


Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь
УЧАСТИЕ В ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЩЕСТВАХ: ЗАПРЕТЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ, УСТАНОВЛЕННЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ
Норма законодательства. Участие в хозяйственных обществах отдельных категорий граждан (физических лиц) может быть запрещено или ограничено законом, а юридических лиц может быть ограничено лишь в случаях и порядке, предусмотренных законодательными актами (часть шестая ст.13 Закона РБ от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее - Закон № 2020-XII)).
В каких случаях такие запреты или ограничения могут иметь место в отношении физических и юридических лиц?
Комментарий. Норма, схожая по содержанию с нормой части шестой ст.13 Закона № 2020-XII, предусмотрена и в Гражданском кодексе РБ (далее - ГК). Так, частью пятой п.4 ст.63 ГК установлено, что законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий граждан в хозяйственных товариществах и обществах. Тем самым запреты или ограничения могут иметь место и при участии в хозяйственных товариществах, но в таком случае они касаются только граждан (физических лиц).
Таким образом:
1) в отношении граждан (физических лиц) могут быть установлены различные запреты или ограничения для участия в хозяйственных обществах и хозяйственных товариществах;
2) для юридических лиц могут быть установлены ограничения участия в хозяйственных обществах.
Общие требования
Из Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента РБ от 16.01.2009 № 1 (в редакции от 24.01.2013) (далее - Положение о регистрации, Декрет № 1), усматривается, что в заявлении о государственной регистрации, подаваемом в регистрирующие органы, заявитель подтверждает, что:
1) учредитель (участник) дочернего хозяйственного общества или дочернего предприятия не имеет не исполненных (не исполненного) в срок гражданско-правовых обязательств (обязательства), в т.ч. не возвращенной в срок суммы по кредитному договору (процентов, начисленных на нее), или имеется согласие всех кредиторов учредителя (участника) по этим обязательствам на его участие в создании данного дочернего хозяйственного общества или дочернего предприятия;
2) гражданин - собственник имущества (учредитель, участник) коммерческой организации или гражданин, обратившийся за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя, не имеет непогашенной или неснятой судимости за преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности;
3) гражданин - собственник имущества (учредитель, участник), руководитель юридического лица, создаваемого (созданного) в форме учреждения или ассоциации (союза), не состоит на профилактическом учете в соответствии с законодательством о профилактике правонарушений.
![]() |
Обратите внимание! Непринятие собственником имущества (учредителем, участником), руководителем некоммерческой организации, созданной в форме учреждения или ассоциации (союза), мер по смене собственника имущества учреждения, изменению состава членов ассоциации (союза), руководителей таких учреждения, ассоциации (союза), состоящих на профилактическом учете в соответствии с законодательством о профилактике правонарушений, в 2-месячный срок с даты постановки указанных лиц на данный профилактический учет будет основанием для ликвидации юридического лица по решению регистрирующего органа (подп.3.3 п.3 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом № 1 (далее - Положение о ликвидации)). |
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 3 сентября 2017 г. в Положение о регистрации и Положение о ликвидации на основании Декрета Президента РБ от 28.02.2017 № 2 внесены изменения и дополнения. Комментарий см. здесь. |
Профилактический учет - мера индивидуальной профилактики правонарушений. Одним из оснований постановки на профилактический учет граждан выступает случай, когда в отношении гражданина в ходе оперативно-розыскной деятельности, предварительного расследования по уголовным делам получены сведения о деяниях, которые могут создать угрозу национальной безопасности Республики Беларусь, причинить вред государственным или общественным интересам, правам, свободам, законным интересам других граждан, а также привести впоследствии к совершению преступления, - на основании материалов, полученных в ходе оперативно-розыскной деятельности, предварительного расследования по уголовным делам (абзац 3 части первой ст.29 Закона РБ от 10.11.2008 № 453-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»). Иными словами, в отсутствие факта привлечения к уголовной ответственности физическое лицо на основании указанных выше сведений и материалов ограничивается в праве на создание юридического лица в форме учреждения или ассоциации (союза).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 16 апреля 2014 г. Закон № 453-З в связи с принятием Закона РБ от 04.01.2014 № 122-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» утратил силу; |
4) не имеется неисполненного судебного постановления об обращении взыскания на имущество в отношении собственника имущества (учредителей, участников) коммерческой организации, гражданина, регистрирующегося в качестве индивидуального предпринимателя;
5) на дату государственной регистрации собственник имущества (учредитель, участник) коммерческой организации или гражданин, обратившийся за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя, не является собственником имущества (участником), руководителем коммерческой организации, в отношении которой принято решение о ликвидации, но процесс ее ликвидации не завершен;
6) на дату государственной регистрации собственник имущества (учредитель, участник) коммерческой организации или гражданин, обратившийся за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя, не является собственником имущества (учредителем, участником), руководителем юридического лица, находящегося в состоянии экономической несостоятельности (банкротства);
7) на дату государственной регистрации собственник имущества (учредитель, участник) коммерческой организации не являлся собственником имущества (учредителем, участником), руководителем юридического лица, признанного экономически несостоятельным (банкротом), с даты исключения которого из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГР) прошло менее 1 года;
8) на дату государственной регистрации гражданин, обратившийся за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя, не являлся индивидуальным предпринимателем, признанным экономически несостоятельным (банкротом), с даты исключения которого из ЕГР прошло менее 1 года;
9) на дату государственной регистрации собственник имущества (учредитель, участник) коммерческой организации или гражданин, обратившийся за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя, не являлся собственником имущества (учредителем, участником) юридического лица, индивидуальным предпринимателем, задолженность которого была признана безнадежным долгом и списана в соответствии с законодательными актами, с даты исключения которого из ЕГР прошло менее 3 лет;
10) на дату государственной регистрации юридического лица, создаваемого в результате реорганизации юридического лица, включенного в координационный план контрольной (надзорной) деятельности, государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в устав юридического лица (учредительный договор - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), включенного в координационный план контрольной (надзорной) деятельности, в связи с его реорганизацией в форме выделения, преобразования, либо изменений и (или) дополнений, вносимых в устав юридического лица (учредительный договор - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) в случае присоединения к нему юридического лица, включенного в координационный план контрольной (надзорной) деятельности, проведена (завершена) плановая проверка в отношении соответствующего юридического лица, включенного в координационный план контрольной (надзорной) деятельности;
11) для собственника имущества (учредителя, участника) коммерческой организации либо гражданина, регистрирующегося в качестве индивидуального предпринимателя, законодательством либо судом не установлены иные запреты и ограничения на обращение за государственной регистрацией. Если по основаниям, предусмотренным законодательными актами (примечание), государственная регистрация индивидуального предпринимателя аннулирована по решению регистрирующего органа, то такой гражданин вправе обратиться за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя только по истечении 3 лет со дня принятия решения об аннулировании государственной регистрации (часть вторая п.28 Положения о регистрации).
12) судом не установлены ограничения на обращение за государственной регистрацией изменений и (или) дополнений, вносимых в устав (учредительный договор - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора);
13) сведения, содержащиеся в представленных для государственной регистрации документах, в т.ч. в заявлении о государственной регистрации, достоверны;
14) представленные устав (учредительный договор - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) либо изменения и (или) дополнения, вносимые в устав юридического лица (учредительный договор), соответствуют определенным законодательством требованиям для юридического лица данной организационно-правовой формы;
15) порядок создания юридического лица либо внесения изменений и (или) дополнений в устав (учредительный договор - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) юридического лица соблюден, в т.ч. получено согласование с антимонопольным органом в случаях, установленных законодательными актами (п.19 Положения о регистрации).
Тем самым наличие данных оснований служит ограничением в т.ч. и для участия в хозяйственных обществах и в целом в юридических лицах, причем как в коммерческих, так и в некоммерческих.
Граждане (физические лица)
С позиции Президиума Высшего Хозяйственного Суда РБ при буквальном толковании ст.31 ГК одной из форм предпринимательской деятельности является осуществление физическим лицом правомочий учредителя (участника) коммерческой организации, и в данном случае его права и обязанности в этом статусе опосредуются связью с предпринимательской деятельностью коммерческой организации, собственником имущества, или руководителем, или учредителем (участником) которой это лицо является (п.3 постановления Президиума ВХС РБ от 18.11.2011 № 56 «Об ответственности субсидиарных должников»).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 апреля 2016 г. вместо постановления Президиума ВХС РБ № 56 действует постановление Президиума Верховного Суда РБ от 27.04.2016 № 2 «О практике рассмотрения экономическими судами дел о привлечении к субсидиарной ответственности по обязательствам должника, признанного банкротом». |
Так, в соответствии со ст.31 ГК в случаях, предусмотренных законодательными актами, предпринимательская деятельность гражданина (индивидуального предпринимателя, учредителя, участника, собственника имущества или руководителя юридического лица и др.) может быть ограничена в судебном порядке на срок до 3 лет. Подчеркнем, что в данном случае законодатель говорит об ограничении предпринимательской деятельности, а не запрете на ее осуществление.
При этом гражданин, предпринимательская деятельность которого ограничена, в течение всего срока действия ограничения не может:
• осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
• своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя и исполнять обязанности собственника имущества (учредителя, участника) юридического лица;
• занимать должности в исполнительных органах юридических лиц;
• выступать в качестве управляющего предприятиями и иным имуществом, которое используется для предпринимательской деятельности (часть вторая ст.31 ГК).
В законодательстве можно выделить следующие запреты и ограничения для занятия предпринимательской деятельностью, включающей в соответствии с частью второй ст.31 ГК и право своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя и исполнять обязанности собственника имущества (учредителя, участника) юридического лица.
1. Собственники имущества (учредители, участники) коммерческой, некоммерческой организации, руководитель (иное лицо, уполномоченное в соответствии с учредительными документами действовать от имени организации), индивидуальный предприниматель несут ответственность за достоверность сведений, указанных в документах, представленных для государственной регистрации, включая заявление о государственной регистрации (часть первая п.26 Положения о регистрации).
Последствия:
• деятельность субъектов хозяйствования, государственная регистрация которых осуществлена на основании заведомо ложных сведений, представленных в регистрирующие органы, является незаконной и запрещается, а их государственная регистрация признается недействительной по решению хозяйственного суда (часть вторая п.26 Положения о регистрации).
Более того, признание государственной регистрации недействительной - основание для ликвидации юридического лица по решению собственника имущества (учредителей, участников) либо органа юридического лица, уполномоченного уставом (учредительным договором - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), а также по решению хозяйственного суда (п.3 Положения о ликвидации) (см. постановление Пленума ВХС РБ от 24.04.2013 № 2 «О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 22 декабря 2006 г. № 18»).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 20 декабря 2018 г. действует постановление Пленума Верховного Суда РБ от 20.12.2018 № 10 «О некоторых вопросах применения законодательства при рассмотрении судами экономических дел, связанных с государственной регистрацией и ликвидацией (прекращением деятельности) субъектов хозяйствования». |
![]() |
Справочно Под представлением заведомо ложных сведений понимается сообщение несоответствующих действительности сведений (информации), представление подложных документов о фактах, имеющих существенное значение для принятия решения о государственной регистрации. К заведомо ложным сведениям не относятся описки в словах, пропуск слов, букв, цифр, ошибки в арифметических расчетах и подобные ошибки. |
• в случае признания недействительной государственной регистрации созданного юридического лица, в т.ч. созданного в результате реорганизации в форме выделения, разделения либо слияния, государственной регистрации индивидуального предпринимателя в судебном порядке осуществляется взыскание доходов, полученных от деятельности данных субъектов хозяйствования, в местные бюджеты; взыскание доходов осуществляется независимо от срока, прошедшего со дня такой регистрации, и за весь период осуществления деятельности (часть третья п.26 Положения о регистрации);
![]() |
Справочно Под доходом понимается сумма выручки за вычетом налогов (сборов), уплачиваемых с выручки, а также затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), учитываемых при налогообложении в соответствии с налоговым законодательством. Доход, полученный в натуральной форме, подлежит определению в денежном выражении. |
• собственник имущества (учредители, участники) коммерческой, некоммерческой организации, индивидуальный предприниматель, государственная регистрация которых признана недействительной, вправе обратиться за государственной регистрацией юридического лица, а также в качестве индивидуального предпринимателя только по истечении 1 года со дня вынесения хозяйственным судом решения о признании государственной регистрации недействительной (часть вторая п.28 Положения о регистрации).
![]() |
Обратите внимание! В отношении индивидуального предпринимателя существуют специальные ограничения в части осуществления предпринимательской деятельности без образования юридического лица. Так, по основаниям, предусмотренным законодательными актами, государственная регистрация индивидуального предпринимателя может быть аннулирована по решению регистрирующего органа (часть первая п.27 Положения о регистрации). Такими основаниями служат осуществление индивидуальными предпринимателями, являющимися в соответствии с Налоговым кодексом РБ плательщиками единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц: 1) предпринимательской деятельности без получения специального разрешения (лицензии); 2) неуплаты в установленном порядке (уплаты не в полном объеме) единого налога и (или) налога на добавленную стоимость в фиксированной сумме (п.2 Указа Президента РБ от 18.06.2005 № 285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности»). Гражданин, государственная регистрация которого в качестве индивидуального предпринимателя аннулирована, вправе обратиться за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя только по истечении 3 лет со дня принятия решения об аннулировании государственной регистрации (часть вторая п.28 Положения о регистрации). Вывод: для индивидуального предпринимателя, государственная регистрация которого аннулирована, в отсутствие права на осуществление предпринимательской деятельности без образования юридического лица не исключена тем не менее возможность своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя и исполнять обязанности собственника имущества (учредителя, участника) юридического лица.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 21 мая 2014 г. следует руководствоваться п.2 Указа № 285 в редакции Указа Президента РБ от 16.05.2014 № 222. Индивидуальным предпринимателям предоставляется право привлекать по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам не более 3 физических лиц независимо от родственных связей. Снимаются ограничения по количеству торговых, обслуживающих и иных объектов, используемых индивидуальными предпринимателями в своей деятельности. Комментарий см. здесь. |
2. Для физических лиц установлено правило об участии в гражданском обороте только дееспособных граждан, следовательно, в случае признания гражданина недееспособным по решению суда выступать в качестве участника (учредителя) такое лицо не вправе (ст.29 ГК), поскольку оно не может самостоятельно реализовать принадлежащие ему гражданские права, в частности право заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законодательными актами деятельностью, создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами (ст.17 ГК).
3. Если физическое лицо является государственным служащим, то в соответствии с подп.1.2 п.1 ст.22 Закона РБ от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» он не вправе принимать участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами. При этом государственный служащий обязан передать в установленном законодательством порядке в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли участия (акции, права) в уставном фонде коммерческих организаций, за исключением случаев, предусмотренных законодательством (п.3 ст.22 названного Закона).
4. Если физическое лицо - государственное должностное лицо, то оно не вправе принимать участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных Законом РБ от 20.07.2006 № 165-З «О борьбе с коррупцией» (далее - Закон № 165-З) и иными законодательными актами Республики Беларусь (часть первая ст.17 Закона № 165-З).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 24 января 2016 г. вступил в силу новый Закон РБ от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией». |
![]() |
Справочно Государственное должностное лицо - Президент РБ, депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики Национального собрания РБ, депутаты местных Советов депутатов, осуществляющие свои полномочия на профессиональной основе, а также иные государственные служащие, на которых распространяется действие законодательства Республики Беларусь о государственной службе; сотрудники Следственного комитета РБ, имеющие специальные звания; лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие должности в Вооруженных Силах РБ, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь, органах внутренних дел, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям, органах финансовых расследований Комитета государственного контроля РБ и относящиеся в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь к должностным лицам; лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей в государственных организациях и негосударственных организациях, в уставном фонде которых доля государственной собственности составляет не менее 50 % (ст.1 Закона № 165-З). Государственные служащие, а также сотрудники Следственного комитета РБ, военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля РБ, имеющие в собственности доли участия (акции, права) в уставных фондах коммерческих организаций, обязаны в 3-месячный срок после назначения (избрания) на должность передать их в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы, службы в Следственном комитете РБ, военной службы (службы) в Вооруженных Силах РБ, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь, органах внутренних дел, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям, органах финансовых расследований Комитета государственного контроля РБ. Государственные должностные лица, не указанные выше, имеющие в собственности доли участия (акции, права) в уставных фондах коммерческих организаций, вправе лично либо через доверенных лиц принимать участие в управлении этими коммерческими организациями (части третья, четвертая ст.17 Закона № 165-З). |
5. Руководитель и главный бухгалтер банка, их заместители, член коллегиального исполнительного органа банка, руководитель обособленного и структурного подразделения банка не вправе занимать должности в других коммерческих организациях, основным видом деятельности которых является банковская и (или) финансовая деятельность и (или) которые являются инсайдерами данного банка (часть четвертая ст.122 Банковского кодекса РБ);
6. В соответствии с ГК участниками полных товариществ и полными товарищами в коммандитных товариществах могут быть индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации (п.4 ст.63 ГК).
Юридические лица
В отношении юридических лиц в законодательстве установлены следующие ограничения участия в хозяйственных обществах.
1. Унитарные предприятия, государственные объединения, а также финансируемые собственниками учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в коммандитных товариществах с разрешения собственника (уполномоченного собственником органа), если иное не установлено законодательными актами (часть четвертая п.4 ст.63 ГК).
2. Должник - юридическое лицо в процедуре защитного периода, если иное не установлено Президентом РБ, не вправе принимать решения в т.ч. о создании организаций, вхождении в организации, выходе из организаций, приостановлении своего членства в организациях, принятии (непринятии) в связи с участием в организациях мер, которые могут ухудшить финансовое состояние должника - юридического лица (часть восьмая ст.45 Закона РБ от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)»; в некоторой степени данное ограничение созвучно с нормами п.19 Положения о регистрации).
Примечание. Например, в случае осуществления индивидуальными предпринимателями, являющимися в соответствии с Налоговым кодексом РБ плательщиками единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, предпринимательской деятельности без получения специального разрешения (лицензии) либо неуплаты ими в установленном порядке (уплаты не в полном объеме) единого налога и (или) налога на добавленную стоимость в фиксированной сумме (часть четвертая п.2 Указа Президента РБ от 18.06.2005 № 285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности»).
18.05.2013
Ольга Бакиновская, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права Академии управления при Президенте Республики Беларусь
Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь