


Материал помещен в архив
ВОПРОС: В организации есть три подразделения:
• по оказанию услуг по разработке и консультированию в области программного обеспечения по безналичному расчету юридическим лицам;
• по оказанию услуг по техническому обслуживанию и ремонту компьютерной и оргтехники на месте у заказчика по безналичному расчету юридическим лицам;
• мастерская по ремонту компьютерной техники, которая оказывает услуги по техническому обслуживанию и ремонту компьютерной и оргтехники для физических лиц за наличный расчет и для юридических лиц по безналичному расчету. В мастерской имеется один кассовый аппарат.
Все подразделения находятся по одному юридическому адресу.
С 16 июня 2013 г. на основании Положения о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, банковских платежных карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр, утвержденного постановлением Совета Министров РБ, Нацбанка РБ от 06.07.2011 № 924/16 (далее - Положение № 924/16), уменьшились нормы выручки, требуемые для обязательного оснащения объектов торговли (услуг) терминалами.
Выручка по всей организации за 2013 г. превысила 3 750 базовых величин, а выручка по мастерской за 2013 г. менее 3 750 базовых величин.
Обязана ли организация установить платежный терминал в мастерской? Если да, то в течение какого периода?
ОТВЕТ: Не обязана.
Организации, оказывающие платные услуги на объектах бытового обслуживания населения, в которых выручка от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг за предыдущий календарный год превысила 3 750 базовых величин, обязаны установить платежные терминалы (п.9 Положения № 924/16). Количество устанавливаемых платежных терминалов должно составлять в процентном отношении к количеству используемых единиц кассового оборудования указанных объектов в течение первого календарного года не менее 50 %, в течение второго календарного года - 100 %.
При этом не подлежат оснащению платежными терминалами объекты бытового обслуживания населения, расположенные в сельских населенных пунктах, с количеством работников, непосредственно оказывающих бытовые услуги, не более трех человек в одну смену (п.3 Перечня объектов, подлежащих оснащению платежными терминалами для регистрации операций, производимых с использованием банковских платежных карточек, приведенного в приложении 1 к Положению № 924/16).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 22 июля 2014 г. п.9 Положения № 924/16 исключен постановлением Совета Министров РБ и Нацбанка РБ от 21.05.2014 № 489/7. С этой же даты указанным постановлением установлен новый Перечень объектов, в которых юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны установить платежные терминалы. С 25 июня 2015 г. постановлением Совета Министров РБ и Нацбанка РБ от 19.06.2015 № 516/15 в постановление № 924/16 внесены изменения и дополнения. В частности, название Перечня изменено на перечень объектов (видов деятельности), в которых (при осуществлении которых) юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны установить и использовать платежные терминалы. |
Ремонт компьютерной техники в соответствии с общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 015-2003 «Услуги населению» (код 013325) относится к группе «Бытовые услуги» (код 010000), подгруппа «Ремонт бытовых приборов» (код 013300). Отношения между исполнителями и потребителями при оказании бытовых услуг, в т.ч. по ремонту бытовых приборов, урегулированы в Правилах бытового обслуживания потребителей, утвержденных постановлением Совета Министров РБ от 14.12.2004 № 1590.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2015 г. общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 015-2003 «Услуги населению» отменен постановлением Госстандарта РБ от 28.03.2014 № 14. С 8 июля 2018 г. следует руководствоваться Правилами № 1590 с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров РБ от 29.06.2018 № 515. |
Согласно п.2 указанных Правил под бытовой услугой понимают действия исполнителя по удовлетворению потребностей потребителя. При этом на основании ст.1 Закона РБ от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей» потребитель - это физическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее, приобретающее товар (работу, услугу) или использующее товар (результат работы, услугу) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Таким образом, в данной ситуации объектом бытового обслуживания населения является мастерская по ремонту компьютерной техники, которая оказывает услуги по техническому обслуживанию и ремонту компьютерной и оргтехники для физических лиц. И поскольку ее выручка за 2013 г. не превысила 3 750 базовых величин, норма, предписывающая оснащение данного объекта бытового обслуживания населения платежным терминалом, установленная в п.9 Положения № 924/16, на данное юридическое лицо не распространяется.
Следует обратить внимание, что конкретные даты, до наступления которых субъекты предпринимательской деятельности обязаны установить платежные терминалы при достижении указанного выше размера выручки, в Положении № 924/16 не установлены. А, следовательно, поскольку срок обязанности установления платежных терминалов ограничен календарным годом, то окончательной датой, до которой субъект обязан установить необходимое количество платежных терминалов, является 31 декабря соответствующего календарного года, следующего за годом, в котором выручка достигла указанных размеров.
07.02.2014
Яна Глинская, экономист