Пособие от 23.01.2018
Автор: Шкирман С.

Учет расходов на содержание и эксплуатацию автомобильного транспорта при налогообложении и ценообразовании


СОДЕРЖАНИЕ

 

Применение норм расхода топлива и горюче-смазочных материалов

Нормы расхода реагента AdBlue

Учет расходов на техническое обслуживание, ремонт, страхование автомобильных транспортных средств

Стимулирование экономии топливно-энергетических ресурсов

Расходы на обслуживание шин и аккумуляторных батарей

 

Материал помещен в архив

 

УЧЕТ РАСХОДОВ НА СОДЕРЖАНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЮ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА ПРИ НАЛОГООБЛОЖЕНИИ И ЦЕНООБРАЗОВАНИИ

Практически в каждой организации есть транспортные средства, используемые в предпринимательской деятельности. Их содержание и эксплуатация сопровождаются определенными расходами, часть из которых нормируется.

Наиболее значимыми среди этих расходов можно назвать расходы на:

1) приобретение горюче-смазочных и иных расходных материалов, запасных частей, шин;

2) техническое обслуживание (включая шиномонтаж) и ремонт (текущий, средний, капитальный);

3) мойку транспортного средства;

4) прохождение государственного технического осмотра;

5) аренду транспорта, используемого в предпринимательской деятельности;

6) выплату компенсации за износ личного автомобиля работника, используемого в служебных целях;

7) амортизацию транспортных средств;

8) оплату труда водителей, выполненной транспортной работы.

Учет таких расходов имеет свои особенности у организаций, занимающихся оказанием транспортных услуг, и организаций, не оказывающих названные услуги.

Предлагаемое пособие поможет правильно учесть эти расходы при налогообложении и при их включении в составляемые калькуляции.

Применение норм расхода топлива и горюче-смазочных материалов

Нормы расхода топлива (с документом можно работать в формате MS Excel).

Инструкция о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденная постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 31.12.2008 № 141.

Нормы расхода топлива, рассчитанные в соответствии с Инструкцией, предназначены для использования при учете и контроле расходования топлива механическими транспортными средствами, машинами, механизмами и оборудованием, эксплуатируемыми организациями и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными на территории Республики Беларусь.

При эксплуатации автомобилей, используемых для выполнения международных автомобильных перевозок, норма расхода топлива устанавливается руководителями организаций или индивидуальными предпринимателями (п.2).

* Инструкция по бухгалтерскому учету запасов, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.11.2010 № 133.

В главе 4 Инструкции изложены особенности бухгалтерского учета горюче-смазочных материалов.

Нормы расхода реагента AdBlue

* Постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 08.09.2008 № 94 «Об утверждении временных норм расхода реагента AdBlue при эксплуатации механических транспортных средств».

Временные нормы расхода реагента AdBlue при эксплуатации механических транспортных средств, оснащенных системой селективного каталитического восстановления SCR (Selective Catalytic Reduction) с уровнем токсичности, определенным стандартом:

- Евро-4, - установлены в размере не более 5 % от линейной нормы расхода топлива;

- Евро-5, - в размере не более 7 % от линейной нормы расхода топлива.

Указанные временные нормы расхода применяются с учетом их повышений (понижений) и дополнительного расхода топлива, установленных Инструкцией № 141.

Учет расходов на техническое обслуживание, ремонт, страхование автомобильных транспортных средств

* Нормы затрат на техническое обслуживание и ремонт автомобильных транспортных средств, утвержденные приказом Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 19.07.2012 № 391-Ц.

Нормы предназначены для внутрихозяйственного планирования, расчета плановых затрат индивидуально по каждой единице автомобильных транспортных средств и (или) группе автомобильных транспортных средств с учетом ее (их) пробега с начала эксплуатации, а также для обоснованного подхода к формированию тарифов на автомобильные перевозки по соответствующим статьям затрат.

Применяются государственными организациями, подчиненными Министерству транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, и хозяйственными обществами, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь и переданы в управление названному Министерству.

Нормы могут применяться другими организациями, осуществляющими автомобильные перевозки грузов и пассажиров.

* Письмо Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 12.09.2011 № 2-2-9/1632 «О затратах, учитываемых при налогообложении».

Разъясняется вопрос о включении в состав затрат, учитываемых при налогообложении, расходов организации по приобретению горюче-смазочных материалов, ремонту и страхованию при эксплуатации транспортного средства, используемого ее работником для нужд этой организации.

Стимулирование экономии топливно-энергетических ресурсов

* Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.08.2007 № 1124 «О стимулировании работников за экономию и рациональное использование топливно-энергетических и материальных ресурсов».

Установлено, что общая сумма средств, направляемых на выплату работникам коммерческих организаций, за исключением руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе, премии за экономию и рациональное использование топливно-энергетических и материальных ресурсов, при включении в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при ценообразовании и налогообложении, не должна превышать 80 % от суммы экономии топливно-энергетических и материальных ресурсов, если иное не предусмотрено законодательством, при условии пересмотра в установленном порядке норм расхода соответствующих видов топливно-энергетических и материальных ресурсов (подп.1.2 п.1).

Расходы на обслуживание шин и аккумуляторных батарей

* Приказ Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 21.03.2011 № 149-Ц «Об утверждении технических кодексов установившейся практики».

Утверждены вступившие в силу с 1 июня 2011 г. технические кодексы установившейся практики:

- «Автомобильные шины. Нормы и правила обслуживания»;

- «Стартерные аккумуляторные батареи. Нормы и правила обслуживания».

 

23.01.2018

 

Сергей Шкирман, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»