Вопрос-ответ от 30.09.2008
Автор: Хаданович А.

В каких случаях по финансовым операциям, попадающим под признак подозрительности, предусмотренным подпунктом 32.44 Инструкции об осуществлении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями мер по предотвращению и выявлению финансовых операций, связанных с легализацией доходов, полученных незаконным путем, и финансированием террористической деятельности, необходимо представлять специальные формуляры регистрации финансовых операций, подлежащих особому контролю?


 

Материал помещен в архив

 

ВОПРОС: Во всех ли случаях по финансовым операциям, попадающим под признак подозрительности, предусмотренным подп.32.44 Инструкции об осуществлении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями мер по предотвращению и выявлению финансовых операций, связанных с легализацией доходов, полученных незаконным путем, и финансированием террористической деятельности, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 28.02.2008 № 34, необходимо представлять специальные формуляры регистрации финансовых операций, подлежащих особому контролю?

  

ОТВЕТ: Во исполнение рекомендации 13 FATF (примечание), предусматривающей обязанность финансового учреждения немедленно информировать подразделение финансовой разведки при подозрении или наличии разумных оснований подозревать, что средства являются доходом от преступной деятельности или связаны с финансированием терроризма, Инструкцией об осуществлении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями мер по предотвращению и выявлению финансовых операций, связанных с легализацией доходов, полученных незаконным путем, и финансированием террористической деятельности, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 28.02.2008 № 34 (далее - Инструкция), определены критерии выявления и признаки подозрительных финансовых операций. Целью установления такого перечня является не автоматическое направление специальных формуляров по финансовым операциям при их формальном соответствии признакам подозрительности, а его использование в качестве методологической помощи для работников банка, которые проводят финансовые операции клиентов, анализируют представленные клиентом документы, заполняют специальные формуляры и составляют сообщения о подозрительных финансовых операциях.

Для того чтобы не ограничивать банки рамками перечня, одним из признаков подозрительных финансовых операций является совершение финансовой операции, не соответствующей ни одному из критериев выявления и признаков подозрительных финансовых операций, определенных подп.32.1-32.44 Инструкции и (или) правилами внутреннего контроля банка, в отношении которой у банка возникают подозрения, что она совершается в целях легализации доходов, полученных незаконным путем, либо финансирования террористической деятельности.

На основании того, что подозрительность носит субъективный характер, Инструкцией предусмотрена процедура, регламентирующая действия банка при выявлении финансовой операции, вызывающей подозрения. Так, при проведении финансовой операции, которая формально соответствует критериям выявления и признакам подозрительных финансовых операций, определенным Инструкцией и правилами внутреннего контроля, операционным работником банка составляется сообщение ответственному должностному лицу, содержащее сведения о финансовой операции. После рассмотрения необходимых документов по такой финансовой операции ответственным должностным лицом принимается окончательное решение о направлении либо ненаправлении по ней специального формуляра.

Для отнесения финансовой операции, вызывающей подозрения, к финансовой операции, подлежащей особому контролю, банк должен руководствоваться:

- критериями выявления и признаками подозрительных финансовых операций, определенными Инструкцией и правилами внутреннего контроля банка;

- сведениями о проводимой финансовой операции, необходимыми для понимания сути и деталей совершения финансовой операции;

- сведениями о совершенных за предыдущий период финансовых операциях с целью подтверждения оснований отнесения либо неотнесения проводимой финансовой операции к подлежащей особому контролю;

- сведениями, полученными в ходе идентификации клиента, для понимания сущности и характера его деятельности.

В процедуре принятия решения важно наличие именно обоснованных подозрений для отнесения (неотнесения) финансовой операции к подозрительной, а также комплекта документов, анализируя которые можно сделать однозначный вывод о необходимости направления (ненаправления) специального формуляра.

В случае когда ответственное должностное лицо банка принимает решение о признании отраженной в сообщении финансовой операции неподозрительной, запись его решения с обоснованием в обязательном порядке фиксируется в сообщении.

  

Примечание. FATF (Financial Action Task Force on Money Laundering) - Международная организация по борьбе с отмыванием преступных доходов, устанавливающая стандарты и разрабатывающая политику в области борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма.

  

30.09.2008 г.

  

Анжелика Хаданович, главный экономист Главного управления валютного регулирования и валютного контроля Национального банка Республики Беларусь

 

От редакции: В постановление Правления Нацбанка РБ от 28.02.2008 № 34 «Об утверждении Инструкции об осуществлении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями мер по предотвращению и выявлению финансовых операций, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием террористической деятельности» на основании постановлений Правления Нацбанка РБ от 26.06.2009 № 86 и от 31.08.2010 № 375 внесены изменения и дополнения.