Пособие от 14.09.2012

Виды оперативно-розыскных мероприятий


 

Материал помещен в архив

 

ВИДЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Общие положения

Оперативно-розыскные мероприятия (далее - ОРМ, оперативно-розыскные мероприятия) носят четко выраженный разведывательно-поисковый характер. Это обусловлено, прежде всего тайным, замаскированным характером действий преступников, их деятельностью в условиях неочевидности, тщательной предварительной подготовкой своих поступков, дерзостью, жестокостью преступного поведения, уничтожением следов совершаемых преступлений, необходимостью получения сведений о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления, поиском неизвестных юридически значимых фактов, выяснением обстоятельств совершенных преступлений и др.

 

Обратите внимание!

По своей сути ОРМ направлены на добывание информации, выявление скрытых (скрываемых) преступлений, признаков и фактов преступной деятельности, их субъектов, розыск скрывшихся лиц.

 

О разведывательно-поисковом характере ОРМ свидетельствуют реализующиеся в них принципы конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств; указание законодателя на возможность использования специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе проведения ОРМ; правомерность проведения ОРМ при наличии сведений лишь о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, о событиях или действиях, создающих угрозу национальной безопасности Республики Беларусь, о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания, и др.

Разведывательный характер ОРМ подтверждают: преимущественно негласный режим работы органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (далее - ОРД, оперативно-розыскная деятельность); объективная необходимость защиты сведений о лицах, участвующих в ОРМ; организация и тактика ОРМ как составляющих государственную тайну; возможность конфиденциального использования помощи отдельных граждан.

Оперативно-розыскные мероприятия осуществляются как гласно, так и негласно.

 

Справочно

Негласность означает неочевидность, скрытность проводимых ОРМ от лиц, в них не участвующих, в т.ч. и от сотрудников органов, осуществляющих ОРД, но прежде всего от объектов, в отношении которых они проводятся. Это позволяет нейтрализовать возможное противодействие со стороны объектов ОРМ, обеспечить безопасность участников ОРМ, их результативность, сохранить в тайне сам факт осуществления ОРМ и применяемые при этом средства и методы.

Негласность может быть обусловлена как практической целесообразностью, так и невозможностью гласного проведения отдельных ОРМ, открытого использования средств, методов либо задействования отдельных участников ОРМ. Только негласными могут быть такие ОРМ, как, например, оперативное внедрение, контролируемая поставка, снятие информации с технических каналов связи.

Под гласностью следует понимать открытость проведения ОРМ, когда их содержание, цели, участники не скрываются ни от окружающих, ни от объектов их проведения.

 

Оперативно-розыскные мероприятия могут носить и смешанный, гласно-негласный характер. Так, прослушивание телефонных переговоров, проводимое по заявлению или с согласия заинтересованных лиц, будет негласным только по отношению к абоненту заявителя. Особой разновидностью гласно-негласных ОРМ можно считать так называемые зашифрованные ОРМ, истинная цель которых от заинтересованных лиц скрывается под видом гласных действий иного, отвлекающего, характера и содержания.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскные мероприятия

Исходя из сущности оперативно-розыскной деятельности и ее законодательного толкования ОРМ организуются и проводятся специальными субъектами, которыми могут быть только должностные лица органов, осуществляющих ОРД, перечисленные в ст.7 Закона РБ от 09.07.1999 № 289-З «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - Закон об ОРД).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 25 января 2016 г. следует руководствоваться Законом РБ от 15.07.2015 № 307-З «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - Закон № 307-З).

 

К данным органам относятся оперативные подразделения:

• органов внутренних дел;

• органов государственной безопасности;

• органов пограничной службы;

• Службы безопасности Президента Республики Беларусь;

• Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь;

• органов финансовых расследований Комитета государственного контроля РБ;

• таможенных органов;

• органов внешней разведки Министерства обороны РБ.

Вместе с тем участниками ОРМ могут быть также сотрудники иных подразделений, не являющихся оперативными, специалисты, иные лица, оказывающие содействие в решении задач ОРД, участвующие в подготовке или проведении ОРМ либо осуществляющие отдельные мероприятия по их поручению.

Виды оперативно-розыскных мероприятий

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 25 января 2016 г. перечень видов оперативно-розыскных мероприятий приведен в ст.18 Закона № 307-З.

 

Перечень проводимых ОРМ закреплен в ст.11 Закона об ОРД. К ним относятся:

1) опрос граждан;

2) наведение справок;

3) сбор образцов для сравнительного исследования;

4) проверочная закупка;

5) исследование предметов и документов;

6) наблюдение;

7) отождествление личности;

8) обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;

9) слуховой контроль;

10) контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;

11) прослушивание телефонных переговоров;

12) снятие информации с технических каналов связи;

13) оперативное внедрение;

14) контролируемая поставка;

15) оперативный эксперимент.

Опрос граждан

Опрос граждан - действие, направленное на получение со слов опрашиваемого лица информации, имеющей значение для решения задач оперативно-розыскной деятельности.

Опрос как форма беседы (общения) может происходить как конфиденциально (негласно), так и открыто (гласно).

Опрос в негласной форме имеет место, когда опрашиваемый не знает, что участвует в опросе, т.е. он не осведомлен о том, что его собеседник собирает информацию для решения задач ОРД. Для этого проведение опроса допускается с использованием мер конспирации, зашифровки опрашивающим своей личности, статуса либо его участия в беседе в качестве лица, которым он фактически не является.

Опрос в гласной форме означает, что опрашиваемое лицо знает, что его собеседник собирает информацию для решения задач ОРД (хотя о конечной цели вопросов может и не догадываться).

Опрос происходит как при непосредственном зрительном восприятии опрашиваемого и опрашивающего, так и без такового - посредством использования технических средств (например, телефонной связи или Интернета).

Использование технических средств, а также задействование в проведении рассматриваемого ОРМ частных лиц не образуют опосредованной формы общения. Неотъемлемая часть опроса - непосредственность общения субъекта с объектом независимо от того, кто выступает в качестве субъекта: сам оперативник или по его поручению другое лицо.

При проведении опроса как ОРМ законодатель не предъявляет каких-либо требований к его осуществлению и не устанавливает ограничений. Исходя из этого возраст, пол, физическое и психическое состояние опрашиваемого не препятствуют проведению опроса, которое может диктоваться практической целесообразностью и ограничиваться только нормами этики и морали. Например, опрос несовершеннолетнего в отличие от допроса не требует присутствия педагога при его проведении. Представляется допустимым и проведение опроса больного, в частности жертвы преступления, если его состояние позволяет провести такую беседу. Опрос потерпевшей женщины, в т.ч. об обстоятельствах преступления, носящих интимный характер, может быть проведен не только женщиной, но и мужчиной.

Опрос может проводиться в любом месте и в любой обстановке. Время, место проведения опроса зависят от конкретных обстоятельств. Он может проводиться как в служебном помещении, так и в любом другом месте, где находится опрашиваемое лицо: на улице, в транспорте, по месту работы или жительства, на месте происшествия и др. Принудительный привод лиц для проведения опроса по общему правилу не допускается. Исключение составляют ситуации, предшествующие задержанию лиц по подозрению в совершении преступления.

В ходе опроса открыто или втайне от опрашиваемого может использоваться аудио-, видеозаписывающая и иная фиксирующая информацию аппаратура. Поскольку использование аппаратуры - лишь средство фиксации информации, то согласия на ее использование не требуется. Исключение составляет опрос с использованием полиграфа (детектора лжи), при проведении которого необходимо письменное согласие опрашиваемого. Опрос с помощью полиграфа - разновидность ОРМ - опрос с использованием технических средств, который представляет собой проводимую по специальным методикам беседу с опрашиваемым лицом с фиксацией его психофизиологических реакций на задаваемые вопросы с целью оценки достоверности сообщаемой лицом информации.

Результаты опроса, проведенного в гласной форме, могут быть оформлены объяснением (заявлением, протоколом явки с повинной).

Наведение справок

Наведение справок - получение информации, необходимой для решения задач оперативно-розыскной деятельности, из оперативных, криминалистических и иных баз данных (учетов), информационных систем, от юридических и физических лиц, а также из других источников.

Получение или собирание информации при наведении справок представляет собой процесс истребования официальных документов, составление запросов и получение необходимой для решения задач ОРД информации в виде ответов на поставленные вопросы, данных официальных криминалистических и оперативных учетов и др. В зависимости от статуса информации обращение за ее получением или предоставлением возможности ознакомления с содержащими ее источниками может быть как письменным, так и устным.

Законные требования оперативных сотрудников обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами, к которым эти требования предъявлены (ст.19 Закона об ОРД), следовательно, органы, осуществляющие ОРД, имеют право безвозмездно получать от указанных субъектов информацию, необходимую для исполнения своих функциональных обязанностей. В данной статье под юридическими лицами имеются в виду правоохранительные органы и спецслужбы, суды, иные органы публичной власти, учреждения и организации (включая общественные и частные), в распоряжении которых находится предмет наведения справок (паспортные столы, органы загса, справочные и аварийные службы и др.). Под физическими лицами понимаются родственники, близкие лица и знакомые, специалисты в различных областях искусства, науки, техники и ремесла (коллекционеры, архивариусы и др.).

Сведения конфиденциального характера могут быть официально затребованы только по письменному запросу, причем далеко не все конфиденциальные сведения могут быть получены (например, адвокатам запрещается сообщать любые сведении об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием).

Рассматриваемое ОРМ осуществляется гласно или негласно в зависимости от характера собираемой информации и ее исполнителей. В целях сбора информации от источников, располагающих ее носителями, материалами, документами и др., представляется допустимым не только ее получение по официальным запросам, но и с использованием тактических приемов, мер конспирации.

Наведение справок может осуществляться как непосредственно должностным лицом органа, осуществляющего ОРД, так и при помощи конфидентов. Получение информации из источников, имеющихся у частных лиц, может сопровождаться снятием копий документов либо их изъятием с согласия этих лиц.

Сбор образцов для сравнительного исследования

Сбор образцов для сравнительного исследования - обнаружение и изъятие материальных носителей информации, сохранивших следы преступления либо следы лица, совершившего преступление, а также предметов, служивших объектами преступных посягательств или могущих служить средством обнаружения общественно опасного противоправного деяния и причастных к нему лиц.

Закон не устанавливает перечня собираемых образцов, поэтому ими могут быть любые необходимые объекты, связанные с жизнедеятельностью человека (следы ног, рук, волосы, голос, кровь, запах, почерк и т.п.), микрочастицы, следы транспортных средств, похищенное или укрываемое имущество, сырье, полуфабрикаты, готовая продукция, оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, наркотики, контрафактная продукция, контрабандные товары и т.д.

Указанное ОРМ может проводиться как должностным лицом органа, осуществляющего ОРД, так и другими лицами по его поручению. При необходимости к сбору образцов для сравнительного исследования могут привлекаться специалисты, обладающие научными, техническими и иными узкоспециальными познаниями (представители экспертных учреждений, отдельные граждане, занимающиеся собирательством соответствующих видов изделий, представители производственной сферы и т.п.). Полученные образцы надлежащим образом упаковываются и направляются с сопроводительным письмом в подразделение, осуществляющее подобного рода исследования, для получения необходимого заключения.

Форма проведения может быть гласной и негласной. Гласный сбор образцов проводится при согласии их владельцев (носителей). При этом могут участвовать представители общественности, которые удостоверяют ход и результаты этого ОРМ.

При негласном сборе образцов исключается разглашение либо самого факта отбора пробы (образца), либо истинной цели ОРМ. Например, при купле-продаже партии наркотических средств практически всегда идет демонстрация или проба товара, при этом после того как продавец и покупатель уходят, на месте совершения сделки можно обнаружить остатки наркотического вещества. Чтобы оно не пропало, оперативный работник может произвести такое ОРМ, как сбор образцов для сравнительного исследования. Эти образцы, в последствии, могут понадобиться для идентификации партии наркотиков, обнаруженной уже в другом месте. При этом информацию о произошедшем преступлении органы, осуществляющие ОРД, могут направить для возбуждения уголовного дела, а могут, например, в целях обнаружения организаторов преступления и не направлять.

Фактически сбор образцов для сравнительного исследования имеет место при проведении других ОРМ, например, в ходе проверочной закупки контрафактной продукции, образцы которой после закупки направляются на исследование с целью установить ее подлинность, и т.п.

 

Справочно

Анализируемое ОРМ представляет собой оперативно-розыскной аналог следственного действия, предусмотренного Уголовным процессуальным кодексом РБ, именуемого получением образцов для сравнительного исследования. Отличие указанного ОРМ состоит в том, что оно преследует цель обеспечить возможность непроцессуального исследования предметов и документов. Образцы собираются с помощью разнообразных гласных и негласных действий непосредственно самими органами, осуществляющими ОРД. В ходе данного ОРМ невозможен принудительный сбор образцов.

Получение образцов для сравнительного исследования в ходе следственного действия осуществляется в соответствии с постановлением следователя, которое обязательно для лица, у которого получают образцы. Об изъятии образцов составляется протокол с соблюдением требований Уголовно-процессуального кодекса РБ. Лицо, у которого изымаются образцы, участвует в данном следственном действии, имеет право удостоверить его результаты своей подписью в протоколе. Такие правовые гарантии не предусмотрены для сбора образцов для сравнительного исследования в качестве ОРМ.

 

Добытые образцы должны быть соответствующим образом упакованы, опечатаны и направлены адресату. К указанным служебным документам прилагаются другие документы, предметы, аудио-, видеозаписи и прочие технические носители информации.

Получение образцов для сравнительного исследования предназначается для проведения другого ОРМ - исследования предметов и документов.

Проверочная закупка

Проверочная закупка - искусственно созданная органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, ситуация приобретения товаров, ценностей, валюты, а также иных предметов, веществ и продукции без цели потребления или сбыта при наличии информации о нарушениях законодательства, влекущих уголовную ответственность.

Проверочная закупка заключается в искусственно созданной оперативным работником (оперативным подразделением) ситуации приобретения товара или услуги (без цели потребления или сбыта) при наличии оперативной информации о влекущих уголовную ответственность нарушениях законодательства Республики Беларусь, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую или торговую деятельность. Проверочная закупка - мнимая сделка купли-продажи, совершаемая сотрудниками правоохранительных органов. По этой причине она не влечет каких-либо юридических последствий.

Проверочная закупка проводится главным образом в целях выявления фактов распространения (сбыта) предметов и веществ, оборот которых ограничен или запрещен (оружие, наркотические средства, драгоценные металлы и камни, «пиратская» продукция и т.п.). Она также проводится в целях установления фактов соблюдения правил торговли, правильности ведения и оформления финансовой или предпринимательской деятельности, выявления фактов укрытия реального дохода от уплаты налогов, занижения качества товаров, необоснованного завышения цен.

Проверочная закупка может быть проведена сотрудником органа, осуществляющего ОРД, или другим лицом, действующим по его поручению. Проведение проверочной закупки может сопровождаться применением специальных технических средств для объективного отражения ее хода, пометками денежных средств расчета или негласным копированием сертификатов на реализуемые товары и т.д.

Проведение проверочной закупки предметов, гражданский оборот которых ограничен либо реализация которых запрещена, допускается на основании постановления, утвержденного соответствующим руководителем органа, осуществляющего ОРД. Применительно к иным предметам такой порядок проведения закупки не обязателен.

Вынесение постановления обусловлено необходимостью обеспечить неприкосновенность участников мнимой сделки, поскольку сам факт ее осуществления формально может подпадать под признаки состава преступления, а граница между его наличием и отсутствием определяется прежде всего по субъективной стороне.

Исследование предметов и документов

Исследование предметов и документов - изучение предметов и документов в целях выявления следов и орудий совершения преступления или результатов преступной деятельности.

Субъекты проведения этого ОРМ - физические лица, обладающие специальными познаниями: оперативный сотрудник либо по его поручению иное лицо, содействующее проведению ОРД (лицо, обладающее специальными познаниями в какой-либо сфере), а также юридические лица: криминалистические, экспертные и иные специальные подразделения правоохранительных органов и спецслужб, другие государственные органы, организации и учреждения, специалисты которых выполняют задания оперативного подразделения (например, сотрудники музея исследуют историческую ценность иконы, картины и т.п.).

Один из принципов исследования документов и предметов сводится к тому, что при его осуществлении не должны быть утрачены их качественные характеристики и должна остаться возможность их использования в доказывании по уголовному делу, включая проведение соответствующей судебной экспертизы.

Проведение исследования предметов и документов представляется допустимым как по месту их нахождения, так и в служебных помещениях правоохранительных органов, экспертных учреждений и др. Это зависит от характера и сложности исследования. Например, чтобы определить, является ли пятно следом крови или иного вещества, достаточно нанести на него необходимый реактив. При таком исследовании не имеет смысла изымать предмет с места его нахождения, если не подтвердится наличие крови на предмете.

Наблюдение

Наблюдение - визуальное и иное восприятие и фиксация значимых для решения задач оперативно-розыскной деятельности явлений, деяний, событий, процессов.

В ходе наблюдения происходит слежение за лицами, подозреваемыми в совершении криминальных деяний, используемыми ими транспортными средствами, местами их жительства и временем препровождения, их поступками и поведением с целью получения объективной информации о признаках преступной деятельности, установления личных и криминальных связей, лиц, выступающих в качестве соучастников, мест хранения орудий, предметов совершения преступлений, предметов, добытых преступным путем, и др.

Наблюдение может быть как непосредственным, так и опосредованным. При непосредственном наблюдении должностное лицо лично воспринимает объект, и информация об объекте поступает к нему без промежуточных звеньев. Опосредованное наблюдение предполагает восприятие информации через других лиц, технические средства.

Выделяют физическое и техническое наблюдение. Физическое наблюдение (визуальный способ слежения) может осуществляться оперативным сотрудником или по заданию оперативных служб сотрудниками спецподразделений либо, наконец, лицами, оказывающими содействие оперативным органам на конфиденциальной основе. Наблюдение с применением специальных технических средств для слежения за действиями и поступками лиц, подозреваемых в совершении преступлений, проводится специалистами по заданию основных субъектов ОРД в помещениях, условленных местах, транспортных средствах с помощью аппаратуры аудио- и видеозаписи посредством слухового контроля и записи разговоров разрабатываемых. В процессе наблюдения в хронологическом порядке фиксируются все передвижения, действия и контакты наблюдаемого в определенные промежутки времени.

Отождествление личности

Отождествление личности - установление и идентификация личности проверяемого лица на основании неизменяемых признаков человека.

Отождествление личности проводится в тех случаях, когда в целях, например, раскрытия преступления по горячим следам или когда круг подозреваемых слишком широк потерпевшему или свидетелю для установления личности преступника предъявляют альбомы с фотографиями, видеотеку, фоторобот, рисованный портрет или иные материалы с потенциальными подозреваемыми, также опознающему могут в месте вероятного появления опознаваемого показывать в натуре лиц, среди которых может находиться потенциальный подозреваемый.

Указанное ОРМ предполагает непроцессуальную идентификацию лица не только по его мысленному образу в сознании опознающего лица, но и по следам, оставленным опознаваемым. В частности, такое отождествление представляется возможным в результате идентификации следов рук, крови, волос, слюны, запаха, фото-, видеоизображений и других признаков. В таких случаях анализируемое ОРМ схоже с ОРМ «Исследование предметов», поскольку отождествление происходит с привлечением специалистов, использующих криминалистические способы отождествления.

Субъектами рассматриваемого ОРМ могут быть как сами оперативники, так и лица, привлеченные для проведения отождествления личности, которые располагают информацией об опознаваемом (отождествляемом) лице, а также конфиденты и специалисты. К проведению данного ОРМ могут привлекаться кинологи - для использования служебно-розыскных собак при отождествлении личности по запаховым следам, изъятым с места преступления. Отождествление личности возможно и лицом, которое лично не воспринимало признаки внешности объекта, в т.ч. по фото-, кино-, видеоизображениям, но располагает описательной информацией об индивидуальных идентифицирующих (поисковых) признаках лица (по методу словесного портрета). Это возможно, например, в ситуации, когда потерпевший сообщил внешние признаки нападавшего, но сам по физическому состоянию не может участвовать в ОРМ.

Процедура отождествления в законодательстве не установлена, следовательно, при этом ОРМ не обязательно присутствие понятых, удостоверяющих факт узнавания, нет требований к предъявлению объекта отождествления. Отождествление личности в процессе оперативно-розыскного мероприятия может проводиться различными тактическими приемами с использованием технических средств гласно и негласно. Наиболее распространенные формы отождествления - опознание по фотографиям, непосредственное отождествление разыскиваемого или подозреваемого очевидцами криминального поступка. Отождествление может проводиться как в обычных условиях (по месту служебной деятельности, в бытовой обстановке, на месте преступного посягательства), так и в специально создаваемых условиях (встреча при проведении презентации, других массовых мероприятий).

Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств

Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств - осмотр названных объектов с целью возможного обнаружения признаков преступной деятельности, а также событий или действий, создающих угрозу национальной безопасности государства.

Обследование включает в себя как осмотр объектов, так и отыскание орудий преступления, предметов и ценностей, добытых преступным путем, документов, веществ и других предметов. Обследование может проводиться и для обнаружения разыскиваемых лиц, трупов, обнаружения тайников, следов преступной деятельности.

Рассматриваемое ОРМ предполагает проведение осмотра лично должностным лицом органа, осуществляющего ОРД, либо по его поручению иным лицом, или должностным лицом, имеющим право вхождения на эти объекты или по роду деятельности, связанной с такими объектами (сотрудники дорожно-патрульной службы, МЧС, работники жилищно-эксплуатационных служб и др.), в целях обнаружения предметов, документов, указывающих на признаки преступной деятельности, получения информации, необходимой для решения задач ОРД.

Обследование, ограничивающее конституционные права граждан на неприкосновенность жилища, допускается только на основании санкции прокурора. Однако в случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о события и действиях, создающих угрозу национальной безопасности Республики Беларусь, обследование может быть проведено без санкции прокурора, но с последующим письменным уведомлением прокурора о таком обследовании в течение 48 часов с момента проведения данного ОРМ (ст.13 Закона об ОРД).

При проведении обследования допускаются копирование, фотографирование, видеозапись, перемещение, нанесение химических или других меток на обнаруженные объекты, представляющие интерес для борьбы с преступностью, установление химических, биологических ловушек и создание других условий для последующего следообразования.

В случае обнаружения во время проведения ОРМ предметов и веществ, изъятых из гражданского оборота, принимаются меры к их сохранности до проведения гласных мероприятий по их изъятию либо по негласному контролю за их перемещением, распространением. При необходимости могут быть взяты образцы (пробы) обнаруженных предметов, средств или веществ. Момент проведения гласных мероприятий по изъятию таких предметов и веществ может определяться исходя из фактических обстоятельств, объективной необходимости, тактических соображений, возможности контроля за распространением предметов (веществ), установления их принадлежности конкретным лицам или определения лиц, причастных к совершению преступления.

Проведение гласных мероприятий, уголовно-процессуальных и иных мер не может быть отложено по времени в случаях обнаружения бомб, снарядов, мин, взрывчатых веществ, взрывных устройств, а также радиоактивных, химических и других предметов, представляющих опасность для окружающих.

Слуховой контроль

Слуховой контроль - получение и фиксация акустической информации в помещениях, сооружениях, транспортных средствах и на местности для решения задач оперативно-розыскной деятельности.

Данное ОРМ затрагивает конституционное право гражданина на тайну личной жизни, поэтому оно проводится на основании мотивированного постановления должностного лица соответствующего органа, осуществляющего ОРД, санкционированного прокурором либо без санкции, но с обязательным получением таковой в течение 48 ч с момента его проведения.

Мероприятие проводится оперативными сотрудниками органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, с использованием оперативно-технических средств.

Слуховой контроль может проводиться в помещениях, транспортных средствах, на местности путем использования подслушивающих устройств («жучки», узконаправленные микрофоны, диктофоны и т.п.). Так, например, с целью обнаружения преступного умысла и намерений в жилище, транспортное средство могут быть помещены прослушивающие устройства, фиксирующие содержание переговоров конкретных лиц.

Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений

Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений - просмотр почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений с целью обнаружения сведений о преступной деятельности проверяемого лица и получения иной информации в интересах оперативно-розыскной деятельности.

Указанное мероприятие затрагивает конституционное право гражданина на тайну переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений, поэтому оно проводится на основании мотивированного постановления должностного лица соответствующего органа, осуществляющего ОРД, санкционированного прокурором либо без санкции, но с обязательным получением таковой в течение 48 ч с момента его проведения.

Контролю подлежат:

• почтовые отправления (бандероли, мелкие пакеты, мешки «М», письма, посылки, почтовые карточки, прямые почтовые контейнеры, секограммы);

• телеграфные сообщения (сообщения, передаваемые по сетям электрической связи).

В случаях обнаружения в почтовых отправлениях оружия, боеприпасов, наркотических, психотропных, сильнодействующих, радиоактивных, взрывчатых, ядовитых веществ, взрывных устройств и других предметов, запрещенных к пересылке, указанные предметы и вещества изымаются и по факту их обнаружения возбуждается уголовное дело.

Контроль может носить разовый или неоднократный (длящийся) характер; контролю может подлежать корреспонденция, адресованная определенному лицу и (или) направляемая по определенному адресу. С корреспонденции могут сниматься копии, отбираться образцы для сравнительного исследования, изыматься следы пальцев рук.

Цензура получаемой и отправляемой осужденными корреспонденции, равно как и досмотр посылок, передач и бандеролей, не относится к оперативно-розыскным мероприятиям.

Оперативно-розыскное мероприятие проводится оперативными сотрудниками органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; к контролю могут также привлекаться сотрудники учреждений связи.

Прослушивание телефонных переговоров

Прослушивание телефонных переговоров - прослушивание и фиксация в виде звукозаписи на магнитных и других носителях акустической информации, передаваемой по электрическим сетям телефонной связи при ведении телефонных переговоров, для решения задач оперативно-розыскной деятельности.

Контроль телефонных разговоров осужденных, осуществляемый персоналом исправительных учреждений, не образует рассматриваемого ОРМ.

Прослушиванию могут быть подвергнуты переговоры, ведущиеся с домашнего, служебного телефона либо с телефонов-автоматов с использованием линии проводной, космической или сотовой связи. Предметом прослушивания могут быть только переговоры, ведущиеся с телефонов конкретных лиц либо лиц, находящихся по определенному адресу, где проживает (постоянно или временно), может скрываться, откуда либо куда может звонить соответствующее лицо - объект мероприятия.

Снятие информации с технических каналов связи

Снятие информации с технических каналов связи - получение, преобразование и фиксация с помощью технических средств различных видов сигналов, передаваемых по любым техническим каналам связи, для решения задач оперативно-розыскной деятельности.

Указанное мероприятие затрагивает конституционное право гражданина на тайну сообщений, поэтому оно проводится на основании мотивированного постановления должностного лица соответствующего органа, осуществляющего ОРД, санкционированного прокурором либо без санкции, но с обязательным получением таковой в течение 48 ч с момента его проведения.

Снятие информации с технических каналов связи, как правило, осуществляется путем:

• внедрения аппаратных, программных, аппаратно-программных устройств для перехвата информации в технические средства обработки, хранения и передачи информации по каналам связи;

• перехвата информации в сетях передачи данных и на линиях связи, дешифрования этой информации;

• внедрения программ, нарушающих нормальное функционирование систем защиты информации, воздействия на парольно-ключевые системы защиты информации, компрометации ключей и средств криптографической защиты информации в целях получения доступа к защищаемой информации.

С учетом особенностей данного мероприятия подлежащая съему информация находится в электронно-цифровой форме. Полученная информация записывается на различные носители информации (лазерные, жесткие диски и др.).

Мероприятие проводится оперативными сотрудниками органов, осуществляющих ОРД, с использованием оперативно-технических сил и средств. К мероприятию могут также привлекаться сотрудники организаций - владельцев технических каналов и соответствующей информации.

Оперативное внедрение

Оперативное внедрение - проникновение в преступное формирование сотрудника органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, или лица, оказывающего ему содействие на конфиденциальной основе, для решения задач оперативно-розыскной деятельности.

Данное ОРМ должно проводиться в случаях, когда применением иных мер невозможно или крайне затруднительно обеспечить решение задач по борьбе с наиболее опасными видами преступной деятельности (профессиональная, групповая, организованная преступность).

Не образует рассматриваемого ОРМ привлечение к негласному сотрудничеству лица, уже находящегося (работающего) на соответствующем объекте, имеющего контакт или устойчивую связь с лицом, представляющим оперативный интерес, либо входящего в состав организованной преступной группы (далее - ОПГ).

К числу объектов оперативного внедрения могут быть отнесены ОПГ, отдельные лица, обоснованно подозреваемые в подготовке или причастности к совершению преступлений; жилые массивы, участки местности со сложной криминогенной или криминальной обстановкой; пораженные преступностью объекты экономики, другие учреждения, организации независимо от форм собственности.

С учетом действия субъектов ОРД в условиях повышенного профессионального риска их персональный отбор и подготовка к внедрению на соответствующие объекты подробно регламентируется закрытыми ведомственными нормативными актами.

Оперативное внедрение должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, проводится только с разрешения руководителя соответствующего органа (ст.13 Закона об ОРД).

В процессе оперативного внедрения участник этого ОРМ может самостоятельно проводить любые ОРМ, не требующие санкционирования (разрешения на их проведение).

Основание для оперативного внедрения - информация о наличии криминогенной или криминальной обстановки на объекте или признаках преступной деятельности группы лиц. Мероприятие применяется, как правило, в случаях, когда следственными действиями не представляется возможным выявить тщательно скрываемую и хорошо организованную преступную деятельность группы.

С организационной стороны оперативное внедрение представляет собой сложное (многоходовое) мероприятие и может включать в себя другие оперативно-розыскные мероприятия. Так, в процессе подготовки к внедрению и для изучения оперативной обстановки на объекте может производиться наблюдение, опрос через третьих лиц. После того как лицо было внедрено, с целью выявления нужной информации и ее документирования могут негласно проводиться все оперативно-розыскные мероприятия в зависимости от сложившихся условий.

Следует учесть, что оперативное внедрение как таковое представляет собой именно проникновение в ОПГ, а не использование на конфиденциальной основе лиц, уже находящихся в группе.

Участие в оперативном внедрении требует от внедряемых лиц, особенно тех, кто занимается этим на профессиональной основе, хорошо знать правила и особенности поведения в преступной группе и быть всесторонне подготовленными к различным нештатным ситуациям.

Сведения о лицах, внедренных в ОПГ, составляют государственную тайну, они не представляются судье, прокурору (за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности), предание гласности сведений допускается лишь с их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных законом.

Контролируемая поставка

Контролируемая поставка - контролируемое органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, перемещение товаров, ценностей, валюты, а также предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена или оборот которых ограничен, а равно предметов, добытых преступным путем или сохранивших на себе следы преступления, либо орудий и средств совершения преступления с целью предупреждения, выявления, пресечения преступлений и решения других задач оперативно-розыскной деятельности.

Цель этого ОРМ заключается в установлении схемы поставки, других обстоятельств преступной деятельности, захвате и разоблачении получателей груза и максимально полного числа лиц, причастных к противоправным действиям.

Контролируемая поставка, как правило, проводится по преступлениям, носящим характер продолжительного процесса, когда действия с контролируемым предметом растянуты во времени, предмет передается от одного лица к другому, становится предметом сделок и др. Не исключается проведение рассматриваемого ОРМ и по оконченному преступлению после выполнения его объективной стороны. Здесь контролируемая поставка может проводиться с целью выявления других преступлений, обнаружения соучастников преступления, мест их нахождения и др.

По масштабности проведения контролируемые поставки подразделяются на внутренние, проводимые на территории Республики Беларусь, и внешние, осуществляемые в установленном международными соглашениями и договорами порядке на территориях разных государств. Внешние контролируемые поставки проводятся по согласованию с национальными и международными правоохранительными органами.

Оперативный эксперимент

Оперативный эксперимент - искусственное создание обстановки, максимально приближенной к реальности, с целью вызвать определенное событие либо воспроизведение события или проведение определенных опытов в полностью управляемых условиях и под контролем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с вовлечением лица, в отношении которого имеются данные о противоправной деятельности, без уведомления его об участии в оперативном эксперименте в целях подтверждения совершения данным лицом противоправных действий, а также предупреждения, выявления, пресечения тяжкого, особо тяжкого преступления или преступления, которое может принести вред национальной безопасности.

Данное ОРМ также определяется как сбор информации путем искусственного создания управляемых условий и изучения поведения лица в этих условиях.

Оперативный эксперимент предполагает искусственное создание желаемой ситуации (условий), в которой может проявиться, обнаружиться то или иное явление либо проверяться то или иное предположение. Оперативный эксперимент позволяет проверить опытным путем предположения о намерениях, целях и возможных действиях лиц, представляющих оперативный интерес. Так, например, с помощью оперативного эксперимента можно обнаружить намерение ранее неизвестного или конкретного лица дать взятку должностному лицу, проверить предположение о намерении конкретного лица «заказать» убийство другого лица, намерение лица продать (купить) наркотики или другие ограниченные в обороте вещества.

На практике оперативный эксперимент чаще всего проводится в целях выявления и раскрытия фактов взяточничества, вымогательства, для раскрытия и изобличения «заказчиков» убийств. С его помощью можно выявить лиц, совершающих систематическое злостное уклонение от уплаты налогов, пользующихся для этого коррумпированными связями в налоговых инспекциях либо входящих в состав ОПГ, и т.п.

Согласно ст.13 Закона об ОРД проведение оперативного эксперимента допускается только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия тяжких, особо тяжких преступлений или преступления, которое может принести вред национальной безопасности Республики Беларусь, а также в целях выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, и только с санкции прокурора или его заместителя.

Важное правило оперативного эксперимента: при его проведении лицо не побуждается к действиям, необходимым для решения оперативной задачи. При эксперименте проверяется, будет ли разрабатываемый в наблюдаемых условиях вести себя, как предполагается согласно версии, или нет. Оперативный эксперимент только тогда ценен и доказателен, когда лицо, в отношении которого он проводится, находится в обычных для него условиях, на него не давят привнесенные обстоятельства, не искажают проявление его воли. Иначе возникает вопрос: не действия ли сотрудников органов, осуществляющих ОРД, склонили лицо к совершению преступления? Но в таком случае их действия считаются преступлением, а получение благодаря такому «оперативному эксперименту» доказательств недопустимо.

При проведении оперативного эксперимента запрещается провокация преступления, под которой понимается склонение к его совершению лиц, не обнаруживших противоправных намерений, а равно искусственное создание доказательств совершения преступления или обстоятельств, имеющих доказательственное значение по уголовным делам. Например, экспериментальные действия по покупке наркотиков могут быть правомерными только при условии, что инициатива принадлежит объекту ОРМ, т.е. лицу, сбывающему их. В противном случае участники ОРМ, работая на показатель, сами будут искусственно воспроизводить преступность, а не бороться с ней.

Ограничения при проведении оперативно-розыскных мероприятий

Следует отметить, что Закон об ОРД предусматривает и возможности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в проведении тех или иных ОРМ. Так, в соответствии со ст.11 Закона об ОРД таможенные органы Республики Беларусь осуществляют все перечисленные ОРМ, за исключением таких мероприятий, как наблюдение, слуховой контроль, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, оперативное внедрение.

Органы внешней разведки Министерства обороны РБ проводят оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасности органов внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий иных органов, осуществляющих ОРД.

В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, аудио- и видеозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие вреда здоровью людей и окружающей среде.

Сотрудники органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, решают ее задачи путем личного участия в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также иных лиц с их согласия на гласной и негласной основе.

Запрещаются проведение ОРМ, хранение и использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, неуполномоченными на то Законом об ОРД физическими и юридическими лицами.

Запрещаются разработка, производство, реализация, приобретение в целях продажи, ввоз в Республику Беларусь и вывоз за ее пределы неуполномоченными на то в установленном порядке физическими и юридическими лицами специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.

Характерные черты оперативно-розыскных мероприятий

Таким образом, анализ понятия ОРМ позволяет выделить следующие характерные черты, структурные элементы (признаки), отражающие их содержание, выражающие их сущность:

• оперативно-розыскные мероприятия - главная составная часть ОРД;

• осуществляются гласно и негласно;

• основные субъекты ОРМ - только должностные лица органов, осуществляющих ОРД;

• содержание ОРМ составляют действия, направленные на добывание и реализацию юридически значимой информации;

• имеют законодательно определенное целевое назначение для решения задач ОРД по защите жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечению безопасности общества и государства от преступных посягательств.

 

14.09.2012 г.

 

Сергей Горшенков, адъюнкт учреждения образования «Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь»