Вопрос-ответ от 03.10.2018
Автор: Семич В.

В организации много филиалов, удаленных друг от друга, которые имеют разную специфику работы. В некоторых филиалах численность работников достигает 250 человек. Целесообразно ли создание централизованного отдела охраны труда или лучше в каждом филиале назначить по инженеру по охране труда (специалисту по охране труда) от данной организации?


 

Материал помещен в архив

 

ВОПРОС: В организации много филиалов, удаленных друг от друга, которые имеют разную специфику работы. В некоторых филиалах численность работников достигает 250 человек.

Целесообразно ли создание централизованного отдела охраны труда или лучше в каждом филиале назначить по инженеру по охране труда (специалисту по охране труда) от данной организации?

 

ОТВЕТ: На усмотрение нанимателя.

Для организации работы по охране труда и осуществления контроля за соблюдением законодательства об охране труда наниматель в установленном законодательством порядке создает службу охраны труда, вводит в штат должность специалиста по охране труда или возлагает соответствующие обязанности по охране труда на уполномоченное им должностное лицо либо привлекает юридическое лицо (индивидуального предпринимателя), аккредитованное (аккредитованного) на оказание услуг в области охраны труда, в соответствии с законодательством (часть первая ст.20 Закона Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее - Закон), часть первая ст.227 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК)).

Структура и численность службы охраны труда устанавливаются в зависимости от численности работников, характера и степени опасности факторов производственной среды и трудового процесса, наличия опасных производственных объектов, работ с повышенной опасностью (часть вторая ст.20 Закона, часть вторая ст.227 ТК).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 января 2020 г. ст.227 ТК утратила силу Законом Республики Беларусь от 18.07.2019 № 219-З. Комментарий см. здесь.

С 28 июня 2020 г. ст.20 Закона изложена в новой редакции Законом Республики Беларусь от 18.12.2019 № 274-З. Комментарий см. здесь.

 

Нормативы численности специалистов по охране труда на предприятиях утверждены постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 23.07.1999 № 94 (далее - Нормативы численности).

Нормативы численности разработаны с учетом следующих факторов:

• среднесписочной численности работников;

• среднемесячной численности вновь принимаемых работников;

• количества самостоятельных структурных подразделений в организации;

• численности работающих, занятых на рабочих местах с вредными и опасными условиями труда (часть первая п.1.5 Нормативов численности).

Законодательство не устанавливает конкретного требования к организации работы службы охраны труда, поэтому предлагаем два возможных варианта организации работы службы охраны труда.

Вариант 1. Наниматель создает централизованную (согласно терминологии вопроса) службу охраны труда, в которой сосредоточены все специалисты по охране труда. При этом в должностных инструкциях за каждым специалистом закрепляются круг вопросов и подразделение, где он должен осуществлять соответствующую деятельность.

Вариант 2. В штатное расписание каждого филиала организации вводится должность специалиста по охране труда, а в штатном расписании самой организации - должность специалиста по охране труда, который осуществляет методическое руководство специалистов по охране труда в филиалах. Возможно возложение методического руководства деятельностью специалистов по охране труда в филиалах на другое должностное лицо.

Какой вариант организации работы службы охраны будет более эффективным, зависит не только от изложенных, но и от многих других заслуживающих внимания обстоятельств.

Однако при любой организации работы службы охраны труда наниматель несет полную ответственность за соблюдение требований по охране труда, установленных законодательством.

 

03.10.2018

 

Владимир Семич, инженер, член общественного объединения «Сообщество трудового права»