


Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь
ВАРИАНТЫ ОКРУГЛЕНИЯ ЦЕН ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ
В действующих нормативных правовых актах отсутствуют какие-либо указания на порядок округления отпускных цен (тарифов) при осуществлении оптовой торговли, а также при выполнении работ, оказании услуг субъектам предпринимательской деятельности. Поэтому организации и индивидуальные предприниматели самостоятельно устанавливают применяемый ими при осуществлении хозяйственной деятельности порядок округления.
Рассмотрим некоторые варианты округления цен субъектами хозяйствования, осуществляющими оптовую торговлю.
Вариант 1. Универсальный способ округления цен (тарифов) - их округление с точностью до 1 руб., поскольку безналичная форма расчетов позволяет перечислять такие суммы. Округление осуществляется по правилам математики, когда значения до 0,5 руб. округляются в меньшую сторону (то есть отбрасываются), а значения, равные 0,5 руб. и выше, округляются в бoльшую сторону.
Данный вариант округления не вызывает проблем у неплательщиков налога на добавленную стоимость. Но плательщики НДС нередко сталкиваются с затруднениями. Например, покупатели (заказчики) при выделении суммы НДС из стоимости приобретенных товаров нередко получают нецелые числа. Поэтому для плательщиков НДС более приемлем иной способ округления цен.
Вариант 2. Плательщикам НДС рекомендуется округлять цены (тарифы) на единицу товара (работы, услуги) без учета НДС до значения, кратного:
• 5 руб. - в случае применения к реализуемому товару (работе, услуге) ставки НДС в размере 20 % (подп.1.3 п.1 ст.102 Налогового кодекса Республики Беларусь);
• 10 руб. - в случае применения к реализуемому товару ставки НДС в размере 10 % (подп.1.2 п.1 ст.102 названного Кодекса).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2019 г. вышеназванный Кодекс изложен в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З. Следует руководствоваться пп.2 и 3 ст.122 новой редакции данного Кодекса. |
При соблюдении данного правила цена (тариф) на единицу реализуемого товара (работы, услуги) с учетом НДС, а также выделяемая из данной цены (тарифа) сумма НДС всегда будут равны целому числу рублей, что упростит учет приобретаемых товаров и расчеты по нему при поставках любого количества товаров.
![]() |
Пример 1 Организация оптовой торговли закупила у производителя (импортера) товар и при его реализации применила оптовую надбавку в размере: • 8 % - в отношении товара, по которому законодательством предусмотрено применение ставки НДС в размере 10 %; • 27 % - в отношении товара, облагаемого НДС по ставке 20 %. При таких исходных данных с учетом приведенной выше рекомендации по округлению цен без НДС до 5 или 10 руб. в зависимости от размера применяемой ставки НДС округление может быть выполнено так, как показано в таблице 1.
|
Вариант 3. Субъект предпринимательской деятельности, осуществляющий оптовую торговлю (выполняющий работы, оказывающий услуги иным субъектам предпринимательской деятельности), вправе принять решение об округлении отпускных цен (тарифов) до 10 или 50 руб. Причем такой порядок округления может быть единым для всех реализуемых товаров вне зависимости от уровня цен на них.
Вариант 4. Порядок округления цен на реализуемые товары может быть поставлен в зависимость от уровня применяемых цен.
Например, руководитель субъекта предпринимательской деятельности вправе принять решение об округлении цен:
• до 10 руб. - по товарам, отпускная цена которых (без НДС) не превышает 100 000 руб.;
• до 100 руб. - по товарам, отпускная цена которых (без НДС) находится в диапазоне от 100 000 руб. (включительно) до 1 000 000 руб.;
• до 1 000 руб. - по товарам, отпускная цена которых (без НДС) равна или превышает 1 000 000 руб.
Такая градация несколько упростит расчеты. При этом округление цен рекомендуется выполнять до добавления к ним НДС, поскольку соблюдение такого правила (при условии, что цена без НДС округлена с кратностью минимум до 10 руб.) позволит обеспечить целочисленные суммы при выделении НДС покупателями.
![]() |
Пример 2 Руководитель организации оптовой торговли принял решение округлять цены на реализуемые товары в зависимости от уровня применяемых на них цен (без учета НДС). Установленная руководителем зависимость аналогична приведенной в варианте 4. Организация закупает у производителей и (или) импортеров и реализует товары, цены на которые не регулируются действующим законодательством (устанавливаются с учетом конъюнктуры цен). Ко всем товарам применяется оптовая надбавка в размере 30 % и ставка НДС в размере 20 %. При таких исходных данных округление отпускных цен с точностью до 10, 100 или 1 000 руб. (в зависимости от размера отпускной цены без НДС) приведено в таблице 2.
|
18.03.2016
Сергей Шкирман, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»
По этой теме также см.:
1. Особенности округления розничных цен на весовые и мерные товары.
2. Особенности округления цен на лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинскую технику.
3. На каком этапе формирования стоимости блюда (изделия, порции) в организациях общественного питания производится ее округление до минимального номинала находящейся в обращении банкноты?