Пособие от 11.04.2024 (актуализировано 01.07.2024)
Автор: Кухарчик Н.

Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту работы (службы)


СОДЕРЖАНИЕ

 

Порядок постановки граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий

Локальные правовые акты организации, определяющие порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту работы (службы)

Процедуры, связанные с учетом граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту работы (службы), - постановка на учет, изменение очередности, снятие с учета

Учетное дело гражданина, состоящего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту работы (службы)

Иные функции структурного подразделения или лица, ответственного за ведение учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту работы (службы)

 

ЖКХ

Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту работы (службы)

Наталья Кухарчик

Наталья Кухарчик
юрист

11.04.2024

Автор разъяснил тему в разделах:

Порядок постановки граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий

Глава 7 ЖК определяет порядок постановки граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (ст.35-49):

• основания для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий - ст.36;

• основания для отказа в принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий - ст.37;

• порядок организации учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассмотрения заявления о принятии на учет - ст.39, 41, 42, 44;

• перечень документов, необходимых для принятия граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий - ст.40;

• порядок и основания изменения очередности граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, - ст.43;

• основания и порядок снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, сохранение за гражданами (членами семьи) права состоять на учете по месту жительства и по месту работы (службы) - ст.45-48;

• особенности реализации права граждан на улучшение жилищных условий (ст.49), постановки на учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

Гражданин совместно с членами своей семьи вправе состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства, а также по месту работы (службы) каждого члена семьи (ч.1 п.4 ст.38 ЖК).

Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту работы (службы) осуществляется в отношении работающих (проходящих службу) граждан, которые работают (проходят службу), в том числе по совместительству (п.2 ст.38 ЖК):

1) в государственных органах, структурных подразделениях государственных органов, расположенных в другой местности;

2) других организациях, их филиалах, представительствах.

Работники организаций социально-культурной сферы, потребительской кооперации имеют право на принятие их на учет в сельскохозяйственной организации, при условии, что они:

✓ постоянно проживают и работают в сельской местности;

✓ обслуживают работников этой сельскохозяйственной организации.

 

внимание

Обратите внимание!

Работники организаций социально-культурной сферы - это руководители и специалисты организаций здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, учреждений образования (сноска к п.5 Указа от 17.06.2011 № 253 «Об отдельных вопросах купли-продажи жилых домов (квартир) сельскохозяйственных организаций»).

 

Организация учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту работы (службы), имеет ряд особенностей и отличается от ведения такого учета по месту жительства.

 

внимание

Обратите внимание!

Существует отдельная административная процедура, связанная с учетом граждан, желающих получить жилое помещение в общежитии (подп.1.1.8 п.1 Перечня № 200). Поэтому если у организации на балансе находится общежитие, должны быть организованы оба учета: учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту работы (службы) и учет граждан, желающих получить жилое помещение в общежитии. Порядок учета граждан, желающих получить жилое помещение в общежитии, определен в гл.2 Положения об общежитиях, утв. постановлением Совмина от 05.04.2013 № 269.

 

Учитывая право граждан на принятие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы (службы) возникает вопрос: любая ли организация обязана вести такой учет?

Статья 48 Конституции гарантирует гражданам Республики Беларусь право на жилище. Это право обеспечивается развитием государственного и частного жилищного фонда, содействием гражданам в приобретении жилья. Гражданам, нуждающимся в социальной защите, жилище предоставляется государством и местным самоуправлением бесплатно или по доступной для них плате в соответствии с законодательством.

Отсюда вытекает ряд прав граждан в области жилищных отношений, закрепленных в п.2 ст.25 ЖК, в том числе право на самостоятельный выбор форм и способов улучшения своих жилищных условий, получение во владение и пользование жилых помещений по основаниям, предусмотренным ЖК, иными законодательными актами, а также право на получение различных видов государственной поддержки. Государственная поддержка предоставляется только гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (п.7 ст.1 ЖК).

Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, работающих (проходящих службу) в государственных органах, структурных подразделениях государственных органов, расположенных в другой местности, других организациях, их филиалах, представительствах (в том числе по совместительству), осуществляется по месту работы (службы) этих граждан, а по их желанию - также по месту их жительства (п.2 ст.38 ЖК).

Перечень № 200 в рамках процедуры, предусмотренной подп.1.1.5 п.1.1 (принятие решения о принятии на учет (восстановлении на учете) граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий), относит организацию по месту работы к числу уполномоченных органов, к компетенции которых относится осуществление данной административной процедуры.

Таким образом, учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязателен для организаций любой формы собственности - и государственной, и негосударственной.

Однако в силу пп.1 и 2 ст.144 ЖК организация негосударственной формы собственности вправе определить иной порядок реализации жилищных прав своих работников, в том числе - независимо от нахождения на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Локальные правовые акты организации, определяющие порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту работы (службы)

Документ № 1 (коллективный договор).

Особенности организации и ведения учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, из числа работников организации, могут быть регламентированы в коллективном договоре.

Как правило, соответствующее Положение об учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту работы (службы) в организации является приложением к Коллективному договору организации.

 

внимание

Обратите внимание!

Если у организации на балансе имеется общежитие, то соответствующее локальное Положение об общежитии тоже может быть еще одним приложением к Коллективному договору организации.

 

Вместе с тем организация вправе утвердить порядок ведения учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту работы (службы) и другим распорядительным документом, например, приказом, распоряжением. Такой подход целесообразен и в случае, когда в организации нет коллективного договора.

Наличие такого локального правового акта является обязательным для организаций негосударственной формы собственности, имеющих жилые помещения и (или) осуществляющих жилищное строительство (п.1 ст.144 ЖК).

Что касается организаций государственной формы собственности, то при отсутствии такого локального правового акта в организации будут применяться общие нормы ЖК.

Данный локальный правовой акт, помимо особенностей учета, может содержать условия реализации гражданами жилищных прав по месту работы (службы), например, посредством предоставления займов, участия в строительстве, предоставления жилых помещений.

Особенности, связанные с реализацией по месту работы (службы) жилищных прав работников, которые могут быть предусмотрены в локальном правовом акте, но прямо не предусмотрены в ЖК:

1) дополнительные основания для постановки работников на учет - для организаций негосударственной формы собственности, имеющих жилые помещения и (или) осуществляющих жилищное строительство;

2) дополнительные основания для сохранения за гражданами права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы (службы) (абз.9 п.1 ст.47 ЖК);

3) категории граждан, имеющих право на первоочередное предоставление жилых помещений государственного жилищного фонда в общежитиях (ч.3 п.3 ст.116 ЖК);

4) условия и порядок предоставления жилых помещений, выселения из предоставленных жилых помещений, а также порядок передачи в собственность жилых помещений - для организаций негосударственной формы собственности, имеющих жилые помещения и (или) осуществляющих жилищное строительство (п.1 ст.144 ЖК);

5) категории работников, имеющих внеочередное право на включение в состав организации застройщиков, формируемой по месту работы (службы). При этом перечень таких категорий работников должен быть согласован с вышестоящим государственным органом, вышестоящей организацией или с соответствующим областным, Минским городским исполкомом, а количество работников из числа этих категорий в формируемой организации застройщиков не должно превышать 20 % (ч.2 п.2 ст.161 ЖК);

6) порядок предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда (ст.95 ЖК);

7) порядок организации учета в структурных подразделениях госорганов, расположенных в другой местности, а также порядок учета в филиалах и представительствах организации. Кроме того, исходя из практики и структурного состава организаций различных форм собственности, существенным критерием оценки необходимости улучшения жилищных условий должно быть определено фактическое (а не юридическое) местонахождение работника. В этой связи осуществлять учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и улучшать жилищные условия таких работников необходимо в населенном пункте по месту расположения рабочего места работника. Поскольку в ЖК данный вопрос не урегулирован, он может быть решен в рамках локального правового акта.

 

пример ситуация

Пример

В коллективный договор можно включить следующее примерное положение:

«Учет работников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, работающих в структурных подразделениях организации, расположенных вне места ее нахождения, осуществляется в соответствующем населенном пункте по месту работы (рабочему месту) этих граждан».

 

Документ № 2 (приказ, распоряжение).

Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы (службы) осуществляет структурное подразделение государственного органа, другой организации, ответственное за осуществление такого учета, а при его отсутствии - должностное лицо, назначенное руководителем государственного органа, другой организации (п.6 ст.42 ЖК).

Такое назначение может быть произведено посредством издания соответствующего распорядительного документа, например приказа, распоряжения о назначении лица, ответственного за осуществление учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту работы (службы).

В случае назначения ответственного структурного подразделения такая функция, как организация учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту работы (службы), должна быть отражена в положении о деятельности данного структурного подразделения. В случае назначения ответственным должностного лица обязанность по ведению учета должна быть указана в должностной инструкции.

 

Документ № 3 (положение об общественной комиссии).

Порядок принятия граждан на учет, определенный в ст.39 ЖК, предусматривает совместное решение руководителя (уполномоченного им лица) государственного органа, другой организации и профсоюзного комитета (при его отсутствии - иного представительного органа работников), а также при участии общественной комиссии по жилищным вопросам (при ее наличии).

Таким образом, в организации не обязательно, но возможно наличие такой структуры, как общественная комиссия по жилищным вопросам. В этой связи целесообразно утвердить состав и положение о работе такой комиссии.

Примерное положение об общественной комиссии по жилищным вопросам утверждено постановлением Совмина от 30.03.2000 № 429.

 

внимание

Обратите внимание!

Общественная комиссия действует в пределах своих полномочий. Окончательное решение принимает руководитель (уполномоченное им лицо) госоргана, другой организации совместно с профкомом (при наличии).

 

При отсутствии профсоюзного комитета или иного представительного органа работников принятие граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы (службы) осуществляется по решению руководителя (уполномоченного им лица) государственного органа, другой организации (п.1 ст.39 ЖК). Иными словами, в таком случае руководитель (уполномоченное им лицо) принимает решение единолично.

Результаты аудита:

1. Утвержденный локальный правовой акт, определяющий порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту работы (службы);

2. Наличие приказа о назначении лица, ответственного за ведение учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту работы (службы);

3. Наличие приказа об утверждении состава и положения об общественной комиссии по жилищным вопросам (при ее наличии).

Процедуры, связанные с учетом граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту работы (службы), - постановка на учет, изменение очередности, снятие с учета

Постановка на учет

Для принятия на учет работник подает заявление по форме, предусмотренной в приложении 1 к постановлению Минжилкомхоза от 25.11.2019 № 23.

Одновременно с заявлением гражданин обязан представить документы, предусмотренные в подп.1.1.5 п.1.1 Перечня № 200.

Заявление регистрируется в книге регистрации заявлений граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (приложение 3 к постановлению № 23).

Граждане считаются принятыми на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты подачи заявления о принятии на такой учет при наличии у них оснований для признания нуждающимися в улучшении жилищных условий. Если заявления поданы несколькими гражданами в один и тот же день, они включаются в списки учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в порядке регистрации заявлений (п.3 ст.39 ЖК).

При признании гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями Закона от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур» должны быть запрошены (истребованы) следующие основные документы:

 

Документ Где взять
1) справка (справки) о занимаемом в данном населенном пункте жилом помещении и составе семьи (приложение 2 к постановлению № 23).

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 17 июня 2024 г. приложение 2 к постановлению № 23 исключено постановлением Минжилкомхоза от 20.05.2024 № 5. Следует руководствоваться приложением 1 к постановлению Минжилкомхоза от 21.12.2005 № 58 в ред. постановления № 5
В организации, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющей жилищно-коммунальные услуги, или организации, предоставившей жилое помещение, или районном, городском (городов районного подчинения), поселковом, сельском Совете депутатов (исполкоме)
2) справки о находящихся в собственности гражданина и членов его семьи жилых помещениях в населенном пункте по месту подачи заявления о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (при подаче заявления в г. Минске либо населенных пунктах Минского района - о находящихся в собственности гражданина и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещениях в г. Минске и населенных пунктах Минского района) В территориальной организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним
3) информация о факте заключения (незаключения) кредитного договора на получение льготного кредита на строительство (реконструкцию) или приобретение жилого помещения (в том числе в виде электронного документа), одноразовой субсидии на указанные цели, а также субсидии на уплату части процентов за пользование кредитами, выданными банками на строительство (реконструкцию) жилых помещений, субсидии на погашение основного долга по этим кредитам - в отношении гражданина, принимаемого на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, и совершеннолетних членов его семьи при принятии их на такой учет в составе семьи этого гражданина В соответствующем филиале ОАО «Беларусбанк», местном исполнительном и распорядительном органе

 

Перечисленные документы запрашиваются в 3-дневный срок со дня поступления заявления. Для запроса платных документов (в частности, справок о находящихся в собственности гражданина и членов его семьи жилых помещениях в населенном пункте по месту подачи заявления о принятии на учет) гражданин должен предварительно представить документ, подтверждающий внесение такой платы. Гражданин вправе предоставить документы, необходимые для принятия на учет, самостоятельно (ч.5 п.4 ст.40 ЖК).

Иные документы запрашиваются или представляются в зависимости от основания нуждаемости в улучшении жилищных условий.

В результате рассмотрения заявления гражданина и поступивших документов делается вывод о наличии или об отсутствии у гражданина права на принятие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы (службы). Гражданин признается нуждающимся при наличии у него оснований для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий и при отсутствии оснований для отказа в принятии на учет.

Кроме того, в случае снятия с учета граждане подлежат восстановлению на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты первоначального принятия на учет при условии представления ими документов, подтверждающих сохранение оснований для состояния на учете (ч.2 п.1 ст.45 ЖК).

Основания для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, установлены ст.36 ЖК, а основания для отказа в принятии на учет - в ст.37 ЖК.

Таким образом, поступившее от работника заявление является причиной для возможного принятия одного из следующих решений:

1) о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту работы (службы);

2) о восстановлении гражданина на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту работы (службы);

3) об отказе в принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту работы (службы).

Решение по месту работы (службы) должно быть принято в течение месяца с даты подачи заявления.

При наличии оснований для принятия на учет в решении о принятии гражданина на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий указывают:

• дату принятия гражданина на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий;

• основания для принятия его на учет;

• общий и (или) отдельный списки учета нуждающихся в улучшении жилищных условий (приложения 13 и 14 к постановлению № 23);

• состав семьи;

• номер очереди.

В решении об отказе должны быть указаны основания для отказа.

О принятом решении гражданину сообщается в письменной форме (приложение 5 к постановлению № 23) в течение 1 месяца с даты подачи заявления после получения всех необходимых документов.

Если принято решение об отказе в принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, такое решение может быть обжаловано в суд (п.2 ст.41 ЖК).

Также организация должна разместить общий список учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и информацию об условиях включения в отдельные списки в доступных для ознакомления местах либо на своем официальном сайте (п.4 ст.42 ЖК).

Изменение очередности

Статья 43 ЖК предусматривает порядок изменения очередности граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Этот порядок также регулируют правила, установленные для административной процедуры, предусмотренной в подп.1.1.5 п.1.1 Перечня № 200. Согласно ей по письменному заявлению граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, производятся:

• объединение очереди членов семьи, состоящих отдельно на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, по более ранней дате принятия на учет одного из них;

• разделение очереди членов, бывших членов семьи. При разделении очереди член, бывший член семьи гражданина, состоящего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы (службы), имеют право на разделение очереди с даты трудоустройства (поступления на службу) в этот государственный орган, другую организацию, но не ранее даты принятия члена семьи на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в составе семьи гражданина, с которым производится разделение очереди;

• переоформление очереди с гражданина, состоящего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, на совершеннолетнего члена его семьи с его согласия. При этом такое переоформление по месту работы (службы) производится с даты трудоустройства (поступления на службу) члена семьи в организацию, но не ранее даты принятия члена семьи на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в составе семьи гражданина, с которого производится такое переоформление;

• внесение изменений в состав семьи гражданина, состоящего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Если в период нахождения на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий у гражданина изменился состав семьи, он вправе обратиться с заявлением о внесении изменений в состав семьи, с которым он состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Решение о таком внесении принимается в порядке, предусмотренном для принятия решений о принятии граждан на учет (снятии граждан с учета) нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Решение об изменении очередности принимает руководитель (уполномоченное им лицо) организации совместно с профсоюзным комитетом (при его наличии), принявшими этих граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. В решении указываются основания для изменения очередности и срок, на который она переносится. О принятом решении сообщается гражданину в письменной форме в 5-дневный срок с даты его принятия с указанием оснований для изменения очередности.

Решение об изменении очередности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, может быть обжаловано в судебном порядке.

Также п.6 ст.43 ЖК предусмотрен порядок переноса даты очередности граждан, у которых отпали основания для признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий в период состояния на учете, но которые по каким-либо причинам не были сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. В таком случае очередность переносится с даты первоначального принятия на учет на дату повторного возникновения оснований для признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством при условии их наличия на дату принятия решения о переносе очередности, а также с учетом норм, изложенных в ст.37 ЖК, за исключением случаев, определенных законодательными актами.

Снятие с учета

Основания и порядок снятия регулирует ст.45 ЖК.

 

внимание

Обратите внимание!

Снятие с учета не всегда осуществляется по заявлению гражданина. В этой связи, например, снятие с учета по основанию прекращения трудовых отношений (абз.4 п.1 ст.45 ЖК) должно быть инициировано соответствующим должностным лицом, ответственным за ведение учета.

 

Одновременно в ст.47, 48 ЖК установлены случаи, когда за гражданами сохраняется право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы (службы).

Снятие граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий производится по решению руководителя (уполномоченного им лица) организации совместно с профсоюзным комитетом (при его наличии), принявших их на учет. О принятом решении гражданину сообщается в письменной форме в 10-дневный срок с даты его принятия с указанием оснований для снятия с учета (ч.1 п.2 ст.45 ЖК).

Форма выписки из решения о снятии граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и форма извещения о снятии граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий установлены в приложениях 10 и 11 к постановлению № 23.

Решение о снятии с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, может быть обжаловано в судебном порядке.

Результаты аудита:

1. Регистрация заявления гражданина о принятии (о восстановлении) на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы (службы), об изменении очередности, о включении члена семьи в состав семьи.

2. Направление запроса о предоставлении документов, необходимых для принятия гражданина на учет.

3. Изучение представленных документов и принятие соответствующего решения (в том числе, решения о снятии с учета).

4. Извещение гражданина о принятом решении.

5. Размещение общего списка.

Учетное дело гражданина, состоящего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту работы (службы)

В случае принятия работника на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий заводится учетное дело. В нем хранятся:

• заявление о принятии на учет;

• выписка из решения о принятии гражданина на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий;

• информация о выборе гражданином способа улучшения жилищных условий;

• документы, подтверждающие нуждаемость (указанные в пп.2 и 3 ст.40 ЖК).

Нахождение на учете - это длящийся процесс, в течение которого у гражданина могут изменяться жилищные условия, семейное положение и т. п. В этой связи в учетном деле целесообразно хранить и документы, связанные с различными процедурами: изменение очередности, включение в состав семьи, переоформление очереди, снятие и учета и т. д.

Порядок ведения документации по учету определен в п.5 ст.42 ЖК.

Документация по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, хранится в порядке, установленном для хранения документов строгой отчетности. К такой документации можно отнести не только учетные дела, но и книгу регистрации заявлений граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, протоколы общественной комиссии (при ее наличии), решения о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, об изменении очередности, о снятии с учета и т. д.

Книга регистрации заявлений граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и списки учета таких граждан должны быть пронумерованы, прошнурованы, подписаны ответственным должностным лицом и скреплены печатью (при ее наличии).

Документация по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, должна быть включена в номенклатуру дел в порядке, предусмотренном Инструкцией по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утв. постановлением Минюста от 19.01.2009 № 4.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июля 2024 г. следует руководствоваться Инструкцией № 4 с учетом изменений, внесенных постановлениями Минюста от 10.01.2024 № 2 и от 30.04.2024 № 25. Комментарий см. здесь.

 

Согласно п.161 Инструкции № 4 в номенклатуру дел включаются дела (документы) постоянного, временного (свыше 10 лет) и временного (до 10 лет включительно) хранения, в том числе учетно-регистрационные формы (журналы, книги) и справочные картотеки. В номенклатуру дел также включаются документы, образующиеся в деятельности временно действующих коллегиальных органов (комиссий, советов и т. п.) и общественных организаций. Такую номенклатуру организация разрабатывает самостоятельно.

В организации должны быть сформированы базы данных о гражданах, состоящих на учете, в том числе путем внедрения автоматизированного учета нуждающихся в улучшении жилищных условий (ч.2 п.5 ст.42 ЖК).

Результаты аудита:

1. Сформированные учетные дела.

2. Организация хранения документации по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (утверждение номенклатуры).

Иные функции структурного подразделения или лица, ответственного за ведение учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту работы (службы)

Помимо названных выше процедур, связанных с организацией учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту работы (службы), можно перечислить следующие функции:

• уточнение данных, являющихся основанием для сохранения права граждан состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (ст.44 ЖК);

• выдача справок о состоянии на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по форме согласно приложению 12 к постановлению № 23;

• предоставление гражданам сведений об их очередности на улучшение жилищных условий.

Результаты аудита:

1. Ежегодный анализ количества граждан, в отношении которых подлежат уточнению данные, являющиеся основанием для сохранения права состоять на учете.

2. Запрос документов (сведений), необходимых для уточнения данных, являющихся основанием для сохранения права граждан состоять на учете.

3. Постоянная актуализация общих списков нуждающихся в улучшении жилищных условий.

 

В заключение отметим, что учет нуждающихся в улучшении жилищных условий является лишь первым шагом на пути к реализации гражданами своих жилищных прав по месту работы (службы). Поэтому в зависимости от способов поддержки, предусмотренных Коллективным договором организации, а также от наличия у организации собственного либо государственного жилья, или возможности участия в строительстве, функции структурного подразделения либо лица, назначенного ответственным за ведение учета, могут включать также вопросы распределения жилья, формирования организаций застройщиков, выдачи займов и т. п.