Вопрос-ответ от 06.05.2016
Автор: Шабан Т.

У предприятия, оказывающего услуги электросвязи, объекты налогообложения налогом на недвижимость находятся как в г. Минске, так и в Минской области. Место нахождения предприятия - г. Минск. Решением Минского областного Совета депутатов было принято увеличить в 2 раза ставки налога на недвижимость, решениями районных Советов депутатов - в 2,5 раза. Решением какого Совета депутатов нужно руководствоваться при начислении налога на недвижимость применительно к основным средствам, расположенным на территории Минской области?


 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии ВОПРОС (РУП «БТ»): У предприятия, оказывающего услуги электросвязи, объекты налогообложения налогом на недвижимость находятся как в г. Минске, так и в Минской области (в г. Смолевичи и в г. Дзержинске).

Место нахождения предприятия - г. Минск.

Решением Минского областного Совета депутатов от 14.12.2012 № 193 «О налоге на недвижимость» было принято увеличить в 2 раза ставки налога на недвижимость по расположенным на территории Минской области объектам налогообложения налогом на недвижимость для организаций, оказывающих услуги электросвязи (п.2). Решениями Смолевичского районного Совета депутатов от 08.12.2015 № 65 и Дзержинского районного Совета депутатов от 30.12.2014 № 25 установлено увеличить ставки налога на недвижимость для организаций в 2,5 раза.

Решением какого Совета депутатов нужно руководствоваться при начислении налога на недвижимость применительно к основным средствам, расположенным на территории Минской области?

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 20 апреля 2019 г. решение № 193 утратило силу решением Минского областного Совета депутатов от 02.04.2019 № 100. Согласно п.1 решения № 100 районным и Жодинскому городскому Советам депутатов поручено увеличивать (уменьшать) ставки налога на недвижимость и земельного налога в соответствии с законодательными актами отдельным категориям плательщиков.

 

ОТВЕТ: Решением Минского областного Совета депутатов.

Местным Советам депутатов предоставлено право увеличивать (уменьшать) не более чем в 2,5 раза ставки налога на недвижимость отдельным категориям плательщиков по используемым капитальным строениям (зданиям, сооружениям) (часть третья ст.188 Налогового кодекса Республики Беларусь).

Налог на недвижимость исчисляется по ставке, увеличенной (уменьшенной) в соответствии с решением местного Совета депутатов по месту нахождения объектов налогообложения, за исключением налога по капитальным строениям (зданиям, сооружениям), находящимся одновременно на территории нескольких административно-территориальных единиц или на территории нескольких экономико-планировочных зон в пределах одной административно-территориальной единицы (устройства электропередачи и связи, трубопроводы, газопроводы и иные объекты) (п.91 ст.189 названного Кодекса).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

Об исчислении налога на недвижимость при нахождении объектов налогообложения одновременно на территории нескольких административно-территориальных единиц или экономико-планировочных зон в пределах одной административно-территориальной единицы см. п.12 Указа Президента Республики Беларусь от 25.01.2018 № 29. 

С 1 января 2019 г. следует руководствоваться пп.2 и 4 ст.230 вышеназванного Кодекса, изложенного в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З.

 

Следовательно, по объектам недвижимости, находящимся только на территории Минской области, налог на недвижимость исчисляется по ставкам, действующим на территории области.

Административно-территориальной единицей является часть территории Республики Беларусь (область, район, сельсовет, город, поселок городского типа), в границах которой в порядке, установленном законодательством, создаются и действуют местный Совет депутатов и исполнительный и распорядительный орган (п.1 Закона Республики Беларусь от 05.05.1998 № 154-З «Об административно-территориальном устройстве Республики Беларусь»).

Система советов в Республике Беларусь состоит из трех территориальных уровней: областного, базового и первичного и включает областные, городские, районные, поселковые и сельские советы. Советы областного уровня являются вышестоящими по отношению к советам базового (к которому относятся районные советы) и первичного территориальных уровней (п.3 Закона Республики Беларусь от 04.01.2010 № 108-З «О местном управлении и самоуправлении»).

Нормативный правовой акт вышестоящего государственного органа (должностного лица) имеет большую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам нижестоящего государственного органа (должностного лица) (ст.10 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 февраля 2019 г. взамен Закона № 361-З действует Закон Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах». Нормативные правовые акты и локальные акты вышестоящего нормотворческого органа (должностного лица) имеют большую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам и локальным актам нижестоящего нормотворческого органа (должностного лица), если иное не предусмотрено законодательными актами (п.9 ст.23 Закона № 130-З).

 

Следовательно, по мнению автора, при исчислении налога на недвижимость организации, оказывающей услуги электросвязи, следует руководствоваться решением Минского областного Совета депутатов. Такой позиции придерживаются также Главное финансовое управление Минского областного исполнительного комитета и инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Минской области.

 

06.05.2016

 

Татьяна Шабан, эксперт в области исчисления налогов

 

Ответ подготовлен по результатам интернет-семинара «Исчисление и уплата налога на недвижимость»