Пособие от 23.01.2018
Автор: Шкирман С.

Учет расходов на содержание и эксплуатацию служебных и специальных легковых автомобилей в целях налогообложения и ценообразования


 

Материал помещен в архив

 

УЧЕТ РАСХОДОВ НА СОДЕРЖАНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЮ СЛУЖЕБНЫХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В ЦЕЛЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

Служебные и специальные легковые автомобили есть во многих организациях. Их содержание и эксплуатация влекут определенные расходы. Наиболее существенными среди них можно назвать:

1) приобретение горюче-смазочных и иных расходных материалов, запасных частей, шин;

2) техническое обслуживание (включая шиномонтаж) и ремонт (текущий, средний, капитальный);

3) выплату компенсации работнику за износ личного автомобиля, используемого в служебных целях.

Предлагаемая подборка документов поможет определиться с правильным учетом расходов на содержание и эксплуатацию служебных и специальных легковых автомобилей в целях налогообложения и при включении их в составляемые калькуляции.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 30 сентября 2023 г. действует Указ от 26.06.2023 № 191 «Об упорядочении приобретения и использования транспортных средств».

 

* Перечень специальных легковых автомобилей, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.09.2001 № 1398.

* Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24.12.2003 № 1678 «О дополнительных мерах по упорядочению использования служебных и специальных легковых автомобилей и внесении изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21 сентября 2001 г. № 1398».

Облисполкомам и Минскому горисполкому рекомендовано установить минимальные сроки использования служебных легковых автомобилей, предназначенных для обслуживания руководителей структурных подразделений облисполкомов, райисполкомов, горисполкомов, администраций районов в городах.

* Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2005 № 835 «Об установлении нормативов обеспеченности служебными и специальными автомобилями, лимитов их пробега, примерных норм оснащения служебных помещений имуществом для банков, в отношении которых государство, обладая контрольным пакетом акций или иным образом, не противоречащим законодательству, может определять решения, принимаемые этими банками».

Для банков, в отношении которых государство, обладая контрольным пакетом акций или иным образом, не противоречащим законодательству, может определять решения, принимаемые этими банками, установлены:

- нормативы обеспеченности служебными автомобилями и лимиты их пробега (приложение 1);

- нормативы обеспеченности специальными автомобилями (приложение 2).

* Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26.03.2007 № 373 «О некоторых вопросах использования служебных легковых автомобилей».

Государственным организациям и учреждениям, подчиненным (подотчетным) Совету Министров Республики Беларусь, установлено количество служебных легковых автомобилей, а также лимиты их пробега.

* Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2012 № 776 «Об упорядочении использования служебных и специальных легковых автомобилей».

Установлен порядок определения количества служебных и специальных легковых автомобилей в государственных и бюджетных организациях, подчиненных Правительству Республики Беларусь, а также лимит пробега для указанных автомобилей (не более 2 000 км в месяц на один автомобиль).

Не использованный в течение месяца лимит пробега может быть израсходован в текущем году. При наличии в организации двух и более служебных и (или) специальных легковых автомобилей (по каждому наименованию) допускается превышение фактического пробега над установленным лимитом на один автомобиль в пределах суммарно исчисленного лимита пробега по соответствующим автомобилям (п.3).

* Положение о порядке и размере выплаты сотрудникам Следственного комитета компенсации за использование принадлежащих им транспортных средств в служебных целях, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.11.2012 № 1067.

Выплата компенсации сотрудникам производится в случаях, если их служба в соответствии со служебными обязанностями связана с постоянными (ежедневными) поездками на служебном транспортном средстве, за исключением служебных транспортных средств оперативного назначения и специальных легковых автомобилей, и в структурном подразделении подразделения Следственного комитета, в котором проходят службу сотрудники, количество служебных транспортных средств меньше, чем установлено нормами положенности транспортных средств, или закрепленное за структурным подразделением служебное транспортное средство более 30 календарных дней подряд не используется (находится в ремонте, процессе списания и иное) (часть первая п.3).

Сотрудники, использующие в служебных целях принадлежащие им транспортные средства, получают компенсацию стоимости израсходованных горюче-смазочных материалов в денежном выражении.

Иные расходы, связанные с использованием транспортных средств (износ (амортизация), ремонт, обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, убытки за вред, причиненный транспортному средству, убытки за вред, причиненный транспортным средством, и др.), сотрудники несут за свой счет (п.2).

Установлен предельный размер компенсации сотрудникам Следственного комитета за использование принадлежащих им транспортных средств в служебных целях (приложение).

Нормы расхода топлива (с документом можно работать в формате MS Excel).

* Инструкция о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденная постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 31.12.2008 № 141.

Нормы расхода топлива, рассчитанные в соответствии с названной Инструкцией, предназначены для использования при учете и контроле расходования топлива механическими транспортными средствами, машинами, механизмами и оборудованием, эксплуатируемыми организациями и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными на территории Республики Беларусь.

При эксплуатации автомобилей, используемых для выполнения международных автомобильных перевозок, норма расхода топлива устанавливается руководителями организаций или индивидуальными предпринимателями (п.2).

* Нормы затрат на техническое обслуживание и ремонт автомобильных транспортных средств, утвержденные приказом Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 19.07.2012 № 391-Ц.

Нормы предназначены для внутрихозяйственного планирования, расчета плановых затрат индивидуально по каждой единице автомобильных транспортных средств и (или) группе автомобильных транспортных средств с учетом ее (их) пробега с начала эксплуатации, а также для обоснованного подхода к формированию тарифов на автомобильные перевозки по соответствующим статьям затрат.

Применяются государственными организациями, подчиненными Министерству транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, и хозяйственными обществами, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь и переданы в управление названному Министерству.

Нормы могут применяться другими организациями, осуществляющими автомобильные перевозки грузов и пассажиров.

* Письмо Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.05.2010 № 2-2-10/10249 «О расходах на содержание служебного легкового автотранспорта».

С 1 января 2010 г. на основании норм Налогового кодекса Республики Беларусь расходы по содержанию служебного легкового автотранспорта, используемого в предпринимательской деятельности, учитываются при налогообложении без ограничений.

* Письмо Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 12.09.2011 № 2-2-9/1632 «О затратах, учитываемых при налогообложении».

Разъясняется вопрос о включении в состав затрат, учитываемых при налогообложении, расходов организации по приобретению горюче-смазочных материалов, ремонту и страхованию при эксплуатации транспортного средства, используемого ее работником для нужд этой организации.

 

23.01.2018

 

Сергей Шкирман, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»