Вопрос-ответ от 19.04.2016
Автор: Корендо Е.

Установлены ли сроки, при которых при своевременном и добровольном устранении субъектом хозяйствования выявленных в ходе государственного санитарного надзора нарушений (недостатков) меры ответственности в отношении субъекта и (или) его должностных лиц не применяются?


 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии ВОПРОС: Установлены ли сроки, при которых при своевременном и добровольном устранении субъектом хозяйствования выявленных в ходе государственного санитарного надзора нарушений (недостатков) меры ответственности в отношении субъекта и (или) его должностных лиц не применяются?

 

ОТВЕТ: Не установлены.

Обязанностью контролирующих (надзорных) органов и проверяющих является принятие необходимых мер по пресечению и предупреждению фактов нарушения законодательства, привлечению к ответственности лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушение законодательства (п.6 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510).

Основанием для начала административного процесса является непосредственное обнаружение признаков административного правонарушения судом, органом, ведущим административный процесс (п.3 части 1 ст.9.1 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - ПИКоАП)).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 марта 2021 г. действует новый КоАП от 06.01.2021 № 91-З. Комментарии см. здесь.

С 1 марта 2021 г. действует новый ПИКоАП от 06.01.2021 № 92-З. Комментарии см. здесь.

 

Справочно

Под непосредственным обнаружением признаков административного правонарушения понимается выявление в порядке, предусмотренном законодательством (например, при проведении проверки), признаков административного правонарушения, дело о котором как подведомственно, так и не подведомственно органу, уполномоченному на ведение административного процесса.

 

Обнаружение административного правонарушения, выявление лиц, его совершивших, для привлечения к административной ответственности являются обязанностью, которую государственный орган, должностные лица выполняют в пределах своей компетенции (ст.2.9 ПИКоАП).

Основаниями для начала административного процесса являются достаточные данные, указывающие на признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей Особенной части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, если при этом отсутствуют обстоятельства, исключающие административный процесс (часть 2 ст.9.1 ПИКоАП).

К обстоятельствам, исключающим административный процесс

в отношении физического лица, в том числе:

• отсутствие события административного правонарушения;

• отсутствие в деянии состава административного правонарушения;

• истечение сроков наложения административного взыскания;

• принятие законодательного акта, устраняющего административную ответственность, либо акта законодательства, устраняющего противоправность деяния;

• недостижение физическим лицом на день совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей Особенной части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, возраста, с которого наступает административная ответственность, и др.

• недоказанность виновности физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, в совершении административного правонарушения и др.;

в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя:

• отсутствие события административного правонарушения;

• отсутствие в деянии состава административного правонарушения;

• истечение сроков наложения административного взыскания;

• принятие законодательного акта, устраняющего административную ответственность, либо акта законодательства, устраняющего противоправность деяния;

• ликвидация юридического лица, либо прекращение деятельности индивидуального предпринимателя, либо признание их экономически несостоятельными (банкротами), имевшие место ко дню вынесения постановления по делу об административном правонарушении;

• смерть индивидуального предпринимателя, в отношении которого был начат административный процесс;

• наличие по тому же факту в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя, в отношении которых ведется административный процесс, постановления о наложении административного взыскания либо неотмененного постановления о прекращении дела об административном правонарушении;

• недоказанность виновности юридического лица или индивидуального предпринимателя, в отношении которых ведется административный процесс, в совершении административного правонарушения (ст.9.6 ПИКоАП).

При наличии вышеуказанных обстоятельств судом, органом, ведущим административный процесс, выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении с изложением оснований, исключающих административный процесс, о чем сообщается заявителю, органу, ведущему административный процесс и составившему протокол об административном правонарушении, и лицу, в отношении которого ведется административный процесс.

 

19.04.2016

 

Елена Корендо, ведущий юрисконсульт государственного учреждения «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья»

 

По этой теме также см.:

1. Установлен ли при осуществлении государственного санитарного надзора минимальный срок нахождения проверяющего на территории предприятия?

2. Требуется ли согласие проверяемого субъекта на использование при осуществлении государственного санитарного надзора аппаратуры, осуществляющей фотосъемку? Имеют ли юридическую силу фотографии территории, сделанные без разрешения субъекта хозяйствования?

3. Обязан ли проверяющий, осуществляющий государственный санитарный надзор, при сообщении об оперативном устранении выявленных недостатков проверить их устранение (если проверяющим еще не покинута территория предприятия)?