Пособие от 24.05.2012
Автор: Бакиновская О., Амельченя Ю.

Участие в хозяйственных обществах: запреты и ограничения, установленные законодательством


 

Материал помещен в архив

 

УЧАСТИЕ В ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЩЕСТВАХ: ЗАПРЕТЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ, УСТАНОВЛЕННЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ

Норма законодательства. В соответствии с частью шестой ст.13 Закона РБ от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее - Закон № 2020-XII) участие в хозяйственных обществах отдельных категорий граждан (физических лиц) может быть запрещено или ограничено законом, а юридических лиц может быть ограничено лишь в случаях и порядке, предусмотренных законодательными актами.

В каких случаях такие запреты или ограничения могут иметь место в отношении физических и юридических лиц?

Комментарий. Норма, схожая по содержанию с нормой части шестой ст.13 Закона № 2020-XII, предусмотрена и в Гражданском кодексе РБ (далее - ГК). Так, частью пятой п.4 ст.63 ГК установлено, что законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий граждан в хозяйственных товариществах и обществах. Тем самым запреты или ограничения могут иметь место и при участии в хозяйственных товариществах, но в таком случае они касаются только граждан (физических лиц).

Таким образом:

1) в отношении граждан (физических лиц) могут быть установлены различные запреты или ограничения для участия в хозяйственных обществах и хозяйственных товариществах;

2) для юридических лиц могут быть установлены ограничения участия в хозяйственных обществах.

Общие требования

Из Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента РБ от 16.01.2009 № 1 (далее - Положение о регистрации), усматривается, что в заявлении о государственной регистрации, подаваемом в регистрирующие органы, заявитель подтверждает, что:

• учредитель дочернего хозяйственного общества или дочернего предприятия не имеет не исполненных (не исполненного) в срок гражданско-правовых обязательств (обязательства), в т.ч. не возвращенной в срок суммы по кредитному договору (процентов, начисленных на нее), или имеется согласие всех кредиторов учредителя по этим обязательствам на его участие в создании данного дочернего хозяйственного общества или дочернего предприятия;

• гражданин - собственник имущества (учредитель, участник) коммерческой организации или гражданин, обратившийся за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя, не имеет непогашенной или неснятой судимости за преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности;

• не имеется неисполненного судебного постановления об обращении взыскания на имущество в отношении одного из собственников имущества (учредителей) коммерческой организации, гражданина, регистрирующегося в качестве индивидуального предпринимателя;

• на дату государственной регистрации собственник имущества (учредитель, участник) коммерческой организации или гражданин, обратившийся за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя, не является собственником имущества (учредителем, участником, руководителем) юридического лица, находящегося в состоянии экономической несостоятельности (банкротства);

• на дату государственной регистрации собственник имущества (учредитель, участник) коммерческой организации или гражданин, обратившийся за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя, не являлся собственником имущества (учредителем, участником, руководителем) юридического лица, признанного экономически несостоятельным (банкротом), не произведшего расчеты по налогам, сборам (пошлинам), иным платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды, с даты исключения которого из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГР) прошло менее 3 лет;

• на дату государственной регистрации гражданин, обратившийся за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя, не являлся ранее индивидуальным предпринимателем, признанным экономически несостоятельным (банкротом), не произведшим расчеты по налогам, сборам (пошлинам), иным платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды, с даты исключения которого из ЕГР прошло менее 3 лет;

• на дату государственной регистрации юридического лица, создаваемого в результате реорганизации юридического лица, включенного в координационный план контрольной (надзорной) деятельности, государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в устав юридического лица (учредительный договор - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), включенного в координационный план контрольной (надзорной) деятельности, в связи с его реорганизацией в форме выделения, преобразования, либо изменений и (или) дополнений, вносимых в устав юридического лица (учредительный договор - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) в случае присоединения к нему юридического лица, включенного в координационный план контрольной (надзорной) деятельности, проведена (завершена) плановая проверка в отношении соответствующего юридического лица, включенного в координационный план контрольной (надзорной) деятельности;

• для собственника имущества (учредителя, участника) коммерческой организации либо гражданина, регистрирующегося в качестве индивидуального предпринимателя, законодательством либо судом не установлены иные запреты и ограничения на обращение за государственной регистрацией (п.18 Положения о регистрации).

Тем самым наличие данных оснований является ограничением в т.ч. и для участия в хозяйственных обществах и в целом в юридических лицах.

Граждане (физические лица)

С позиции Президиума Высшего Хозяйственного Суда РБ при буквальном толковании ст.31 ГК одной из форм предпринимательской деятельности является осуществление физическим лицом правомочий учредителя (участника) коммерческой организации, и в данном случае его права и обязанности в этом статусе опосредуются связью с предпринимательской деятельностью коммерческой организации, собственником имущества, или руководителем, или учредителем (участником) которой это лицо является (п.3 постановления Президиума ВХС РБ от 18.11.2011 № 56 «Об ответственности субсидиарных должников»).

Так, в соответствии со ст.31 ГК в случаях, предусмотренных законодательными актами, предпринимательская деятельность гражданина (индивидуального предпринимателя, учредителя, участника, собственника имущества или руководителя юридического лица и др.) может быть ограничена в судебном порядке на срок до 3 лет. Подчеркнем, что в данном случае законодатель говорит об ограничении предпринимательской деятельности, а не запрете на ее осуществление.

При этом гражданин, предпринимательская деятельность которого ограничена, в течение всего срока действия ограничения не может:

• осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

• своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя и исполнять обязанности собственника имущества (учредителя, участника) юридического лица;

• занимать должности в исполнительных органах юридических лиц;

• выступать в качестве управляющего предприятиями и иным имуществом, которое используется для предпринимательской деятельности (часть вторая ст.31 ГК).

В законодательстве можно выделить следующие запреты и ограничения для занятия предпринимательской деятельностью, включающей в соответствии с частью второй ст.31 ГК и право своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя и исполнять обязанности собственника имущества (учредителя, участника) юридического лица.

1. Собственники имущества (учредители, участники) коммерческой, некоммерческой организации, руководитель (иное лицо, уполномоченное в соответствии с учредительными документами действовать от имени организации), индивидуальный предприниматель несут ответственность за достоверность сведений, указанных в документах, представленных для государственной регистрации, включая заявление о государственной регистрации.

Последствия:

• деятельность субъектов хозяйствования, государственная регистрация которых осуществлена на основании заведомо ложных сведений, представленных в регистрирующие органы, является незаконной и запрещается, а их государственная регистрация признается недействительной по решению хозяйственного суда (п.25 Положения о регистрации).

 

Справочно

Под предоставлением заведомо ложных сведений понимается сообщение несоответствующих действительности сведений (информации), представление подложных документов о фактах, имеющих существенное значение для принятия решения о государственной регистрации. К заведомо ложным сведениям не относятся описки в словах, пропуск слов, букв, цифр, ошибки в арифметических расчетах и подобные ошибки;

 

• собственник имущества (учредители, участники) коммерческой, некоммерческой организации, индивидуальный предприниматель, государственная регистрация которых признана недействительной, вправе обратиться за государственной регистрацией юридического лица, а также в качестве индивидуального предпринимателя только по истечении года со дня вынесения хозяйственным судом решения о признании государственной регистрации недействительной (п.27 Положения о регистрации).

 

Обратите внимание!

В отношении индивидуального предпринимателя существуют специальные ограничения в части осуществления предпринимательской деятельности без образования юридического лица.

Так, по основаниям, предусмотренным законодательными актами, государственная регистрация индивидуального предпринимателя может быть аннулирована по решению регистрирующего органа. Такими основаниями служат осуществление индивидуальными предпринимателями, являющимися в соответствии с Налоговым кодексом РБ плательщиками единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц:

1) предпринимательской деятельности без получения специального разрешения (лицензии);

2) либо неуплаты ими в установленном порядке (уплаты не в полном объеме) единого налога и (или) налога на добавленную стоимость в фиксированной сумме (п.2 Указа Президента РБ от 18.06.2005 № 285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности»).

Гражданин, государственная регистрация которого в качестве индивидуального предпринимателя аннулирована, вправе обратиться за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя только по истечении 3 лет со дня принятия решения об аннулировании государственной регистрации (п.27 Положения о регистрации).

Вывод: для индивидуального предпринимателя, государственная регистрация которого аннулирована, в отсутствие права на осуществление предпринимательской деятельности без образования юридического лица не исключена тем не менее возможность своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя и исполнять обязанности собственника имущества (учредителя, участника) юридического лица.

 

2. Для физических лиц установлено правило об участии в гражданском обороте только дееспособных граждан, следовательно, в случае признания гражданина недееспособным по решению суда выступать в качестве участника (учредителя) такое лицо не вправе (ст.29 ГК), поскольку оно не может самостоятельно реализовать принадлежащие ему гражданские права, в частности право заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законодательными актами деятельностью, создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами (ст.17 ГК).

3. Если физическое лицо является государственным служащим, то в соответствии с подп.1.2 п.1 ст.22 Закона РБ от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» он не вправе принимать участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами. При этом государственный служащий обязан передать в установленном законодательством порядке в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли участия (акции, права) в уставном фонде коммерческих организаций, за исключением случаев, предусмотренных законодательством (п.3 ст.22 названного Закона № 204-З).

4. Если физическое лицо является государственным должностным лицом, то оно не вправе принимать участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных Законом РБ от 20.07.2006 № 165-З «О борьбе с коррупцией» (далее - Закон № 165-З) и иными законодательными актами Республики Беларусь (часть первая ст.17 Закона № 165-З).

 

Справочно

Государственное должностное лицо - Президент РБ, депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики Национального собрания РБ, депутаты местных Советов депутатов, осуществляющие свои полномочия на профессиональной основе, а также иные государственные служащие, на которых распространяется действие законодательства Республики Беларусь о государственной службе; сотрудники Следственного комитета РБ, имеющие специальные звания; лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие должности в Вооруженных Силах РБ, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь, органах внутренних дел, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям, органах финансовых расследований Комитета государственного контроля РБ и относящиеся в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь к должностным лицам; лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей в государственных организациях и негосударственных организациях, в уставном фонде которых доля государственной собственности составляет не менее 50 % (ст.1 Закона № 165-З).

Государственные служащие, а также сотрудники Следственного комитета РБ, военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля РБ, имеющие в собственности доли участия (акции, права) в уставных фондах коммерческих организаций, обязаны в 3-месячный срок после назначения (избрания) на должность передать их в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы, службы в Следственном комитете РБ, военной службы (службы) в Вооруженных Силах РБ, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь, органах внутренних дел, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям, органах финансовых расследований Комитета государственного контроля РБ.

Государственные должностные лица, не указанные выше, имеющие в собственности доли участия (акции, права) в уставных фондах коммерческих организаций, вправе лично либо через доверенных лиц принимать участие в управлении этими коммерческими организациями (части третья, четвертая ст.17 Закона № 165-З).

 

5. Должностным лицам и специалистам банков запрещается одновременно принимать участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, а также заниматься лично или через доверенных лиц предпринимательской деятельностью и иной оплачиваемой деятельностью (выполнять иную оплачиваемую работу), за исключением осуществления преподавательской, научной и творческой деятельности в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь (часть четвертая ст.122 Банковского кодекса РБ);

6. В соответствии с ГК участниками полных товариществ и полными товарищами в коммандитных товариществах могут быть индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации (п.4 ст.63 ГК).

Юридические лица

В отношении юридических лиц в законодательстве установлены следующие ограничения участия в хозяйственных обществах.

1. Унитарные предприятия, государственные объединения, а также финансируемые собственниками учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в коммандитных товариществах с разрешения собственника (уполномоченного собственником органа), если иное не установлено законодательными актами (часть четвертая п.4 ст.63 ГК).

2. Должник - юридическое лицо в процессе защитного периода не вправе принимать решения в т.ч. о создании организаций, вхождении в организации, выходе из организаций, приостановлении своего членства в организациях, принятии (непринятии) в связи с участием в организациях мер, которые могут ухудшить финансовое состояние должника (часть третья ст.39 Закона РБ от 18.07.2000 № 423-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)»); в некоторой степени данное ограничение созвучно с нормами п.18 Положения о регистрации).

 

24.05.2012 г.

 

Ольга Бакиновская, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права Академии управления при Президенте Республики Беларусь

Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь

 

От редакции: С 1 мая 2013 г. Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента РБ от 16.01.2009 № 1, на основании Декрета Президента РБ от 24.01.2013 № 2 изложено в новой редакции.