


Материал помещен в архив
УЧЕТ В ТАРИФЕ НА УСЛУГИ АВТОШКОЛЫ СТОИМОСТИ ТОПЛИВА, ИСПОЛЬЗУЕМОГО ПРИ ОБУЧЕНИИ ПРАКТИЧЕСКОМУ УПРАВЛЕНИЮ АВТОМОБИЛЕМ
Особенности оплаты стоимости топлива, израсходованного в ходе практических занятий по обучению управлению транспортным средством
Как свидетельствует практика, в организациях, оказывающих услуги по подготовке водителей категории «В» (далее - автошколы), стоимость топлива, израсходованного за время проведения практических занятий по управлению механическим транспортным средством (далее - автомобиль, транспортное средство), оплачивается учащимися отдельно от платы за обучение в автошколе. В связи с этим работники бухгалтерских служб автошкол нередко задают вопрос: включается ли стоимость топлива, израсходованного учебными автомобилями в процессе проведения практических занятий по обучению управлению ими, в плановую себестоимость услуг, оказываемых автошколой?
Попробуем ответить на этот вопрос.
Порядок осуществления расчетов за автомобильное топливо, установленный законодательством
Расчеты за автомобильное топливо, израсходованное в процессе обучения управлению транспортным средством, автошколы обязаны осуществлять в соответствии с Инструкцией о порядке оплаты и учета расхода автомобильного топлива, используемого при обучении управлению механическим транспортным средством, утвержденной постановлением Минтранса РБ от 06.06.2007 № 34 (далее - Инструкция № 34).
В частности, на основании п.3 Инструкции № 34 оплата расхода автомобильного топлива, используемого при обучении управлению автомобилем, производится заказчиком (учащимся) до начала занятий путем внесения предоплаты. Предоплата вносится наличными денежными средствами в кассу автошколы либо перечисляется на ее расчетный счет в банке.
Размер предоплаты определяется исходя из расчетного расхода автомобильного топлива, используемого на проведение полного курса практических занятий по управлению транспортным средством по соответствующей программе подготовки, переподготовки, повышения квалификации водителей (далее - расчетный расход автомобильного топлива), и стоимости автомобильного топлива соответствующей марки на момент подписания договора (п.5 Инструкции № 34).
В свою очередь расчетный расход автомобильного топлива определяется на основании расчетной нормы пробега учебного транспортного средства согласно приложению 1 к Инструкции № 34 и установленной нормы расхода топлива на конкретную марку и модель (модификацию) учебного транспортного средства (п.6 Инструкции № 34).
Норма расхода топлива на конкретную марку и модель (модификацию) учебного транспортного средства определяется учебной организацией в соответствии с Инструкцией о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденной постановлением Минтранса РБ от 31.12.2008 № 141.
По окончании полного курса обучения по соответствующей программе подготовки, переподготовки, повышения квалификации водителей транспортных средств автошкола выполняет перерасчет стоимости израсходованного автомобильного топлива исходя из его фактического расхода и с учетом произошедших в период обучения изменений в цене использованного автомобильного топлива (п.7 Инструкции № 34).
Фактический расход автомобильного топлива определяется по данным путевых листов учебного транспортного средства, оформляемых в соответствии с требованиями:
постановления Минтранса РБ от 05.06.2001 № 12 «Об утверждении формы 9 путевого листа учебного автомобиля (автобуса) и Инструкции по заполнению и обработке путевых листов учебных автомобилей (автобусов)»;
индивидуальной книжки обучения вождению.
Учет фактического расхода автомобильного топлива ведется по каждому учащемуся в сводной ведомости по форме согласно приложению 2 к Инструкции № 34.
В случае превышения расчетного расхода автомобильного топлива над его фактическим расходом автошкола в 5-дневный срок возвращает заказчику (учащемуся) образовавшуюся разницу в стоимости автомобильного топлива. В обратной ситуации (когда фактический расход автомобильного топлива, использованного при обучении, превысил расчетный расход), а также при увеличении цены автомобильного топлива в период обучения управлению автомобилем заказчик (учащийся) в 5-дневный срок производит доплату стоимости автомобильного топлива. Такой порядок перерасчета изложен в п.8 Инструкции № 34.
С учетом изложенного можно сделать вывод, что расходы автошколы на приобретение автомобильного топлива в части, приходящейся на пробег, необходимый для проведения полного курса практического обучения управлению транспортным средством, в плановую себестоимость услуг, оказываемых автошколой, не включаются, а оплачиваются заказчиком (учащимся) отдельно. При этом должен быть организован учет стоимости израсходованного топлива по каждому учащемуся в соответствии с требованиями п.7 Инструкции № 34.
Как учитывается стоимость топлива, израсходованного на нулевой пробег?
Вместе с тем не следует забывать, что существует так называемый нулевой пробег учебного транспортного средства - пробег автомобиля под управлением мастера производственного обучения вождению автомобиля без нахождения в нем учащегося при следовании к установленному месту начала проведения практических занятий по вождению транспортного средства (началу учебного маршрута), автодрому, стоянке автомобилей, заправке на автозаправочной станции и обратно на учебный маршрут, автодром. Нулевой пробег определяется путем вычитания из общего пробега учебного автомобиля (по данным путевых листов) пробега, связанного непосредственно с проведением практических занятий по обучению управлению этим транспортным средством (на основании данных сводных ведомостей, которые должны вестись по каждому учащемуся).
Стоимость топлива, израсходованного на нулевой пробег, заказчиком (учащимся) отдельно не оплачивается, а включается в себестоимость оказываемых автошколой услуг (в составе общехозяйственных расходов) и в формируемый ею тариф (п.9 Инструкции № 34).
24.10.2011 г.
Сергей Шкирман, экономист