


Материал помещен в архив
ВОПРОС: В предпраздничные дни в магазинах и объектах общественного питания устанавливаются скидки на реализуемые товары и продукцию общественного питания.
Каким образом следует указывать информацию о таких скидках? Достаточно ли баннера или таблички на кассе с указанием процента скидки без указания при этом какой-либо информации о скидке на каждом индивидуальном ценнике товара? При оформлении скидок на ценниках достаточно ли обозначить рядом с розничной ценой процент скидки без указания новой цены со скидкой?
ОТВЕТ: Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать цену товаров (работ, услуг) (подп.2.5 п.2 ст.7 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей»), которая в соответствии с предписаниями части пятой п.22 Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.07.2014 № 703 (далее - Правила № 703), доводится продавцом до сведения потребителей посредством ценников (прейскурантов), оформленных в установленном порядке.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 декабря 2018 г. согласно подп.2.5 п.2 ст.7 Закона № 90-З информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать цену и условия оплаты товаров (работ, услуг), если эти условия отличаются от обычных условий оплаты соответствующих товаров (работ, услуг) (в редакции Закона Республики Беларусь от 13.06.2018 № 111-З). С 2 апреля 2021 г. следует руководствоваться Правилами № 703 с учетом изменений, внесенных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2020 № 774. Согласно п.39 новой редакции Правил № 703 информация о продукции общественного питания, товарах, услугах, связанных с осуществлением общественного питания, может доводиться до сведения покупателей посредством меню, винной карты, ценников, иными способами. Комментарии см. здесь. |
Порядок предоставления скидок с розничных цен оформляется либо единым документом (например, положением о скидках), либо совокупностью внутренних документов (приказов, решений, распоряжений и др.). Сроки действия принятых документов, порядок внесения в них изменений и дополнений, ассортимент товаров, при реализации которых применяются скидки, а также условия их предоставления определяются розничными организациями самостоятельно с учетом складывающейся экономической ситуации и применяемой маркетинговой и учетной политики.
На основании п.2 ст.396 Гражданского кодекса Республики Беларусь цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законодательством допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
Цена товара указывается в белорусских рублях. Указание цены в белорусских рублях и иностранной валюте допускается в установленных законодательством случаях реализации товаров, продукции общественного питания за иностранную валюту (часть вторая п.21 Правил № 703).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 2 апреля 2021 г. согласно п.19 новой редакции Правил № 703 цена товаров, продукции общественного питания указывается в белорусских рублях, если иное не установлено актами законодательства. Комментарии см. здесь. |
В случае если скидка предоставляется на определенное наименование товара, ценник на этот товар оформляется в установленном порядке. Продавец может указать на ценнике две цены - без скидки и с учетом скидки. Цена без скидки может быть перечеркнута, а на свободном месте указана цена с учетом скидки в процентном выражении либо в абсолютном выражении в денежных единицах.
Так, на основании части третьей п.21 Правил №703 при предоставлении скидок информация об их размере доводится до покупателей в процентном отношении к установленной цене товаров либо в абсолютном выражении в денежных единицах. При проведении мероприятий, направленных на продвижение товаров (распродажи товаров, выставки-продажи товаров, предоставление скидок с цены товаров, другие мероприятия), ценник на товары может выделяться цветом, формой или другим способом, за исключением товаров, в целях стимулирования продажи которых проведение рекламных и иных подобных мероприятий законодательными актами Республики Беларусь запрещено (часть вторая п.22 Правил № 703).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 2 апреля 2021 г. согласно п.112 новой редакции Правил № 703 информация о размере скидок доводится до сведения покупателей в процентном отношении к цене товаров, продукции общественного питания без учета скидок либо в абсолютном выражении в денежных единицах на ценниках, в меню или иными доступными способами. Комментарии см. здесь. |
![]() |
Обратите внимание! Организация и проведение рекламных мероприятий (в том числе рекламных акций) в целях стимулирования реализации алкогольных напитков, пива, слабоалкогольных напитков запрещается (часть первая п.2 ст.17 и часть первая п.2 ст.18 Закона Республики Беларусь от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе»). Следовательно, наличие в рекламе, на ценниках на пиво, слабоалкогольные и алкогольные напитки информации о снижении их стоимости, размере скидки (например, «Акция! %») признается рекламным мероприятием, направленным на стимулирование реализации вышеуказанных напитков, что запрещено нормами названного Закона. |
При продаже товаров, продукции общественного питания, на которые предоставлена скидка, в кассовом чеке печатается информация о ее размере по каждому наименованию реализуемых со скидкой товаров, продукции общественного питания и общая сумма скидки по кассовому чеку в абсолютном выражении в денежных единицах.
При предоставлении покупателям скидок в реестр розничных цен и (или) меню, прейскурант цен на услуги изменения не вносятся.
Для информирования потребителей торговая организация размещает информацию о видах скидок и условиях их предоставления в торговом объекте (зале) на видном и доступном месте, средствах массовой информации, на сайте, иным доступным способом, не противоречащим законодательству.
В зависимости от вида выкладки товара (в холодильных витринах, стеллажах, паллетах, горках) могут использоваться ценники разной формы, вида и размера. При этом для каждого вида выкладки товаров рекомендуется использовать ценники одной формы, вида, размера и цвета.
28.03.2017
Людмила Зубко, главный специалист отдела финансов государственного учреждения «Главное управление потребительского рынка Мингорисполкома»