Вопрос-ответ от 02.03.2018
Автор: Зубко Л.

В предпраздничные дни в магазинах и объектах общественного питания применяются скидки на реализуемые товары и продукцию общественного питания. Каким образом следует доводить информацию о таких скидках? Достаточно ли баннера или таблички на кассе с информацией о проценте скидки без указания размера скидки на каждом ценнике товара? При оформлении ценников достаточно ли указывать рядом с розничной ценой процент скидки без обозначения цены со скидкой?


 

Материал помещен в архив

 

ВОПРОС: В предпраздничные дни в магазинах и объектах общественного питания применяются скидки на реализуемые товары и продукцию общественного питания.

Каким образом следует доводить информацию о таких скидках? Достаточно ли баннера или таблички на кассе с информацией о проценте скидки без указания размера скидки на каждом ценнике товара? При оформлении ценников достаточно ли указывать рядом с розничной ценой процент скидки без обозначения цены со скидкой?

 

ОТВЕТ: Законом Республики Беларусь от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей» установлено, что информация о товарах (работах, услугах) должна содержать цену товара (работ, услуг) (подп.2.5 п.2 ст.7), которая в соответствии с нормативными предписаниями Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.07.2014 № 703 (далее - Правила № 703), доводится продавцом до сведения потребителей посредством ценников (прейскурантов), оформленных в установленном порядке.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 23 декабря 2018 г. согласно подп.2.5 п.2 ст.7 Закона № 90-З информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать цену и условия оплаты товаров (работ, услуг), если эти условия отличаются от обычных условий оплаты соответствующих товаров (работ, услуг) (в редакции Закона Республики Беларусь от 13.06.2018 № 111-З).

С 2 апреля 2021 г. следует руководствоваться Правилами № 703 с учетом изменений, внесенных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2020 № 774.

 

Порядок предоставления скидок с розничных цен утверждается в форме единого документа (например, положения) или совокупности внутренних документов (приказов, решений, распоряжений и др.). Сроки действия утвержденного порядка, условия внесения в него изменений и дополнений, ассортимент товаров, при реализации которых применяются скидки, а также условия предоставления скидок определяются розничными организациями самостоятельно с учетом складывающейся экономической ситуации и применяемой маркетинговой и учетной политики.

Цены товаров, реализуемых продавцом, а также иные условия договора должны быть одинаковыми для всех покупателей, за исключением случаев, когда законодательство допускает предоставление льгот отдельным категориям потребителей.

Цена товара указывается в белорусских рублях. Указание цены товара в белорусских рублях и иностранной валюте допускается в установленных законодательством случаях реализации товаров за иностранную валюту.

В случае если скидка предоставляется на определенное наименование товара, ценник на этот товар оформляется в установленном порядке. Продавец может указать на ценнике два значения цены - без скидки и с учетом скидки. При этом цена без скидки может быть перечеркнута, а на свободном месте указана цена с учетом скидки. Скидка может быть указана в процентном выражении либо в абсолютном выражении в денежных единицах (часть третья п.21 Правил № 703).

При проведении мероприятий, направленных на продвижение товаров (распродажи товаров, выставки-продажи товаров, предоставление скидок с цены товаров, другие мероприятия), ценник на товары может выделяться цветом, формой или другим способом, за исключением товаров, в целях стимулирования продажи которых проведение рекламных и иных подобных мероприятий законодательными актами Республики Беларусь запрещено (часть вторая п.22 Правил № 703).

 

внимание

Обратите внимание!

Организация и проведение рекламных мероприятий (в том числе рекламных акций) в целях стимулирования реализации пива, слабоалкогольных напитков запрещается (п.2 ст.17 и п.2 ст.18 Закона Республики Беларусь от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе»).

Следовательно, наличие в рекламе, на ценниках на пиво, слабоалкогольные и алкогольные напитки информации о снижении их стоимости, о размере скидки (например, «Акция! %») является рекламным мероприятием в целях стимулирования реализации этих напитков и в силу приведенных норм вышеназванного Закона запрещается.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 8 июля 2021 г. следует руководствоваться п.2 ст.17 и п.2 ст.18 Закона № 225-З в ред. Закона от 04.01.2021 № 82-З. Комментарии см. здесь.

 

При продаже товаров, продукции общественного питания, на которые предоставлена скидка, в кассовом чеке печатается информация о ее размере по каждому указанному в кассовом чеке наименованию реализуемых со скидкой товаров, продукции общественного питания и общая сумма скидки по кассовому чеку в абсолютном выражении в денежных единицах.

При предоставлении покупателям скидок в реестр розничных цен и (или) меню, прейскурант изменения не вносятся.

Для информирования потребителей торговая организация размещает информацию о видах скидок и условиях их предоставления в торговом объекте (зале) на видном и доступном месте, в средствах массовой информации, на интернет-сайте, иным доступным способом, не противоречащим законодательству.

В зависимости от вида выкладки товара (в холодильных витринах, на стеллажах, паллетах, горках) могут использоваться ценники разной формы, вида и размера. При этом для каждого вида выкладки товаров рекомендуется использовать ценники одной формы, вида, размера и цвета.

 

02.03.2018

 

Людмила Зубко, экономист