


Материал помещен в архив
УЧЕТ РАСХОДОВ НА СОДЕРЖАНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЮ ТРАНСПОРТА ПРИ ЦЕНООБРАЗОВАНИИ
Практически в каждой организации есть транспортные средства, используемые в предпринимательской деятельности. Их содержание и эксплуатация сопровождаются определенными расходами, наиболее значимыми среди которых можно назвать следующие:
1) на приобретение горюче-смазочных и иных расходных материалов, запасных частей, шин;
2) техническое обслуживание (включая шиномонтаж) и ремонт (текущий, средний, капитальный);
3) мойку транспортного средства;
4) прохождение государственного технического осмотра;
5) аренду транспорта, используемого в предпринимательской деятельности;
6) выплату компенсации за износ личного автомобиля работника, используемого в служебных целях;
7) амортизацию транспортных средств.
Учет таких расходов имеет свои особенности у организаций, занимающихся оказанием транспортных услуг, и организаций, не оказывающих названные услуги.
В условиях либерализации законодательства, когда многие нормативные правовые акты, регулирующие вопросы отражения в учете рассматриваемых расходов (в т.ч. в целях ценообразования), отменены, предлагаемое пособие (особенно его аналитическая часть) поможет правильно включить эти затраты в составляемые калькуляции.
* Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2012 № 776 «Об упорядочении использования служебных и специальных легковых автомобилей».
Установлен порядок определения количества служебных и специальных легковых автомобилей в государственных и бюджетных организациях, подчиненных Правительству Республики Беларусь, и лимит пробега для указанных автомобилей.
* Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26.03.2007 № 373 «О некоторых вопросах использования служебных легковых автомобилей».
Государственным организациям и учреждениям, подчиненным (подотчетным) Совету Министров Республики Беларусь, установлено количество служебных легковых автомобилей, а также лимиты их пробега.
* Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2005 № 835 «Об установлении нормативов обеспеченности служебными и специальными автомобилями, лимитов их пробега, примерных норм оснащения служебных помещений имуществом для банков, в отношении которых государство, обладая контрольным пакетом акций или иным образом, не противоречащим законодательству, может определять решения, принимаемые этими банками».
Установлены нормативы обеспеченности служебными автомобилями и лимиты их пробега и нормативы обеспеченности специальными автомобилями для банков, в отношении которых государство, обладая контрольным пакетом акций или иным образом, не противоречащим законодательству, может определять решения, принимаемые этими банками.
* Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.08.2007 № 1124 «О стимулировании работников за экономию и рациональное использование топливно-энергетических и материальных ресурсов».
Установлено, что общая сумма средств, направляемых на выплату работникам коммерческих организаций, за исключением руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе, премии за экономию и рациональное использование топливно-энергетических и материальных ресурсов, при включении в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при ценообразовании и налогообложении, не должна превышать 80 % от суммы экономии топливно-энергетических и материальных ресурсов, если иное не предусмотрено законодательством, при условии пересмотра в установленном порядке норм расхода соответствующих видов топливно-энергетических и материальных ресурсов (подп.1.2 п.1).
* Инструкция по заполнению и обработке путевых листов учебных автомобилей (автобусов), утвержденная постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 05.06.2001 № 12.
При выпуске учебного автомобиля (автобуса) на линию учебные организации, занимающиеся подготовкой и переподготовкой водителей автотранспортных средств (юридические лица независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, их обособленные структурные подразделения), должны выдавать мастеру производственного обучения вождению (далее - мастер ПОВ) путевой лист формы 9 (п.1).
Путевой лист учебного автомобиля (автобуса) является основным первичным учетным документом, определяющим показатели для учета работы автомобиля (автобуса), мастера ПОВ и обучаемого, а также данные для начисления заработной платы мастеру ПОВ и формирования статистической отчетности (п.2).
* Постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 04.08.2003 № 37 «О порядке использования и учета работы специальных легковых автомобилей в организациях, подведомственных Министерству транспорта и коммуникаций Республики Беларусь».
Постановлением утверждены:
- перечень специальных легковых автомобилей, используемых в организациях, подведомственных Министерству транспорта и коммуникаций Республики Беларусь (приложение 1);
- рекомендации по определению лимита количества специальных легковых автомобилей в организациях, подведомственных Министерству транспорта и коммуникаций Республики Беларусь (приложение 2).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 9 апреля 2017 г. постановление № 37 на основании постановления Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 24.03.2017 № 7 утратило силу. |
* Постановление Министерства промышленности Республики Беларусь от 13.02.2006 № 1 «О порядке использования и учета работы специальных легковых автомобилей».
Постановлением утверждены:
- перечень специальных легковых автомобилей, используемых в организациях, подчиненных Министерству промышленности Республики Беларусь (приложение 1);
- расчет отраслевого норматива обеспеченности специальными легковыми автомобилями организаций, подчиненных Министерству промышленности Республики Беларусь (приложение 2).
Руководителям подчиненных организаций в числе прочего поручено определить количество специальных легковых автомобилей с лимитом пробега не более 2 000 км в месяц, затраты по которым включаются в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при ценообразовании и налогообложении, в соответствии с расчетом отраслевого норматива обеспеченности специальными легковыми автомобилями (подп.2.1 п.2).
* Инструкция о порядке оплаты и учета расхода автомобильного топлива, используемого при обучении управлению механическим транспортным средством, утвержденная постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 06.06.2007 № 34.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 17 апреля 2016 г. Инструкция № 34 утратила силу на основании постановления Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 06.04.2016 № 18. |
Устанавливает единый порядок оплаты и учета расхода автомобильного топлива, используемого при обучении управлению механическим транспортным средством, и является обязательной для применения юридическими лицами, осуществляющими подготовку, переподготовку водителей механических транспортных средств в Республике Беларусь и прошедшими обязательную сертификацию в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь.
* Постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 08.09.2008 № 94 «Об утверждении временных норм расхода реагента AdBlue при эксплуатации механических транспортных средств».
Временные нормы расхода реагента AdBlue при эксплуатации механических транспортных средств, оснащенных системой селективного каталитического восстановления SCR (Selective Catalytic Reduction) с уровнем токсичности, определенным стандартом:
- Евро-4, - установлены в размере не более 5 % от линейной нормы расхода топлива;
- Евро-5, - в размере не более 7 % от линейной нормы расхода топлива.
Указанные временные нормы расхода применяются с учетом их повышений (понижений) и дополнительного расхода топлива, установленных Инструкцией о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 31.12.2008 № 141 (далее - Инструкция № 141).
* Инструкция № 141.
Нормы расхода топлива, рассчитанные в соответствии с Инструкцией № 141, предназначены для использования при учете и контроле расходования топлива механическими транспортными средствами, машинами, механизмами и оборудованием, эксплуатируемыми организациями и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными на территории Республики Беларусь.
При эксплуатации автомобилей, используемых для выполнения международных автомобильных перевозок, норма расхода топлива устанавливается руководителями организаций или индивидуальными предпринимателями (п.2).
* Инструкция по бухгалтерскому учету запасов, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.11.2010 № 133.
В главе 4 Инструкции изложены особенности бухгалтерского учета горюче-смазочных материалов.
* Инструкция о порядке оформления транспортных документов, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 26.11.2010 № 138.
Инструкция определяет порядок оформления следующих транспортных документов при выполнении автомобильных перевозок грузов:
- путевого листа (приложение 1);
- заказа-поручения (приложение 2).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 января 2018 г. Инструкция № 138 утратила силу на основании постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 24.10.2017 № 36. |
* Нормативные сроки службы основных средств, утвержденные постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 30.09.2011 № 161.
Документ является основным нормативным правовым актом, которым руководствуются при определении нормативного срока службы используемых в предпринимательской деятельности основных средств (в том числе транспортных средств) в целях начисления амортизации.
* Постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 29.03.2012 № 25 «Об установлении форм путевых листов при выполнении автомобильной перевозки пассажиров, утверждении Инструкции о порядке оформления путевых листов при выполнении автомобильной перевозки пассажиров и признании утратившими силу постановлений Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 6 октября 2003 г. № 44 и от 28 марта 2008 г. № 38».
Постановлением установлены формы:
- путевого листа легкового автомобиля (приложение 1);
- путевого листа автомобиля-такси (приложение 2);
- путевого листа автомобиля-такси индивидуального предпринимателя (приложение 3);
- путевого листа автобуса (приложение 4);
- путевого листа автобуса, осуществляющего перевозки пассажиров в регулярном сообщении, индивидуального предпринимателя (приложение 5).
Также утверждена Инструкция о порядке оформления путевых листов при выполнении автомобильной перевозки пассажиров.
* Письмо Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.05.2010 № 2-2-10/10249 «О расходах на содержание служебного легкового автотранспорта».
С 1 января 2010 г. на основании норм Налогового кодекса Республики Беларусь расходы по содержанию служебного легкового автотранспорта, используемого в предпринимательской деятельности, учитываются при налогообложении без ограничений.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2019 г. Налоговый кодекс Республики Беларусь изложен в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З. Комментарий и сравнение норм см. здесь. |
* Приказ Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 21.03.2011 № 149-Ц «Об утверждении технических кодексов установившейся практики».
Утверждены вступившие в силу с 1 июня 2011 г. технические кодексы установившейся практики:
- «Автомобильные шины. Нормы и правила обслуживания» (с текстом документа можно ознакомиться на сайте http://tnpa.by/#!/DocumentCard/261907/359613);
- «Стартерные аккумуляторные батареи. Нормы и правила обслуживания» (с текстом документа можно ознакомиться на сайте http://tnpa.by/#!/DocumentCard/261912/359618).
* Письмо Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 12.09.2011 № 2-2-9/1632 «О затратах, учитываемых при налогообложении».
Разъясняется вопрос о включении в состав затрат, учитываемых при налогообложении, расходов организации по приобретению горюче-смазочных материалов, ремонту и страхованию при эксплуатации транспортного средства, используемого ее работником для нужд этой организации.
* Приказ Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 19.07.2012 № 391-Ц «Об утверждении рекомендаций по установлению норм времени на единицу транспортной работы, норм затрат на техническое обслуживание и ремонт автомобильных транспортных средств».
Утвержденные Рекомендации по установлению норм времени на единицу транспортной работы предназначены для нормирования труда водителей, работающих на грузовых транспортных средствах на внутриреспубликанских автомобильных перевозках, расчета тарифов при применении сдельной системы оплаты за выполненную транспортную работу.
Нормы затрат на техническое обслуживание и ремонт автомобильных транспортных средств предназначены для внутрихозяйственного планирования, расчета плановых затрат индивидуально по каждой единице автомобильных транспортных средств и (или) группе автомобильных транспортных средств с учетом ее (их) пробега с начала эксплуатации, а также для обоснованного подхода к формированию тарифов на автомобильные перевозки по соответствующим статьям затрат.
Нормы применяются государственными организациями, подчиненными Министерству транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, и хозяйственными обществами, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь и переданы в управление названному министерству.
Нормы могут применяться другими организациями, осуществляющими автомобильные перевозки грузов и пассажиров.
Перечень специальных легковых автомобилей, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.09.2001 № 1398.
Нормы расхода топлива.
Путевой лист легкового автомобиля.
Путевой лист автомобиля-такси.
Путевой лист автомобиля-такси индивидуального предпринимателя.
Путевой лист автобуса.
Путевой лист автобуса, осуществляющего перевозки пассажиров в регулярном сообщении, индивидуального предпринимателя.
Путевой лист.
Путевой лист оперативно-служебного транспортного средства органов внутренних дел Республики Беларусь.
Путевой лист на выезд служебного автомобиля.
Путевой лист учебного автомобиля (автобуса) ф.9.
Путевой лист легкового служебного (специального) автомобиля за период.
Акт о списании автотранспортных средств.
Акт списания материалов.
Акт на списание материалов.
Акт о списании отдельных предметов в составе оборотных средств.
Ведомость выдачи товарно-материальных ценностей (предметов и материалов).
Акт снятия фактических показаний спидометров и остатков топлива в баках транспортных средств.
Отчет о расходе топлива.
Карточка учета работы автомобильной шины.
Карточка учета работы автомобильной шины.
Карточка учета работы АКБ.
Карточка учета работы АКБ.
Акт на списание автошин.
Журнал регистрации результатов измерений температуры окружающего воздуха.
Авансовый отчет.
Авансовый отчет.
Сведения об использовании легкового транспорта.
Сведения об использовании легкового транспорта.
Сводная ведомость учета фактического расхода топлива.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 6 июня 2016 г. действует приказ Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 06.06.2016 № 155-ОД «Об утверждении перечня и форм первичных учетных документов». С 21 января 2017 г. форма бланка путевого листа оперативно-служебного транспортного средства органов внутренних дел Республики Беларусь формы (МВД), утвержденная постановлением Министерства внутренних дел от 30.01.2009 № 27, утратила силу на основании постановления Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 09.01.2017 № 8. |
17.04.2015
Сергей Шкирман, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»