


Материал помещен в архив
В I квартале 2021 года сохраняется регулирование цен (тарифов) на определенный перечень товаров.
Комментарий к постановлению Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 28.12.2020 № 83
Комментируемое постановление (далее - постановление № 83), действующее с 1 января по 31 марта 2021 г., пришло на смену постановлению Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 12.10.2020 № 65 (далее - постановление № 65).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» Постановление № 83 действует по 31 марта 2021 г. согласно п.3 данного постановления, за исключением норм регулирования цен на консервы из рыбы (социально значимые товары, предусмотренные п.16 приложения 1 и п.18 приложения 2 к постановлению № 83), которые действуют до 20 мая 2021 г. С 19 октября 2022 г. действует постановление Совмина от 19.10.2022 № 713 «О системе регулирования цен». |
Сравним положения этих документов и перечни товаров, приведенные в приложениях 1 и 2 к ним, и обозначим произошедшие изменения.
Ограничение рентабельности производителей
В таблице показано, как изменилось регулирование предельного максимального норматива рентабельности, используемого для определения суммы прибыли, подлежащей включению в отпускные цены производителей на социально значимые товары.
До 1 января 2021 г. (подп.1.1 п.1 постановления № 65) |
С 1 января 2021 г. (подп.1.1 п.1 постановления № 83) |
1. Свежие огурцы и свежие помидоры защищенного грунта | |
Фактический уровень рентабельности реализованной продукции, сложившийся в предыдущий период вегетации растений по соответствующей товарной позиции, - если этот уровень выше 10 % | Фактический уровень рентабельности реализованной продукции, сложившийся за 2019 год по соответствующей товарной позиции, - если этот уровень выше 10 % |
Не более 10 % - если фактический уровень рентабельности реализованной продукции, сложившийся в предыдущий период вегетации растений по соответствующей товарной позиции, составил менее 10 % | Не более 10 % - если фактический уровень рентабельности реализованной продукции, сложившийся за 2019 год по соответствующей товарной позиции, составил менее 10 % |
2. Иные свежие огурцы и свежие помидоры, а также свежие яблоки, свежий картофель продовольственный, свежая свекла столовая, свежая морковь столовая, свежая капуста белокочанная, свежий лук репчатый (за исключением: свежих картофеля, свеклы столовой, моркови столовой, откалиброванных, мытых, а также расфасованных в перфорированные пакеты или сетчатую тару с применением клипсатора) | |
Фактический уровень рентабельности реализованной продукции, сложившийся за 2019 год по соответствующей товарной позиции, - если этот уровень выше 10 % | |
Не более 10 % - если фактический уровень рентабельности реализованной продукции, сложившийся за 2019 год по соответствующей товарной позиции, составил менее 10 % | |
3. Иные социально значимые товары приложения 1 | |
Фактический уровень рентабельности реализованной продукции по соответствующей товарной позиции, сложившийся: | |
в январе - феврале 2020 г., - | в январе - ноябре 2020 г., - |
если этот уровень выше 10 %; | |
10 %, - | не более 10 %, - |
если фактический уровень рентабельности реализованной продукции, сложившийся по соответствующей товарной позиции | |
в январе - феврале 2020 г., | в январе - ноябре 2020 г., |
составил менее 10 % |
![]() |
Обратите внимание! В приложении 1 к постановлению № 83 не упоминаются крупа гречневая и сахар белый кристаллический. Это значит, что на данные товары с 1 января 2021 г. не распространяется ограничение рентабельности, установленное подп.1.1 п.1 постановления № 83. |
Рентабельность (надбавка) импортеров
До 1 января 2021 г. действовал предельный максимальный норматив рентабельности в размере 10 %, используемый для определения суммы прибыли, подлежащей включению в отпускные цены импортеров. Отпускная цена на социально значимые товары устанавливалась импортером исходя из контрактных цен, расходов по импорту (таможенные платежи, страхование груза, проценты по кредитам (займам, гарантиям), транспортные расходы, другие расходы в соответствии с законодательством), расходов на реализацию, рентабельности, уровень которой не мог превышать установленное ограничение (подп.1.2 п.1 постановления № 65).
С 1 января 2021 г. в отношении импортеров понятие рентабельности не применяется. Вместо нее предусмотрены предельные максимальные надбавки импортера, оптовые надбавки, торговые надбавки (с учетом оптовой надбавки) на социально значимые товары в размерах, приведенных в приложении 2 к постановлению № 83 (подп.1.2 п.1 постановления № 83).
Изменения в перечне товаров, цены на которые регулируются
Из перечня социально значимых товаров, цены на которые регулируются в течение 90 дней (с 1 января по 31 марта 2021 г.), исключены:
• рыба свежая (семейство карповых);
• соль поваренная пищевая (в том числе йодированная, фторированная);
• чай черный байховый весовой и фасованный, без вкусовых и ароматических добавок, без дополнительного растительного сырья.
Таким образом, с 1 января 2021 г. цены на эти товары устанавливаются с учетом конъюнктуры рынка.
Уточнено, что регулирование цен не распространяется на высококачественную говядину в полутушах и четвертинах (до 1 января 2021 г. регулирование не распространялось на высококачественную говядину в виде крупнокусковых мясных бескостных и мясокостных натуральных полуфабрикатов).
В перечень товаров, цены на которые регулируются, включены вареные колбасные изделия высшего сорта.
Изменение предельных максимальных надбавок импортера, максимальных оптовых и торговых надбавок
Размер предельных максимальных надбавок импортера, максимальных оптовых надбавок, торговых надбавок (с учетом оптовой надбавки):
• на масло подсолнечное и рапсовое, за исключением купажированного (смешанного) масла, масла для фритюра, - увеличился с 20 до 25 %;
• на остальные социально значимые товары, оставшиеся в перечне, - не изменился.


Предельные минимальные цены на сахар
В связи тем что с 1 января 2021 г. утратило силу постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 30.12.2019 № 99 «Об установлении предельных минимальных цен на сахар белый кристаллический», с 1 января 2021 г. предельные минимальные цены на сахар белый кристаллический не применяются.
05.01.2021
Сергей Шкирман, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»