


Материал помещен в архив
УЧЕТ РАСХОДОВ ЗА ПРОДЛЕНИЕ ДОГОВОРА АРЕНДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА
![]() |
Ситуация За оформление материалов на комиссию Минского городского исполнительного комитета по предоставлению недвижимого имущества в аренду (субаренду) или безвозмездное пользование, а также по внесению изменений в ранее принятые решения производится оплата в установленном размере на расчетный счет коммунального унитарного предприятия «Минский городской центр недвижимости». Организация произвела оплату расходов по подготовке материалов на комиссию и оформлению проекта об аренде недвижимого имущества (продление договора аренды). Как учитывать в бухгалтерском и налоговом учете произведенную оплату? |
Понесенные расходы включаются в состав управленческих расходов
Инструкцией по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102, установлено, что расходы по текущей деятельности включают в себя затраты, формирующие:
• себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг;
• управленческие расходы;
• расходы на реализацию;
• прочие расходы по текущей деятельности (п.8).
К управленческим расходам относятся:
• в организации, осуществляющей промышленную и иную производственную деятельность, - условно-постоянные косвенные затраты, связанные с управлением организацией, учитываемые на счете 26 «Общехозяйственные затраты»;
• в организации, осуществляющей торговую, торгово-производственную деятельность, - расходы, связанные с управлением организацией, учитываемые на счете 44 «Расходы на реализацию».
Управленческие расходы при определении финансовых результатов в полной сумме списываются в дебет счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» (субсчет 90-5 «Управленческие расходы») (п.10 названной Инструкции).
Затраты по продлению договора аренды государственного недвижимого имущества относятся к управленческим расходам.
В бухгалтерском учете их следует отразить:
• на счете 26 в организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность;
• на отдельном субсчете к счету 44 в организациях, осуществляющих торговую, торгово-производственную деятельность.
Понесенные расходы учитываются при налогообложении прибыли
Затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете (п.1 ст.130 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК)).
Затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг) определяются на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета), если иное не установлено НК, исходя из затрат, определенных с учетом положений ст.301 НК, и отражаются в том отчетном периоде, к которому они относятся (принцип начисления), независимо от времени (срока) оплаты (предварительная или последующая) (п.2 ст.130 НК).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2019 г. НК на основании Закона Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З изложен в новой редакции. Нормы по налогу на прибыль содержатся в главе 16 НК в новой редакции. Комментарии см. здесь. |
При налогообложении прибыли не учитываются взносы, сборы и иные обязательные платежи, уплачиваемые некоммерческим организациям, за исключением случаев, когда уплата таких взносов, сборов и иных обязательных платежей предусмотрена законодательством (в том числе иностранных государств) и является условием осуществления деятельности организациями, уплатившими эти взносы, сборы и иные обязательные платежи (подп.1.17 п.1 ст.131 НК).
Использование недвижимого имущества юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для осуществления какого-либо вида деятельности в соответствии с действующим гражданским законодательством Республики Беларусь должно быть оформлено договором аренды или безвозмездного пользования.
Поскольку необходимость уплаты платежей за оформление документов на продление договора аренды установлена законодательством, а аренда недвижимого имущества связана с осуществлением предпринимательской деятельности организации, то произведенные платежи учитываются при налогообложении прибыли.
Бухгалтерский учет расходов за продление договора аренды
В бухгалтерском и налоговом учете понесенные расходы следует отразить в том месяце, в котором получены документы о продлении договора аренды.
В бухгалтерском учете на сумму понесенных расходов производятся записи:
Дата | Содержание операции | Дебет | Кредит |
На дату перечисления | Отражено перечисление платы за оформление документов, связанных с продлением договора аренды недвижимого имущества | ||
На дату оформления продления договора аренды | Списаны затраты по оформлению документов, связанных с продлением договора аренды недвижимого имущества |
60 | |
В отчетном периоде, в котором продлен договор аренды | Списаны управленческие расходы за отчетный месяц |
26, 44 |
17.02.2016
Валентина Прохожая, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»