Пособие от 18.05.2012
Автор: Смольский А.

Управляющие в производстве по делам об экономической несостоятельности (банкротстве)


 

Материал помещен в архив

 

УПРАВЛЯЮЩИЕ В ПРОИЗВОДСТВЕ ПО ДЕЛАМ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)

Общие положения

При осуществлении процедур банкротства главная роль отводится временному (в защитном периоде) или антикризисному (в конкурсном производстве) управляющему, который выступает от имени должника. Его права и обязанности определены ст.35, 36, 75 и 76 Закона РБ от 18.07.2000 № 423-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон). Основные задачи управляющего (ст.61 Закона):

1) восстановление платежеспособности должника;

2) обеспечение максимально возможной защиты прав и законных интересов должника и коллектива работников, а также кредиторов и иных лиц;

3) урегулирование взаимоотношений должника и кредиторов;

4) максимально возможное удовлетворение требований кредиторов в установленной очередности;

5) содействие производству по делу о банкротстве;

6) при невозможности или отсутствии оснований для продолжения деятельности ликвидация неплатежеспособного юридического лица или прекращение деятельности индивидуального предпринимателя.

В соответствии со ст.66 Закона управляющий назначается хозяйственным судом из числа лиц, предложенных кредиторами, а когда заявление о банкротстве должника подано самим должником, - из числа лиц, предложенных должником. В случае отсутствия предложений о кандидатурах управляющего он назначается по представлению органа государственного управления по делам о банкротстве или иных уполномоченных государственных органов (так называемые частные управляющие).

Кандидатура управляющего в отношении градообразующих или приравненных к ним государственных, с долей государственной собственности в уставном фонде организаций, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих государственные и международные заказы (так называемые государственные управляющие), согласно подп.1.22 п.1 Указа Президента РБ от 12.11.2003 № 508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» (далее - Указ) представляется хозяйственному суду:

• государственным органом, в подчинении (составе) которого находится должник - государственное юридическое лицо;

• государственным органом, в подчинении (составе) которого находится государственное юридическое лицо - учредитель должника - дочернего унитарного предприятия;

• государственным органом, осуществляющим управление принадлежащими Республике Беларусь либо находящимися в коммунальной собственности акциями (долями в уставном фонде) должника - юридического лица. В случае управления акциями (долями в уставном фонде) должника одновременно несколькими государственными органами кандидатура временного (антикризисного) управляющего представляется хозяйственному суду государственным органом, в управлении которого находится наибольшее количество акций (наибольшая доля в уставном фонде) должника. При этом данная кандидатура должна быть согласована остальными государственными органами, осуществляющими управление принадлежащими Республике Беларусь либо находящимися в коммунальной собственности акциями (долями в уставном фонде) этого должника;

• местным исполнительным и распорядительным органом соответствующей административно-территориальной единицы, на территории которой находится должник - градообразующая или приравненная к ней организация, не имеющая подчиненности, акции (доли в уставном фонде) которой не находятся в собственности государства;

• государственным органом, разместившим государственные и (или) международные заказы у должника, за исключением должников, указанных в абзацах 2-5 подп.1.22 п.1 Указа.

К работе в отношении таких организаций и индивидуальных предпринимателей допускаются и юридические лица, осуществляющие деятельность временного (антикризисного) управляющего в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве).

Подпунктом 1.24 п.1 Указа также установлено, что временный (антикризисный) управляющий - юридическое лицо наряду с деятельностью управляющего в производстве по делу о банкротстве вправе осуществлять следующие виды деятельности:

1) оказание юридических услуг;

2) консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления;

3) оценочную деятельность;

4) научные исследования и разработки;

5) образовательную деятельность.

В то же время управляющий - юридическое лицо не вправе оказывать такие услуги индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, находящимся в процедурах экономической несостоятельности (банкротства), а также иным временным (антикризисным) управляющим.

Временный (антикризисный) управляющий - индивидуальный предприниматель не вправе заниматься иными видами предпринимательской деятельности.

Одно и то же лицо не может быть управляющим более чем в одном производстве по делу о банкротстве, за исключением производств по делам о банкротстве отсутствующих должников, индивидуальных предпринимателей, а также должников, в отношении которых в установленном порядке принято решение о ликвидации (прекращении деятельности).

Частные управляющие в производстве по делам о банкротстве

Частным управляющим может быть юридическое или физическое лицо (индивидуальный предприниматель). Особым требованием при осуществлении деятельности в этой области является наличие договора (полиса) обязательного страхования гражданской ответственности антикризисных управляющих, заключенного в соответствии с Указом Президента РБ от 15.10.2007 № 505 «Об обязательном страховании гражданской ответственности антикризисных управляющих».

Желающее стать антикризисным управляющим физическое лицо (настоящий либо будущий индивидуальный предприниматель или руководитель юридического лица) должно пройти аттестацию в соответствии с Инструкцией о порядке аттестации физических лиц на их соответствие профессионально-квалификационным требованиям, предъявляемым к управляющему, утвержденной постановлением Минэкономики РБ от 28.03.2011 № 43, и получить аттестат управляющего.

Профессионально-квалификационные требования к управляющему

Профессионально-квалификационные требования к желающему пройти аттестацию физическому лицу следующие:

а) наличие гражданства Республики Беларусь либо вида на жительство, высшего образования, опыта работы (стаж работы на должностях специалиста, руководителя структурного подразделения, заместителя руководителя, руководителя юридического лица или в качестве индивидуального предпринимателя не менее 3 лет);

б) отсутствие судимости;

в) прохождение обучения по программе специальной подготовки управляющих (проводится учреждениями образования, обеспечивающими повышение квалификации и переподготовку кадров и аккредитованными в соответствии с постановлением Минэкономики РБ от 16.12.2002 № 270 «Об утверждении Положения об аккредитации (признании полномочий) организаций на осуществление подготовки временных (антикризисных) управляющих в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) и проведение психофизиологического тестирования кандидатов во временные (антикризисные) управляющие в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве)»)

 

Справочно

Информация об организациях, имеющих право осуществлять обучение временных (антикризисных) управляющих в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), представлена на сайте Министерства экономики РБ http://www.economy.gov.by/ru/ec_entities/restructuring-insolvency/preparation-time-management/new_url_1669057224

 

г) прохождение психофизиологического тестирования.

Аттестация

К аттестации без прохождения обучения по программе специальной подготовки допускаются претенденты, имеющие:

• высшее юридическое и высшее экономическое образование;

• либо ученую степень в области экономики или права;

• либо высшее юридическое образование и дополнительное образование (переподготовку) на уровне высшего образования по экономической специальности;

• либо высшее экономическое образование и дополнительное образование (переподготовку) на уровне высшего образования по юридической специальности;

• либо высшее образование и дополнительное образование (переподготовку) на уровне высшего образования по юридической специальности и экономической специальности;

• либо высшее образование и дополнительное образование (переподготовку) на уровне высшего образования по специальности «Антикризисное управление предприятием».

Аттестация проводится в форме аттестационного экзамена (компьютерного тестирования), который включает 25 вопросов (всего их 751 из областей гражданского, трудового и хозяйственного права, законодательства о банкротстве, бухгалтерского учета и аудита, анализа хозяйственной и финансовой деятельности, ценных бумаг и т.д.). Количество правильных ответов, являющихся основанием для признания результата аттестационного экзамена положительным, должно составлять не менее 75 % от общего количества вопросов, т.е. аттестуемый должен правильно ответить не менее чем на 19 вопросов.

Аттестат управляющего имеет разные категории:

1) категория «А» (низшая) присваивается при наличии общего стажа работы не менее 3 лет; дает право на работу с должником, численность работников которого не превышает 100 человек;

2) категория «В» присваивается при общем стаже работы не менее 5 лет, включающем не менее 3 лет работы на должностях руководителя структурного подразделения, заместителя руководителя или руководителя юридического лица и (или) управляющего; дает право на работу с должником, численность работников которого не превышает 1 000 человек;

3) категория «С» (высшая) присваивается при наличии общего стажа работы не менее 7 лет, из них не менее 5 лет - стаж работы на должностях заместителя руководителя юридического лица, руководителя юридического лица и (или) управляющего в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) с установлением хозяйственным судом защитного периода; дает право на работу с должником без ограничения численности работников.

Работа управляющего осуществляется под контролем Департамента по санации и банкротству Министерства экономики РБ, территориальных органов по вопросам санации и банкротства в соответствии с постановлением Минэкономики РБ от 31.12.2009 № 204 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510», а также суда, кредиторов и различных государственных контролирующих органов.

Оплата труда управляющего

Порядок оплаты работы управляющих, являющихся индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, определен Положением о порядке назначения и выплаты вознаграждения временному (антикризисному) управляющему в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 28.02.2007 № 260. Данным Положением определено, что в случае достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия расходов на выплату вознаграждения управляющему оно выплачивается за счет средств должника и состоит из:

• минимального вознаграждения, выплачиваемого управляющему за каждый месяц исполнения обязанностей в размере 1 базовой величины за каждый календарный день соответствующего месяца;

• дополнительного ежеквартального вознаграждения, которое может быть назначено и выплачено по следующим основаниям в размерах (в процентах от суммы минимального вознаграждения, исчисленного за квартал):

- при среднесписочной численности работающих у должника на конец квартала более 50 человек - до 80;

- при балансовой стоимости имущества (активов) должника на конец квартала более 10 000 базовых величин - до 60;

при возврате управляющим имущества должника, в т.ч. взыскании дебиторской задолженности, - до 100;

- при возврате управляющим имущества его собственникам - до 50;

- по иным основаниям, усложняющим исполнение управляющим обязанностей, - до 50.

Дополнительное ежеквартальное вознаграждение в ликвидационном производстве может быть назначено и выплачено не более чем за 12 месяцев исполнения управляющим обязанностей со дня принятия судом решения об открытии ликвидационного производства;

• дополнительного вознаграждения по итогам дела, зависящего от суммы удовлетворенных требований кредиторов (при этом не учитываются суммы погашенных требований по обязательным платежам в случае их удовлетворения путем реструктуризации задолженности):

- 30 % от суммы до 10 млн.руб.;

- 3 млн.руб. плюс 20 % от суммы, находящейся в диапазоне от 10 млн.руб. до 50 млн.руб.;

- 11 млн.руб. плюс 10 % от суммы, находящейся в диапазоне от 50 млн.руб. до 100 млн.руб.;

- 16 млн.руб. плюс 5 % от суммы свыше 100 млн.руб.

В случае отсутствия имущества должника вознаграждение управляющему устанавливается хозяйственным судом после вынесения определения о завершении ликвидационного производства в размере 15 базовых величин за каждое дело и выплачивается за счет средств республиканского бюджета. В случае недостаточности имущества должника вознаграждение устанавливается в размере разницы между 15 базовыми величинами и стоимостью имущества должника, предназначенного для выплаты вознаграждения.

Государственные антикризисные управляющие

Государственными антикризисными управляющими могут быть лица из числа руководителей, заместителей руководителей и специалистов государственных органов и организаций, органов местного управления и самоуправления, лица, состоящие в резерве на их замещение, а также занимавшие эти должности до ухода на пенсию или выхода в отставку, положительно зарекомендовавшие себя на этих должностях и имеющие опыт работы на них, как правило, не менее 2 лет, положительный опыт работы в отрасли, соответствующей профилю деятельности должника, высшее образование, не имеющие судимости, прошедшие аттестацию на соответствие профессионально-квалификационным требованиям, предъявляемым к управляющему, и имеющие аттестат управляющего.

Государственными органами и организациями, местными исполнительными и распорядительными органами, представляющими кандидатуры управляющих, проводится их аккредитация в соответствии с Положением о порядке аккредитации временных (антикризисных) управляющих, назначаемых в отношении градообразующих или приравненных к ним организаций, государственных организаций, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих государственные и (или) международные заказы, и иных должников, в отношении которых государственными органами представляются кандидатуры временных (антикризисных) управляющих, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 13.02.2004 № 159.

Назначение временным (антикризисным) управляющим влечет освобождение работника от исполнения обязанностей по основному месту работы (службы) на период исполнения обязанностей управляющего без освобождения от занимаемой должности. Орган (организация), представивший(ая) кандидатуру государственного управляющего, заключает с ним контракт.

Оплата труда управляющих, осуществляющих свои полномочия в отношении градообразующих или приравненных к ним, государственных, с долей государственной собственности в уставном фонде, организаций, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих государственные и (или) международные заказы, регулируется Положением о порядке оплаты труда временных (антикризисных) управляющих в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 12.05.2004 № 553.

Установлено, что оплата труда таких управляющих производится за счет средств должника. В случае отсутствия или недостаточности денежных средств у должника выплаты управляющему производятся за счет средств соответствующего бюджета государственным органом, заключившим контракт с управляющим, с последующим возмещением этих средств должником при поступлении денежных средств на его расчетный счет.

Заработная плата управляющему определяется государственным органом, заключившим с ним контракт, путем умножения среднемесячной заработной платы работников по республике за месяц, предшествующий месяцу, в котором производится начисление заработной платы управляющему, на корректирующий коэффициент. Значение коэффициента и период, на который он устанавливается, определяются государственным органом, заключившим контракт с управляющим, в зависимости от значимости и масштабов производства, численности работников должника и в зависимости от процедуры экономической несостоятельности (банкротства) дифференцируются в пределах:

• защитный период - от 1,0 до 4,0;

• конкурсное производство - от 2,0 до 3,0;

• санация - от 3,0 до 4,5;

• ликвидационное производство - от 2,0 до 3,0.

В ходе производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) государственным органом коэффициент может быть пересмотрен в пределах дифференциации в зависимости от результатов деятельности управляющего.

Корректирующий коэффициент не применяется в случаях отсутствия (недостаточности) денежных средств у должника и выплаты заработной платы управляющему государственным органом (в последующем при поступлении денежных средств на расчетный счет должника управляющему производится доплата до размера заработной платы, установленной ему в контракте, но не более чем за 3 месяца) и исполнения обязанностей управляющего в ликвидационном производстве более 12 месяцев (при продлении ликвидационного производства по решению хозяйственного суда на 6 месяцев применение корректирующего коэффициента может быть продлено еще на 6 месяцев с учетом результатов деятельности управляющего в течение первых 12 месяцев ликвидационного производства).

 

18.05.2012 г.

 

Алексей Смольский, кандидат экономических наук, доцент кафедры организации и управления Белорусского государственного экономического университета, аккредитованный эксперт по банкротству и улучшению финансового состояния должников

 

От редакции: С 25 января 2013 г. постановления Минэкономики РБ от 16.12.2002 № 270 «Об утверждении Положения об аккредитации (признании полномочий) организаций на осуществление подготовки временных (антикризисных) управляющих в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) и проведение психофизиологического тестирования кандидатов во временные (антикризисные) управляющие в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве)» и от 28.03.2011 № 43 «Об утверждении Инструкции о порядке аттестации физических лиц на их соответствие профессионально-квалификационным требованиям, предъявляемым к управляющему» на основании постановления Минэкономики РБ от 21.11.2012 № 97 утратили силу.

С 25 января 2013 г. постановление Совета Министров РБ от 12.05.2004 № 553 «Об утверждении Положения о порядке оплаты труда временных (антикризисных) управляющих в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве)» на основании постановления Совета Министров РБ от 26.01.2013 № 60 утратило силу.

С 8 февраля 2013 г. Указ Президента РБ от 12.11.2003 № 508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» на основании Указа Президента РБ от 05.02.2013 № 63 утратил силу.