


Материал помещен в архив


УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ, ПРИМЕНЯЮЩЕЙ УСН
В данном материале рассмотрены особенности формирования учетной политики в 2018 году коммерческими организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения.
Акцент сделан на наиболее важных моментах.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» Материал ссылается на Налоговый кодекс Республики Беларусь в редакции до 1 января 2019 г. С 1 января 2019 г. Налоговый кодекс Республики Беларусь изложен в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З. Вопросы налогообложения при УСН рассматриваются в главе 32 новой редакции данного Кодекса. Комментарий см. здесь. В части налогообложения материал актуален на дату его написания. |
Формирование учетной политики организациями
Учетная политика - совокупность способов организации и ведения бухгалтерского учета, принятая организацией (абзац 22 ст.1 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности»; далее - Закон № 57-З).
Бухгалтерский учет - система непрерывного формирования информации в стоимостном выражении об активах, обязательствах, о собственном капитале, доходах, расходах организации посредством документирования, инвентаризации, учетной оценки, двойной записи на счетах бухгалтерского учета, обобщения в отчетности (абзац 4 ст.1 Закона № 57-З).
Таким образом, вопрос формирования учетной политики актуален для организаций, ведущих бухгалтерский учет.
В отдельных случаях нормативными правовыми актами по налогообложению предусмотрена вариантность, которая должна быть закреплена в учетной политике. Поскольку в настоящее время законодательством не предусмотрено утверждать отдельную учетную политику в целях налогообложения, выбор организацией соответствующего варианта целесообразно закрепить в единой учетной политике.
Действие Закона № 57-З распространяется на организации (п.1 ст.2 Закона № 57-З).
В соответствии с законодательными актами Республики Беларусь отдельные категории организаций могут быть освобождены от обязанности ведения бухгалтерского учета и составления отчетности (п.2 ст.2 Закона № 57-З).
Под учетной политикой для организаций, ведущих учет в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее - книга учета доходов и расходов), понимается документ, утвержденный приказом руководителя организации (часть третья п.2 ст.291 Налогового кодекса Республики Беларусь; далее - НК).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 29 января 2023 г. установлена форма книги учета доходов и расходов организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, согласно приложению 1 к постановлению МНС, Минфина, Минтруда и соцзащиты и Белстата от 28.11.2022 № 35/54/75/133. Комментарий см. здесь. |
Следовательно, учетная политика формируется и организациями, ведущими учет в книге учета доходов и расходов.
![]() |
Справочно Форма книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, и порядок ее заполнения установлены постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 19.04.2007 № 55/60/59/38 (далее - постановление № 55/60/59/38). |
Учетная политика организаций, применяющих УСН, ведущих учет в книге учета доходов и расходов
Законодательство Республики Беларусь не устанавливает формы учетной политики.
При формировании учетной политики организациями, применяющими УСН, ведущими учет в книге учета доходов и расходов, нужно исходить из следующего.
Применяющие УСН организации (за исключением хозяйственных обществ, указанных в подп.2.2 п.2 ст.286 НК, а также организаций, реализующих инвестиционные проекты в соответствии с заключенными с Республикой Беларусь инвестиционными договорами) с численностью работников в среднем за период с начала года по отчетный период включительно не более 15 человек, размер валовой выручки которых нарастающим итогом с начала года не превышает 492 000 руб. (абзац 6 п.13 Указа Президента Республики Беларусь от 25.01.2018 № 29 «О налогообложении»; далее - Указ № 29), и индивидуальные предприниматели вправе, если иное не предусмотрено частью шестой п.1 ст.291 НК, с начала налогового периода вести учет в книге учета доходов и расходов, который включает в себя:
• учет, необходимый для исполнения обязанностей налоговых агентов;
• упрощенный учет стоимости паев членов производственного кооператива;
• учет, необходимый для исчисления и уплаты обязательных страховых взносов и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь;
• учет расходов, производимых за счет средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь;
• учет, необходимый для определения выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов;
• учет товаров, в том числе сырья и материалов, основных средств и иного имущества, ввозимых на территорию Республики Беларусь из государств - членов Евразийского экономического союза;
• учет, необходимый для исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость по оборотам по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;
• учет капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест, находящихся в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или пользовании, зданий, сооружений и передаточных устройств сверхнормативного незавершенного строительства, капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест, в отношении которых определенная абзацем 6 части первой п.1 ст.185 НК государственная регистрация должна быть осуществлена, в период до такой регистрации. Для целей этого абзаца под капитальными строениями (зданиями, сооружениями) понимаются капитальные строения (здания, сооружения), признаваемые таковыми в соответствии с частью второй п.1 ст.185 НК. Данный учет производится организациями и осуществляется по правилам, установленным законодательством для организаций, ведущих бухгалтерский учет и отчетность, в отношении находящихся у них на балансе основных средств, доходных вложений в материальные активы, вложений в долгосрочные активы, материалов, товаров, готовой продукции, а также в отношении находящегося на забалансовых счетах имущества. При этом в отношении капитальных строений (зданий, сооружений) и иного имущества не применяются правила, установленные законодательством в отношении долгосрочных активов, предназначенных для реализации (часть первая п.1 ст.291 НК).
![]() |
Справочно Размер валовой выручки, определяемой в порядке, установленном в главе 34 НК, нарастающим итогом с начала 2018 года установлен не более: • 1 851 100 руб. - для применения организациями упрощенной системы налогообложения с уплатой налога на добавленную стоимость; • 202 700 руб. - для применения индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения с уплатой налога на добавленную стоимость либо без уплаты такого налога; • 1 270 100 руб. - для применения организациями упрощенной системы налогообложения с уплатой налога на добавленную стоимость либо без уплаты такого налога; • 1 391 800 и 152 000 руб. за девять месяцев - для перехода соответственно организаций и индивидуальных предпринимателей на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2019 г.; • 492 000 руб. - для целей применения положений частей первой и шестой п.1 ст.291 НК (п.13 Указа № 29). |
Указанные в части первой п.1 ст.291 НК организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, вместо книги учета доходов и расходов вправе с начала налогового периода вести соответственно бухгалтерский учет и отчетность и учет доходов и расходов на общих основаниях.
При осуществлении налоговых вычетов у плательщиков упрощенной системы и индивидуальных предпринимателей вычетам подлежат фактически уплаченные суммы налога на добавленную стоимость при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав либо при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь после отражения их в книге учета доходов и расходов (в учете доходов и расходов индивидуальных предпринимателей), если иное не предусмотрено ст.921 НК (п.3 ст.921 НК).
Примерная форма приказа об утверждении Положения об учетной политике организации и Положение об учетной политике организации
Приведем примерную форму приказа по учетной политике организации для вновь созданной организации, ведущей учет в книге учета доходов и расходов.
![]() |
Справочно При утверждении учетной политики следует учитывать требования Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2024 г. следует руководствоваться Инструкцией № 4 с учетом изменений, внесенных постановлениями Минюста от 10.01.2024 № 2 и от 30.04.2024 № 25. Комментарий см. здесь. |
_____________________________
(наименование организации)
ПРИКАЗ
_________________ № _________
_____________________________
(место издания)
Об утверждении Положения
об учетной политике организации
на 2018 год
На основании части третьей п.2 ст.291 Налогового кодекса Республики Беларусь
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить Положение об учетной политике организации.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2018 г.
3. Настоящий приказ довести до сведения руководства организации и ее структурных подразделений.
Руководитель организации | Подпись | И.И.Янович |
Главный бухгалтер | Подпись | Т.И.Климович |
УТВЕРЖДЕНО Приказ директора ____________________________ | |
(наименование организации) | |
________________ № _________ |
ПОЛОЖЕНИЕ
об учетной политике организации
на 2018 год
I. МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
1. Определение даты отгрузки товаров для целей исчисления налога при УСН.
Датой отгрузки товаров является дата их отпуска покупателю со склада организации.
Вариант
Датой отгрузки товаров является иная дата.
Обоснование: п.5 ст.288 НК.
2. Определение даты выполнения работ (оказания услуг) для целей исчисления налога при УСН.
<...>
Обоснование
Дата выполнения работ (оказания услуг), сдачи (передачи) имущества в аренду (финансовую аренду (лизинг)) определяется согласно пп.1, 7, 9-12, 18 и 19 ст.100 НК (п.5 ст.288 НК).
Согласно п.1 ст.100 НК:
• днем оказания туристических услуг признаются день заключения участниками туристической деятельности договора оказания туристических услуг либо последний день тура. Выбранный плательщиком порядок определения дня оказания туристических услуг отражается в учетной политике организации (решении индивидуального предпринимателя) и изменению в течение текущего налогового периода не подлежит;
• днем оказания санаторно-курортных и оздоровительных услуг, предоставляемых санаторно-курортными и оздоровительными организациями (их обособленными подразделениями), по их выбору признается день передачи путевки, либо последний день срока действия путевки, либо последний день отчетного периода, в котором начато действие путевки (в части дней ее действия, приходящихся на этот отчетный период), и последний день срока действия путевки (в части дней действия путевки, приходящихся на отчетный период, в котором прекращается ее действие). Выбранный организацией порядок определения дня оказания таких услуг отражается в учетной политике организации и изменению в течение текущего налогового периода не подлежит.
Для целей уплаты налога при УСН датой отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав комитентом (доверителем) при их реализации на основе договоров поручения, комиссии, консигнации либо иных аналогичных гражданско-правовых договоров признается соответственно дата отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав комиссионером (поверенным) покупателю (часть восьмая п.5 ст.288 НК).
Также отметим, что:
• днем оказания услуг в сфере образования при сроке получения образования более 60 календарных дней признается последний день каждого месяца оказания таких услуг;
• днем оказания медицинских услуг при периоде медицинского наблюдения и оказания медицинской помощи пациенту в организации здравоохранения более 60 календарных дней признается последний день каждого месяца оказания таких услуг (пп.18, 19 ст.100, часть десятая п.5 ст.288 НК). В случае получения предоплаты в учетной политике организации следует закрепить порядок распределения стоимости оказанных услуг для целей отражения выручки от их реализации в соответствующих месяцах:
• пропорционально календарным дням каждого месяца;
• пропорционально часам оказания услуг в соответствующих месяцах;
• иным способом.
3. Способы начисления амортизации основных средств.
Начисление амортизации основных средств производить линейным способом.
Варианты:
а) нелинейным способом:
- прямым методом суммы чисел лет;
- обратным методом суммы чисел лет;
- методом уменьшаемого остатка;
б) производительным способом;
в) не производить начисление амортизации в течение 2018 года по всем объектам основных средств, используемых в предпринимательской деятельности;
г) не производить начисление амортизации в течение 2018 года по отдельным объектам основных средств, используемых в предпринимательской деятельности.
Обоснование
Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему, сохраняется общий порядок исчисления и уплаты налога на недвижимость в соответствии с подп.3.13 п.3 ст.286 НК, если иное не установлено данным подпунктом. Для этого необходимо вести учет соответствующего имущества с целью определения налоговой базы налога на недвижимость.
При использовании методов начисления амортизации следует руководствоваться пп.37, 41, 46 Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.02.2009 № 37/18/6 (далее - Инструкция № 37/18/6).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 февраля 2020 г. в Инструкцию № 37/18/6 внесены изменения постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 19.12.2019 № 25/79/70. Комментарий см. здесь. |
Порядок ведения в разделе VI книги учета доходов и расходов учета капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест установлен в подп.2.5 п.2 постановления № 55/60/59/38.
Отметим, что постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.10.2017 № 802 «О неначислении амортизации по основным средствам и нематериальным активам в 2018 и последующих годах» предусматривает, что организации, за исключением банков, открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь» и небанковских кредитно-финансовых организаций, а также индивидуальные предприниматели (далее - организации) вправе принять решение о неначислении амортизации по основным средствам и нематериальным активам, используемым ими в предпринимательской деятельности, за исключением основных средств, используемых при оказании жилищно-коммунальных и транспортных услуг населению, субсидируемых за счет бюджетных средств (далее - основные средства и нематериальные активы), с 1 января по 31 декабря 2018 г. - по всем или отдельным объектам основных средств и нематериальных активов (абзац 2 части первой п.1).
При этом нормативные сроки службы и полезного использования таких объектов основных средств и нематериальных активов продлеваются на срок, равный периоду, в котором не производилось начисление амортизации (часть вторая п.1 названного постановления).
4. Переоценка имущества, указанного в разделе VI книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее - книга учета доходов и расходов).
Проводить переоценку имущества при достижении уровня инфляции 100 % и более.
Варианты:
а) проводить переоценку имущества один раз в 2 года независимо от уровня инфляции;
б) проводить переоценку имущества, если его стоимость отклоняется от рыночной стоимости на 20 % и более;
в) проводить переоценку имущества, относящегося к определенной группе, подгруппе либо классифицируемого определенным шифром классификации основных средств;
г) проводить переоценку отдельных объектов основных средств, доходных вложений в материальные активы;
д) иные варианты в соответствии с законодательством;
е) не предусматривать данную запись в учетной политике.
Обоснование:
• п.1 Инструкции о порядке проведения переоценки основных средств, доходных вложений в материальные активы, оборудования к установке, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 05.11.2010 № 162/131/37;
• Указ Президента Республики Беларусь от 20.10.2006 № 622 «О вопросах переоценки основных средств, доходных вложений в материальные активы, объектов незавершенного строительства и оборудования к установке»
5. Обесценение основных средств.
Сумму обесценения основного средства не отражать в учете на конец отчетного периода.
Вариант
Отражать в учете на конец отчетного периода сумму обесценения основного средства, равную сумме превышения остаточной стоимости основного средства над его возмещаемой стоимостью, при наличии документального подтверждения признаков обесценения основного средства и возможности достоверного определения суммы обесценения.
В качестве ставки дисконтирования применять ставку рефинансирования, устанавливаемую Национальным банком Республики Беларусь.
Вариант
В качестве ставки дисконтирования применять ставку по кредиту для организации в обслуживающем банке, характерную для основного средства.
Установить следующие дополнительные признаки обесценения основных средств:
<...>
Вариант
Не предусматривать данную запись в учетной политике.
Обоснование:
• пп.16, 17 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2012 № 26;
• часть вторая подп.2.11 п.2 постановления № 55/60/59/38 (в форму книги учета доходов и расходов при необходимости детализации учета плательщики могут вводить дополнительные графы).
6. Обесценение инвестиционной недвижимости.
Сумму обесценения инвестиционной недвижимости не отражать в учете на конец отчетного периода.
Вариант
Отражать в учете на конец отчетного периода сумму обесценения инвестиционной недвижимости, равную сумме превышения остаточной стоимости инвестиционной недвижимости над ее возмещаемой стоимостью, при наличии документального подтверждения признаков обесценения инвестиционной недвижимости и возможности достоверного определения суммы обесценения.
В качестве ставки дисконтирования применять ставку рефинансирования, устанавливаемую Национальным банком Республики Беларусь.
Вариант
В качестве ставки дисконтирования применять ставку по кредиту для организации в обслуживающем банке, характерную для инвестиционной недвижимости.
Установить следующие дополнительные признаки обесценения инвестиционной недвижимости:
<...>
Вариант
Не предусматривать данную запись в учетной политике.
Обоснование:
• п.12 Инструкции по бухгалтерскому учету инвестиционной недвижимости, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2012 № 25;
• часть вторая подп.2.11 п.2 постановления № 55/60/59/38.
7. Учет затрат на техническое диагностирование и освидетельствование.
Стоимость работ по техническому диагностированию и освидетельствованию относится на увеличение амортизируемой стоимости объектов основных средств.
Варианты:
а) стоимость работ по техническому диагностированию и освидетельствованию не относится на увеличение амортизируемой стоимости объектов основных средств;
б) решение принимается комиссией организации по проведению амортизационной политики в каждом конкретном случае;
в) не предусматривать данную запись в учетной политике.
Обоснование
Целесообразность изменения амортизируемой стоимости объекта или отнесения на затраты стоимости выполненных работ по техническому диагностированию и освидетельствованию устанавливается учетной политикой организации или комиссией организации по проведению амортизационной политики в каждом случае (п.9 Инструкции № 37/18/6).
8. Пересмотр нормативных сроков службы и (или) сроков полезного использования основных средств.
Комиссия по проведению амортизационной политики вправе производить пересмотр нормативных сроков службы и (или) сроков полезного использования основных средств с начала отчетного года, а также в случаях завершения модернизации, реконструкции, частичной ликвидации, дооборудования, достройки, проведенного технического диагностирования и освидетельствования, оформленных в качестве капитальных вложений актами сдачи-приемки выполненных работ, в случаях проведения переоценки с привлечением оценщика, в случаях, перечисленных в пп.25, 45 и 46 Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.02.2009 № 37/18/6.
Вариант
Пересмотр нормативных сроков службы и (или) сроков полезного использования основных средств с начала отчетного года, а также в случаях завершения модернизации, реконструкции, частичной ликвидации, дооборудования, достройки, проведенного технического диагностирования и освидетельствования, оформленных в качестве капитальных вложений актами сдачи-приемки выполненных работ, в случаях проведения переоценки с привлечением оценщика, в случаях, перечисленных в пп.25, 45 и 46 Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.02.2009 № 37/18/6, не производить.
Обоснование: п.24 Инструкции № 37/18/6.
9. Расчет амортизации.
Расчет амортизации производить исходя из месячной нормы амортизации.
Вариант
Расчет амортизации производить исходя из месячной суммы амортизации.
Обоснование: п.31 Инструкции № 37/18/6.
10. Определение амортизируемой стоимости основных средств.
Определить амортизируемую стоимость основных средств за вычетом амортизационной ликвидационной стоимости.
Варианты:
а) не определять в учетной политике амортизируемую стоимость основных средств за вычетом амортизационной ликвидационной стоимости;
б) определять амортизируемую стоимость основных средств за вычетом амортизационной ликвидационной стоимости по отдельным объектам (группам объектов) основных средств.
Обоснование: п.71 Инструкции № 37/18/6.
11. Учет содержания драгоценных металлов.
Содержание драгоценных металлов, входящих в состав оборудования, приборов, инструментов, покупных комплектующих изделий и иных средств, определять после их списания. При этом в учетных документах учинять запись: «Находятся драгоценные металлы, содержание которых будет определено после списания».
Вариант
Не предусматривать данную запись в учетной политике.
Обоснование
Организация на основании решения руководителя вправе определить содержание драгоценных металлов, входящих в состав оборудования, приборов, инструментов, покупных комплектующих изделий и иных средств, после их списания. При этом в учетных документах учиняется запись: «Находятся драгоценные металлы, содержание которых будет определено после списания»
12. Дата принятия активов на учет.
Датой принятия активов на учет является дата их фактического получения, указанная в транспортных, коммерческих и иных документах (ТТН-1, CMR-накладной, счете-фактуре (инвойсе), акте приема-передачи, приходном ордере и др.), которые в соответствии с законодательством, соглашением сторон или обычаями делового оборота используются для подтверждения совершения сделок.
Варианты
Датой принятия активов на учет является:
а) дата помещения товаров под таможенные режимы (процедуры), предусмотренные таможенным законодательством;
б) дата принятия активов к перевозке, если она осуществляется собственным транспортом организации;
в) дата принятия активов к перевозке экспедитором (перевозчиком), если оплату услуг производит организация - получатель активов;
г) иная дата в соответствии с законодательством.
Обоснование: разъяснение Министерства финансов Республики Беларусь от 12.03.2011 № 15-1-6/131 «Об определении даты принятия товаров к бухгалтерскому учету».
Для организаций, которые ведут учет в книге учета доходов и расходов, дата принятия на учет имущества важна для своевременности отражения объекта обложения налогом на недвижимость и правильности исчисления НДС при ввозе активов с территории Евразийского экономического союза.
13. Определение даты отгрузки товаров для целей исчисления НДС.
_____________________________
Здесь и далее вопросы, касающиеся НДС, рассмотрены для организаций, применяющих УСН с уплатой НДС.
Датой отгрузки товаров является дата их отпуска покупателю со склада предприятия организации.
Варианты
Датой отгрузки товаров является иная дата.
Обоснование: ст.100 НК.
14. Налог на добавленную стоимость при передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг), имущественных прав в пределах одного юридического лица.
Перечень товаров (выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав, при передаче которых производятся исчисление и уплата НДС:
<...>
Вариант
Не предусматривать в учетной политике организации перечень товаров (выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав, при передаче которых исчисляется и уплачивается НДС.
Обоснование: п.21 ст.107 НК.
15. Распределение налоговых вычетов по НДС.
Распределение налоговых вычетов производить методом раздельного учета.
Вариант
Распределение налоговых вычетов производить методом удельного веса.
Обоснование: п.24 ст.107 НК.
16. Налоговые вычеты прошлого налогового периода при распределении налоговых вычетов методом удельного веса.
При распределении налоговых вычетов методом удельного веса в распределении не участвуют налоговые вычеты прошлого налогового периода.
Вариант
Не отражать данную запись в учетной политике.
Обоснование: п.24 ст.107 НК.
17. Распределение налоговых вычетов прошлого налогового периода по основным средствам и нематериальным активам.
Налоговые вычеты прошлого налогового периода по основным средствам и нематериальным активам в текущем налоговом периоде принимаются к вычету равными долями в каждом отчетном периоде по 1/12 (отчетным периодом признается календарный месяц).
Варианты:
а) налоговые вычеты прошлого налогового периода по основным средствам и нематериальным активам в текущем налоговом периоде принимаются к вычету равными долями в каждом отчетном периоде по 1/4 (отчетным периодом признается календарный квартал);
б) не отражать данную запись в учетной политике.
Обоснование: п.7 ст.107 НК.
18. Определение дня отгрузки по договорам комиссии, поручения для исчисления НДС.
Днем отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав их собственником, правообладателем на основе договоров комиссии, поручения и иных аналогичных гражданско-правовых договоров признается дата отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав комиссионером, поверенным или иным аналогичным лицом покупателю, заказчику с учетом положений части второй п.1 ст.100 Налогового кодекса Республики Беларусь.
Вариант
Днем отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав их собственником, правообладателем на основе договоров комиссии, поручения и иных аналогичных гражданско-правовых договоров признается дата отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав их собственником, правообладателем комиссионеру, поверенному или иному аналогичному лицу.
Обоснование: п.1 ст.100 НК.
19. Определение дня оказания туристических услуг.
Днем оказания туристических услуг признается день заключения участниками туристической деятельности договора оказания туристических услуг.
Вариант
Днем оказания туристических услуг признается последний день тура.
Обоснование: часть восьмая п.1 ст.100 НК.
20. Определение дня оказания санаторно-курортных и оздоровительных услуг.
Днем оказания санаторно-курортных и оздоровительных услуг, предоставляемых санаторно-курортными и оздоровительными организациями (их обособленными подразделениями), признается день передачи путевки.
Варианты:
а) днем оказания санаторно-курортных и оздоровительных услуг, предоставляемых санаторно-курортными и оздоровительными организациями (их обособленными подразделениями), признается последний день срока действия путевки;
б) днем оказания санаторно-курортных и оздоровительных услуг, предоставляемых санаторно-курортными и оздоровительными организациями (их обособленными подразделениями), признается последний день отчетного периода, в котором начато действие путевки (в части дней ее действия, приходящихся на этот отчетный период), и последний день срока действия путевки (в части дней действия путевки, приходящихся на отчетный период, в котором прекращается ее действие).
Обоснование: часть девятая п.1 ст.100 НК.
II. ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА
(примечание)
21. Книгу учета доходов и расходов вести на бумажных носителях.
Вариант
Книгу учета доходов и расходов вести в электронном виде.
Обоснование: часть первая подп.2.11 п.2 постановления № 55/60/59/38.
22. Хозяйственные операции, по которым законодательством не предусмотрены формы первичных документов либо если в предусмотренные законодательством формы в установленном порядке вносится дополнительная информация, оформляются самостоятельно разработанными (доработанными) первичными учетными документами (приложение к данному Положению).
23. В целях исполнения требований Указа Президента Республики Беларусь от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» вести реестр контрагентов (покупателей и поставщиков) согласно заключаемым договорам на приобретение и реализацию ТМЦ, выполнение работ, оказание услуг, другим договорам.
Обоснование: п.1 названного Указа.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 24 апреля 2019 г. Указ № 488 утратил силу Указом Президента Республики Беларусь от 18.04.2019 № 151. Реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере не обновляется и носит справочный характер. |
24. Учетная политика, применяемая в структурных подразделениях.
В своей деятельности структурные подразделения организации руководствуются настоящим Положением.
При необходимости, обусловленной производственной спецификой, структурные подразделения могут применять иные, не оговоренные настоящим Положением элементы учетной политики, не противоречащие действующему законодательству, которые в обязательном порядке должны утверждаться распоряжением по подразделению. В таких случаях распоряжение прилагается к настоящему Положению и признается его неотъемлемым элементом.
25. Принятие на работу, перемещение и увольнение материально ответственных лиц.
Принятие на работу, перемещение и увольнение работников, с которыми заключаются договоры о полной материальной ответственности, производятся по согласованию с главным бухгалтером.
26. Проводить инвентаризацию активов и обязательств в следующем порядке:
<...>
Обоснование
Организации и индивидуальные предприниматели, соответствующие критериям, указанным в части первой п.1 ст.291 НК (с учетом п.13 Указа № 29), применяющие упрощенную систему налогообложения, вправе вести книгу учета доходов и расходов и не вести бухгалтерский учет и отчетность и учет доходов и расходов на общих основаниях (п.2 ст.2 Закона № 57-З, часть первая п.1 ст.291 НК).
При этом субъекты малого предпринимательства, применяющие упрощенный порядок налогообложения, проводят инвентаризацию активов и обязательств один раз в год, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно в соответствии с Законом № 57-З (п.10 Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180; далее - Инструкция № 180).
Проведение инвентаризации активов и обязательств организации обязательно, в том числе (п.2 ст.13 Закона № 57-З):
• при реорганизации или ликвидации организации;
• при смене материально ответственных лиц;
• при выявлении фактов хищения и (или) порчи имущества;
• при возникновении чрезвычайных ситуаций;
• в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
Также инвентаризации проводятся (п.4 Инструкции № 180):
• по решению руководителя организации;
• по решению контролирующих (надзорных) органов или ревизионной группы в ходе проведения проверки в порядке, установленном законодательством;
• при коллективной (бригадной) материальной ответственности в случае смены руководителя (бригадира), выбытии из коллектива (бригады) более 50 % его членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады).
Следует учитывать, что особенности порядка проведения инвентаризации отдельных видов активов (предметов проката, животных на выращивании и откорме (в том числе молодняка животных) и птицы, продовольственных товаров в организации розничной торговли и общественного питания, остатков незавершенного производства, драгоценных металлов, библиотечных фондов, объектов интеллектуальной собственности, др.) устанавливаются нормативными правовыми актами республиканских органов государственного управления, иных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, осуществляющих методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью организаций соответствующих отраслей экономики (п.11 Инструкции № 180).
Вопросы проведения инвентаризации организациями, ведущими учет в книге учета доходов и расходов, целесообразно закрепить в учетной политике. Это важно в том числе для своевременного оприходования излишков активов, своевременного списания кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности.
27. К бланкам строгой отчетности относятся:
<...>
Обоснование
Перечень документов, относящихся к бланкам строгой отчетности, место, порядок их хранения и использования устанавливаются приказом руководителя организации (индивидуальным предпринимателем). При этом должен быть организован надлежащий учет и обеспечена сохранность бланков строгой отчетности.
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
28. Настоящее Положение довести до сведения руководства предприятия и ее структурных подразделений.
Приложение к Положению об учетной политике организации |
Перечень разработанных ______________________________________
(наименование организации)
для применения форм первичных учетных документов
<...>
Обоснование:
• Закон № 57-З;
• часть вторая п.2 ст.291 НК.
Ведение книги учета доходов и расходов не освобождает плательщиков налога при упрощенной системе от составления и хранения первичных учетных документов. Первичные учетные документы организации и индивидуальные предприниматели, ведущие учет в книге учета доходов и расходов, если иное для указанных организаций и индивидуальных предпринимателей не установлено Президентом Республики Беларусь, составляют:
• организации - по правилам, установленным законодательством для организаций, ведущих бухгалтерский учет и отчетность;
• индивидуальные предприниматели - по правилам, установленным законодательством для индивидуальных предпринимателей, ведущих учет доходов и расходов.
Учетная политика организаций, применяющих УСН, ведущих бухгалтерский учет
Указанные в части первой п.1 ст.291 НК организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, вместо книги учета доходов и расходов вправе с начала налогового периода вести соответственно бухгалтерский учет и отчетность и учет доходов и расходов на общих основаниях.
Кроме этого, вести бухгалтерский учет и отчетность и учет доходов и расходов на общих основаниях должны организации, применяющие УСН, которые не соответствуют критериям, приведенным в части первой п.1 ст.291 НК (с учетом п.13 Указа № 29), для ведения учета в книге учета доходов и расходов.
Организации не вправе вести учет в книге учета доходов и расходов:
• начиная с месяца, следующего за отчетным периодом, в котором численность работников организации в среднем за период с начала года по отчетный период включительно превысила 15 человек и (или) валовая выручка организации нарастающим итогом с начала года составила более 492 000 руб. При этом начиная с указанного месяца ведение организациями бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляются на общих основаниях;
• в календарном году, если в предшествующем ему календарном году численность работников организации в среднем за календарный год превысила 15 человек и (или) валовая выручка организации нарастающим итогом с начала года составила более 492 000 руб. При этом численность работников организации в среднем за календарный год определяется путем суммирования средней численности работников за все месяцы этого года и деления полученной суммы на 12 (на число месяцев такого года). При расчете численности работников организации в среднем за календарный год не участвуют месяцы (месяц), предшествующие (предшествующий) месяцу, в котором осуществлена государственная регистрация организации (часть шестая п.1 ст.291 НК, п.13 Указа № 29).
Отметим, что, по разъяснениям специалистов Министерства финансов Республики Беларусь, учетная политика организаций, которые в середине календарного года прекратили ведение учета в книге учета доходов и расходов и начали ведение бухгалтерского учета, утверждается ее руководителем до начала ведения бухучета и применяется с даты начала ведения бухучета.
Учетная политика организаций, применяющих УСН, ведущих бухгалтерский учет, составляется в общеустановленном порядке, предусмотренном в ст.9 Закона № 57-З.
Как показывает практика, у многих организаций учетная политика не содержит всех предусмотренных законодательством составляющих.
Учетная политика организации должна включать:
• применяемые организацией виды учетной оценки;
• план счетов бухгалтерского учета организации;
• разработанные организацией для применения формы первичных учетных документов;
• применяемую организацией форму бухгалтерского учета;
• порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
• иные способы организации и ведения бухгалтерского учета (п.4 ст.9 Закона № 57-З).
При этом, если в отношении конкретных хозяйственных операций, отдельных составляющих активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации в законодательстве Республики Беларусь не установлен порядок их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, такой порядок разрабатывается организацией самостоятельно с применением профессионального суждения исходя из требований, установленных законодательством Республики Беларусь (п.5 ст.9 Закона № 57-З).
Примечание. В разделе II учетной политики организации предусматривают способы организации технологического процесса функционирования бухгалтерской службы.
27.02.2018
Виталий Раковец, аудитор общества с ограниченной ответственностью «АудитИнком»