


Материал помещен в архив


ТРАНСФЕРТНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ И НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» Материал ссылается на Налоговый кодекс Республики Беларусь в редакции до 1 января 2019 г. С 1 января 2019 г. вышеназванный Кодекс изложен в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З. В части налогообложения материал актуален на дату его написания. |
Обязанность по контролю применения организациями трансфертного ценообразования в соответствии со статьей 301 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК) возложена на налоговые органы с 1 января 2012 г.
В соответствии с периодом времени контролю подлежат следующие сделки:
• в 2012 г.:
- по реализации недвижимого имущества, когда цена сделки отклоняется в сторону понижения более чем на 20 % от рыночной цены на объекты недвижимости на дату реализации недвижимого имущества;
- по реализации товаров в рамках внешнеторговой деятельности (если цена сделки (сделок с одним лицом) превысила в течение одного календарного года 2 000 000,00 деноминированных белорусских рублей (далее - руб.) на дату реализации и отклоняется более чем на 20 % от рыночной цены на товары на дату реализации);
• в 2013 г.:
- по реализации недвижимого имущества, когда цена сделки отклоняется в сторону понижения более чем на 20 % от рыночной цены на объекты недвижимости на дату реализации недвижимого имущества;
- по реализации товаров в рамках внешнеторговой деятельности (если цена сделки (сделок с одним лицом) превышает в течение одного календарного года 6 000 000,00 руб. на дату реализации и отклоняется более чем на 60 % от рыночной цены на товары на дату реализации);
• в 2014 г.:
- по реализации недвижимого имущества, когда цена сделки отклоняется в сторону понижения более чем на 20 % от рыночной цены на объекты недвижимости на дату реализации недвижимого имущества;
- по реализации товаров в рамках внешнеторговой деятельности (если цена сделки (сделок с одним лицом) превышает в течение одного календарного года 6 000 000,00 руб. на дату реализации и отклоняется более чем на 20 % от рыночной цены на товары на дату реализации);
• в 2015 г.:
- по реализации недвижимого имущества, когда цена сделки отклоняется в сторону понижения более чем на 20 % от рыночной цены на объекты недвижимости на дату реализации недвижимого имущества;
- по реализации (приобретению) товаров (работ, услуг) в рамках внешнеторговой деятельности (если цена сделки (сделок с одним лицом) превышает в течение одного календарного года 100 000,00 руб. и отклоняется более чем на 20 % от рыночной цены на товары (работы, услуги) на дату реализации (приобретения));
• с 2016 г. по настоящее время:
- по реализации (приобретению) недвижимого имущества (его части), в том числе посредством жилищных облигаций, долевого строительства, когда цена сделки отклоняется более чем на 20 % от рыночной цены на идентичное (однородное) недвижимое имущество (его части) соответственно на дату отражения выручки от реализации или отражения затрат на приобретение в собственность, дату передачи застройщиком дольщику объекта долевого строительства, дату передачи владельцу жилищных облигаций жилого и (или) нежилого помещения;
- по реализации или приобретению жилищных облигаций в процессе их обращения (за исключением операций эмитентов с облигациями собственной эмиссии), совершенным после государственной регистрации создания объекта строительства, когда цена сделки отклоняется более чем на 20 % от рыночной цены на жилые и (или) нежилые помещения, идентичные (однородные) помещениям, в отношении которых реализованные (приобретенные) жилищные облигации удостоверяют внесение денежных средств, на дату признания дохода (затрат) от операций с ценными бумагами;
- в рамках внешнеторговой деятельности по реализации (приобретению) товаров, иного имущества, имущественных прав (работ, услуг) взаимозависимому лицу или лицу, с местом нахождения в оффшорной зоне (в том числе при участии (посредничестве) третьего лица (лиц), не являющегося (не являющихся) по отношению к сторонам сделки (сделок) взаимозависимым лицом через совокупность сделок), если в течение налогового периода сумма цены сделок соответственно по реализации или приобретению товаров (работ, услуг) с одним лицом превышает 100 000,00 руб. без учета косвенных налогов;
- в рамках внешнеторговой деятельности по реализации (приобретению) товаров, иного имущества, имущественных прав (работ, услуг) организациями, включенными в перечень крупных плательщиков, а также товаров по перечню стратегических товаров, определяемому Правительством Республики Беларусь, при условии, что цена такой сделки (сделок с одним лицом) составляет сумму свыше 1 000 000,00 руб.;
- по приобретению, реализации товаров, иного имущества, имущественных прав (работ, услуг) с взаимозависимым лицом - налоговым резидентом Республики Беларусь, которое имеет право не исчислять и не уплачивать налог (освобождено от налога) на прибыль в налоговом периоде, в котором совершена сделка, ввиду того, что такое лицо относится к отдельным категориям плательщиков, и (или) применяет особые режимы налогообложения, и (или) осуществляет деятельность на определенных законодательством территориях (в том числе при участии (посредничестве) третьего лица (лиц), не являющегося (не являющихся) по отношению к сторонам сделки (сделок) взаимозависимым лицом через совокупность сделок), при условии, что в течение налогового периода сумма цены таких сделок соответственно по реализации или приобретению товаров (работ, услуг) с одним лицом превышает 100 000,00 руб. без учета косвенных налогов.
![]() |
Справочно Взаимозависимыми лицами признаются физические лица и (или) организации, наличие отношений между которыми оказывает непосредственное влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц (ст.20 НК). |
Следует помнить, что в соответствии с подпунктом 8.1 пункта 8 статьи 301 НК у плательщика есть обязанность по уведомлению налоговых органов по месту постановки на учет о сделках, подпадающих под критерии, указанные в подпунктах 1.1-1.3 пункта 1 статьи 301 НК, вне зависимости от суммы сделки. Данное уведомление происходит при выставлении электронных счетов-фактур по налогу на добавленную стоимость (далее - ЭСЧФ) путем указания соответствующего признака в строках 6.1 «Взаимозависимое лицо», 6.2 «Сделка с резидентом оффшорной зоны», 6.3 «Сделка с товарами по перечню, определяемому в соответствии с подпунктом 1.3 пункта 1 статьи 301 Налогового кодекса Республики Беларусь», 6.4 «Организация, включенная в перечень крупных плательщиков» ЭСЧФ.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 февраля 2019 г. следует применять форму ЭСЧФ с изменениями, внесенными постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 03.01.2019 № 3. Комментарий см. здесь. |
Обращаем внимание, что уведомлять налоговый орган по месту постановки на учет о вышеуказанных сделках путем указания соответствующих признаков в ЭСЧФ обязаны все плательщики, а не только уплачивающие налог на прибыль.
Так, на сегодняшний день основная доля трансфертного ценообразования приходится на сделки по реализации недвижимого имущества. Субъекты предпринимательской деятельности чаще всего реализуют своим работникам либо иным взаимозависимым лицам недвижимое имущество по заниженной стоимости, которая значительно отличается от сложившихся рыночных цен. Тем самым такие плательщики искусственно занижают размер прибыли, что приводит к неполной уплате налога на прибыль. Также имеют место сделки по приобретению недвижимого имущества по завышенной стоимости, тем самым искусственно увеличивая затраты, учитываемые при налогообложении. Кроме того, в сферу контроля подпадают сделки по сдаче в аренду недвижимого имущества. Следует отметить, что контролю подлежат все сделки с недвижимым имуществом, как с взаимозависимыми, так и с невзаимозависимыми лицами.
Также нередки случаи, когда плательщики с целью минимизации налоговой базы по налогу на прибыль совершают внешнеэкономические сделки со своими взаимозависимыми лицами, чаще всего со своими же учредителями либо зарубежными компаниями, подконтрольными организациями которых они являются. Так, приобретая по необоснованно завышенной стоимости у своего взаимозависимого лица - поставщика товар (работу, услугу), белорусская организация увеличивает объем затрат, тем самым уменьшая налоговую базу по налогу на прибыль, а также выводит капитал за границу. Также работает схема по реализации: товар (работа, услуга) реализуется за границу взаимозависимому лицу почти даром, тем самым способствуя занижению прибыли белорусской организации и выводу денег за рубеж.
![]() |
Справочно Рыночной ценой на товар (работу, услугу) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических условиях. Рынком товаров (работ, услуг) признается сфера обращения этих товаров (работ, услуг), определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) товар (приобрести (выполнить) работу, приобрести (оказать) услугу) на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории в пределах Республики Беларусь или за ее пределами (ст.301 НК). |
Для определения рыночной цены налоговыми органами анализируются сопоставимые сделки, совершенные за аналогичный период, из которых формируется диапазон рыночных цен. В случае когда контролируемой сделкой является приобретение (аренда недвижимости), рыночной ценой для установления отклонения более 20 % признается максимальное значение диапазона, когда реализация (сдача в аренду недвижимости) - минимальное значение диапазона. Исходя из установленной рыночной цены налоговыми органами производится корректировка налоговой базы налога на прибыль (корректировка первичных учетных документов не производится). Аналогичный механизм действует и в отношении внешнеэкономических сделок.
![]() |
Справочно Методом сопоставимых рыночных цен предусматривается сопоставление цены, применяемой в анализируемой сделке, с ценами на идентичные (при их отсутствии - однородные) товары (работы, услуги) в сопоставимых экономических условиях, находящимися в пределах диапазона рыночных цен. |
![]() |
Пример 1 Налоговыми органами в ходе плановой проверки установлено, что в декабре 2013 г. ООО «А» было реализовано капитальное строение ООО «Б» (назначение: здание специализированных складов, торговых баз, баз материально-технического снабжения, хранилищ), фактически используемое как производственное здание, площадью 898,7 м2 (договор от 12.12.2013). Стоимость объекта согласно договору составила 12 611,16 руб. по цене 14,03 руб. за 1 м2. На момент совершения вышеуказанной сделки учредитель и руководитель ООО «А» и учредитель и руководитель ООО «Б» в соответствии со статьей 20 НК являлись взаимозависимыми лицами, состоящими в отношениях близкого родства. Согласно пункту 1 статьи 301 НК (в редакции, действовавшей в 2013 г.) налоговые органы в ходе проверки (за исключением камеральной) вправе проверять соответствие налоговой базы по налогу на прибыль, определенной и отраженной плательщиком в налоговой декларации (расчете) по налогу на прибыль на основании примененных им цен, налоговой базе по налогу на прибыль, определенной налоговым органом с учетом рыночных цен, в случае реализации недвижимого имущества, когда цена сделки отклоняется в сторону понижения более чем на 20 % от рыночной цены на объекты недвижимости на дату реализации недвижимого имущества.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 10 февраля 2021 г. действуют форма налоговой декларации по налогу на прибыль для белорусских организаций и форма налоговой декларации по налогу на прибыль для иностранных организаций согласно приложениям 4 и 41 к постановлению МНС от 03.01.2019 № 2. Комментарий см. здесь.
На основании информации ГУП «Национальное кадастровое агентство» были найдены четыре сопоставимые сделки и установлено, что в декабре 2013 г. диапазон рыночных цен за 1 м2 зданий аналогичного назначения и с аналогичными характеристиками составил от 78,53 руб. до 227,61 руб. Исходя из минимального значения диапазона рыночных цен (78,53 руб.) налоговым органом было рассчитано, на сколько процентов стоимость 1 м2 по цене реализации (14,03 руб.) отклоняется в сторону понижения от рыночной цены. Расчет произведен следующим образом: 100 % - 14,03 руб. / 78,53 руб. × 100 = 82,13 %. Таким образом, отклонение цены реализации в сторону понижения от рыночной цены составило более 20 %. В соответствии с вышеизложенным по результатам проверки произведена корректировка налоговой базы по налогу на прибыль методом сопоставимых рыночных цен по цене сделки с идентичным (однородным) товаром исходя из минимального значения диапазона рыночных цен, которое составило 78,53 руб. за 1 м2. Скорректированная стоимость реализованного здания составила 70 574,91 руб., в то время как фактически здание реализовано за 12 611,16 руб. (отклонение составило 57 963,75 руб.). По результатам проверки доначислен налог на прибыль в сумме 10 433,48 руб. |
![]() |
Пример 2 В ходе плановой проверки СООО «А» установлено, что СООО «А» (арендатор) заключен договор аренды административного помещения с гражданкой Российской Федерации (арендодатель), являющейся взаимозависимым лицом с проверяемой белорусской организацией. Арендная плата за предоставляемое по данному договору недвижимое имущество в 2016 г. составляла 26 евро без НДС за 1 м2 арендуемой площади в месяц. В то время как диапазон рыночных цен по аренде помещений за 1 м2 по аналогичным объектам аренды недвижимого имущества в анализируемом периоде составил от 5 евро до 13,6 евро без НДС. Налоговой инспекцией проведен анализ информации интернет-источников, печатных изданий, сведений РУП «Минское городское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру», направлены запросы организациям, предоставляющим в аренду недвижимое имущество. Установлено, что стоимость арендной платы, выплачиваемая плательщиком и включенная им в затраты при исчислении налога на прибыль, превысила стоимость аренды по аналогичному недвижимому имуществу в диапазоне от 35 % до 79 %. Ввиду того что плательщик при сделке с взаимозависимым лицом применил не рыночные цены, налоговым органом была скорректирована налоговая база по налогу на прибыль методом сопоставимых рыночных цен. По результатам проверки доначислен налог на прибыль. |
![]() |
Пример 3 В ходе внеплановой выездной проверки налоговыми органами установлено, что белорусская организация заключила договор на приобретение товара с организацией - взаимозависимым лицом, которая зарегистрирована на Кипре. В свою очередь, кипрская организация заключила договор на приобретение указанного товара с производителем - швейцарской организацией. Поставка товара осуществлялась от производителя непосредственно в Республику Беларусь. При этом данная кипрская организация значительно увеличивала цену товара при его перепродаже белорусскому взаимозависимому лицу. По результатам анализа сопоставимых сделок завышение цен импортируемых товаров по отношению к рыночным составило от 26 % до 47 %. По итогам проверки были скорректирована налоговая база по налогу на прибыль методом сопоставимых рыночных цен и доначислен налог на прибыль. |
В случае выявления налоговыми органами подконтрольных сделок, которые признаются таковыми в соответствии со статьей 301 НК, а также наличия обоснованных сомнений в использовании рыночных цен, в адрес налогоплательщика высылается уведомление с правом дать пояснения и представить экономическое обоснование примененной цены, отличающейся от рыночной, и (или) произвести корректировку налоговой базы за период, в котором осуществлена контролируемая сделка, и произвести добровольную уплату налога. При отсутствии рациональных объяснений образования трансфертной цены данный вопрос подробно изучается при проведении плановой (внеплановой) проверки. Следует отметить, что под документацией, подтверждающей экономическую обоснованность, понимается совокупность документов или единый документ, составленные в произвольной форме и содержащие определенные сведения, перечисленные в части четвертой пункта 9 статьи 301 НК.
В целях определения рыночной цены внешнеэкономической сделки методом сопоставимых рыночных цен ориентиром для плательщика может быть информация, опубликованная Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь (бюллетень «Таможенная статистика внешней торговли Республики Беларусь»). В то же время для построения диапазона рыночных цен должна быть использована информация о фактических ценах состоявшихся сделок в отношении идентичных (однородных) товаров (работ, услуг). В качестве такой информации может быть использована: информация о цене сделок плательщика с лицами, которые не являются взаимозависимыми по отношению к нему, а также информация о цене сделок, совершенных лицами, являющимися взаимозависимыми по отношению к плательщику, с иными невзаимозависимыми лицами (за исключением сделок с товарами (работами, услугами), которые ранее были перепроданы (переданы) таким плательщиком), так как взаимозависимые лица имеют возможность получения таких сведений.
При осуществлении сделки по реализации (приобретению) недвижимого имущества плательщики могут ориентироваться на цены идентичного (однородного) недвижимого имущества, указанные в объявлениях, размещенных в сети Интернет. Для построения диапазона рыночных цен должна быть использована информация о фактических ценах состоявшихся сделок в отношении идентичной (однородной) недвижимости. К такой информации относится: информация, полученная по запросу в ГУП «Национальное кадастровое агентство», информация по сделкам плательщика с лицами, не являющимися взаимозависимыми по отношению к нему, а также информация о цене сделок, совершенных взаимозависимыми лицами по отношению к плательщику с иными невзаимозависимыми лицами (за исключением сделок в отношении недвижимого имущества, ранее реализованного (переданного) таким плательщиком). Следует отметить, что для определения идентичности (однородности) недвижимого имущества должно также учитываться расположение, наличие инфраструктуры и транспортных коммуникаций. Кроме того, в случае наличия особенных условий при осуществлении сделок такие аспекты будут рассматриваться в частном порядке. Необходимо учитывать, что в настоящее время оценка недвижимого имущества, проведенная уполномоченными лицами, не является основанием для обоснования примененной цены.
25.05.2018
П.Д.Мицкевич, главный государственный налоговый инспектор отдела трансфертного ценообразования управления международного налогового сотрудничества Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь