


Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь
ТРУДОУСТРОЙСТВО ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Основные документы:
• Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее - ТК);
• Указ Президента Республики Беларусь от 03.06.2008 № 294 «О документировании населения Республики Беларусь» (далее - Указ № 294);
• Закон Республики Беларусь от 04.01.2010 № 105-З «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» (далее - Закон о правовом положении);
• Закон Республики Беларусь от 30.12.2010 № 225-З «О внешней трудовой миграции» (далее - Закон о внешней трудовой миграции);
• перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200 (далее - Перечень);
• единый перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156 (далее - Единый перечень).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 марта 2022 г. действует единый перечень административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утв. постановлением Совмина от 24.09.2021 № 548. Для удобного поиска административных процедур используйте Справочник; |
• Указ Президента Республики Беларусь от 31.12.2015 № 534 «О вопросах социального обеспечения» (далее - Указ о вопросах социального обеспечения);
• Инструкция о порядке организации работы по выдаче разрешения на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы, специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь, внесения в них изменений, однократного продления срока их действия и их аннулирования, утвержденная постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 24.06.2016 № 173 (далее - Инструкции о порядке выдачи разрешений).
Категории иностранцев, трудоустройство которых допускается на территории Республики Беларусь
Действующим законодательством определены две категории иностранных граждан и лиц без гражданства (иностранцев), имеющих право на трудоустройство на территории Республики Беларусь:
1) иностранцы, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь;
2) иностранцы, не имеющие разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь, в том числе временно пребывающие или временно проживающие в Республике Беларусь.
Постоянно проживающие в Республике Беларусь иностранцы имеют право заниматься трудовой и предпринимательской деятельностью наравне с гражданами Республики Беларусь в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь, с учетом ограничений, предусмотренных ст.19 и 20 Закона о правовом положении (часть первая ст.11 Закона о правовом положении).
С учетом изложенного трудоустройство иностранцев, постоянно проживающих на территории Республики Беларусь, осуществляется в том же порядке, что и прием на работу граждан Республики Беларусь, за исключением определенных ограничений. Иностранцы не могут быть приняты на работу в организации на должности и по профессиям, для занятия которых требуется гражданство Республики Беларусь (государственная служба в государственных органах, органах внутренних дел, органах финансовых расследований, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям и др.).
Обязательные условия для осуществления трудящимися-иммигрантами, не имеющими разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь, трудовой деятельности в Республике Беларусь в соответствии со ст.23 Закона о внешней трудовой миграции:
• отсутствие возможности обеспечить занятие свободных рабочих мест (вакансий) гражданами Республики Беларусь и иностранцами, постоянно проживающими в Республике Беларусь;
• получение специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь и заключение трудового договора.
Прием на работу без специального разрешения допускается:
• граждан стран Евразийского экономического союза (Российской Федерации, Республики Казахстан, Республики Армения, Кыргызской Республики) (пп.1, 2 ст.97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014);
• лиц, перечисленных в части второй ст.2 Закона о внешней трудовой миграции:
- которым предоставлены статус беженца или дополнительная защита либо убежище в Республике Беларусь;
- ходатайствующих о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты либо убежища в Республике Беларусь;
- приглашенных в Республику Беларусь на срок не более 90 суток для чтения курса лекций или выполнения другой учебной работы в учреждениях образования Республики Беларусь, обеспечивающих получение высшего образования, повышение квалификации и (или) переподготовку кадров, либо для проведения монтажа (шефмонтажа) оборудования и (или) оказания услуг по обучению персонала эксплуатации этого оборудования;
- работающих в дипломатических представительствах, консульских учреждениях иностранных государств, представительствах и (или) органах международных организаций или межгосударственных образований, аккредитованных в Республике Беларусь;
- аккредитованных в Республике Беларусь в качестве журналистов иностранных средств массовой информации;
- являющихся руководителями представительств иностранных организаций;
- являющихся священнослужителями, приглашенными религиозными объединениями, зарегистрированными в установленном порядке на территории Республики Беларусь, для занятия религиозной деятельностью;
- проходящих производственную практику в соответствии с программами, образовательными стандартами по специальности, учебными планами и учебными программами учреждений образования Республики Беларусь;
- получающих высшее образование в учреждениях образования Республики Беларусь и трудоустраивающихся по получаемой специальности;
- получивших высшее образование в учреждениях образования Республики Беларусь и трудоустраивающихся по полученной специальности и присвоенной квалификации в течение 1 года после получения специальности и присвоения квалификации;
- являющихся лицами, обязанными возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении;
- трудоустраивающихся в ином порядке, определенном международными договорами Республики Беларусь.
Трудоустройство в Республике Беларусь иностранцев, не имеющих разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь, возможно (ст.21 Закона о внешней трудовой миграции):
• при содействии юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или иностранных организаций, оказывающих услуги по подбору персонала;
• самостоятельно, то есть без содействия юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или иностранных организаций, оказывающих услуги по подбору персонала.
Специальное разрешение на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь
Специальное разрешение выдается в отношении иностранца, не имеющего разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, при наличии заключения о возможности осуществления иностранцем трудовой деятельности по трудовому договору в Республике Беларусь, выданного органом по труду, занятости и социальной защите, за исключением случая выдачи специального разрешения в отношении иностранца, привлекаемого в качестве руководителя коммерческой организации (часть вторая п.16 Инструкции о порядке выдачи разрешений).
![]() |
Справочно Порядок выдачи органами по труду, занятости и соцзащите заключений о возможности осуществления иностранцами трудовой деятельности по трудовому договору в Республике Беларусь предусмотрен Инструкцией о порядке и условиях выдачи заключений о возможности привлечения иностранных граждан или лиц без гражданства и осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства в Республике Беларусь, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.06.2016 № 30. |
Специальное разрешение выдается по заявлению нанимателя по формам, приведенным в приложениях 6, 7 к Инструкции о порядке выдачи разрешений.
Выдача специального разрешения в отношении иностранного работника - это административная процедура. Сведения о необходимых для ее совершения документах, размере платы за совершение административной процедуры, сроке ее совершения содержится в п.16.7 Единого перечня и п.12.17 Перечня.
![]() |
Справочно Документы, выданные компетентными органами иностранных государств, принимаются при наличии их легализации или проставления апостиля, если иное не предусмотрено законодательством, в том числе международными договорами Республики Беларусь. Документы, составленные на иностранном языке, должны сопровождаться переводом на белорусский или русский язык, заверенным нотариально, если иное не предусмотрено законодательством об административных процедурах (п.6 ст.15 Закона Республики Беларусь от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур»).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 15 июля 2017 г. следует руководствоваться п.6 ст.15 Закона № 433-З в редакции Закона Республики Беларусь от 09.01.2017 № 17-З. |
Выдача специальных разрешений осуществляется по месту регистрации нанимателя подразделением по гражданству и миграции главного управления внутренних дел Мингорисполкома (для нанимателей, зарегистрированных в г. Минске) или управления внутренних дел областного исполкома (для нанимателей, зарегистрированных в других населенных пунктах).
![]() |
Обратите внимание! До 15 июля 2016 г. специальное разрешение выдавалось иностранному гражданину по ходатайству нанимателя. С указанной даты данный документ выдается непосредственно нанимателю в отношении иностранца. В настоящее время иностранец, не имеющий разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, вправе осуществлять трудовую деятельность у нескольких нанимателей Республики Беларусь лишь при условии наличия соответствующего специального разрешения у каждого из них. |
В выдаче специального разрешения отказывается в случае:
• представления нанимателем Республики Беларусь документов, содержащих ложные сведения и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства Республики Беларусь, в том числе подложных, поддельных или недействительных документов;
• осуждения в Республике Беларусь иностранца, привлекаемого для осуществления трудовой деятельности в Республике Беларусь, за совершение преступления с назначением наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, для занятия которой указанный иностранец привлекается в Республику Беларусь, если судимость за данное преступление не снята или не погашена;
• включения иностранца, не имеющего разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, в Список лиц, въезд которых в Республику Беларусь запрещен или нежелателен;
• невыполнения нанимателем Республики Беларусь требований, установленных Законом о внешней трудовой миграции и другими актами законодательства Республики Беларусь о внешней трудовой миграции;
• получения отрицательного заключения о возможности осуществления иностранцем трудовой деятельности (часть вторая ст.30 Закона о внешней трудовой миграции).
Кроме того, в выдаче специального разрешения может быть отказано:
• в интересах национальной безопасности Республики Беларусь, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод граждан Республики Беларусь и других лиц;
• если иностранец, не имеющий разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, является гражданином (подданным) государства, неблагополучного в миграционном отношении;
• если иностранец во время своего пребывания в Республике Беларусь неоднократно (5 раз и более) в течение 1 календарного года привлекался к административной ответственности и не истек срок, по окончании которого он считается не подвергавшимся административному взысканию (часть первая ст.30 Закона о внешней трудовой миграции).
Разрешение на привлечение иностранной рабочей силы
С учетом требований части первой ст.26 Закона о внешней трудовой миграции наниматель Республики Беларусь, имеющий намерение трудоустроить более 10 иностранных граждан, обязан получить разрешение на привлечение иностранной рабочей силы (далее - разрешение).
При определении необходимости получения разрешения для более чем 10 человек не учитываются:
• высококвалифицированные работники - иностранцы;
• иностранцы - руководители коммерческой организации, в создании которой он участвовал в качестве собственника имущества, учредителя, участника.
![]() |
Справочно Высококвалифицированный работник - иностранный гражданин или лицо без гражданства, имеющие высокий уровень профессиональных знаний, умений и навыков, подтвержденных документами об образовании и стажем работы по специальности не менее 5 лет, величина указанной в трудовом договоре месячной заработной платы которых превышает 15-кратную величину месячной минимальной заработной платы, установленной в Республике Беларусь (абзац 3 ст.1 Закона о внешней трудовой миграции). |
Разрешение выдается по заявлению нанимателя, форма которого установлена приложением 1 к Инструкции о порядке выдачи разрешений.
Выдача разрешения на привлечение иностранной рабочей силы - административная процедура. Сведения о необходимых для ее совершения документах, размере платы за совершение административной процедуры, сроке ее совершения содержится в п.16.9 Единого перечня и п.12.20 Перечня.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 26 апреля 2017 г. п.12.20 и нижеприведенный п.12.22 Перечня на основании Указа Президента Республики Беларусь от 20.01.2017 № 21 изложены в новой редакции. |
Разрешение выдается Департаментом по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Республики Беларусь при наличии заключения о возможности привлечения в Республику Беларусь иностранцев для осуществления трудовой деятельности на ее территории комитета по труду, занятости и социальной защите областных, Минского городского исполнительных комитетов.
Срок действия разрешения может быть продлен однократно по заявлению нанимателя (приложение 2 к Инструкции о порядке выдачи разрешений). Указанная административная процедура осуществляется с соблюдением требований п.16.10 Единого перечня и п.12.22 Перечня.
![]() |
Обратите внимание! Трудоустройство иностранцев без необходимых разрешений служит основанием для привлечения нанимателей Республики Беларусь к ответственности, предусмотренной частями 4, 5 ст.23.55 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2021 г. действует Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 06.01.2021 № 91-З. Следует руководствоваться ст.24.35 нового Кодекса. |
Основания для отказа в выдаче разрешения отказывается в случае:
• представления нанимателем Республики Беларусь документов, содержащих ложные сведения и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства Республики Беларусь, в том числе подложных, поддельных или недействительных документов;
• осуждения в Республике Беларусь физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, являющегося нанимателем Республики Беларусь, за совершение преступления с назначением наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, для занятия которой наниматель Республики Беларусь обращается за выдачей разрешения, если судимость за данное преступление не снята или не погашена;
• невыполнения нанимателем Республики Беларусь требований, установленных Законом о внешней трудовой миграции и другими актами законодательства Республики Беларусь о внешней трудовой миграции;
• получения отрицательного заключения о возможности привлечения иностранцев (часть вторая ст.27 Закона о внешней трудовой миграции).
Помимо перечисленных оснований в выдаче разрешения на привлечение иностранной рабочей силы может быть отказано:
• в интересах национальной безопасности Республики Беларусь, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод граждан Республики Беларусь и других лиц;
• если иностранцы, привлекаемые для осуществления трудовой деятельности в Республике Беларусь, являются гражданами (подданными) государств, неблагополучных в миграционном отношении (часть первая ст.27 Закона о внешней трудовой миграции).
Документы, предъявляемые иностранным гражданином при приеме на работу
Трудовой кодекс применяется в отношении всех работников и нанимателей, заключивших трудовой договор на территории Республики Беларусь (ст.3 ТК).
В соответствии со ст.26 ТК при трудоустройстве гражданин должен предъявить нанимателю следующие документы:
1) документ, удостоверяющий личность.
![]() |
Справочно Документом, удостоверяющим в Республике Беларусь личность иностранца, временно пребывающего или временно проживающего в Республике Беларусь, за исключением иностранцев, которым предоставлен статус беженца в Республике Беларусь, является документ для выезда за границу (ст.52 Закона о правовом положении).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2017 г. для удостоверения личности иностранцев, временно пребывающих или временно проживающих в Республике Беларусь, за исключением иностранцев, которым предоставлен статус беженца в Республике Беларусь, кроме документов для выезда за границу могут использоваться иные документы (часть вторая ст.52 Закона о правовом положении в редакции Закона Республики Беларусь от 20.07.2016 № 414-З).
Документ для выезда за границу - действительный паспорт или иной документ, его заменяющий, предназначенный для выезда за границу и выданный соответствующим органом государства гражданской принадлежности либо обычного места жительства иностранца или международной организацией (абзац 8 ст.1 Закона о правовом положении). Документ, удостоверяющий личность иностранца на территории Республики Беларусь и подтверждающим получение им разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, - вид на жительство (абзац 3 ст.1 Закона о правовом положении, п.3 Указа № 294).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 сентября 2021 г. п.3 Указа № 294 изложен в новой редакции Указом от 16.03.2021 № 107. Комментарий см. здесь; |
2) трудовую книжку, за исключением впервые поступающего на работу и совместителей.
![]() |
Справочно На территории Республики Беларусь применяются трудовые книжки образца Республики Беларусь. Трудовые книжки образцов иностранных государств нанимателями не заполняются. В связи с этим при наличии у иностранца трудовой книжки иностранного государства либо отсутствии таковой нанимателю потребуется оформить ему трудовую книжку образца 2014 года либо трудовую книжку образца 1995 года. Исключение составляют трудовые книжки образцов 1938 и 1973 годов, установленных в СССР, которые применяются в настоящее время на территории Республики Беларусь; |
3) документ об образовании или документ об обучении, подтверждающий наличие права на выполнение данной работы;
4) направление на работу в счет брони для отдельных категорий работников в соответствии с законодательством;
5) индивидуальную программу реабилитации инвалида (для инвалидов);
6) декларацию о доходах и имуществе, страховое свидетельство, медицинскую справку о состоянии здоровья и другие документы о подтверждении иных обстоятельств, имеющих отношение к работе, если их предъявление предусмотрено законодательными актами.
Трудовой договор с иностранным гражданином
В трудовом договоре, заключаемом на территории Республики Беларусь между трудящимся-иммигрантом и нанимателем Республики Беларусь, помимо сведений и условий, предусмотренных частью второй ст.19 ТК, согласно ст.32 Закона о внешней трудовой миграции должны быть дополнительно указаны:
• порядок, условия прекращения, изменения и продления трудового договора;
• условия переезда в Республику Беларусь, питания, проживания, медицинского обслуживания трудящегося-иммигранта.
При этом срок трудового договора с трудящимся-иммигрантом не должен превышать срока действия специального разрешения.
![]() |
Обратите внимание! Трудовой договор между трудящимся-иммигрантом и нанимателем Республики Беларусь заключается в письменной форме на русском и (или) белорусском языках. В случае если русский и белорусский языки не являются родными или понятными для трудящегося-иммигранта, трудовой договор заключается также на родном или ином понятном для трудящегося-иммигранта языке. |
Заключение трудового договора на территории иностранного государства между трудящимся-иммигрантом и нанимателем Республики Беларусь, являющимся иностранной организацией, осуществляющей наем трудящихся-иммигрантов для работы в своем представительстве, созданном на территории Республики Беларусь, осуществляется в порядке, определенном законодательством иностранного государства.
В месячный срок со дня заключения трудового договора с иностранцем нанимателю нужно зарегистрировать заключенный трудовой договор в подразделении по гражданству и миграции главного управления внутренних дел Минского городского исполнительного комитета, управлений внутренних дел областных исполнительных комитетов (абзац 6 части второй ст.36 Закона о внешней трудовой миграции).
Последующей регистрации подлежат также вносимые в него изменения и (или) дополнения, касающиеся содержания и условий, установленных частью второй ст.19 ТК и абзацами 2 и 3 части второй ст.32 Закона о внешней трудовой миграции.
![]() |
Обратите внимание! С 1 января 2016 г. согласно подп.1.3 п.1 Указа о вопросах социального обеспечения иностранные граждане и лица без гражданства, работающие в Республике Беларусь, подлежат обязательному государственному социальному страхованию на условиях, установленных законодательством для граждан Республики Беларусь.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 2 июля 2017 г. п.1 Указа о вопросах социального обеспечения утратил силу на основании п.3 Указа Президента Республики Беларусь от 29.06.2017 № 233 «О пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан». |
Обязательные страховые взносы за работающих иностранных граждан плательщики, предоставляющие работу по трудовым договорам, уплачивают в сроки, установленные п.4 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40. При этом согласно п.6 данного Положения им не требуется получать заявление от работающих иностранных граждан об уплате обязательных страховых взносов
При начислении взносов на государственное социальное страхование необходимо учитывать, что если международным договором предусмотрены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Беларусь о государственном социальном страховании, то применяются правила международного договора (часть вторая ст.3 Закона Республики Беларусь от 31.01.1995 № 3563-XII «Об основах государственного социального страхования»).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 21 января 2022 г. Положение № 40 утратило силу Указом от 22.11.2021 № 448. С 21 января 2022 г. действует Закон от 15.07.2021 № 118-З «О взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь». Комментарий см. здесь. С 21 января 2022 г. ст.3 Закона № 3563-XII изложена в новой редакции Законом № 118-З. Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Законом № 3563-XII, то применяются правила международного договора. |
23.03.2017
Светлана Семенихина, юрист