


Материал помещен в архив
ВОПРОС: Установлены ли особенности для закупок в сфере медицины?
ОТВЕТ: Для государственных закупок в сфере медицины, в частности при приобретении медицинских изделий, лекарственных средств и лечебного питания, особенности установлены:
1) Указом Президента Республики Беларусь от 28.02.2017 № 46 «О государственных закупках медицинских изделий, лекарственных средств и лечебного питания» (действует до 31.12.2018) (далее - Указ № 46).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2019 г. Указ № 46 утратил силу в связи с истечением срока действия. С 1 января 2021 г. следует руководствоваться Указом Президента Республики Беларусь от 29.12.2020 № 494 «О государственных закупках медицинских изделий, лекарственных средств и лечебного питания»; |
2) постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 17.04.2013 № 31 «О некоторых вопросах государственных закупок медицинской техники, изделий медицинского назначения, лекарственных средств и лечебного питания», которым:
а) утверждены:
- Инструкция о порядке взаимодействия организаторов и заказчиков при проведении государственных закупок медицинской техники и изделий медицинского назначения;
- Инструкция о порядке взаимодействия организаторов и заказчиков при проведении государственных закупок лекарственных средств и лечебного питания;
- Инструкция о порядке оплаты услуг организаторов при проведении государственных закупок медицинской техники, изделий медицинского назначения, лекарственных средств и лечебного питания;
б) определены:
- перечень медицинской техники и изделий медицинского назначения (приложение 1 к постановлению);
- перечень лекарственных средств и лечебного питания (приложение 2 к названному постановлению);
3) приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 06.03.2017 № 222 «О некоторых вопросах государственных закупок медицинской техники и изделий медицинского назначения» (далее - приказ № 222).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 11 февраля 2019 г. действует новый приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 11.02.2019 № 162 «О некоторых вопросах государственных закупок медицинских изделий, запасных частей к ним»; |
4) приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13.03.2018 № 220 «О некоторых вопросах организации централизованных закупок лекарственных средств и лечебного питания»
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 11 февраля 2019 г. действует приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 11.02.2019 № 161 «О вопросах централизованных закупок лекарственных средств и лечебного питания». |
Указом № 46 предусмотрены нормы о централизации государственных закупок.
Такая централизация предполагает организацию закупок товаров организатором для нужд одного или нескольких заказчиков (в отличие от норм подп.1.2 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 590 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)», где централизация осуществляется всегда в отношении нескольких заказчиков).
Управление делами Президента Республики Беларусь, республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, облисполкомы и Минский горисполком при централизации государственных закупок медицинских изделий, лекарственных средств и лечебного питания, осуществляемых государственными органами, организациями, подчиненными (входящими в состав, систему) государственным органам, в том числе структурным подразделениям с правами юридического лица облисполкомов и Минского горисполкома, имеют право:
1) устанавливать перечни товаров, подлежащих централизованной закупке;
2) определять организаторов из числа следующих организаций:
- производственно-торговое республиканское унитарное предприятие «Белмедтехника» и его дочерние предприятия - при закупке медицинских изделий;
- республиканское унитарное предприятие «Белорусский протезно-ортопедический восстановительный центр» - при закупке технических средств социальной реабилитации, включенных в Государственный реестр (перечень) технических средств социальной реабилитации, за исключением некоторых технических средств социальной реабилитации;
- торгово-производственное республиканское унитарное предприятие «БЕЛФАРМАЦИЯ», Брестское торгово-производственное республиканское унитарное предприятие «Фармация», Витебское торгово-производственное республиканское унитарное предприятие «Фармация», Гомельское торгово-производственное республиканское унитарное предприятие «Фармация», Гродненское торгово-производственное республиканское унитарное предприятие «Фармация», Могилевское торгово-производственное республиканское унитарное предприятие «Фармация», торгово-производственное республиканское унитарное предприятие «Минская Фармация»
Если определяются перечни товаров, подлежащих централизованной закупке, и организатор при централизации, то применяются общие правила законодательства о государственных закупках с учетом следующих особенностей:
1) договоры с участниками-победителями (участниками процедуры закупки из одного источника) имеют право заключать от своего имени указанные выше организаторы (общая норма, изложенная в п.1 ст.25 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», предусматривает заключение договора на государственную закупку заказчиком и участниками-победителями (участниками процедуры закупки из одного источника)).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2019 г. следует руководствоваться ст.24 Закона № 419-З в редакции Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 136-З. Комментарий см. здесь; |
2) сами заказчики, для нужд которых осуществляются закупки, по результатам процедур закупок, проведенных указанными организаторами, имеют право не проводить процедуры государственных закупок при приобретении товаров у этих организаторов;
3) при закупке РУП «Белмедтехника» и его дочерними предприятиями медицинских изделий при строительстве с заказчиками заключаются договоры комиссии. Следует отметить, что на такие закупки не распространяется действие Указа Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве»
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2019 г. Указ № 380 утратил силу в связи с истечением срока действия. Подробнее см. здесь. С 1 июля 2019 г. действует Указ Президента Республики Беларусь от 07.06.2019 № 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве», который регулирует сферу закупок товаров (работ, услуг) при строительстве с привлечением бюджетных и приравненных к ним средств; |
4) Указом № 46 определены особенности установления и уплаты вознаграждения организаторам (п.3 Указа № 46);
5) Указом № 46 определены товары и их поставщик, если проводится закупка из одного источника, - это технические средства социальной реабилитации, включенные в Государственный реестр (перечень) технических средств социальной реабилитации, произведенные РУП «Белорусский протезно-ортопедический восстановительный центр», и, соответственно, у последнего осуществляется закупка таких товаров (п.2 Указа № 46).
С учетом установленных Указом № 46 особенностей республиканским органом государственного управления - Министерством здравоохранения Республики Беларусь определены правила для закупок предусмотренных Указом № 46 товаров.
Приказом № 222 утверждены перечни, государственные закупки по которым осуществляет РУП «Белмедтехника» и его отдельные дочерние предприятия:
1) Перечень медицинской техники для осуществления государственных закупок;
2) Перечень изделий медицинского назначения для осуществления государственных закупок.
Кроме этого, может осуществляться государственная закупка таким организатором иных медицинских изделий, включенных в Республиканский формуляр медицинских изделий.
Приказом № 222 определены случаи, когда заказчики могут самостоятельно проводить процедуры государственных закупок (подп.1.5 п.1), виды договоров, заключаемых между организатором и заказчиком (подп.1.8 п.1).
Приказом № 220 установлены особенности организации централизованных закупок лекарственных средств и лечебного питания РУП «БЕЛФАРМАЦИЯ» и предприятиями «Фармация».
![]() |
Справочно Указанные выше организаторы - РУП «Белмедтехника», РУП «БЕЛФАРМАЦИЯ» - являются лидерами «ТОП-10» процедур государственных закупок по сумме заключенных договоров за I квартал 2018 г. (соответственно 4,94 и 7,39 млн BYN) (http://mart.gov.by/files/live/sites/mart/files/documents/Статистика/ Статистические%20показатели_I_квартал_2018_госзакупки.pdf). Между тем при анализе указанных цифр стоит учитывать и структуру процедур государственных закупок, проводимых данными организаторами, и иные условия осуществления ими процедур для того, чтобы утверждать об эффективности и целесообразности отдельного регулирования закупок в сфере медицины в целом. |
17.07.2018
Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, медиатор центра «Медиация и право»