


Материал помещен в архив
ВОПРОС: В соответствии с Правилами продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.07.2014 № 703 (далее - Правила продажи товаров), продавец вправе предоставлять скидку.
Будет ли считаться, что товар продается покупателю со скидкой, если скидка предоставлена поставщиком товаров на отпускную цену? Каковы правила предоставления информации о скидках покупателю?
ОТВЕТ: Не будет.
Скидка - снижение цены товаров, продукции общественного питания, предоставляемое продавцом покупателю (абзац 23 п.2 Правил продажи товаров).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 21 февраля 2019 г. следует руководствоваться определением понятия «скидка» согласно абзацу 9 п.2 Правил продажи товаров, изложенных в новой редакции постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.11.2018 № 824: «снижение продавцом установленной им розничной цены товаров, продукции общественного питания». |
В соответствии с письмом Министерства торговли Республики Беларусь от 25.01.2012 № 07-09/37к «О предоставлении скидок» субъекты хозяйствования, осуществляющие розничную торговлю, предоставляют потребителям скидки со сформированной розничной цены. Скидки могут быть сезонные, в определенные часы работы магазина, к праздникам, отдельным категориям граждан и т. д.
Предоставление потребителям скидок осуществляется на основании порядка о предоставлении скидок, который субъекты хозяйствования (продавец) разрабатывают и утверждают самостоятельно. В нем указываются виды скидок, конкретные размеры (уровень) скидок, условия предоставления каждого вида скидки, а также при необходимости перечень товаров, услуг, на которые предоставляются скидки, работников субъекта хозяйствования, отвечающих за проведение этой работы.
Таким образом, продавец должен сначала сформировать розничную цену, а только затем предоставить скидку. При этом согласно части первой п.21 Правил продажи товаров цена товаров, а также иные условия договора розничной купли-продажи должны быть одинаковыми для всех покупателей, за исключением случаев, когда законодательством Республики Беларусь допускается предоставление льгот (скидок) для отдельных категорий покупателей. Таким образом, условия предоставления скидок должны быть одинаковыми для всех потребителей.
![]() |
Обратите внимание! Снижение отпускной цены поставщика не является скидкой в значении Правил продажи товаров. |
В соответствии с нормативными предписаниями Правил продажи товаров информация о скидках на товар доводится до потребителя двумя способами:
1) до продажи товара - на ценниках. Продавец обязан обеспечить наличие ценников на товары с указанием наименования товаров, их сорта, массы и меры товаров, цены товаров за единицу массы, меры или единицу товаров, страны происхождения товаров, даты оформления ценника (часть первая п.22 Правил продажи товаров).
При предоставлении скидок информация об их размере доводится до покупателей в процентном отношении к установленной цене товаров либо в абсолютном выражении в денежных единицах (часть третья п.21 Правил продажи товаров).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 21 февраля 2019 г. согласно п.18 новой редакции Правил продажи товаров цена товаров, продукции общественного питания, а также иные условия договора розничной купли-продажи должны быть одинаковыми для всех покупателей, за исключением случаев предоставления отдельным категориям покупателей скидок, а также при проведении иных мероприятий, направленных на продвижение товаров, продукции общественного питания и привлечение покупателей. Информация о размере скидок доводится до сведения покупателей в процентном отношении к установленной цене товаров, продукции общественного питания либо в абсолютном выражении в денежных знаках на ценниках, в меню, иными способами. |
При проведении мероприятий, направленных на продвижение товаров (в том числе и предоставление скидок с цены товаров), ценник на товары может выделяться цветом, формой или другим способом, за исключением товаров, в целях стимулирования продажи которых проведение рекламных и иных подобных мероприятий законодательными актами Республики Беларусь запрещено (часть вторая п.22 Правил продажи товаров).
![]() |
Обратите внимание! В соответствии с п.2 ст.17, п.2 ст.18 Закона Республики Беларусь от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе» организация и проведение рекламных мероприятий (в том числе рекламных акций) в целях стимулирования реализации алкогольных напитков, пива и слабоалкогольных напитков запрещаются. Наличие на ценниках на пиво, слабоалкогольные и алкогольные напитки информации о снижении их стоимости, размере скидки («Акция! %») признается рекламным мероприятием в целях стимулирования реализации пива, слабоалкогольных и алкогольных напитков и в силу приведенных норм названного Закона запрещается. |
Таким образом, при предоставлении скидок продавец доводит до сведения покупателей информацию о розничной цене и размере скидки в зависимости от ее характера (сезонная, в определенные часы работы магазина, к праздникам, отдельным категориям граждан и т. д.). При этом возможны различные варианты предоставления такой информации: старая цена перечеркивается и указывается цена с учетом скидки либо указывается размер скидки в процентном отношении либо в рублях;
2) при оплате товара - в чеке. При продаже товаров, на которые предоставлена скидка, в кассовом чеке печатаются информация о ее размере по каждому наименованию продаваемых со скидкой товаров, продукции общественного питания, указанному в кассовом чеке, и общая сумма скидки по кассовому чеку в абсолютном выражении в денежных единицах (часть четвертая п.21 Правил продажи товаров).
18.11.2015
Светлана Войцеховская, юрист, с 2006 по 2012 год - консультант управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства торговли Республики Беларусь