


Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь

Учетная политика бюджетной организации на 2022 год
Бухгалтерский учет в бюджетной организации ведется согласно учетной политике, сформированной в соответствии с законодательством и утвержденной решением (приказом, распоряжением, другим документом) руководителя. В помощь главному бухгалтеру приведена примерная форма учетной политики.
![]() |
Справочно Учетная политика - совокупность способов организации и ведения бухгалтерского учета (первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности), принятая организацией (абз.22 ст.1 Закона от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности»). |
Учетная политика бюджетной организации включает в себя (п.4 ст.9 Закона № 57-З):
• применяемые организацией виды учетной оценки;
• план счетов бухгалтерского учета организации;
• разработанные организацией для применения формы первичных учетных документов;
• применяемую организацией форму бухгалтерского учета;
• порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
• иные способы организации и ведения бухгалтерского учета.
Нормативное регулирование
При формировании учетной политики на 2022 год необходимо учитывать положения:
• НК;
• Указа от 20.10.2006 № 622 «О вопросах переоценки основных средств, доходных вложений в материальные активы, объектов незавершенного строительства и оборудования к установке»;
• постановления Минфина от 22.04.2010 № 50 «О некоторых вопросах бухгалтерского учета»;
• постановления Минфина от 08.02.2005 № 15 «Об утверждении Инструкции о порядке организации бухгалтерского учета бюджетными организациями и централизованными бухгалтериями, обслуживающими бюджетные организации»;
• постановления Минфина от 30.04.2019 № 24 «О бухгалтерском учете налога на добавленную стоимость в бюджетных организациях»;
• постановления Минфина от 12.02.2018 № 13 «О единоличном составлении первичных учетных документов»;
• Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утв. постановлением Минфина от 30.11.2007 № 180;
• Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств в бюджетных организациях, утв. постановлением Минфина от 31.10.2012 № 60;
• Инструкции по бухгалтерскому учету нематериальных активов в бюджетных организациях, утв. постановлением Минфина от 30.04.2012 № 25;
• Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утв. постановлением Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры от 27.02.2009 № 37/18/6;
• Инструкции о порядке переоценки основных средств, доходных вложений в материальные активы, оборудования к установке, утв. постановлением Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры от 05.11.2010 № 162/131/37;
• Инструкции по бухгалтерскому учету отдельных предметов в составе оборотных средств бюджетными организациями, утв. постановлением Минфина от 01.04.2004 № 63;
• Инструкции о порядке использования и бухгалтерского учета бланков строгой отчетности, утв. постановлением Минфина от 18.12.2008 № 196;
• Инструкции о порядке бухгалтерского учета расходов в бюджетных организациях, утв. постановлением Минфина от 31.12.2009 № 157;
• Инструкции о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности по средствам бюджетов и средствам от приносящей доходы деятельности бюджетных организаций, утв. постановлением Минфина от 10.03.2010 № 22.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 13 января 2022 г. следует руководствоваться Инструкцией № 22 с изменениями, внесенными постановлением Минфина от 22.12.2021 № 73, изменилось название данной Инструкции: «Инструкция о составлении и представлении бухгалтерской отчетности по средствам бюджетов и средствам от приносящей доходы деятельности бюджетных организаций»; |
• Инструкции о порядках ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами, утв. постановлением Правления Нацбанка от 19.03.2019 № 117;
• Положения об особенностях формирования и использования внебюджетных средств, полученных от оказания платных медицинских услуг и (или) проведения клинических испытаний лекарственных средств, медицинских изделий, в государственных учреждениях здравоохранения, утв. постановлением Совмина от 30.11.2016 № 982;
• Положения о порядке формирования внебюджетных средств, осуществления расходов, связанных с приносящей доходы деятельностью, направлениях и порядке использования средств, остающихся в распоряжении бюджетной организации, утв. постановлением Совмина от 19.07.2013 № 641;
• других нормативных документов.
Составление учетной политики на 2022 год
Организация самостоятельно формирует свою учетную политику и излагает ее в положении об учетной политике, которое подписывается главным бухгалтером организации, руководителем организации или индивидуальным предпринимателем, оказывающими услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, и утверждается руководителем организации (п.1 ст.9 Закона № 57-З).
Если в отношении конкретных хозяйственных операций, отдельных составляющих активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации в законодательстве не установлен порядок их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, такой порядок разрабатывается организацией самостоятельно с применением профессионального суждения исходя из требований, установленных законодательством (п.5 ст.9 Закона № 57-З).
Учетная политика организации не изменяется, за исключением случаев, предусмотренных ч.1 п.7 ст.9 Закона № 57-З (п.6 ст.9 Закона № 57-З):
• изменение законодательства;
• изменение способов ведения бухгалтерского учета, применение которых приведет к повышению правдивости и уместности содержащейся в отчетности организации информации;
• принятие решения о реорганизации или ликвидации организации.
Приказ об учетной политике организации и Инструкция об учетной политике организации (примеры)
(наименование организации)
ПРИКАЗ
30.12.2021 № 14
г. Минск
Об учетной политике
организации на 2022 год
В соответствии со ст.9 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности», Налоговым кодексом Республики Беларусь и другими нормативными документами в целях бухгалтерского, налогового учета и ценообразования
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить Инструкцию об учетной политике организации на 2022 год и ввести в действие с 1 января 2022 г.
2. При организации бухгалтерского и налогового учета, отчетности и ценообразования руководствоваться действующими в Республике Беларусь нормативными правовыми актами, а также названной Инструкцией.
3. Главному бухгалтеру Гулькиной В.И.:
3.1. обеспечить соблюдение общих методологических принципов и способов ведения бухгалтерского, налогового учета и ценообразования;
3.2. осуществлять контроль за исполнением настоящего приказа.
Руководитель организации | Подпись | Н.П.Баркун |
С приказом ознакомлена | Подпись | В.И.Гулькина |
УТВЕРЖДЕНО (наименование организации) 30.12.2021 № 14 |
ИНСТРУКЦИЯ
об учетной политике организации на 2022 год
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Инструкция устанавливает основы формирования и раскрытия учетной политики для целей бухгалтерского учета, налогообложения и ценообразования, которая представляет собой совокупность методологических принципов и правил, определяющих порядок и организацию бухгалтерского, налогового учета и ценообразования.
2. Для целей настоящей Инструкции под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
Учетная политика - совокупность способов организации и ведения бухгалтерского учета.
К способам ведения бухгалтерского учета относятся системы регистров бухгалтерского учета и обработки информации, а также способы:
- группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности;
- погашения стоимости активов;
- организации документооборота;
- инвентаризации;
- применения счетов бухгалтерского учета;
- иные.
3. Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения настоящей Инструкции.
4. Учетная политика в течение отчетного года изменению не подлежит, за исключением случаев, предусмотренных частью первой п.7 ст.9 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности».
5. В отношении однозначно определенных нормативными правовыми актами способов ведения бухгалтерского и налогового учета, отчетности и ценообразования следует руководствоваться законодательством.
6. Изменение учетной политики для целей налогообложения допускается в случае изменения налогового законодательства или применяемых методов учета. Соответствующие изменения в порядок учета отдельных хозяйственных операций и объектов в целях налогообложения вносятся приказом руководителя организации.
Раздел 1. Учетная политика в целях бухгалтерского учета
1.1. Раскрытие учетной политики.
1.1.1. Организация раскрывает только избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности. При этом существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности организации.
1.1.2. Способами ведения бухгалтерского учета, принятыми при формировании учетной политики организации и подлежащими раскрытию в составе бухгалтерской отчетности, признаются способы погашения стоимости основных средств, нематериальных активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и др.
1.1.3. Существенные способы ведения бухгалтерского учета подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации за отчетный год.
Представляемая в течение отчетного года бухгалтерская отчетность может не содержать информации об учетной политике организации, если в последней не произошли изменения со времени составления предыдущей годовой бухгалтерской отчетности, раскрывшей учетную политику.
1.2. Организационно-технический аспект.
1.2.1. Порядок ведения бухгалтерского учета.
Бухгалтерский учет ведется бухгалтерией, возглавляемой главным бухгалтером. Главный бухгалтер разрабатывает инструкцию о бухгалтерии (прилагается к учетной политике).
1.2.2. Порядок организации бухгалтерского учета.
Бухгалтерский учет ведется централизованно.
1.2.3. График документооборота.
Первичные учетные документы создаются в организации исполнителями и поступают в бухгалтерию в соответствии с утвержденным графиком документооборота (прилагается к учетной политике).
1.2.4. Формы первичных документов.
1.2.4.1. Хозяйственная операция отражается на счетах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов.
1.2.4.2. Первичные учетные документы составляются по утвержденным законодательством формам. Хозяйственные операции, по которым не утверждены формы первичных учетных документов, оформляются по формам документов, разработанным и помещенным в рабочий альбом форм документов (прилагается к учетной политике).
1.2.4.3. Первичный учетный документ, подтверждающий выполнение работ (оказание услуг), может быть составлен подрядчиком (исполнителем) и заказчиком единолично в случаях, определенных Министерством финансов Республики Беларусь, при условии, что договором, заключенным в письменной форме между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком, предусмотрен такой порядок оформления выполненных работ (оказанных услуг).
1.2.4.4. Первичные документы, по которым не утверждены формы, а также формы для внутренней бухгалтерской отчетности принимаются к учету при наличии следующих обязательных реквизитов:
- наименование документа;
- дата составления документа;
- наименование организации, от имени которой составлен документ;
- содержание и основание совершения хозяйственной операции;
- оценка хозяйственной операции (в натуральных и стоимостных показателях (или в стоимостных показателях));
- должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и подписи.
Первичные учетные документы могут содержать иные сведения, не являющиеся обязательными.
Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа. Первичный учетный документ, составленный в форме электронного документа, должен соответствовать требованиям законодательства об электронных документах и электронной цифровой подписи.
Электронный документ:
- создается, обрабатывается, хранится, передается и принимается с помощью программных, программно-технических и технических средств;
- имеет структуру, установленную ст.17 Закона Республики Беларусь от 28.12.2009 № 113-З «Об электронном документе и электронной цифровой подписи»;
- представляется в форме, доступной и понятной для восприятия.
1.2.4.5. Ответственность за своевременное и качественное составление, оформление документов, фиксирующих факт совершения хозяйственной операции, и передачу их в бухгалтерию для отражения в бухгалтерском учете в сроки, определенные приказом организации, возлагается на лиц, составляющих и принимающих эти документы.
1.2.4.6. Хозяйственные операции в бухгалтерском учете отражаются в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группируются по соответствующим счетам бухгалтерского учета.
1.2.4.7. Регистры бухгалтерского учета составляются ежемесячно и подписываются лицами, в обязанности которых входит составление этих регистров в соответствии с должностными инструкциями. Указанные лица несут персональную ответственность за правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета.
1.2.4.8. Ответственность за правильность составления, хранение первичной учетной документации и регистров бухгалтерского учета и их своевременную передачу на хранение возлагается на главного бухгалтера.
1.2.4.9. Бухгалтерская, налоговая отчетность составляется за каждый месяц, квартал, год нарастающим итогом с начала года в составе и порядке, определенных законодательством.
1.2.4.10. Главный бухгалтер вправе уточнять формы внутренней бухгалтерской отчетности.
1.2.5. Учет бланков строгой отчетности.
Учет и использование бланков строгой отчетности ведется в порядке, определенном законодательством. Для этого организацией разрабатываются и утверждаются перечень документов, относящихся к бланкам строгой отчетности (прилагается к учетной политике), и список лиц, ответственных за ведение учета и хранение бланков строгой отчетности (прилагается к учетной политике).
1.2.6. Форма бухгалтерского учета.
1.2.6.1. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется в белорусских рублях. Пересчет выраженной в иностранной валюте стоимости денежных средств, финансовых вложений (за исключением финансовых вложений в уставные фонды других организаций), дебиторской задолженности и обязательств (за исключением полученных и выданных авансов, предварительной оплаты, задатков) в официальную денежную единицу Республики Беларусь производится бюджетными организациями по официальному курсу официальной денежной единицы Республики Беларусь по отношению к соответствующей иностранной валюте, устанавливаемому Национальным банком, на дату совершения хозяйственной операции в иностранной валюте, а также на отчетную дату.
1.2.6.2. Учет хозяйственных операций ведется с использованием регистров, отражающих отраслевую специфику бюджетной организации, предназначенных для систематизации и накопления информации, содержащейся в первичных документах для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской (налоговой) отчетности, в разрезе статей бюджетной классификации в целях:
- контроля исполнения сметы расходов;
- соблюдения казначейской системы исполнения бюджетов;
- выделения в учете кассовых и фактических расходов.
1.2.6.3. Организацией применяется мемориально-ордерная форма ведения бухгалтерского учета в соответствии с законодательством.
Организацией применяется:
варианты:
а) журнально-ордерная форма ведения учета;
б) автоматизированная форма ведения учета на базе специально разработанной программы с использованием типовых бухгалтерских записей, предусмотренных в ней;
в) комбинированная форма ведения учета.
1.2.6.4. Главным учетным регистром синтетического учета является книга «Журнал-главная». Учет в книге «Журнал-главная» ведется по счетам второго порядка (субсчетам).
1.2.6.5. Поступившие в бухгалтерию документы после их проверки (по форме и содержанию) и систематизации по датам регистрируются (накапливаются) в накопительных ведомостях, мемориальных ордерах в течение месяца. В конце месяца в ордерах подсчитываются итоги, которые служат основанием для их записи в книгу «Журнал-главная» и книгу аналитического учета.
1.2.7. Проведение инвентаризаций.
Инвентаризация проводится в соответствии с планом проведения инвентаризаций (прилагается к учетной политике).
1.2.8. Рабочий план счетов.
1.2.8.1. На основании Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных организаций, установленного постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 22.04.2010 № 50, разработан и введен в действие рабочий план счетов (прилагается к учетной политике), в котором предусмотрены аналитические счета для ведения налогового учета.
1.2.8.2. Рабочий план счетов организации утверждается приказом руководителя и хранится в бухгалтерии. Субсчета, предусмотренные в рабочем плане счетов, используются в организации исходя из функций управления, включая анализ, контроль и отчетность.
1.2.8.3. Главный бухгалтер организации вправе вводить, уточнять субсчета второго, третьего порядка.
1.2.9. Дополнительные формы отчетности.
При внесении в формы бухгалтерской отчетности, установленные законодательством, дополнительных показателей по указанию пользователей отчетности формы считаются самостоятельно разработанными и должны быть утверждены руководителем организации и приложены к учетной политике.
1.2.10. Учет расчетно-кассовых операций.
1.2.10.1. Кассовые операции ведутся в соответствии с законодательством.
1.2.10.2. Порядок выдачи наличных денежных средств под отчет на расходы организации, связанные со служебными командировками, расходами на хозяйственные и другие цели.
Наличные деньги под отчет на предстоящие расходы для расчета с юридическими лицами, подразделениями, индивидуальными предпринимателями выдаются в размерах, обоснованных документально, но не более размера расчетов наличными деньгами между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями, установленного законодательством.
Выдача под отчет денежных средств на расходы, связанные со служебными командировками, осуществляется в наличных белорусских рублях и (или) наличной иностранной валюте путем перечисления белорусских рублей и (или) наличной иностранной валюты на счет работника, доступ к которому обеспечивается личной дебетовой карточкой, и (или) путем выдачи корпоративной дебетовой карточки, обеспечивающей доступ к счету организации. Порядок использования корпоративной дебетовой карточки устанавливается в Положении, утверждаемом руководителем организации.
1.2.10.3. Ведение кассовых операций возлагается на бухгалтера, с которым заключен договор о полной индивидуальной материальной ответственности.
1.2.10.4. Все операции по поступлению и расходованию денежных средств записываются в регистры, формы которых утверждены законодательством.
Варианты:
А. Журналы регистрации приходных и расходных кассовых ордеров в белорусских рублях и валюте не ведутся.
Б. Журналы регистрации приходных и расходных кассовых ордеров в белорусских рублях и валюте ведутся отдельно для приходных и расходных кассовых ордеров. Приходные и расходные кассовые ордеры регистрируются посредством программно-технических средств.
В. Журналы регистрации приходных и расходных кассовых ордеров в белорусских рублях и валюте ведутся общие для приходных и расходных кассовых ордеров. Приходные и расходные кассовые ордеры регистрируются посредством программно-технических средств.
1.3. Методический аспект бухгалтерского учета.
1.3.1. Критерии разделения имущества на основные средства и отдельные предметы в составе оборотных средств.
Основными средствами признается имущество в соответствии с законодательством, имеющее стоимость свыше 30 базовых величин на дату ввода его в эксплуатацию.
В состав отдельных предметов включаются предметы, служащие менее 1 года, независимо от их стоимости и предметы, служащие более 1 года, стоимостью в пределах 30 базовых величин в момент передачи их в эксплуатацию.
При этом для сравнения с лимитом стоимости актива используется стоимость актива на момент принятия к учету с НДС (за исключением основных средств, приобретенных за счет средств, получаемых от приносящей доходы деятельности).
Варианты:
А. Вместо 30 базовых величин по решению главного бухгалтера организации может быть выбран более низкий лимит.
Б. Лимит стоимости для основных средств не закрепляется.
Основными средствами признается имущество в соответствии с законодательством без ограничения стоимости.
В состав отдельных предметов включаются предметы, которые не удовлетворяют условиям отнесения к основным средствам, но служат более 1 года независимо от их стоимости.
1.3.2. Способы погашения стоимости отдельных предметов.
Материально ответственными лицами учет указанных предметов осуществляется в количественном выражении. Предметы списываются путем переноса на затраты 100 % стоимости:
- при передаче в эксплуатацию предметов стоимостью до 1 базовой величины;
- при выбытии из эксплуатации в связи с непригодностью предметов стоимостью более 1 базовой величины.
1.3.3. Способы начисления амортизации по основным средствам.
Амортизация начисляется линейным способом.
1.3.4. Способы начисления амортизации по нематериальным активам.
Амортизация нематериальных активов производится в соответствии с утвержденным перечнем групп, видов нематериальных активов (прилагается к учетной политике).
Амортизация по нематериальным активам начисляется линейным способом.
1.3.5. Способ расчета амортизации основных средств и нематериальных активов.
Бюджетными организациями в целях бухгалтерского учета годовая сумма амортизации начисляется в конце года независимо от того, в каком месяце года эти объекты введены в эксплуатацию.
1.3.6. Учет доходов и расходов по разным видам деятельности.
Учет доходов и расходов по разным видам деятельности ведется раздельно.
Учет доходов и расходов по источникам финансирования (средства бюджета и внебюджетные средства) ведется раздельно.
При осуществлении бюджетной организацией приносящей доходы деятельности, аналогичной финансируемой за счет средств бюджета основной деятельности, косвенные расходы бюджетной организации распределяются исходя из пропорции (удельного веса в общем объеме) по планируемым объемным показателям:
варианты:
а) количество обслуживаемых;
б) занимаемая площадь;
в) время эксплуатации помещения;
г) заработная плата;
д) израсходованные материалы;
е) источники финансирования;
ж) другое.
В случае если распределить косвенные расходы невозможно, применяется пропорция, устанавливаемая исходя из сложившегося за предыдущий финансовый год удельного веса источника доходов к общей сумме поступлений внебюджетных средств (вся сумма денежных средств, полученных от приносящей доходы деятельности, поступивших на текущие счета по внебюджетным средствам) и кассовых расходов по средствам бюджета.
1.3.7. Переоценка основных средств, доходных вложений в материальные активы, оборудования к установке.
В текущем году переоценка осуществляется в соответствии с законодательством.
Переоценка осуществляется:
варианты:
а) в случае достижения показателя уровня инфляции в ноябре текущего календарного года за предшествующий ему период с даты проведения последней переоценки, осуществленной в обязательном порядке в соответствии с требованиями законодательства, рассчитываемого и публикуемого Национальным статистическим комитетом, 100 % и более;
б) в отношении зданий, сооружений и передаточных устройств в случае достижения показателя уровня инфляции в ноябре текущего календарного года за предшествующий ему период с даты проведения последней переоценки, осуществленной в обязательном порядке в соответствии с требованиями законодательства, рассчитываемого и публикуемого Национальным статистическим комитетом, 100 % и более; в отношении остального имущества переоценка не осуществляется.
1.3.8. Оценка производственных запасов.
Производственные запасы (сырье, материалы, комплектующие изделия, запасные части и т. д.) оцениваются по фактической себестоимости их приобретения (заготовления).
1.3.9. Отпуск запасов в производство.
Стоимость производственных запасов и других материальных ресурсов, списываемых в производство, включается в состав себестоимости по себестоимости каждой единицы.
Используется метод оценки запасов по:
варианты:
а) средней себестоимости;
б) ценам первого приобретения (ФИФО);
в) ценам последнего приобретения (ЛИФО).
1.3.10. Применение способов средних оценок фактической себестоимости использованных материалов.
Средняя оценка фактической себестоимости материалов, отпущенных в производство, осуществляется исходя из среднемесячной фактической себестоимости (взвешенная оценка), в расчет которой включаются количество и стоимость материалов на начало месяца и все поступления за месяц (отчетный период).
1.3.11. Учет затрат на производство и калькулирование фактической себестоимости.
Учет затрат на производство и калькулирование фактической себестоимости продукции (работ, услуг) ведется в соответствии с отраслевыми рекомендациями.
1.3.12. Метод учета выручки.
Выручка при осуществлении денежной формы расчетов отражается по мере отпуска продукции (работ, услуг) со склада.
Выручка от реализации продукции (работ, услуг) отражается:
варианты:
а) по мере отпуска товаров (выполнения работ, оказания услуг) и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов (метод начисления);
б) на дату начала транспортировки товаров.
1.3.13. Учет готовой продукции (работ, услуг).
1.3.14. Учет финансовых результатов.
Внебюджетные средства в части сумм превышения доходов над расходами, остающихся в распоряжении бюджетной организации, используются для:
варианты:
а) приобретения товаров (работ, услуг) для обеспечения функционирования бюджетной организации;
б) приобретения, строительства (реконструкции) жилых домов (квартир), реконструкции капитальных строений (зданий, сооружений) под жилые помещения в целях предоставления их работникам бюджетной организации за плату во временное владение и пользование в соответствии с законодательством;
в) осуществления научной, научно-технической и инновационной деятельности;
г) дополнительного премирования работников;
д) поощрения военнослужащих и оказания материальной помощи военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава;
е) поощрения обучающихся за успехи в учебной, спортивно-массовой, общественной, научной, научно-технической, экспериментальной, инновационной деятельности, в образовательных и культурных мероприятиях, оказания обучающимся материальной помощи в учреждениях образования;
ж) осуществления в порядке и на условиях, определяемых в соглашениях, коллективных договорах, выплат ранее работавшим в организации ветеранам, семьям умерших работников, а также на удешевление стоимости путевок в оздоровительные, спортивно-оздоровительные лагеря с круглосуточным пребыванием детям работников;
з) финансирования расходов по организации спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, культурных и иных мероприятий и (или) участию в них (в том числе осуществления отчислений профсоюзным организациям средств на указанные цели);
и) иных целей в соответствии с законодательством.
Государственные учреждения здравоохранения вправе самостоятельно выбрать порядок использования внебюджетных средств, полученных при оказании в установленном порядке платных медицинских услуг в соответствии с перечнем видов платных медицинских услуг, оказываемых штатными работниками государственных учреждений здравоохранения, содержащихся за счет бюджетных средств:
варианты:
а) восстановленные средства включаются в сумму средств, направляемых на выплату заработной платы, и используются на стимулирующие выплаты работникам государственных учреждений здравоохранения;
б) государственные учреждения здравоохранения имеют право не восстанавливать расходы на оплату труда при условии направления внебюджетных средств на развитие материально-технической базы этих учреждений, необходимой им для оказания медицинской помощи в гарантированных объемах.
Раздел 2. Учетная политика в целях налогового учета
2.1. Организационно-технический аспект.
2.1.1. Порядок ведения налогового учета.
Налоговый учет ведется бухгалтерией, возглавляемой главным бухгалтером.
2.1.2. Состав налоговых регистров.
Налоговый учет ведется с применением форм аналитических регистров налогового учета, которые составляются за отчетный период и с начала года (перечень регистров прилагается к учетной политике).
2.2. Методический аспект.
2.2.1. Основание для налогового учета.
Налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета, отраженных в первичных учетных документах и регистрах бухгалтерского учета, и (или) на иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением, скорректированных в соответствии с налоговым законодательством посредством проведения расчетных корректировок. Расчетные корректировки - увеличение, уменьшение и (или) иное изменение данных бухгалтерского учета, производимые плательщиком в рамках ведения налогового учета.
2.2.2. Аспекты, по которым налоговый учет ведется по аналогии с бухгалтерским учетом.
Налоговый учет ведется по аналогии с бухгалтерским учетом (см. раздел 1 настоящей Инструкции).
2.2.3. Учет доходов и расходов для определения налоговой базы.
Учет доходов и расходов для определения налоговой базы ведется раздельно по источникам финансирования.
Для разделения расходов бюджетной организации по источникам финансирования (средства бюджета и внебюджетные средства) расходы, необходимые для функционирования бюджетной организации, распределяются между расходами бюджета и расходами по предпринимательской деятельности.
Косвенные расходы бюджетной организации распределяются исходя из (см. подп.1.3.6 п.1 настоящей Инструкции):
варианты:
а) пропорции (удельного веса в общем объеме) по планируемым объемным показателям (количество обслуживаемых, занимаемая площадь, время эксплуатации помещения и др.), применяемым при осуществлении данного вида экономической деятельности;
б) пропорции, устанавливаемой на основании сложившегося за предыдущий финансовый год удельного веса источника доходов к общей сумме поступлений внебюджетных средств и кассовых расходов по средствам бюджета.
Курсовые разницы, возникающие в течение календарного года, включаются в состав внереализационных доходов и (или) расходов при определении налоговой базы налога на прибыль на даты, определяемые в соответствии со ст.174 и 175 Налогового кодекса Республики Беларусь:
варианты:
а) в течение налогового периода;
б) в последнем отчетном периоде 2022 года.
Транспортный налог, отраженный в бухгалтерском учете, включается в состав затрат по производству и реализации при определении налоговой базы налога на прибыль на даты, определяемые в соответствии с пп.1, 4, 5, п.8 ст.3077 и п.4 ст.3078 Налогового кодекса Республики Беларусь:
варианты:
а) ежеквартально в сумме исчисленного транспортного налога за отчетный квартал исходя из количества транспортных средств, подлежащих налогообложению транспортным налогом в каждом месяце квартала, и ставок налога;
б) в I, II и III кварталах - в сумме авансовых платежей за I, II и III кварталы соответственно; в IV квартале - в сумме увеличения или уменьшения нарастающим итогом затрат по производству и реализации на сумму, определенную в виде разницы между годовой суммой транспортного налога, отраженной в налоговой декларации (расчете) по транспортному налогу за календарный год, и суммой авансовых платежей за I-III кварталы.
2.2.4. Метод учета выручки.
Выручка при осуществлении денежной формы расчетов отражается по мере отпуска продукции (работ, услуг) со склада.
Выручка от реализации продукции (работ, услуг) отражается:
варианты:
а) по мере отпуска товаров (выполнения работ, оказания услуг) и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов (метод начисления);
б) на дату начала транспортировки товаров.
2.2.5. Метод учета сумм, увеличивающих налоговую базу НДС в соответствии с п.4 ст.120 Налогового кодекса Республики Беларусь.
Моментом фактической реализации в отношении сумм, увеличивающих налоговую базу налога на добавленную стоимость, признается:
варианты:
а) день отражения этих сумм в бухгалтерском учете;
б) день их получения.
2.2.6. Отдельный учет в целях исчисления НДС.
В целях исчисления НДС применяется отдельный учет при:
- осуществлении операций, подлежащих и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения);
- применении разных налоговых ставок;
- исчислении НДС по расчетной ставке.
2.2.7. Освобождение операций от НДС.
Применяется освобождение операций от НДС согласно утвержденным законодательством перечням товаров (работ, услуг).
Освобождение операций от НДС:
варианты:
а) не применяется (в случае подачи заявления в налоговый орган на срок не менее 1 года);
б) применяется при условии ведения отдельного учета доходов (оборота) по производству и реализации таких товаров (работ, услуг).
2.2.8. Выбор метода распределения налоговых вычетов по НДС.
При распределении налоговых вычетов по НДС применяется:
варианты:
а) метод удельного веса;
б) метод раздельного учета.
При распределении налоговых вычетов по НДС прошлого налогового периода по основным средствам и нематериальным активам применяется:
варианты:
а) метод удельного веса;
б) вычет равными долями в каждом отчетном периоде.
2.2.9. Ведение книги покупок.
Варианты:
А. Книга покупок ведется.
Б. Книга покупок не ведется.
2.2.10. Передача НДС при передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав в пределах одного юридического лица.
Варианты:
А. Обороты по возмездной и безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), включая основные средства и нематериальные активы, имущественных прав в пределах одного юридического лица не признаются объектами налогообложения НДС.
Б. Если в состав одного юридического лица входит хотя бы одно обособленное подразделение, исполняющее налоговые обязательства этого юридического лица на территории Республики Беларусь, то производится исчисление и уплата НДС (применяется освобождение от налогообложения):
обособленным подразделением юридического лица, исполняющим налоговые обязательства этого юридического лица на территории Республики Беларусь, при передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав в пределах одного юридического лица;
юридическим лицом при передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав в пределах одного юридического лица обособленному подразделению, исполняющему налоговые обязательства этого юридического лица на территории Республики Беларусь.
Перечень товаров (работ, услуг), имущественных прав, при передаче которых в пределах одного юридического лица производятся исчисление и уплата НДС (применяется освобождение от налогообложения), отражается в учетной политике плательщика.
2.2.11. Выбор метода распределения сумм акцизов.
Сумма акцизов, подлежащая включению в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, рассчитывается:
варианты:
а) методом удельного веса;
б) методом раздельного учета направления использования подакцизных товаров.
2.2.12. Период сдачи налоговых деклараций в инспекцию Министерства по налогам и сборам согласно законодательству.
2.2.13. Сроки перечисления средств по начисленным налогам согласно законодательству.
Раздел 3. Учетная политика в целях ценообразования
3.1. Отпускные цены на товары и тарифы на услуги (работы) формируются с учетом конъюнктуры рынка (за исключением цен (тарифов), которые регулируются в соответствии с законодательством) на основе плановой себестоимости, налогов и неналоговых платежей, прибыли.
Затраты включаются в плановую себестоимость, определяемую организацией самостоятельно, если иное не установлено законодательством. При этом могут использоваться отраслевые рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) с учетом принятой организацией учетной политики.
3.2. Затраты, включаемые в себестоимость, рассчитываются по нормам (нормативам), утверждаемым организацией, если иное не установлено законодательством.
3.3. Налоги и неналоговые платежи включаются в отпускные цены и тарифы в размерах и порядке согласно законодательству.
3.4. На продукцию, товары, работы (услуги), обороты по реализации которых облагаются НДС, отпускные цены формируются без НДС.
По товарам, услугам (работам), обороты по реализации которых освобождены от уплаты НДС, суммы НДС, уплаченные продавцу, относятся на увеличение стоимости приобретенных товаров (работ, услуг).
3.5. Порядок определения и распределения накладных и прочих расходов.
Варианты:
А. Расходы определяются на основе раздельного учета затрат по каждому виду произведенных товаров (работ, услуг).
Б. Общехозяйственные и (или) общепроизводственные расходы распределяются между осуществляемыми видами деятельности пропорционально размеру выручки по каждому виду деятельности.
В. Общепроизводственные затраты между отдельными видами товаров (работ, услуг) распределяются пропорционально объему выпуска продукции.
3.6. При определении и установлении отпускных цен (тарифов) применяются плановые калькуляции и иные экономические обоснования применяемых отпускных цен (тарифов), прейскуранты и реестры цен (тарифов), протоколы согласования, расчеты отдельных видов затрат и другие формы расчетной документации, разработанные организацией, утвержденные директором и помещенные в рабочий альбом форм документов.
Главный бухгалтер | Подпись | В.И.Гулькина |
Приложение 1 к Инструкции об учетной политике организации на 2022 год |
План счетов бухгалтерского учета организации
<...>
Приложение 2 к Инструкции об учетной политике организации на 2022 год |
Применяемые организацией самостоятельно разработанные первичные учетные документы при отсутствии утвержденных типовых форм (форм) или недостатке содержащейся в них информации
<...>
Приложение 3 к Инструкции об учетной политике организации на 2022 год |
График движения первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета
<...>
Приложение 4 к Инструкции об учетной политике организации на 2022 год |
Применяемые организацией самостоятельно разработанные формы бухгалтерской отчетности
<...>
Приложение 5 к Инструкции об учетной политике организации на 2022 год |
Применяемые организацией регистры налогового учета
<...>
![]() |
Дополнительно по теме • Конструктор учетной политики бюджетной организации. |