


Материал помещен в архив
ВОПРОС: В организации водитель постоянно не укладывается в установленные в организации нормы расхода топлива и утверждает: это происходит из-за того, что машина 1996 года выпуска.
Как убедиться в том, что водитель не сливает топливо?
ОТВЕТ: В первую очередь следует убедиться в исправности карбюратора, форсунок в дизельных двигателях и двигателя автомобиля.
Если указанные узлы автомобиля исправны и правильно отрегулированы, то можно воспользоваться подп.10.17 п.10 Инструкции о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 31.12.2008 № 141 (далее - Инструкция № 141). В этом подпункте указано, что норма расхода топлива повышается не более чем на 8 % для механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования с истекшим нормативным сроком службы в соответствии с Нормативными сроками службы, утвержденными постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 30.09.2011 № 161.
Если и при увеличении нормы водитель не укладывается в них, следует проверить его добропорядочность.
Это можно сделать различными способами.
Первый способ - изыскать возможность и на какое-то время за данным автомобилем закрепить другого водителя и более тщательно и ежедневно контролировать расход топлива по показаниям спидометра и остатку топлива в баке по показаниям прибора его учета.
Второй способ, который представляется наиболее целесообразным и достоверным. Бак автомобиля в начале рабочего дня заправляется полностью. Вместе с водителем в течение рабочего дня в автомобиле находится лицо, которое несет ответственность за эксплуатацию транспорта и отражает пробег автомобиля согласно данным спидометра. При этом следует отражать пробег автомобиля с учетом факторов, влияющих на повышение и понижение линейной нормы расхода топлива, предусмотренных Инструкцией № 141.
В конце рабочего дня бак автомобиля также следует заполнить до полного его объема. Количество заправленного в конце дня топлива и будет равно количеству, израсходованному в течение дня на зафиксированный пробег в различных условиях эксплуатации.
Сравнивая фактический расход с расчетом расхода топлива по установленным нормам можно сделать определенные выводы о правильности их установления и о добропорядочности водителя.
Если причина в установленных нормах, то, по мнению автора, следует:
• изменить размер повышения норм (в пределах допустимого);
• четче учитывать пробег в различных условиях, которые влияют на норму расхода топлива.
Для контроля нормы следует обратиться в БелНИИТ «Транстехника».
30.08.2017
Евгений Микулич, экономист