


Материал помещен в архив
УДАЛЯЕМ ГАЗОН НА ТЕРРИТОРИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
![]() |
Ситуация Предприятие планирует сделать асфальтированную дорожку к месту для курения, чтобы сотрудники не ходили туда по газону. Как следует узаконить удаление газона в данном случае? |
Удаление газона на территории предприятия не требует документального оформления и получения каких-либо разрешений (абзац 6 части второй ст.37 Закона Республики Беларусь от 14.06.2003 № 205-З «О растительном мире»).
Однако при этом удаление газона в черте города является платным, то есть требует проведения компенсационных мероприятий. Неосуществление компенсационных выплат стоимости удаляемых объектов растительного мира до их удаления влечет признание их удаления незаконным. Компенсационные выплаты следует рассчитать в проектной документации и внести на счет, который уточняется в администрации района (часть пятая ст.38 указанного выше Закона).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 августа 2022 г. из ч.5 ст.38 Закона № 205-З слова «Республики Беларусь» исключены Законом от 04.01.2022 № 145-З. |
При выполнении работ по текущему ремонту объектов разработка проектной документации и ее экспертиза не требуются (п.4.8 ТКП 45-1.04-206-2010 «Ремонт, реконструкция и реставрация жилых и общественных зданий и сооружений. Основные требования по проектированию», утвержденного приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 15.07.2010 № 267).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 февраля 2022 г. следует руководствоваться СП 1.04.01-2021 «Ремонт и модернизация зданий и сооружений», утв. постановлением Минстройархитектуры от 22.12.2021 № 106. |
Разработка проектной документации при текущем ремонте не требуется, составляется только сметная документация исходя из дефектных актов, подготовленных (при необходимости) на основании технических заключений.
При выполнении работ по капремонту объектов не требуется разработка чертежей по видам работ, выполнение которых не затрагивает несущей способности конструкций зданий и сооружений. Определение текущего ремонта содержится в Изменении № 3 к ТКП 45-1.01-4-2005 «Система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь. Национальный комплекс технических нормативных правовых актов в области архитектуры и строительства. Основные положения», утвержденном приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 20.06.2011 № 212, в соответствии с которым текущий ремонт объекта - совокупность работ, в том числе строительно-монтажных, пусконаладочных, и мероприятий по предупреждению износа, устранению мелких повреждений и неисправностей, улучшению эстетических качеств объекта.
В рассматриваемом случае имеет место благоустройство территории, а не просто улучшение эстетических качеств.
Благоустройство объекта строительства - совокупность работ, в том числе строительных, специальных, монтажных, пусконаладочных, и мероприятий, осуществляемых в целях приведения территории в состояние, пригодное для эксплуатации зданий, сооружений, инженерных и транспортных коммуникаций, создания благоприятных условий жизнедеятельности населения, формирования полноценной, эстетически выразительной среды обитания (абзац 4 ст.1 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь»).
В настоящее время по общему правилу, установленному ст.21 названного Закона, проектирование, возведение, реконструкция, реставрация, капремонт объекта осуществляются на основании разрешительной документации.
Порядок подготовки и выдачи заказчику, застройщику разрешительной документации на строительство регулируется Положением о порядке подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство объектов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.02.2007 № 223. При этом действие данного Положения не распространяется на работы по благоустройству на предоставленном земельном участке, то есть каких-либо разрешений получать не нужно (п.3).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 15 декабря 2022 . следует руководствоваться п.3 Положения № 223 в ред. постановления Совмина от 11.11.2022 № 770. |
Не упоминается об экспертизе проектов благоустройства и в Законе Республики Беларусь от 18.07.2016 № 399-З «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду». Таким образом, в рассматриваемой ситуации проект на озеленение требуется, а какие-либо разрешения - нет.
Разработка и согласование проектной документации осуществляются в соответствии с Положением о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.10.2008 № 1476.
В силу п.25 названного Положения проектная документация на строительство разрабатывается на основании заключенного между заказчиком, застройщиком, подрядчиком и разработчиком проектной документации договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, обязательным приложением к которому является задание на проектирование. Задание на проектирование подготавливается заказчиком проектной документации или по его поручению проектировщиком, включает требования к составу и объему разрабатываемой проектной документации на строительство объекта; к заданию прилагается комплект разрешительной документации и другие сведения, необходимые для разработки проектной документации.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 19 января 2021 г. п.25 Положения № 1476 дополнен словами «возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт, благоустройство (далее, если не предусмотрено иное» на основании постановления Совмина от 16.12.2020 № 726. |
При финансировании строительства за счет собственных средств проектная документация утверждается заказчиками, застройщиками либо лицами, определившими таких заказчиков, застройщиков.
15.10.2019
Глеб Ерилин, эколог государственного научного учреждения «Центральный ботанический сад НАН Беларуси»