Вопрос-ответ от 17.04.2015
Автор: Прохожая В.

В организации заключен договор, в котором обязательства выражены в белорусских рублях эквивалентно сумме в иностранной валюте. Организации поступила предоплата в размере 10 % по курсу на дату оплаты. Затем к договору было подписано дополнительное соглашение, согласно которому стоимость обязательств определена в белорусских рублях. На дату оплаты курс доллара вырос, но заказчик отказывается платить разницу между курсом на дату составления акта и на дату оплаты. Прав ли заказчик?


 

Материал помещен в архив

 

ВОПРОС: В организации заключен договор, согласно которому обязательства заказчика были выражены в белорусских рублях эквивалентно сумме в иностранной валюте (10 000 долл. США).

Организации поступила предоплата в размере 10 % по курсу на дату оплаты - 13 760 руб.

Затем к договору было подписано дополнительное соглашение, согласно которому стоимость обязательств была определена в белорусских рублях исходя из поступившей предоплаты и 90 % задолженности по курсу на дату подписания акта - 14 330 руб.

Заказчик оплатил 90 % стоимости обязательств по курсу на дату составления акта.

Однако на дату оплаты курс доллара США значительно вырос (15 400 руб.), и заказчик отказывается платить разницу между курсом на дату составления акта и на дату оплаты.

Прав ли в данном случае заказчик?

 

ОТВЕТ: Прав.

В денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в белорусских рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах («специальных правах заимствования» и др.). В этом случае подлежащая оплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законодательством или соглашением сторон (часть вторая п.1 ст.298 Гражданского кодекса Республики Беларусь).

Таким образом, если в договоре указана дата, на которую определяется курс иностранной валюты, то задолженность в иностранной валюте пересчитывается в белорусские рубли именно на эту дату, а не на день платежа.

В ситуации, изложенной в вопросе, обязательства по договору в иностранной валюте заменены на обязательства в белорусских рублях. Причем размер этих обязательств в неоплаченной части зафиксирован по курсу на дату составления дополнительного соглашения к договору.

Таким образом, размер обязательств по договору на основании дополнительного соглашения составил 142 730 000 бел.руб. (1 000 долл. США х 13 760 + 9 000 долл. США х 14 330).

Поэтому заказчик правильно оплатил задолженность в сумме 128 970 000 бел.руб. (9 000 долл. США х 14 330).

Причин требовать погашения задолженности по курсу доллара на день платежа на основании заключенного дополнительного соглашения у организации-кредитора нет.

 

17.04.2015

 

Валентина Прохожая, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»