


Материал помещен в архив
ВОПРОС (СП «БЛ»): В связи с расширением ассортимента реализуемых товаров и рынков сбыта организация на основании приказа руководителя о проведении рекламных презентаций товаров передает другим юридическим лицам Республики Беларусь рекламные образцы товаров для изучения их свойств, апробирования, проведения внутренних испытаний, в целях возможного заключения договоров купли-продажи на эти товары в будущем. В некоторых случаях рекламные образцы доставляются потенциальным клиентам наемным транспортом за счет организации-отправителя по накладным в другие города Республики Беларусь. В накладных указывается, что передаются именно рекламные образцы (т.е. оплата за них производиться не будет).
Признается ли передача рекламных образцов конкретным потенциальным покупателям рекламными расходами организации или же такая передача подпадает под безвозмездную передачу и является объектом обложения НДС?
Если осуществляется безвозмездная передача, то признаются ли объектом обложения НДС (на основании каких нормативно-правовых актов) транспортные расходы передающей стороны по данной доставке в случаях:
• передающая сторона использует для доставки собственный транспорт;
• передающая сторона заключила договор с транспортной организацией и оплатила ей транспортные услуги?
ОТВЕТ: Объектом обложения НДС признается оборот по безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь (подп.1.1.3 п.1 ст.93 Налогового кодекса РБ (далее - НК)).
Согласно письму МНС РБ от 12.11.2012 № 2-1-10/2282 «Об актуальных вопросах по налогу на добавленную стоимость в 2012 году» (вопрос 8) в связи с тем, что списание имущества, предназначенного для проведения рекламных игр и (или) рекламных акций, признается расходами, передача вышеуказанного имущества участнику рекламной игры или рекламной акции не является объектом налогообложения НДС.
Исходя из разъяснения, размещенного на сайте Министерства по налогам и сборам РБ 4 января 2014 г., товары, передаваемые организатору рекламной игры, относятся на затраты организации как рекламные расходы и их передача не облагается НДС.
Вместе с тем в соответствии с Законом РБ от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе»:
• реклама - информация об объекте рекламирования, распространяемая в любой форме с помощью любых средств, направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке;
• объект рекламирования - продукция, товар, работа или услуга, организация или гражданин, права, охраняемые законом интересы или обязанности организаций или граждан, средства индивидуализации организаций или граждан, товаров, результаты интеллектуальной деятельности, конкурсы, лотереи, игры, иные игровые, рекламные и иные мероприятия, пари, явления (мероприятия) социального характера.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 15 октября 2015 г. Законом № 225-З, в редакции Закона РБ от 10.07.2015 № 285-З, дано новое определение объекта рекламирования (абзац 6 ст.2). |
Учитывая изложенное и последние разъяснения Министерства по налогам и сборам РБ, передача товаров конкретному получателю для целей НДС будет являться безвозмездной передачей, за исключением товаров, передаваемых в качестве призового фонда рекламной игры или рекламной акции.
Оборот по безвозмездному оказанию транспортных услуг (собственными силами либо с привлечением перевозчика) также является объектом обложения НДС на основании подп.1.1.3 п.1 ст.93 НК, за исключением случаев безвозмездной передачи, перечисленных в ст.31 и п.2 ст.93 НК.
25.04.2014
Наталья Нехай, ведущий аудитор общества с ограниченной ответственностью «Аудиторский центр «Эрудит»
Ответ подготовлен по результатам интернет-семинара «Особенности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость в 2014 году»