


Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь
ВОПРОС: В ходе аудиторской проверки, проводившейся с целью подтверждения достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, указано, что в организации не соблюдается порядок оформления дел с бухгалтерскими документами, подготавливаемыми для дальнейшего хранения: документы подшивались в скоросшиватели по мере совершения операций с оформлением обложки дела.
Как правильно оформлять дела с бухгалтерскими документами?
ОТВЕТ: Порядок оформления зависит от вида документов и сроков их хранения.
Все заводимые дела подлежат частичному оформлению, которое предполагает оформление обложки дела с указанием следующих реквизитов:
• наименование вышестоящей организации;
• наименование организации, структурного подразделения или функции (направления деятельности) организации в соответствии с номенклатурой дел;
• индекс дела по номенклатуре дел;
• заголовок дела;
• срок хранения дела (пп.181, 182 Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4, далее - Инструкция по делопроизводству).
Но в отношении бухгалтерских документов установлены особые требования.
Требования к хранению документов бухгалтерского учета и отчетности:
1) организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, отчетность, другие документы, связанные с ведением бухгалтерского учета и составлением отчетности, в течение сроков, установленных законодательством Республики Беларусь;
2) при хранении первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетности, других документов, связанных с ведением бухгалтерского учета и составлением отчетности, должна обеспечиваться их защита от несанкционированного доступа;
3) руководитель организации несет ответственность за организацию хранения первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетности, других документов, связанных с ведением бухгалтерского учета и составлением отчетности (ст.18 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности»).
![]() |
Справочно В СССР было издано Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденное Министерством финансов СССР 29.07.1983 № 105, согласно подп.6.4 п.6 которого обработанные вручную первичные документы текущего месяца, относящиеся к определенному учетному регистру, комплектуются в хронологическом порядке и сопровождаются справкой для архива. Кассовые ордера, авансовые отчеты, выписки банка с относящимися к ним документами подбираются в хронологическом порядке и переплетаются. |
Первичные учетные документы брошюруются в бухгалтерии по участкам учета в хронологическом порядке по номерам пачек за месяц (часть вторая п.26 Инструкции о порядке организации бухгалтерского учета бюджетными организациями и централизованными бухгалтериями, обслуживающими бюджетные организации, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 08.02.2005 № 15).
По истечении каждого отчетного месяца все мемориальные ордера, мемориальные ордера - накопительные ведомости вместе с относящимися к ним документами подбираются в хронологическом порядке и брошюруются. При незначительном количестве документов брошюровку можно производить за 2-3 месяца и более в одну папку. На обложке надписываются:
• наименование организации;
• название и порядковый номер папки (дела);
• отчетный период - год и месяц;
• начальный и последний номера мемориальных ордеров;
• количество листов в деле (п.25 названной Инструкции).
Дела постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения, в том числе по личному составу, после их завершения делопроизводством подлежат полному оформлению. К такой категории документов относятся, например, бухгалтерская отчетность организации за год, лицевые счета работников.
Полное оформление дела предполагает:
• систематизацию документов дела;
• подшивку или переплет дела;
• нумерацию листов в деле;
• составление внутренней описи документов дела в предусмотренных случаях;
• составление листа-заверителя дела;
• оформление обложки дела (п.183 Инструкции по делопроизводству).
При полном оформлении на обложке дела указываются следующие реквизиты:
• наименование вышестоящей организации;
• наименование организации;
• наименование структурного подразделения или функции (направления деятельности) организации в соответствии с номенклатурой дел;
• индекс дела по номенклатуре дел, номер тома (части) дела (если дело состоит из нескольких томов (частей));
• заголовок дела;
• дата (крайние даты) дела;
• количество листов в деле;
• срок хранения дела;
• архивный шифр.
26.03.2019
Екатерина Дернович, старший научный сотрудник отдела документоведения Белорусского научно-исследовательского института документоведения и архивного дела