


Материал помещен в архив
УСТРАНЕНИЕ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ. ПРОБЛЕМА ПОДТВЕРЖДЕНИЯ ПОСТОЯННОГО МЕСТОНАХОЖДЕНИЯ БЕЛОРУССКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Рискнем предположить, что законодательство практически любого государства содержит норму о том, что налог на доходы нерезидентов, не осуществляющих деятельности в этом государстве через постоянное представительство, подлежит уплате в этом государстве.
Из этого правила есть исключение. При наличии соглашения об избежании двойного налогообложения с государством, где зарегистрирована организация-нерезидент, такой нерезидент может представить справку компетентного органа своего государства о постоянном местонахождении. На основании такой справки налог на доходы этого нерезидента в государстве, в котором возник доход, не удерживается, а уплачивается в государстве постоянного местонахождения.
В ситуациях, когда доход за рубежом получают организации из Республики Беларусь, свое постоянное место пребывания они могут подтвердить справкой, выдаваемой соответствующей инспекцией Министерства по налогам и сборам РБ (далее - МНС РБ).
В сегодняшних условиях нехватки в стране валюты, казалось бы, налоговые органы должны быть заинтересованы в том, чтобы выдавать справки о постоянном местонахождении по первому же запросу плательщиков, обеспечивая тем самым скорейшее и более полное поступление в страну валютной выручки.
Однако, как свидетельствует практика, на самом деле это далеко не так. Причины этого носят как субъективный, так и объективный характер.
Рассмотрим ситуацию из практики.
Пример
Белорусская организация зарегистрирована в конце 2010 г. После государственной регистрации перешла на упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), однако первую выручку получила в январе 2011 г. Соответственно, налоговую декларацию за IV квартал 2010 г. организация не подавала и налог при УСН за 2010 г. не уплачивала.
В феврале 2011 г. организация заключила договор с организацией-нерезидентом, зарегистрированной в Латвийской Республике. По этому договору белорусская организация должна была оказать латвийской организации консультационные услуги.
Чтобы не уплачивать налоги в бюджет Латвии из вознаграждения белорусской организации, подлежащего выплате по заключенному договору, латвийская сторона сама предложила белорусам получить и передать ей для представления в налоговые органы Латвии справку о постоянном местонахождении белорусской организации.
Белорусская организация обратились в инспекцию МНС РБ по месту государственной регистрации своей организации с заявлением о выдаче соответствующей справки.
Между тем в выдаче такой справки было отказано в связи с тем, что белорусская организация не осуществляла деятельности в 2010 г.
В качестве правового основания вынесенного решения было указано, что решение принято на основании ст.25 Закона РБ от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур» (далее - Закон), а также Особенной части Налогового кодекса РБ (далее - НК).
Возникает вполне резонный вопрос: какое отношение наличие или отсутствие деятельности организации имеет к тому, что постоянным местонахождением этой организации является Республика Беларусь?
Пункт 4 ст.144 Особенной части НК предусматривает, что факт постоянного местонахождения белорусской организации для целей применения международного договора Республики Беларусь по вопросам налогообложения удостоверяется справкой, выдаваемой по форме и в порядке, установленных МНС РБ. Справка выдается налоговым органом по месту постановки на учет белорусской организации на основании ее обращения, содержащего наименование государства, для представления в налоговые (финансовые) органы которого предназначена справка, вид и сумму полученного (предполагаемого к получению) дохода от источников в иностранном государстве. Положения этого пункта применяются также при заверении справки по форме, установленной в иностранном государстве.
Из п.1 ст.15 Закона следует, что в перечни документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами, могут включаться лишь документы и (или) сведения, которые необходимы для осуществления административной процедуры и могут быть представлены только заинтересованным лицом. В указанные перечни не могут включаться документы и (или) сведения, которые имеются в уполномоченных органах или могут быть получены ими от других государственных органов, иных организаций, а также из государственных регистров, реестров, кадастров, списков, каталогов, баз и банков данных.
Более того, п.2 ст.15 Закона запрещает требовать от заинтересованного лица представления документов и (или) сведений, кроме указанных в части первой п.1 ст.15 Закона, за исключением, в частности, документов, подтверждающих государственную регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя (хотя эту информацию государственный орган, в который обращается заинтересованное лицо, может получить самостоятельно из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГР)).
Согласно п.3 ст.15 Закона документы и (или) сведения, необходимые для осуществления административной процедуры, не включенные в перечни документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами, определяются законодательством об административных процедурах и запрашиваются уполномоченным органом самостоятельно.
Пунктом 36 перечня административных процедур, осуществляемых налоговыми органами в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 25.10.2007 № 1399 (далее - перечень), предусмотрено, что для получения рассматриваемой справки белорусская организация должна представить в инспекцию МНС РБ только письменное заявление произвольной формы. Как уже указывалось выше, исходя из п.4 ст.144 Особенной части НК это заявление должно содержать наименование государства, для представления в налоговые (финансовые) органы которого предназначена справка, вид и сумму полученного (предполагаемого к получению) дохода от источников в иностранном государстве.
От редакции: С 27 марта 2012 г. постановлением Совета Министров РБ от 17.02.2012 № 156 утвержден новый единый перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. |
Однако заявления произвольной формы для выдачи справки в данном случае достаточно лишь в теории.
На практике сотрудники инспекции МНС РБ потребовали от белорусской организации представления заверенной руководителем копии договора на оказание услуг, согласно которому вознаграждение перечисляется от организации-нерезидента.
Кроме того, как показал описанный выше случай, в подобных ситуациях необходимо также изначально представлять доказательства осуществления организацией деятельности.
Это необходимо делать потому, что в данной ситуации инспекция МНС РБ обосновала свой отказ в выдаче справки именно тем, что белорусская организация подала заявление о выдаче справки до 20 марта 2011 г. и не может подтвердить осуществление деятельности в 2010 г.
Более того, сотрудники инспекции МНС РБ в разговоре с руководителем организации сообщили, что в случае подачи заявления о выдаче справки даже после 20 марта 2011 г. в выдаче справки вновь будет отказано, поскольку белорусская организация не сможет подтвердить ведение деятельности в 2011 г. до представления налоговой декларации (расчета) по упрощенной системе налогообложения. Налоговая декларация (расчет) по упрощенной системе налогообложения подается в налоговые органы один раз в квартал (в описанной ситуации это должно быть сделано до 20 апреля 2011 г.). В связи с этим до этого срока у белорусской организации будет отсутствовать возможность воспользоваться механизмом избежания двойного налогообложения.
От редакции: С 16 февраля 2014 г. следует применять форму налоговой декларации по налогу при упрощенной системе налогообложения в редакции постановления МНС РБ от 03.01.2014 № 1; |
Полученный белорусской организацией отказ в совершении административной процедуры (в выдаче справки), как мы указывали выше, был мотивирован ссылкой на ст.25 Закона и Особенную часть НК.
Между тем ст.25 Закона не содержит оснований для отказа в совершении административной процедуры в рассматриваемом случае. Из указанной статьи следует, что уполномоченный орган отказывает в осуществлении административной процедуры:
- если отсутствуют предусмотренные законодательством об административных процедурах основания для ее осуществления;
- если заинтересованным лицом представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства, в т.ч. подложные, поддельные или недействительные документы;
- в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.
В качестве такого основания можно было бы рассматривать «иные случаи». Однако ссылка на нарушение Особенной части НК слишком общая, чтобы понять, в чем же конкретно состоит нарушение, повлекшее отказ в выдаче справки.
Вместе с тем существует один акт МНС РБ, на который инспекция могла прямо сослаться, но почему-то не этого не сделала, и из которого становится ясно, почему в рассматриваемой ситуации налоговые органы стали требовать подтверждения осуществления белорусской организацией деятельности. Таким актом является постановление МНС РБ от 31.12.2010 № 99 «О некоторых вопросах осуществления налоговыми органами административных процедур, внесении изменений в постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 13 февраля 2009 г. № 11 и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и отдельных структурных элементов постановлений Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь» (далее - постановление № 99).
От редакции: С 16 июня 2013 г. взамен постановления № 99 принято постановление МНС РБ от 26.04.2013 № 14 «О некоторых вопросах осуществления налоговыми органами административных процедур, установлении форм некоторых документов и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и отдельных структурных элементов постановлений Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь». |
Подпункт 2.6 п.2 постановления № 99 предусматривает, что основаниями для выдачи (заверения) справки о постоянном местонахождении белорусской организации (в целях избежания двойного налогообложения), в т.ч. по форме, установленной в иностранном государстве, являются:
- отнесение организации к белорусским организациям, определенным в п.1 ст.14 Общей части НК;
- осуществление белорусской организацией предпринимательской или иной деятельности в календарном году, в котором выдается справка, и по результатам которой у нее возникали обязательства по представлению в налоговые органы налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль. Если справка выдается в период до 20 марта включительно любого календарного года, указанные требования относятся к налоговой декларации (расчету) по налогу на прибыль в части сведений по итогам января-декабря предыдущего календарного года.
Чтобы не затягивать и без того затянувшуюся процедуру выдачи справки, в рассматриваемом случае в инспекцию МНС РБ белорусская организация представила специально для этого составленную налоговую декларацию (расчет) по УСН за январь 2011 г. Налоговые органы сочли это достаточным подтверждением осуществления деятельности и справку о постоянном местонахождении организации в Республике Беларусь выдали.
Однако организация могла и не иметь выручки в январе 2011 г., поскольку договор с заказчиком из Латвии мог быть вообще первым заключенным ею договором. В этом случае данная организация не смогла бы получить справку о постоянном местонахождении в Республике Беларусь? Или до тех пор, пока вновь зарегистрированная в Республике Беларусь организация не получит первую выручку, она не считается имеющей постоянное местонахождение в нашем государстве?
Заключение
На наш взгляд, трудно согласиться с подходом, использованным МНС РБ в подп.2.6 п.2 постановления № 99 и применяемым сотрудниками инспекций МНС РБ в рамках их деятельности по выдаче справок о постоянном местонахождении белорусских организаций.
Пунктом 1 ст.14 Общей части НК установлено, что белорусской организацией признается организация, местом нахождения которой является Республика Беларусь. Из п.1 ст.15 Общей части НК следует, что местом нахождения организации (за исключением простого товарищества) признается место ее государственной регистрации, если иное не установлено данной статьей. Иными словами, если организация зарегистрирована в Республике Беларусь, то местом ее нахождения является именно Республика Беларусь.
Возможно, подход, использованный в постановлении № 99, обусловлен именно этим «иным», установленным ст.15 Общей части НК, а именно тем, что при отсутствии (бездействии) места государственной регистрации местом нахождения организации признается место нахождения ее высшего органа управления (место, где осуществляются его полномочия в соответствии с учредительными документами) и т.д.
Однако в случае, когда легко можно проверить (получив соответствующую информацию из ЕГР), что место государственной регистрации у организации не отсутствует, этим местом регистрации и, соответственно, местом нахождения для белорусской организации будет являться именно Республика Беларусь. И будет это независимо от того, осуществлялась ли белорусской организацией предпринимательская или иная деятельность в календарном году, в котором выдается справка.
Кроме того, в силу п.2 ст.15 Закона до тех пор, пока в перечне прямо не будет указано, что при обращении за справкой о постоянном местонахождении белорусской организации она обязана представлять также доказательства осуществления ею деятельности, инспекции МНС РБ не имеют права требовать от заявителей представления таких документов, равно как и копий договоров с нерезидентами, для представления которым испрашивается такая справка.
18.04.2011 г.
Илья Латышев, директор общества с ограниченной ответственностью «Юридическая группа «ВЕРДИКТ БАЙ»
Лариса Кожич, начальник отдела регистрации общества с ограниченной ответственностью «Юридическая группа «ВЕРДИКТ БАЙ»
От редакции: С 20 октября 2012 г. в Закон РБ от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур» на основании Закона РБ от 13.07.2012 № 412-З внесены изменения и дополнения.