Вопрос-ответ от 30.10.2018
Автор: Статкевич В.

Включаются ли накладные (общехозяйственные) расходы в состав фактических затрат при формировании расходов на работы, произведенные собственными силами арендодателя?


 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии ВОПРОС (ГУО «РЦ»): Включаются ли накладные (общехозяйственные) расходы в состав фактических затрат при формировании расходов на работы, произведенные собственными силами арендодателя?

 

ОТВЕТ: Положением о порядке возмещения арендаторами (ссудополучателями) расходов по содержанию, эксплуатации, ремонту сданного в аренду (переданного в безвозмездное пользование) недвижимого имущества, затрат на санитарное содержание, коммунальные и другие услуги, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.06.2018 № 433 (далее - Положение № 433), вопрос о том, включаются ли накладные (общехозяйственные) расходы, отчисления в инновационный фонд в состав фактических (расчетных) затрат при определении их размера, предъявляемого к возмещению арендаторам (ссудополучателям), не определен, и при включении затрат в состав расходов по выполнению тех или иных работ, оказанию услуг следует руководствоваться существующим в этой области законодательством (п.17 письма Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь «О разъяснениях по вопросам применения Положения о порядке возмещения арендаторами (ссудополучателями) расходов по содержанию, эксплуатации, ремонту сданного в аренду (переданного в безвозмездное пользование) недвижимого имущества, затрат на санитарное содержание, коммунальные и другие услуги, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 июня 2018 г. № 433»).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 марта 2020 г. в Положение № 433 внесены изменения постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.02.2020 № 88, в частности, изменено название: «Положение о порядке возмещения арендаторами (ссудополучателями) расходов (затрат) по содержанию, эксплуатации, ремонту сданного в аренду (переданного в безвозмездное пользование) недвижимого имущества, затрат на санитарное содержание, коммунальные и другие услуги». Комментарий см. здесь.

 

справочно

Справочно

Законодательство - система нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения.

Нормативный правовой акт - официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение (ст.1 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах» (далее - Закон № 361-З)).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 февраля 2019 г. взамен Закона № 361-З действует Закон Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах».

Законодательство - система нормативных правовых актов, характеризующаяся их внутренней согласованностью, иерархией и обеспечивающая правовое регулирование общественных отношений (п.1 ст.3 Закона № 130-З).

Нормативный правовой акт - официальный документ установленной формы, принятый (изданный) нормотворческим органом (должностным лицом) в пределах его компетенции или референдумом с соблюдением предусмотренной законодательством процедуры, который направлен на установление, изменение, официальное толкование, приостановление, возобновление, продление и прекращение действия норм права как общеобязательных правил поведения постоянного или временного характера, рассчитанных на индивидуально не определенный круг лиц и неоднократное применение (п.8 ст.2 Закона № 130-З).

 

Действующие в настоящее время отраслевые рекомендации по калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в подавляющем большинстве не являются нормативными правовыми актами в понимании вышеназванного Закона № 361-З и, соответственно, не являются законодательством.

При этом при калькулировании себестоимости выполненных работ (оказанных услуг) согласно имеющимся в настоящее время различным отраслевым методическим рекомендациям общехозяйственные и общепроизводственные затраты учитываются при составлении плановых калькуляций.

В качестве нормативного правового акта, обязательного к применению и входящего в понятие «законодательство», можно привести, например, Инструкцию о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденную постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 22.07.2011 № 111 (далее - Инструкция № 111).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 25 августа 2021 г. следует руководствоваться Инструкцией о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утв. постановлением МАРТ от 06.08.2021 № 55.

 

справочно

Справочно

Инструкция № 111 определяет порядок установления и применения цен (тарифов) на товары (работы, услуги), регулируемых согласно Указу Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь», однако не распространяется на порядок применения цен и тарифов, которые не входят в сферу правового регулирования данного Указа.

 

Отпускные цены (тарифы) на товары (работы, услуги) определяются производителем на основе плановых затрат (себестоимости) на производство и реализацию товаров (работ, услуг), налогов и иных обязательных платежей, установленных законодательством, прибыли с учетом конъюнктуры рынка и ограничений, установленных государственными органами, осуществляющими регулирование цен (тарифов).

Плановые затраты (себестоимость) определяются производителем самостоятельно исходя из принятой учетной политики и отраслевых рекомендаций по планированию, учету и калькулированию себестоимости товаров (работ, услуг) на основе раздельного учета затрат по каждому виду товаров (работ, услуг). При отсутствии раздельного учета затрат по видам товаров (работ, услуг) затраты распределяются в соответствии с учетной политикой.

Затраты рассчитываются по нормам (нормативам), утверждаемым производителем самостоятельно, если иное не установлено законодательством (п.4 Инструкции № 111).

Отпускные цены (тарифы), устанавливаемые производителями, должны быть подтверждены экономическими расчетами (плановой калькуляцией с расшифровкой статей затрат: материальных, трудовых, накладных и пр.) (п.6 Инструкции № 111).

Размер суммы возмещения расходов арендодателя (ссудодателя) должен быть подтвержден расчетами и (или) калькуляциями, составляемыми арендодателем (ссудодателем) (п.3 Положения № 433).

С учетом вышеизложенных положений законодательства при определении фактического размера затрат, которые предъявляются арендодателем (ссудодателем) к возмещению арендаторам (ссудополучателям) в соответствии с Положением № 433, по мнению автора, организация вправе учитывать показатель накладных (общехозяйственных) расходов.

Показатель таких накладных (общехозяйственных) расходов должен быть подтвержден соответствующим расчетом организации-арендодателя (ссудополучателя) с учетом действующих методических рекомендаций, положений учетной политики организации, содержащей нормы о порядке распределения данных затрат между разными видами деятельности, и т. п.

 

30.10.2018

 

Виктор Статкевич, советник по финансовым и налоговым вопросам юридической компании Revera Consulting Group, аудитор, член экспертного совета Ассоциации налогоплательщиков

 

Ответ подготовлен по результатам интернет-семинара «Новации в возмещении расходов арендаторами»