несмотря на наличие оснований.

Вместе с тем следует отметить, что данные предложения содержат лишь статистическую информацию о совершенных учащимися правонарушениях, причины и условия совершения правонарушений не отражены. В резолютивной части предложений от учреждений образования требуется представить сведения о проводимой в последующем с учащимися, совершившими правонарушения, работе.

13. В ходе проверки выявлены факты рассмотрения КДН дел об административных правонарушениях с нарушением требований о соединении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст.11.31 ПИКоАП.

Согласно требованиям указанной статьи в одном административном процессе могут быть соединены дела:

1) о нескольких административных правонарушениях, совершенных одним лицом, если они подведомственны одному и тому же суду, органу, ведущему административный процесс;

2) о совершении одного и того же административного правонарушения физическим и юридическим лицом;

3) о совершении одного и того же административного правонарушения совместно 2 или более физическими лицами;

4) начатые по встречным заявлениям о совершении административных правонарушений, ответственность за которые наступает по требованию потерпевшего либо законного представителя.

О соединении дел об административных правонарушениях выносится постановление органа, ведущего административный процесс, у которого находится одно из рассматриваемых дел об административных правонарушениях.

14. При рассмотрении дела об административном правонарушении участие физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, законных представителей несовершеннолетнего или недееспособного, в отношении которого ведется административный процесс, обязательно.

В нарушение требований части первой ст.11.4 ПИКоАП имеют место факты рассмотрения дел об административных правонарушениях в отсутствие лиц, в отношении которых ведется административный процесс, а также их законных представителей.

Ряд проблем имеется в соблюдении порядка вызова лиц, в отношении которых ведется административный процесс, для участия в рассмотрении дел об административных правонарушениях. Подходы к организации этой работы не всегда позволяют установить наличие уважительных причин, препятствующих явке физического лица по вызову в назначенный срок. Важная проблема в практике КДН - отправление повестки простой корреспонденцией без обратного уведомления о получении повестки.

Вместе с тем в силу части первой ст.11.4 ПИКоАП в случае признания лицом, в отношении которого ведется административный процесс, вины или наличия письменного ходатайства о рассмотрении дела в его отсутствие дело об административном правонарушении может быть рассмотрено без его участия. Данная практика в принципе обоснованна и отвечает требованиям законодательства, поскольку излишнее затягивание административного процесса (осуществление привода, повторный вызов) может повлечь нарушение сроков рассмотрения дела об административном правонарушении и истечение сроков наложения административного взыскания.

Однако практика рассмотрения дел без участия лица, в отношении которого ведется административный процесс, как правило, идет по принципу безусловного привлечения его к административной ответственности без полного исследования имеющихся в деле доказательств. Также подобный подход к рассмотрению дел не отвечает одной из основных целей административного процесса - цели профилактического воздействия в отношении несовершеннолетних правонарушителей.

15. Должностное лицо органа, ведущего административный процесс, при рассмотрении дела об административном правонарушении обязано выяснить обстоятельства, подлежащие выяснению при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренные ст.11.6 ПИКоАП.

Вместе с тем органом, ведущим административный процесс, не во всех случаях в полной мере принимаются во внимание обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность лица, в отношении которого ведется административный процесс.

 

Пример 7

Во всех постановлениях КДН районного исполнительного комитета по делам об административных правонарушениях, вынесенных в отношении несовершеннолетних, в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность лица, в отношении которого ведется административный процесс, указан их несовершеннолетний возраст. Вместе с тем из материалов ряда дел об административных правонарушениях усматривается, что лица, в отношении которых велся административный процесс, признавали свою вину, в содеянном раскаялись, однако данное обстоятельство не признано смягчающим ответственность обстоятельством.

 

Отягчающее административную ответственность обстоятельство, предусмотренное статьей Особенной части КоАП в качестве признака административного правонарушения, не может учитываться при определении меры ответственности физического лица, совершившего административное правонарушение (часть 4 ст.7.3 КоАП).

В силу диспозиции части 3 ст.17.3 КоАП административная ответственность за распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, потребление наркотических средств или психотропных веществ, их аналогов в общественном месте либо появление в общественном месте или на работе в состоянии опьянения наступает после совершения действий, предусмотренных частями 1 и 2 указанной статьи повторно в течение 1 года после наложения административного взыскания за такие же нарушения.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 23 августа 2016 г. ст.17.3 КоАП изложена в новой редакции Законом РБ от 19.07.2016 № 407-З.

 

Пример 8

Комиссией по делам несовершеннолетних к административной ответственности по части 3 ст.17.3 КоАП привлечен несовершеннолетний Г. В нарушение требований части 4 ст.7.3 КоАП в качестве обстоятельства, отягчающего ответственность несовершеннолетнего, учтено привлечение последнего к ответственности за данное правонарушение повторно в течение года.

 

16. Не во всех случаях постановления по делу об административном правонарушении соответствуют требованиям, предусмотренным ст.11.9 ПИКоАП.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 13 февраля 2014 г. ст.11.9 ПИКоАП изложена в новой редакции Законом РБ от 04.01.2014 № 120-З.

 

В частности, в некоторых постановлениях КДН не указаны дата и место совершения административного правонарушения, неправильно указана дата рождения правонарушителя.

17. Постановление о привлечении к административной ответственности объявляется правонарушителю немедленно по окончании рассмотрения дела. Однако имеют место нарушения требований части второй ст.11.11 ПИКоАП относительно вручения копии постановления в течение 5 дней лицу, в отношении которого оно вынесено. Копии постановлений вручаются таким лицам по истечении 5-дневного срока, заказной почтой не высылаются.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 31 января 2018 г. в часть 2 ст.11.11 ПИКоАП внесено дополнение на основании Закона РБ от 08.01.2018 № 95-З. Дополнение не повлияло на суть материала.

 

Нарушения указанного порядка могут лишить лиц, привлеченных к административной ответственности, права на обжалование ввиду истечения установленного срока для подачи жалобы.

18. Имеет место нарушение порядка обжалования и опротестования постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью первой ст.12.2 ПИКоАП.

 

Пример 9

Комиссия по делам несовершеннолетних районного исполнительного комитета в нарушение требований ст.12.2 ПИКоАП приняла к рассмотрению жалобу на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении в отношении несовершеннолетнего Ш. и не перенаправила ее в районный исполнительный комитет либо суд, как того требует норма соответствующей статьи.

 

19. Имеются многочисленные факты привлечения к административной ответственности несовершеннолетних органами внутренних дел, что противоречит требованиям ст.3.5 ПИКоАП.

Указанные постановления подлежат отмене, а дела - направлению на новое рассмотрение в КДН соответствующих районных или городских исполнительных комитетов и районных администраций.

20. Зачастую сотрудниками территориальных подразделений Государственной автомобильной инспекции принимаются решения о привлечении подростков к административной ответственности за совершение ими правонарушений, связанных с безопасностью движения и эксплуатации транспорта, без составления протокола об административном правонарушении на основании ст.10.3 ПИКоАП в отсутствие законного представителя, что нарушает права несовершеннолетнего как особого субъекта административного права, требующего равного участия в процессе и его законного представителя.

21. Имеются также нарушения требований, предъявляемых к процедуре административного задержания несовершеннолетних, в т.ч. обеспечивающих соблюдение сроков такого задержания и порядка уведомления об этом законных представителей подростков, что предусмотрено ст.8.2, 8.4 ПИКоАП.

Выводы

Вышеизложенное свидетельствует о том, что в деятельности органов, ведущих административный процесс в отношении несовершеннолетних, их родителей и лиц, их заменяющих, имеются многочисленные недостатки и упущения, а также нарушения требований законодательства об административной ответственности. В данной сфере правоотношений не всегда обеспечиваются права и интересы граждан.

Комиссии по делам несовершеннолетних недостаточно внимания уделяют проблемам правоприменительной практики при ведении административного процесса. На постоянной основе не анализируется обоснованность и законность решений по делам об административных правонарушениях, принимаемых нижестоящими КДН. Слабо налажены их организационно-методическое обеспечение и система обучения должностных лиц, реализующих соответствующие полномочия в административном процессе.

Органы, ведущие административный процесс при привлечении родителей к административной ответственности по ст.9.4 КоАП, не выясняют условия жизни и воспитания детей, а также не устанавливают причинно-следственную связь между невыполнением обязанностей по воспитанию детей и совершением ими деяний, содержащих признаки административного или уголовного правонарушения, а также выносят решения без учета психического отношения несовершеннолетнего к совершенному им противоправному деянию, было ли оно совершено умышленно или по неосторожности.

Остается актуальной проблема привлечения к административной ответственности законных представителей несовершеннолетних за ненадлежащее их воспитание, в связи с чем необходимо рассмотреть вопрос о совершенствовании административного законодательства. Для этого необходимо проанализировать практику привлечения родителей к административной ответственности за невыполнение обязанностей по воспитанию детей.

Так, согласно складывающейся практике КДН при отсутствии доказательств, свидетельствующих о невыполнении родительских обязанностей, принимаются решения о прекращении дела об административном правонарушении за недоказанностью виновности физического лица, в отношении которого ведется административный процесс.

Во многом такая ситуация сложилась из-за недостаточности правового регулирования ответственности родителей за ненадлежащее воспитание детей по ст.9.4 КоАП.

Анализ действующего законодательства в этой сфере свидетельствует о том, что ответственность родителей и лиц, их заменяющих, за ненадлежащее воспитание детей реализована не в полной мере.

Не предусмотрена административная ответственность родителей и лиц, их заменяющих, и в тех случаях, когда их действия (бездействие) влекут нахождение детей в социально опасном положении по основаниям, установленным абзацами 2 и 4 части третьей ст.67 КоБС, в то время как по основаниям абзаца 3 части третьей этой же статьи установлена административная ответственность по части 1 ст.9.4 КоАП.

 

05.11.2013

 

Вадим Позняк, старший прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи Генеральной прокуратуры Республики Беларусь

Валерий Белокопытов, главный специалист отдела проблем эффективности прокурорского надзора, совершенствования правоприменительной практики и законодательства государственного учреждения «Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь»