Пособие от 05.06.2015
Автор: Дубинский Н.

Уплата таможенных платежей путем взаимозачета


 

Материал помещен в архив

 

УПЛАТА ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ПУТЕМ ВЗАИМОЗАЧЕТА

Взаимозачет как форма уплаты таможенных платежей

Формы уплаты таможенных пошлин, налогов и момент исполнения обязанности по их уплате (дата уплаты) определяются законодательством государств - членов Таможенного союза, в котором подлежат уплате эти таможенные платежи (п.4 ст.84 Таможенного кодекса таможенного союза; далее - ТК ТС).

 

Справочно

С 1 января 2015 г. вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (подписан в г. Астане; далее - Договор).

До вступления в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (предполагаемая дата вступления в силу - 1 января 2016 г., проект размещен на сайте Государственного таможенного комитета Республики Беларусь) таможенное регулирование в Евразийском экономическом союзе осуществляется в соответствии с Договором о Таможенном кодексе таможенного союза от 27.11.2009 и иными международными договорами государств-членов, регулирующими таможенные правоотношения, заключенными в рамках формирования договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства и входящими в соответствии со ст.99 Договора в право Евразийского экономического союза (п.1 ст.101 Договора). То есть порядок взимания таможенных платежей остался установленным Таможенным кодексом таможенного союза. Однако Договором предусмотрены некоторые нюансы взимания платежей.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2018 г. ТК ТС прекращает действие в связи со вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017. 

 

Например, в Республике Беларусь допускается в порядке, установленном Налоговым кодексом (далее - НК), зачитывать излишне уплаченные или взысканные суммы налогов, сборов (пошлин), пеней и направлять их в счет погашения задолженности и (или) исполнения предстоящего налогового обязательства. При зачете таких сумм таможенным органом днем уплаты налога, сбора (пошлины), пени плательщиком (иным обязанным лицом) признается день, определенный в подп.3.1-3.3, 3.5-3.7 п.3 ст.46 НК либо в п.5 ст.55 НК (в зависимости от формы, в которой были уплачены (взысканы) такие суммы).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2019 г. НК изложен в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З.

 

Кроме того, допускается взаимозачет:

• налогов, сборов (пошлин), пеней, подлежащих уплате плательщиком (иным обязанным лицом);

• денежных обязательств получателей бюджетных средств из республиканского и местных бюджетов перед этим плательщиком (иным обязанным лицом) (пп.6 и 7 ст.46 НК).

Рассмотрим подробнее такую форму уплаты таможенных платежей, как взаимозачет.

 

Обратите внимание!

Взаимозачетом не может быть исполнена обязанность плательщика по уплате ввозной таможенной пошлины, специальной, антидемпинговой и компенсационной пошлины, возникшая в отношении товаров, ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза, после вступления в силу соответствующих международных договоров Республики Беларусь. Это следует из норм Договора, которым определены особенности порядка уплаты указанных пошлин.

Так, суммы ввозных таможенных пошлин подлежат зачислению в национальной валюте на единый счет уполномоченного органа того государства-члена, в котором они подлежат уплате в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза, в том числе при взыскании ввозных таможенных пошлин. При этом ввозные таможенные пошлины уплачиваются плательщиками на единый счет уполномоченного органа отдельными расчетными (платежными) документами (инструкциями) (п.3 Протокола о порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), их перечисления в доход бюджетов государств-членов (приложение 5 к Договору; далее - Протокол № 5).

Как видим, иные способы уплаты ввозных таможенных пошлин Договором не установлены, следовательно, при уплате данного таможенного платежа взаимозачет не допускается.

Касаясь специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, заметим, что согласно п.3 Положения о зачислении и распределении специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, которое является приложением к Протоколу о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам (приложение 8 к Договору), суммы специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин подлежат зачислению, распределению и перечислению в бюджеты государств-членов в порядке и по нормативам, которые определены Протоколом № 5. То есть и здесь предусмотрен порядок, аналогичный порядку уплаты ввозных таможенных пошлин. Следовательно, при уплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин взаимозачет также не допускается.

Участники взаимозачета

Взаимозачет осуществляется в целях обеспечения своевременности расчетов между плательщиками и получателями бюджетных средств при недостаточности денежных средств для осуществления таких расчетов через банки.

Иными словами, взаимозачет проводится только в том случае, когда у кого-то из участников указанных расчетов нет в достаточном количестве средств, чтобы рассчитаться с бюджетом по налогам в обычном порядке, оплатив свои обязательства по безналичному расчету.

Порядок проведения взаимозачета определен Инструкцией о порядке проведения взаимозачета налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей, подлежащих уплате плательщиком (иным обязанным лицом), и денежных обязательств получателей бюджетных средств перед этим плательщиком (иным обязанным лицом), в том числе по средствам государственных целевых бюджетных фондов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 21.12.2011 № 136 (далее - Инструкция № 136).

 

Справочно

Под денежными обязательствами получателей бюджетных средств следует понимать неисполненные обязательства получателей бюджетных средств, подлежащие оплате за счет средств соответствующего бюджета, в том числе средств государственных целевых бюджетных фондов (часть вторая п.1 Инструкции № 136).

 

Взаимозачет проводится:

• по средствам республиканского бюджета - Министерства финансов Республики Беларусь (далее - Министерство финансов);

• по средствам местного бюджета - главным финансовым управлением, финансовым управлением (отделом) местного исполнительного и распорядительного органа областного или базового территориального уровня (далее - местный финансовый орган).

Лицами, участвующими в проведении взаимозачета (далее - участники взаимозачета), могут быть:

• плательщик, имеющий неисполненные обязательства по платежам в бюджет;

• инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по месту постановки плательщика на учет (далее - налоговый орган);

• таможня, вынесшая решение о взыскании с плательщика неуплаченных в установленный срок таможенных платежей и (или) осуществившая выпуск товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой с использованием отсрочки (рассрочки) уплаты таможенных платежей (далее - таможня);

• получатель бюджетных средств, имеющий неисполненные обязательства перед плательщиком;

• территориальный орган государственного казначейства, обслуживающий получателя бюджетных средств;

• Министерство финансов;

• местный финансовый орган.

Взаимозачет проводится в пределах наименьшей из сумм обязательств, то есть в том случае, когда задолженность плательщика перед бюджетом менее переплаты плательщика в бюджет - взаимозачет производится в размере задолженности. Иными словами, если плательщик намерен в будущем производить помещение товаров под таможенные процедуры, он не имеет возможности предварительно перечислить путем взаимозачета необходимые платежи на счета, контролируемые таможней.

При проведении взаимозачета прекращаются обязательства в пределах сумм проведенного взаимозачета:

• плательщика по платежам в бюджет соответствующего уровня;

• получателя бюджетных средств перед плательщиком за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

• бюджета соответствующего уровня по финансированию получателя бюджетных средств.

Процедура проведения взаимозачета

При проведении взаимозачета по платежам в бюджет действует следующий алгоритм действий.

1. Инициатор взаимозачета (плательщик либо получатель бюджетных средств) должен представить в Министерство финансов либо в местный финансовый орган письмо-ходатайство.

Данное письмо должно содержать наименование и учетный номер плательщика, наименование получателя бюджетных средств и его учетный номер казначейства, а также суммы неисполненных обязательств плательщика и (или) получателя бюджетных средств. Подтверждают наличие неисполненных обязательств перед плательщиком неоплаченные платежные документы получателя бюджетных средств, зарегистрированные в автоматизированной системе государственного казначейства.

2. Министерство финансов либо местный финансовый орган не позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения от инициатора взаимозачета письма-ходатайства, должен запросить сведения о подлежащих уплате плательщиком платежах в бюджет.

Данные сведения запрашиваются:

• у налогового органа - для проведения взаимозачета по платежам в бюджет, контроль за исчислением и (или) уплатой которых возложен на налоговые органы;

• у таможни - для проведения взаимозачета по платежам в бюджет, контроль за уплатой которых возложен на таможенные органы.

3. Налоговые органы и таможни должны представить запрашиваемые сведения не позднее 2 рабочих дней, следующих за днем получения запроса, в виде справки по форме согласно приложению 1 к Инструкции № 136.

4. Министерство финансов либо местный финансовый орган не позднее 2 рабочих дней, следующих за днем получения указанной справки, принимает решение о проведении взаимозачета либо об отказе в проведении взаимозачета.

В случае принятия решения о проведении взаимозачета Министерство финансов либо местный финансовый орган оформляет извещение о проведении взаимозачета по форме согласно приложению 2 к Инструкции № 136 в количестве экземпляров, равном числу участников взаимозачета, и не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения, направляет по одному экземпляру извещения всем участникам взаимозачета для отражения проведенной операции в бухгалтерском учете, а также в лицевых счетах плательщика и получателя бюджетных средств.

В случае отказа в проведении взаимозачета Министерство финансов либо местный финансовый орган письменно уведомляет об этом инициатора взаимозачета с указанием причин отказа.

Основанием для отражения в учете исполнения финансовых обязательств всеми участниками взаимозачета является извещение Министерства финансов либо местного финансового органа о проведении взаимозачета. Дата оформления извещения считается днем уплаты платежей в бюджет и датой отражения в бухгалтерском учете, лицевых счетах плательщиков, получателей бюджетных средств.

 

Справочно

В случае выявления факта представления недостоверной информации Министерство финансов либо местный финансовый орган вправе принять решение об аннулировании результатов взаимозачета, о чем уведомляет всех участников.

Результаты взаимозачета подлежат отражению:

• в бухгалтерском учете не позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения извещения о проведении взаимозачета;

• налоговым органом в лицевых счетах плательщика, реестрах поступлений и возвратов, информации о суммах фактических поступлений платежей в бюджет по разделам классификации доходов бюджета;

• таможнями в лицевых счетах плательщика;

• местными финансовыми органами в регистрах бухгалтерского учета.

Территориальный орган государственного казначейства, обслуживающий получателя бюджетных средств, аннулирует неоплаченные платежные документы получателя бюджетных средств, зарегистрированные в автоматизированной системе государственного казначейства и отражает результаты взаимозачета в регистрах бухгалтерского учета и в лицевом счете получателя бюджетных средств.

Практика проведения взаимозачета

Ситуация 1

В адрес частного торгового унитарного предприятия «Н» (далее - торговое предприятие, ЧУП «Н») поступает из Испании товар «Апельсины». В настоящее время у предприятия отсутствуют средства в достаточном объеме для уплаты налога на добавленную стоимость в отношении ввезенного товара. Однако у предприятия имеется переплата по НДС, которая образовалась ввиду экспорта плодоовощной продукции в Российскую Федерацию.

Можно ли произвести взаимозачет переплаты НДС, имеющегося в инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, в счет НДС, взимаемого таможенными органами, и если да, то какова процедура его проведения?

 

Можно.

Однако ввиду того, что участником взаимозачета является таможенный орган, осуществивший выпуск товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой с использованием отсрочки (рассрочки) уплаты таможенных платежей, то торговому предприятию следует получить отсрочку или рассрочку уплаты НДС.

Изменение сроков уплаты таможенных пошлин, налогов производится в форме отсрочки или рассрочки. Основания, условия и порядок изменения сроков уплаты таможенных пошлин определяются международным договором государств - членов таможенного союза. При этом основания, условия и порядок изменения сроков уплаты налогов определяется законодательством государства - члена таможенного союза, в бюджет которого подлежат уплате налоги (ст.83 ТК ТС). То есть порядок предоставления отсрочек (рассрочек) уплаты НДС будет определяться Положением о порядке предоставления отсрочки и (или) рассрочки уплаты налогов, сборов (пошлин) и пени, налогового кредита, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 28.03.2006 № 182, и Законом Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (далее - Закон).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 мая 2016 г. Указ № 182 на основании Указа Президента Республики Беларусь от 23.03.2016 № 106 «О государственных программах и оказании государственной финансовой поддержки» утратил силу.

 

Статьей 106 Закона определено, что отсрочка или рассрочка уплаты налогов предоставляются юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю - плательщику в исключительных случаях при наличии одного из следующих оснований:

• причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

• задержка этому лицу финансирования из республиканского бюджета или оплаты за выполненный этим лицом государственный заказ;

• ввоз скоропортящихся товаров;

• осуществление поставок в рамках международного договора Республики Беларусь;

• ввоз юридическими лицами, осуществляющими сельскохозяйственную деятельность, либо поставка для указанных организаций сельскохозяйственной техники по перечню, определяемому Правительством Республики Беларусь, посадочного или посевного материала, средств защиты растений, товаров для кормления животных, кроме кошек, собак и декоративных птиц;

• ввоз товаров, в том числе сырья, материалов, технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, для их использования в промышленной переработке. Для целей предоставления таможенным органом отсрочки или рассрочки уплаты налогов под промышленной переработкой понимается использование товаров в производстве для получения новых товаров, код которых в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности отличается от кода товаров, ввозимых для их промышленной переработки, на уровне любого из первых четырех знаков.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2017 г. в соответствии с решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 № 101 действует новая редакция единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза. Обратите внимание, что в данную Товарную номенклатуру вносятся многочисленные изменения и дополнения. Рекомендуем уточнять актуальные коды и ставки таможенных пошлин.

 

Отсрочка или рассрочка уплаты таможенных платежей предоставляются в отношении товаров, которые будут помещаться под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления при условии обеспечения уплаты НДС. Уплата таможенных платежей обеспечивается следующими способами: денежными средствами (деньгами); банковской гарантией; поручительством; залогом имущества (ст.86 ТК ТС). Плательщик имеет право выбрать любой из вышеперечисленных способов обеспечения уплаты таможенных пошлин.

Для получения отсрочки плательщик должен обратиться с заявлением в таможенный орган, куда будет представляться декларация. Заявление может быть составлено в следующей форме.

 

  Начальнику _____________ таможни
Н.Т.Иванову

ЗАЯВЛЕНИЕ

Торговое предприятие «Н» (УНН 600328365, Солигорский р-н, д. Хотимичи, ул. Правды, 22б) просит предоставить в отношении товара «Апельсины» в количестве 15 т, ввозимого по контракту от 07.02.2015 № 108-6Т, заключенному с фирмой «А» (Испания), отсрочку уплаты НДС.

Основания для предоставления отсрочки: товар, перемещаемый через таможенную границу, относится к категории скоропортящихся товаров.

Сумма НДС, в отношении которой запрашивается отсрочка: 15 000 000 руб.

Срок, на который запрашивается отсрочка: по 8 мая 2015 г.

Информирую, что у ЧУП «Н» отсутствуют обстоятельства, при наличии которых отсрочка или рассрочка не предоставляются.

 

Приложение:

1. Контракт на поставку товара «Апельсины» от 07.02.2015 № 108-6Т.

2. Гарантия филиала банка ЗАО «О» от 09.03.2015.

 

Директор ЧУП «Н» Подпись Н.Н.Сидоров
     
Главный бухгалтер ЧУП «Н» Подпись С.С.Знаменева

 

Так как ЧУП «Н» имеет переплату по НДС на счетах республиканского бюджета, контролируемого инспекцией Министерства по налогам и сборам по Солигорскому району, получило отсрочку по уплате НДС по декларации на товары, представленной для помещения товара «Апельсины» под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (номер выпуска от 10.03.2015 № 06641/120002206), оно может обратиться в Министерство финансов Республики Беларусь с письмом-ходатайством для проведения взаимозачета.

Заявление может выглядеть следующим образом.

 

  Министру финансов Республики Беларусь

ХОДАТАЙСТВО
о проведении взаимозачета

В связи с наличием у ЧУП «Н» (УНН 600328365, Солигорский р-н, д. Хотимичи, ул. Правды, 22б) переплаты по налогу на добавленную стоимость в размере 20 000 000 руб. на счета республиканского бюджета, контролируемого инспекцией Министерства по налогам и сборам по Солигорскому району (код 621), прошу произвести взаимозачет на сумму 15 000 000 руб. для прекращения обязательств перед Минской региональной таможней по уплате в республиканский бюджет отсрочки по налогу на добавленную стоимость по декларации на товары, представленной для помещения товара «Апельсины» под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (номер выпуска от 10.03.2015 № 06641/120002206).

 

Директор ____________________  
Н.Н.Сидоров
                           (подпись)  
(инициалы, фамилия)
                         М.П.
 
Главный бухгалтер ____________________  
С.С.Знаменева
                                             (подпись)  
(инициалы, фамилия)
20.03.2015

 

Основанием для отражения в учете исполнения денежных обязательств всеми участниками взаимозачета является извещение Министерства финансов либо местного финансового органа о проведении взаимозачета. Дата оформления извещения является днем уплаты платежей в бюджет и датой отражения в бухгалтерском учете, лицевых счетах плательщиков, получателей бюджетных средств (п.9 Инструкции № 136).

За предоставление таможенным органом отсрочки или рассрочки уплаты налогов уплачиваются проценты в размерах и порядке, установленных ст.102 Закона (п.7 ст.105 Закона). Соответственно по дату извещения Министерства финансов ЧУП «Н» будет рассчитывать проценты за пользование предоставленной таможенным органом отсрочкой по уплате налога на добавленную стоимость. Расчет процентов по формуле:

П = (РТП х КД х СР) / (360 х 100),

где П - размер процентов, начисленных в соответствующем периоде фактического пользования отсрочкой или рассрочкой уплаты таможенной пошлины, налога;

РТП - размер суммы таможенной пошлины, налога, срок уплаты которых был изменен, не уплаченных в соответствующем периоде фактического пользования отсрочкой или рассрочкой уплаты таможенной пошлины, налога;

КД - количество календарных дней фактического пользования отсрочкой или рассрочкой уплаты таможенной пошлины, налога, ограниченное сроком, на который предоставлены отсрочка или рассрочка, в течение которых сумма таможенной пошлины, налога и ставка рефинансирования Национального банка Республики Беларусь оставались неизменными, включая день уплаты суммы таможенной пошлины, налога либо день, предшествовавший дню, в котором была изменена ставка рефинансирования;

СР - ставка рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действовавшая в соответствующие периоды фактического пользования отсрочкой или рассрочкой уплаты таможенной пошлины, налога.

Размер процентов, подлежащих уплате за весь срок предоставления отсрочки уплаты налога, определяется как сумма размеров процентов, исчисленных в соответствующих периодах фактического пользования отсрочкой уплаты налога.

 

Ситуация 2

У бюджетной организации образовалась задолженность по уплате таможенных платежей в связи с несвоевременным финансированием организации из средств бюджета.

Вправе ли Министерство финансов самостоятельно инициировать проведение взаимозачета?

 

Вправе.

В силу п.7 Инструкции № 136 в целях обеспечения своевременности расчетов по погашению обязательств плательщиков перед бюджетом, получателя бюджетных средств перед плательщиком, а также бюджета по финансированию получателя бюджетных средств инициатором взаимозачета может выступать Министерство финансов либо местный финансовый орган. В этом случае для проведения взаимозачета Министерство финансов либо местный финансовый орган запрашивает у таможни сведения о подлежащих уплате плательщиком платежах в бюджет в порядке, предусмотренном п.6 Инструкции № 136.

 

05.06.2015

 

Николай Дубинский, кандидат технических наук, доцент учреждения образования «Витебский государственный технологический университет»