Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь
Цели и порядок разработки перечней должностей и полномочий государственных должностных и приравненных к ним лиц
Многие организации, в которых не предусмотрено прохождение государственной службы спрашивают: правом или обязанностью является разработка и утверждение перечней должностей и полномочий государственных должностных лиц (далее - ГДЛ) и лиц, приравненных к ним?
Мотивированный ответ на этот вопрос и рекомендации по разработке и утверждению соответствующих перечней приведены в разделах:
Нужны ли перечни, и если да, то какие?
В рамках применения Закона от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией» все организации, в которых не предусмотрено прохождение госслужбы, можно разделить на три группы:
1) государственные организации (далее - госорганизации);
2) негосударственные организации, в уставных фондах которых 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц (далее - негосударственные организации с преобладающей долей госсобственности в уставных фондах);
3) иные негосударственные организации.
![]() |
Справочно К иным негосударственным организациям можно отнести ЧУП, хозобщества без доли госсобственности в уставных фондах или с долей госсобственности в уставных фондах менее 50 %, производственные кооперативы, частные учреждения, общественные организации и др. |
Законодательством не установлена обязанность организаций разрабатывать и утверждать перечни должностей и полномочий ГДЛ и приравненных к ним лиц.
Предложение разрабатывать и утверждать подобные перечни было выдвинуто автором настоящего материала несколько лет назад и нашло поддержку у правоприменителей.
Во многих организациях, в которых не предусмотрено прохождение госслужбы, разработка и утверждение подобных перечней стали неотъемлемым элементом антикоррупционной работы.
В госорганизациях и негосударственных организациях с преобладающей долей госсобственности в уставных фондах рекомендуется разработать и утвердить два перечня:
1) должностей ГДЛ;
2) должностей и полномочий лиц, приравненных к ГДЛ.
В иных негосударственных организациях рекомендуется разработать и утвердить один перечень - должностей и полномочий лиц, приравненных к ГДЛ.
Государственные должностные и приравненные к ним лица: в чем отличия?
При разработке перечней следует учитывать нормы Закона № 305-З, из которых следует в том числе, что:
• в госорганизациях и негосударственных организациях с преобладающей долей госсобственности в уставных фондах есть как ГДЛ, так и приравненные к ним лица;
• в иных негосударственных организациях есть только лица, приравненные к ГДЛ.
Работник может иметь статус ГДЛ в силу занятия определенной должности, а статус лица, приравненного к ГДЛ, - как в силу занятия определенной должности, так и в силу наличия специальных полномочий на совершение юридически значимых действий (абз.3 и 5 ст.1 Закона № 305-З).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 24 апреля 2024 г. следует руководствоваться абз.3 и 5 ст.1 Закона № 305-З в ред. Закона от 07.02.2023 № 248-З. |
![]() |
Справочно Совершение юридически значимых действий - совершение таких действий, в результате которых наступают или могут наступить юридически значимые последствия в виде возникновения, изменения или прекращения правоотношений, субъектами которых являются иные лица (п.8 постановления Пленума Верховного Суда от 16.12.2004 №12 «О судебной практике по делам о преступлениях против интересов службы (статьи 424-428 Уголовного кодекса Республики Беларусь)»). |
В госорганизациях и негосударственных организациях с преобладающей долей госсобственности в уставных фондах:
✓ ГДЛ являются лица, занимающие в этих организациях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей;
✓ лицами, приравненными к ГДЛ, являются в том числе лица, занимающие в этих организациях:
- должности, не связанные с исполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, однако в силу занятия таких должностей уполномоченные на совершение юридически значимых действий;
- должности, связанные либо не связанные с исполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей и получившие специальные полномочия на совершение юридически значимых действий.
Совершение лицом, занимающим в организации определенную должность, юридически значимых действий по специальному полномочию означает, что право совершать такие действия:
• не входит в круг полномочий для этой должности;
• предоставляется лицу, занимающему эту должность, дополнительно в пределах, строго ограниченных актами законодательства или локальными документами организации (приказом, распоряжением, доверенностью и т. д.).
При этом специальные полномочия, как правило, предоставляются на определенное время или для выполнения определенного задания.
![]() |
Пример Работник организации может быть наделен специальными полномочиями на совершение юридически значимых действий: • приказом о создании комиссии по закупкам за счет собственных средств - путем включения этого работника в состав такой комиссии и наделения его правом участия в принятии решений о закупках; • доверенностью на участие в судебных заседаниях в качестве представителя организации при рассмотрении конкретного гражданского дела по иску организации - путем наделения этого работника правом принятия решений об отказе от иска, о заключении мирового соглашения, об уменьшении или увеличении объема исковых требований. В иных негосударственных организациях все вышеуказанные лица имеют одинаковый антикоррупционный статус - лица, приравненного к ГДЛ. |
Для чего нужны перечни?
Утверждение перечней помогает упорядочить антикоррупционную работу с ГДЛ и приравненными к ним лицами, в частности, позволяет:
• разъяснять нормы антикоррупционного законодательства, установленные для ГДЛ (лиц, приравненных к ГДЛ), лишь тем лицам, должности (должности и (или) полномочия) которых включены в соответствующие перечни;
• требовать только от этих лиц соблюдения соответствующих норм законодательства и привлекать только этих лиц к ответственности за их нарушение;
• истребовать письменное обязательство по соблюдению антикоррупционных ограничений (далее - обязательство) исключительно у тех лиц, которые претендуют на занятие должностей (занимают должности), включенных (включенные) в перечень должностей ГДЛ.
Поскольку истребование обязательства у ГДЛ является обязанностью кадровых служб организаций, утверждение перечней позволяет:
1) снять с кадровых служб явно завышенную ответственность за ошибки при определении круга ГДЛ;
2) исключить со стороны кадровых служб злоупотребления при определении круга ГДЛ;
3) предотвратить попытки неправомерного влияния на кадровые службы в целях исключения конкретных лиц из круга ГДЛ или, наоборот, включения конкретных лиц в круг ГДЛ.
Ошибки и злоупотребления при определении круга ГДЛ и приравненных к ним лиц могут привести к незаконному ограничению конституционных прав конкретных лиц, снижению эффективности антикоррупционной работы, создать благоприятные условия для совершения правонарушений, связанных с коррупцией.
![]() |
Пример Ситуация 1. Истребование обязательства у лиц, не являющихся ГДЛ, может привести к ограничению права этих лиц на занятие предпринимательской деятельностью, выполнение иной оплачиваемой работы и других конституционных прав. Ситуация 2. Лица, которые не уведомлены о наличии у них статуса ГДЛ и не подписали обязательство, могут неумышленно нарушать требования антикоррупционного законодательства для ГДЛ (заниматься предпринимательской деятельностью, принимать подарки в связи с исполнением служебных обязанностей с нарушением установленных ограничений, нарушать установленный порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов и т. п.), а привлечение этих лиц к ответственности за такие нарушения является проблематичным. Аналогичные проблемы могут возникнуть и с лицами, которые не уведомлены о наличии у них статуса лица, приравненного к ГДЛ. |
Кто разрабатывает и утверждает перечни?
Подготовку перечней целесообразно поручить кадровой службе совместно, как минимум, с юридической службой и службой организации труда и заработной платы.
Особое внимание необходимо уделить изучению штатного расписания и документов, в которых могут быть закреплены полномочия по выполнению организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей, а также совершению юридически значимых действий, - положений о структурных подразделениях, должностных инструкций, действующих доверенностей, приказов о создании и полномочиях различных комиссий, других локальных документов организации.
В перечни рекомендуется вносить лишь наименования должностей и полномочий без указания персональных сведений (Ф.И.О.) о лицах, занимающих соответствующие должности или выполняющих соответствующие полномочия.
В противном случае перечни придется постоянно корректировать в связи с различными организационными изменениями (перевод, перемещение, увольнение, изменение составов комиссий, истечение срока действия или отмена доверенностей и т. п.).
Утверждать перечни целесообразно руководителю организации, который в соответствии с Законом № 305-З обязан обеспечить принятие в организации всех необходимых мер по борьбе с коррупцией и несет за это персональную ответственность.
В организациях, в которых создана антикоррупционная комиссия, перечни до их утверждения целесообразно также рассмотреть и согласовать на заседании такой комиссии. Это позволит не только повысить роль антикоррупционной комиссии в координации деятельности по борьбе с коррупцией, но и стать дополнительной гарантией полноты перечней.
Перечни могут быть рассмотрены и утверждены решением антикоррупционной комиссии без дополнительного их утверждения руководителем организации, если он является председателем указанной комиссии (п.1, ч.1 п.2 Типового положения о комиссии по противодействию коррупции, утв. постановлением Совмина от 26.12.2011 №1732).
![]() |
Справочно Полномочия антикоррупционной комиссии по согласованию (утверждению) перечней рекомендуется закрепить в ЛПА (например, в Положении о комиссии). |
Содержание перечней следует постоянно контролировать, поскольку оно может изменяться, например, в связи с:
• изменением доли государства в уставном фонде организации;
• изменением штатного расписания (введение в штатное расписание новой руководящей должности или, наоборот, сокращение такой должности и т. п.);
• выдачей доверенностей на совершение новых юридически значимых действий;
• созданием новых комиссий и других коллегиальных структур, уполномоченных принимать решения, влекущие юридически значимые последствия.
Какие еще перечни можно утвердить?
В некоторых организациях помимо вышеназванных перечней дополнительно утверждается перечень должностей с наиболее высоким риском коррупционных проявлений. В указанный перечень могут быть включены, например, должности руководителя организации и его заместителей, главного бухгалтера, руководителя контрольно-ревизионной службы и ревизоров, руководителей специализированных подразделений по закупкам, руководителей других служб, которые реализуют свои полномочия в сферах деятельности, наиболее подверженных коррупции.
В отношении кандидатов на должности с наиболее высоким риском коррупционных проявлений (далее - кандидаты) рекомендуется следующее.
1. Истребовать характеристики с предыдущих мест их работы.
![]() |
Справочно Всем нанимателям предоставлено право при приеме на работу работника запрашивать характеристику с предыдущих мест его работы (независимо от его согласия) (ч.1 п.11 Декрета от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций). |
Кроме того, при приеме на работу работника в госорганизации, а также организации, более 50 % акций (долей в уставном фонде) которых находится в госсобственности, наниматели обязаны, если иное не установлено законодательными актами, запрашивать:
1) характеристику с предыдущего места его работы;
2) характеристику из госорганизации, а также организации, более 50 % акций (долей в уставном фонде) которой находится в госсобственности, являвшейся местом его работы в течение предшествующих 5 лет. Если таким местом работы являлось несколько указанных организаций, характеристика запрашивается по последнему из них (ч.2 п.11 Декрета № 5).
2. Истребовать сведения о привлечении их к уголовной и административной ответственности из органов внутренних дел.
![]() |
Справочно Такие сведения могут быть предоставлены организациям только с согласия кандидатов (ч.1 ст.12 Закона от 09.01.2006 № 94-З «О единой государственной системе регистрации и учета правонарушений»). В то же время при приеме на работу работника на руководящие должности в госорганизации, а также организации, более 50 % акций (долей в уставном фонде) которых находится в госсобственности, наниматели обязаны, если иное не установлено законодательными актами, запрашивать такие сведения в отношении кандидата на указанные должности независимо от его согласия (абз.14 ч.2 ст.12 Закона № 94-З, ч.2 п.11 Декрета № 5). И при этом такие сведения предоставляются нанимателям бесплатно.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 апреля 2024 г. в абз.15 ч.2 ст.12 Закона № 94-З слова «привлечением их к административной и (или) уголовной ответственности» заменены словами «совершением ими правонарушений» Законом от 24.10.2023 № 307-З. |
3. Проводить собеседование и проверку знания основ антикоррупционного законодательства (с согласия кандидатов).
Кандидатам может быть также предложено представить декларацию о конфликте интересов.
![]() |
Справочно Декларация о конфликте интересов - это анкета, в которой кандидат отвечает на конкретные вопросы и сообщает о конфликтах интересов, которые могут возникнуть в связи с назначением его на должность с наиболее высоким риском коррупционных проявлений. Заполнение декларации о конфликте интересов законодательством не предусмотрено. Форму такой декларации и необходимость ее заполнения кандидатами (с их согласия) организации должны предусмотреть в локальном правовом акте. |
Некоторые организации проводят в отношении кандидатов (с их согласия) психологическое или психофизиологическое (с применением полиграфа) тестирование с привлечением квалифицированных специалистов.
Для лиц, должности которых включены в перечень должностей с наиболее высоким риском коррупционных проявлений, целесообразно установить компенсационные преимущества, стимулирующие антикоррупционное поведение. Например, преимущества в оплате труда с учетом возможного коррупционного вознаграждения за злоупотребление ими служебными полномочиями или иное противоправное использование служебного положения.
В отношении лиц, занимающих такие должности, следует осуществлять повышенный антикоррупционный контроль, в том числе путем проведения в порядке внутрихозяйственного контроля регулярных проверок осуществляемой ими деятельности.
![]() |
Дополнительно по теме • Положение о комиссии по противодействию коррупции (с комментариями). • Основы противодействия коррупции в организациях. • Обязательно ли разрабатывать перечни должностей и полномочий государственных должностных лиц (ГДЛ) и лиц, приравненных к ним? |
Рубрики
Инструменты поиска
Сообщество
Избранное
Мой профиль




