Пособие от 08.07.2014
Автор: Шаляева М.

Внешнеторговый договор (контракт) поставки. Правовые и практические аспекты составления и исполнения


СОДЕРЖАНИЕ

 

Определение и форма внешнеторгового договора (контракта)

Правовое регулирование

Структура и содержание внешнеторгового договора (контракта)

Товаросопроводительные документы

Определение кода Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности

Условия поставки

Цена товара

Порядок расчетов

Валюта договора (контракта)

Приемка товара по количеству и качеству

Ответственность сторон

Иные условия

Юридические адреса, банковские реквизиты, подписи сторон

Регистрация внешнеторгового договора (контракта)

Завершение всех операций по внешнеторговому договору (контракту)

 

Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь

 

ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ ДОГОВОР (КОНТРАКТ) ПОСТАВКИ. ПРАВОВЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОСТАВЛЕНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ

Согласно финансовому энциклопедическому словарю внешнеторговый контракт - соглашение, в котором одна из сторон (контрагентов) - иностранное юридическое лицо и посредством которого устанавливаются определенные права и обязанности в области экспортно-импортных операций по обмену товарами, услугами, лицензиями, технологией и т.д.

Содержание внешнеторгового договора (контракта) влияет на деятельность многих подразделений организации, поэтому в его составлении наряду с юристами должны принимать участие представители всех заинтересованных сторон: специалисты отделов маркетинга, логистики, отдела закупок или продаж, финансового отдела, специалисты по таможенному оформлению. Такой подход позволит минимизировать налоговые и финансовые риски, отследить своевременность исполнения обязательств по договору, избежать дополнительных затрат.

При разработке внешнеторгового договора (контракта) необходимо понимать различия в содержании разовых и долгосрочных договоров. В первом случае требуется конкретное и точное описание всех аспектов (цена, сроки, стоимость и т.д.). Во втором случае поставки происходят многократно, поэтому договор необходимо сделать более гибким, т.е. предусмотреть возможность изменения условий договора по согласованию с контрагентом (пролонгация срока действия, согласование цены, условий поставки, оплаты, валюты платежа в спецификациях, являющихся неотъемлемой частью договора, и т.д.).

Определение и форма внешнеторгового договора (контракта)

Внешнеторговый договор - договор между резидентом и нерезидентом, предусматривающий возмездную передачу товаров, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнение работ, оказание услуг (часть первая подп.1.1 п.1 Указа Президента РБ от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее - Указ № 178)).

Внешнеэкономическая сделка, хотя бы одним из участников которой является юридическое лицо Республики Беларусь или гражданин Республики Беларусь, совершается независимо от места заключения сделки в письменной форме (п.2 ст.1116 Гражданского кодекса (далее - ГК)). Несоблюдение простой письменной формы внешнеэкономической сделки влечет ее недействительность (п.3 ст.163 ГК).

Внешнеторговый договор служит основанием для проведения резидентами и нерезидентами валютных операций.

Правовое регулирование

При заключении внешнеторгового договора сторонам необходимо учитывать нормы международного права, национального законодательства Республики Беларусь, нормы законодательства страны контрагента и базисные условия Инкотермс 2010 (последняя редакция свода торговых терминов).

Порядок заключения международного договора купли-продажи регламентируется нормами Конвенции Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров от 11.04.1980 (вступила в силу для Республики Беларусь 1 ноября 1990 г.). Данная Конвенция применяется к договорам купли-продажи товаров между сторонами, которые находятся в разных государствах.

В Республике Беларусь основополагающий нормативный правовой акт, регламентирующий внешнеторговую деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, - Указ № 178. Кроме того, внешнеторговый договор должен отвечать нормам ГК.

Структура и содержание внешнеторгового договора (контракта)

Условия, которые резиденты обязаны предусмотреть во внешнеторговом договоре, определены в подп.1.16.4 п.1 Указа № 178:

• стоимость товаров (ориентировочную стоимость в случае невозможности установить действительную стоимость товаров в силу специфики товарной номенклатуры). На практике цена устанавливается в договоре либо в спецификациях, прилагаемых к договору (при необходимости может быть изменена путем заключения дополнительного соглашения);

• условия расчета, под которыми понимается обязательство осуществления одной стороной расчета до исполнения либо по факту исполнения обязательства другой стороной. Внешнеторговый договор может предусматривать одновременно две формы расчетов: предварительную оплату и оплату по факту. Условия расчетов также могут указываться в отдельных приложениях к договору, что считается выполнением экспортером (импортером) требований подп.1.16.4 п.1 Указа № 178.

При этом необходимо учитывать дату отгрузки (поступления товаров). Датой отгрузки (поступления) товаров считается (подп.1.6.3 п.1 Указа № 178):

• дата их помещения под таможенные процедуры, предусмотренные Таможенным кодексом таможенного союза, определенные Национальным банком РБ (далее - Нацбанк) для целей валютного контроля;

• дата их отпуска со склада (оприходования импортером на склад, находящийся на территории Республики Беларусь) - если совершение таможенных операций не производится.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2018 г. Таможенный кодекс таможенного союза прекращает действие в связи со вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017. 

 

При наличии у импортера разрешения Нацбанка на расчеты по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт товаров без их поступления на территорию Республики Беларусь, датой поступления товаров считается дата, указанная в товаросопроводительных документах, подтверждающих получение товаров.

Внешнеторговый договор (контракт) также должен предусматривать:

• номер договора, место и дату заключения;

• наименования сторон (необходимо указать полное наименование сторон с указанием, резидентом какой страны они являются, должность, фамилию, имя, отчество лиц, подписывающих договор, документ, на основании которого они действуют);

• предмет договора;

• перечень товаросопроводительных документов;

• условия поставки (согласно Инкотермс);

• цену товара, условия оплаты, валюту платежа;

• качество и комплектность товара;

• упаковку и маркировку товара;

• порядок приемки товара;

• порядок гарантийного обслуживания;

• ответственность сторон;

• порядок разрешения споров, применимое право;

• форс-мажор;

• иные условия (порядок внесения изменений и дополнений, порядок расторжения, возможность заключения договора путем обмена документами посредством факсимильной связи, дата вступления договора в силу и срок его действия);

• адреса и банковские реквизиты сторон.

Товаросопроводительные документы

Во внешнеторговом договоре рекомендуется определить перечень документов, которые должны быть предоставлены при отгрузке товара. Корректное отражение в договоре данного перечня позволяет избежать проблем при таможенном оформлении импорта (экспорта), задержек в пути, возврата товара и иных дополнительных расходов.

Перечень товаросопроводительных документов определяется с участием различных служб организации: специалистов по внешнеэкономической деятельности, таможенному оформлению, качеству, бухгалтеров, логистов и т.д.

10 октября 2008 г. вступил в силу Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза от 06.10.2007, заключенный между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией. Договор о членстве в Таможенном союзе планирует подписать Армения.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2015 г. вышеназванный Договор утратил силу в связи со вступлением в силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014.

 

Для определения перечня товаросопроводительных документов необходимо учитывать следующее.

1. Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 317 утверждены Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), Положение о едином порядке осуществления ветеринарного контроля на таможенной границе таможенного союза и на таможенной территории таможенного союза, Единые ветеринарные (ветеринарно-санитарные) требования, предъявляемые к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), Единые формы ветеринарных сертификатов.

Ввоз, вывоз, транзит подконтрольных товаров на таможенной территории Таможенного союза осуществляется только при наличии разрешения уполномоченного органа (в Республике Беларусь - Министерства сельского хозяйства и продовольствия РБ). Срок действия разрешения составляет календарный год в объемах, определенных в разрешении на ввоз. Разрешение выдается на основании заключенного договора. Каждая партия подконтрольных товаров ввозится, вывозится на таможенную территорию Таможенного союза при наличии разрешения и ветеринарного сертификата.

2. Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 № 299 утверждены Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза, Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), Единая форма документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров) (Единая форма свидетельства о государственной регистрации), Положение о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) за лицами и транспортными средствами, пересекающими таможенную границу Таможенного союза, подконтрольными товарами, перемещаемыми через таможенную границу Таможенного союза и на таможенной территории Таможенного союза.

Пунктом 17 указанного Положения установлено, что ввоз подконтрольных товаров, включенных в раздел II Единого перечня товаров, на таможенную территорию Таможенного союза осуществляется при наличии документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров) в части ее соответствия санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям, выданного по результатам лабораторных исследований (испытаний), проведенных в лабораториях уполномоченных органов, аккредитованных (аттестованных) в национальных системах аккредитации (аттестации) Сторон и внесенных в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза.

Подтверждением наличия документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров), в части ее соответствия санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям является:

• оригинал документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров) в части ее соответствия санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям, или его копия, заверенная выдавшим его органом или получателем указанного документа;

• или выписка из Реестра свидетельств о государственной регистрации на товары, подлежащие санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза (далее - Единый реестр), выдаваемая уполномоченными органами и учреждениями Сторон;

• или электронная форма указанных документов, заверенная электронной цифровой подписью;

• или сведения электронной базы данных Единого реестра свидетельств о государственной регистрации на специализированном поисковом сервере сайта Таможенного союза в сети Интернет;

• или наличие указания в документах, подтверждающих приобретение (поступление) товаров, и (или) иной сопроводительной документации, номера и даты выдачи свидетельства о государственной регистрации (при наличии сведений в Едином реестре или национальных реестрах Сторон);

• или наличие на товаре и (или) его потребительской таре номера и даты выдачи свидетельства о государственной регистрации (при наличии сведений в Едином реестре или национальных реестрах Сторон).

Признание документов, подтверждающих безопасность продукции (товаров) в части ее соответствия санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям, выданных одной из Сторон, осуществляется без переоформления указанных документов на документы Стороны назначения и без проведения в этих целях повторных лабораторных исследований (испытаний).

3. Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 318 утвержден Перечень подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе таможенного союза и таможенной территории таможенного союза, Положение о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе таможенного союза, Положение о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной территории таможенного союза.

Согласно п.2.1 Положения о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе таможенного союза фитосанитарный сертификат - документ международного образца, сопровождающий подкарантинную продукцию и выдаваемый уполномоченным органом государства страны-экспортера по форме, установленной Международной конвенцией по карантину и защите растений от 06.12.1951 (г.Рим, в редакции 1997 г.), и удостоверяющий фитосанитарное состояние подкарантинной продукции.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июля 2017 г. следует руководствоваться п.2.1 вышеназванного Положения в редакции решения Совета Евразийской экономической комиссии от 17.03.2017 № 10.

 

4. Применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров. В соответствии с п.6.1 раздела 6 Правил определения страны происхождения товаров, принятых Соглашением о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009 (далее - Соглашение; вступило в силу для Республики Беларусь 8 марта 2012 г.), для подтверждения страны происхождения товара в конкретном государстве - участнике Соглашения в целях предоставления режима свободной торговли необходимо предоставление таможенным органам страны ввоза оригинала сертификата формы СТ-1 или декларации о происхождении товара (если общая стоимость таких товаров, происходящих из государства - участника Соглашения и декларируемых в одной партии, не превышает сумму, эквивалентную 5 000 долл. США). Случаи, когда в качестве документа, подтверждающего страну происхождения товара, может быть предоставлена декларация о происхождении товара, а также когда предоставление документов о происхождении товара не обязательно, определяются в соответствии с национальным законодательством страны ввоза. Сертификат формы СТ-1 оформляется и выдается на одну партию товара. Срок применения сертификата формы СТ-1 в целях предоставления режима свободной торговли ограничен 12 месяцами с даты его выдачи.

5. Порядок определения страны происхождения товаров установлен главой 10 Закона РБ от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь».

6. Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 254 «О таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза, в отношении которых не требуется предоставление документа, подтверждающего страну происхождения товаров» установлено, что, если общая таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, отправленных в одно и то же время одним и тем же способом одним и тем же отправителем в адрес одного получателя, не превышает сумму, эквивалентную 200 евро, в отношении таких товаров не требуется предоставление документа, подтверждающего страну происхождения товаров.

7. Технические регламенты Таможенного союза о безопасности различных видов товаров.

8. Постановлением Совета Министров РБ от 23.09.2008 № 1397 утверждены перечни товаров, ограниченных к перемещению через Государственную границу РБ при ввозе и (или) вывозе по основаниям неэкономического характера, на ввоз (вывоз) которых требуются разрешения (заключения) и положения о порядке выдачи таких разрешений (заключений).

На этапе заключения внешнеторгового договора важно также выяснить, какие меры нетарифного регулирования (запреты на ввоз или вывоз) установлены для приобретаемого (реализуемого) товара. Документы, которые регламентируют данный вопрос, следующие.

1. Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 № 134 утвержден Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами (далее - Единый перечень товаров) и Положения о применении ограничений.

2. Порядок выдачи лицензий и разрешений на экспорт и (или) импорт товаров, включенных в Единый перечень товаров, определен Соглашением о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами от 09.06.2009. Перечень республиканских органов государственного управления и иных организаций, согласующих выдачу лицензий на ввоз на таможенную территорию Таможенного союза или вывоз с таможенной территории Таможенного союза товаров, включенных в Единый перечень товаров, утвержден постановлением Совета Министров РБ от 26.06.2013 № 544.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 16 июля 2016 г. вышеназванный перечень исключен постановлением Совета Министров РБ от 23.06.2016 № 486 «О некоторых вопросах лицензирования и применения иных административных мер регулирования внешнеторговой деятельности при осуществлении торговли товарами с третьими странами и при введении мер нетарифного регулирования в одностороннем порядке».

 

3. Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 29.10.2013 № 242 утвержден перечень товаров, в отношении которых на 2014 год устанавливаются тарифные квоты, а также объемы тарифных квот для ввоза этих товаров на территории государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства. Тарифные квоты распределяются между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заявившими областным исполнительным комитетам о потребности использовать тарифные квоты.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 24 октября 2014 г. следует руководствоваться перечнем № 242 с изменениями, внесенными решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 14.10.2014 № 189.

С 1 января 2015 г. Соглашение о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами утратило силу в связи со вступлением в силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014.

 

4. Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 утверждены единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее - ТН ВЭД) и Единый таможенный тариф Таможенного союза. Единый таможенный тариф Таможенного союза - свод ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию Таможенного союза из третьих стран, систематизированных в соответствии с ТН ВЭД.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2015 г. согласно п.2 решения Совета Евразийской экономической комиссии от 10.12.2014 № 112 под используемыми понятиями понимается следующее: «Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза» - единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, «Единый таможенный тариф Таможенного союза» - Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза.

С 1 января 2017 г. в соответствии с решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 № 101 действует новая редакция единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза. Обратите внимание, что в данную Товарную номенклатуру вносятся многочисленные изменения и дополнения. Рекомендуем уточнять актуальные коды и ставки таможенных пошлин.

 

5. Указом Президента РБ от 17.07.2006 № 460 утверждено Положение о порядке лицензирования в Республике Беларусь ввоза и вывоза специфических товаров (работ, услуг). Перечни специфических товаров (работ, услуг) утверждены постановлением Государственного военно-промышленного комитета и ГТК РБ от 28.12.2007 № 15/137.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 11 марта 2017 г. Указ № 460 на основании Указа Президента РБ от 28.02.2017 № 49 «О государственном регулировании в области экспортного контроля» утратил силу.

 

Определение кода Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности

На этапе составления внешнеторгового договора важно определить код товара в соответствии с ТН ВЭД. Код ТН ВЭД не является обязательным для указания во внешнеторговом договоре, однако его правильное указание имеет большое практическое значение при его заключении и исполнении. Код ТН ВЭД позволяет правильно определить размер ввозных таможенных пошлин, меры нетарифного регулирования, установленные для данного вида товара, а также перечень необходимых для импорта (экспорта) документов. Международной основой ТН ВЭД служат Гармонизированная система описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств.

Условия поставки

Для единообразного понимания участниками международных торговых отношений условий поставки при заключении внешнеторговых договоров рекомендуется использовать Международные правила толкования торговых терминов Инкотермс 2010. Инкотермс представляет собой стандартные условия договора международной купли-продажи, которые определены заранее в признанном международном документе.

Следует помнить, что Инкотермс - это не полный договор купли-продажи, а правила, которые регулируют наиболее важные, принципиальные, базовые вопросы, связанные с организацией доставки товара до места назначения. Любой базис поставки регулирует три ключевых «транспортных» вопроса, без которых доставка товара до места назначения не может быть осуществлена, а именно:

1) распределение между продавцом и покупателем транспортных расходов по поставке товара;

2) момент перехода с продавца на покупателя рисков повреждения, утраты или случайной гибели груза;

3) дату поставки товара, т.е. определение момента фактической передачи продавцом товара в распоряжение покупателя или его представителя.

Инкотермс также определяет вопросы страхования товара в пути, распределения между сторонами таможенных расходов и иных формальностей, необходимых для вывоза, ввоза товара.

К выбору конкретного условия Инкотермс, подлежащего включению во внешнеторговый договор, необходимо подходить очень ответственно (неверный выбор условий поставки может привести к дополнительным затратам и даже убыткам для организации).

Цена товара

Цена товара во внешнеторговом договоре устанавливается по соглашению сторон исходя из условий, сложившихся на внешнем рынке.

 

Справочно

С 29 мая 2013 г. отменено государственное регулирование цен на экспортируемые товары (утратило силу постановление Минэкономики РБ от 05.03.2008 № 52, которым был утвержден перечень предельных минимальных цен на отдельные виды экспортируемых товаров, производимых в Республике Беларусь).

Порядок расчетов

При определении порядка расчетов во внешнеторговом договоре необходимо учитывать подп.1.4 п.1 Указа № 178, согласно которому резиденты обязаны обеспечить завершение каждой внешнеторговой операции в полном объеме в следующие сроки:

• при экспорте - не позднее 90 календарных дней (по договорам комиссии - не позднее 120 календарных дней) с даты отгрузки товаров;

• при импорте - не позднее 60 календарных дней с даты проведения платежа.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 июня 2017 г. следует руководствоваться подп.1.4 п.1 Указа № 178 в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 23.06.2017 № 221. Срок завершения внешнеторговой операции при экспорте, в том числе по договорам комиссии, - не позднее 180 календарных дней с даты отгрузки товаров; при импорте - не позднее 90 календарных дней с даты проведения платежа.

 

Более длительные сроки завершения внешнеторговых операций установлены постановлением Совета Министров РБ и Нацбанка РБ от 05.11.2011 № 1483/22 «Об установлении сроков завершения внешнеторговых операций по отдельным видам внешнеторговых договоров и условиях продления сроков завершения внешнеторговых операций». Иные сроки завершения внешнеторговых операций могут быть установлены международными договорами Республики Беларусь.

Резиденты обязаны в вышеуказанные сроки обеспечить при импорте товаров их поступление на территорию Республики Беларусь. Расчеты по внешнеэкономическим договорам, предусматривающим импорт товаров без их поступления на территорию Республики Беларусь, осуществляются на основании разрешений Нацбанка, выдаваемых по ходатайству Совета Министров РБ, либо областных (Минского городского) исполнительных комитетов, либо иных государственных органов, организаций, Национальной академии наук Беларуси (т.е. в зависимости от подчиненности организаций). Процедура рассмотрения вопросов разрешения импортерам осуществлять расчеты по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт товаров без их поступления на таможенную территорию Республики Беларусь, установлена письмом Совета Министров РБ, Нацбанка РБ от 01.07.2009 № 31/520-178/53-02/5252 «О разъяснении отдельных норм Указа Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 178».

В случае если в соответствии с условиями заключенного внешнеторгового договора либо в ходе исполнения обязательств по внешнеторговому договору предполагается превышение срока завершения внешнеторговой операции, установленного законодательством, резидент обязан обратиться за получением разрешения на продление срока завершения внешнеторговой операции. Сроки завершения внешнеторговых операций по заявлению резидента могут быть продлены Нацбанком (его главными управлениями по областям). Порядок выдачи разрешений на продление сроков завершения внешнеторговых операций устанавливается Инструкцией о порядке выдачи разрешений на продление сроков завершения внешнеторговых операций, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 22.04.2009 № 52.

Выдача разрешений либо письменного отказа в выдаче разрешения с указанием причин осуществляется главным управлением валютного регулирования и валютного контроля (главным управлением Нацбанка по области) в течение 15 календарных дней с даты поступления всех необходимых документов. Следовательно, документы на разрешение на продление сроков завершения внешнеторговых операций необходимо подавать в главное управление валютного регулирования и валютного контроля (главное управление Нацбанка по области) минимум за 15 календарных дней до истечения срока завершения внешнеторговой операции, установленного договором.

После получения разрешения необходимо заключить соответствующее дополнительное соглашение с контрагентом на продление срока завершения внешнеторговой операции в пределах срока, установленного Нацбанком.

 

Обратите внимание!

Часть первая ст.11.37 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) устанавливает ответственность за превышение сроков проведения внешнеторговых операций, а именно: необеспечение при реализации внешнеторговых договоров своевременного поступления денежных средств или завершения внешнеторговой операции иным предусмотренным законодательными актами способом при экспорте товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, работ, услуг) либо поступления товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, работ, услуг) или завершения внешнеторговой операции иным предусмотренным законодательными актами способом по импорту влечет наложение штрафа в размере до 30 базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо - до 2 % от суммы незавершенной в установленный срок внешнеторговой операции за каждый день превышения сроков, но не более суммы незавершенной внешнеторговой операции.

 

В то же время при поступлении товара без предварительной оплаты по импорту либо поступлении предоплаты без отгрузки никаких ограничений по расчетам с нерезидентом не установлено, так как в данном случае не нарушаются интересы Республики Беларусь.

В соответствии с Соглашением о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 25.01.2008:

• при экспорте товаров применяются нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты (возмещение уплаченной суммы) акцизов при условии документального подтверждения факта экспорта;

• при импорте товаров на территорию одного государства - участника Таможенного союза с территории другого государства - участника Таможенного союза косвенные налоги взимаются налоговыми органами государства-импортера, если иное не установлено законодательством этого государства в части товаров, подлежащих маркировке акцизными марками (учетно-контрольными марками, знаками).

На практике при заключении договоров между членами Таможенного союза стороны оговаривают обязанность покупателя предоставить продавцу заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в определенный срок, внести залоговую сумму НДС либо предусматривают ответственность покупателя за непредоставление либо несвоевременное предоставление такого заявления.

Например, в договор можно включить следующие положения:

1. «Ставка НДС - 0 %. В своих отношениях по уплате косвенных налогов стороны руководствуются Соглашением о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 25.01.2008 и Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе от 11.12.2009.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2015 г. вышеназванные Соглашение и Протокол утратили силу в связи со вступлением в силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014. Подробнее см. здесь

 

В этом случае Покупатель обязан в течение 60 (шестидесяти) календарных дней с даты отгрузки Продавцом товара предоставить Продавцу заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме, приведенной в приложении 1 к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов от 11.12.2009, с отметкой налогового органа государства - члена Таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств)».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2015 г. форма заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов на основании Протокола о внесении изменений в Протокол об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов от 11 декабря 2009 года изложена в новой редакции.

 

2. «В целях обеспечения надлежащего исполнения Покупателем обязательств по предоставлению Поставщику третьего экземпляра заявления (оригинал) о ввозе товаров, отгруженных по настоящему договору на территорию Российской Федерации, подтверждения уплаты косвенных налогов в бюджет Российской Федерации в полном объеме и возмещения убытков в размере, необходимом на случай невыполнения Покупателем указанной обязанности, Покупатель предоставляет задаток в размере ___ % (______ процентов) от стоимости партии товаров, подготовленной к отгрузке в соответствии с условиями настоящего договора, приложений и дополнений к нему».

Особенности расчетов при экспорте

Подпунктом 1.8 п.1 Указа № 178 установлено, что поступление денежных средств по внешнеторговым договорам, предусматривающим экспорт, осуществляется только на счета экспортеров. Исключения приведены в подп.1.8 п.1 Указа № 178, подп.1.4 и 1.6 п.1 постановления Правления Нацбанка РБ от 09.07.2009 № 101 «О проведении внешнеторговых операций» (далее - постановление № 101).

Одно из исключений, установленное в подп.1.8 п.1 Указа № 178, - перемена лиц в обязательстве, когда стороны договорились о том, что оплата по экспортному договору будет произведена не на расчетный счет экспортера, а на расчетный счет иного резидента на основании заключенного между экспортером и данным резидентом договора уступки требования (с уведомлением нерезидента). При этом новый кредитор становится экспортером. В данном случае у нового кредитора возникает в силу абзаца 5 подп.1.16.1 п.1 Указа 178 обязанность перерегистрировать сделку, обеспечить завершение внешнеторговой операции в установленные сроки.

Способы завершения внешнеторговой операции при экспорте определены подп.1.7 п.1 Указа № 178. Неденежные формы завершения внешнеторговых операций при экспорте определены п.1 постановления Совета Министров РБ и Нацбанка РБ от 30.04.2009 № 548/8 «О некоторых вопросах прекращения обязательств по внешнеторговым операциям при экспорте и внешнеторговым договорам при выкупе предмета лизинга». Дата неденежного прекращения обязательств по внешнеторговым операциям при экспорте определяется в соответствии с постановлением Совета Министров РБ и Нацбанка РБ от 06.07.2009 № 898/10.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 27 сентября 2017 г. п.1 постановления № 548/8 после абзаца 3 дополнен абзацем 4 постановлением Совета Министров РБ и Нацбанка РБ от 22.09.2017 № 711/10.

 

Особенности расчетов при импорте

Проведение импортером платежа в пользу нерезидента со счета, открытого в банке Республики Беларусь, по внешнеторговым операциям, осуществляемым в рамках внешнеторгового договора, предусматривающего импорт, до даты прекращения нерезидентом своих обязательств перед импортером по поставке товаров, передаче охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнению работ, оказанию услуг запрещено, за исключением случая, когда импортеру дано разрешение Нацбанком (п.1 постановления Правления Нацбанка РБ от 11.11.2008 № 165 «О порядке расчетов по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт») (по ходатайству Совета Министров РБ с обоснованием необходимости получения данного разрешения в порядке, определенном письмом Совета Министров РБ, Нацбанка РБ от 24.11.2008 № 39/187, 31-14/1527 «О разъяснении порядка применения постановления Правления Национального банка от 11 ноября 2008 г. № 165»). Письмом Нацбанка РБ от 31.03.2009 № 21-16/45 «О применении норм Указа Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 178» разъяснено, что под «датой прекращения нерезидентом своих обязательств перед импортером» при импорте товаров следует понимать «дату поступления товара» в понимании предписаний подп.1.6.3 п.1 Указа № 178.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 13 мая 2015 г. постановлением Правления Нацбанка РБ от 05.05.2015 № 277 утратило силу постановление № 165, соответственно, субъектам хозяйствования разрешено совершение авансовых платежей по внешнеторговым договорам.

 

Многочисленные исключения из запрета на предоплату введены письмами Нацбанка РБ:

• от 18.11.2008 № 31-14/1517 «О порядке осуществления расчетов по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт»;

• от 15.01.2009 № 31-14/12 «Разрешение на проведение импортерами авансовых платежей по внешнеторговым операциям за счет выручки в иностранной валюте»;

• от 15.04.2009 № 31-14/132 «Разрешение на проведение импортерами авансовых платежей по импорту за счет полученных займов (кредитов) в иностранной валюте»;

• от 11.06.2009 № 31-14/240 «Разрешение на проведение импортерами авансовых платежей по импорту»;

• от 16.03.2011 № 31-16/75 «Разрешение на проведение импортерами авансовых платежей в пользу резидентов Российской Федерации и Республики Казахстан» и др.

При импорте расчеты по внешнеторговым договорам осуществляются только со счетов импортеров (в т.ч. специального счета аккредитива), за исключением расчетов, проводимых:

• с использованием кредитов банков, выданных импортерам, ссуд, займов, предоставленных импортерам нерезидентами;

• со счета другого резидента в соответствии с условиями договора перевода долга, заключенного между импортером и данным резидентом (при этом новый должник становится импортером и у него возникает обязанность перерегистрировать сделку, обеспечить завершение внешнеторговой операции в установленные сроки);

• путем исполнения банком обязательств по выданным гарантиям по данным внешнеторговым договорам;

• посредством исполнения банком обязательств по валютно-обменным операциям;

• в иных случаях в порядке, установленном Нацбанком (подп.1.10 п.1 Указа № 178).

В условиях запрета на проведение авансовых платежей при импорте можно воспользоваться такими инструментами, как банковская гарантия и аккредитив.

Во внешнеторговом договоре при импорте может быть предусмотрено условие о предоставлении банковской гарантии в качестве обеспечения оплаты за поставляемый товар. Использование банковской гарантии во внешнеторговом договоре экономически выгодно для импортера, поскольку при наличии банковской гарантии нерезиденты соглашаются на отсрочку оплаты, а расходы, связанные с выдачей банковской гарантии, намного меньше стоимости кредитных ресурсов.

Например, порядок расчета с условием о предоставлении банковской гарантии в договоре можно указать следующим образом:

«Покупатель производит оплату стоимости партии товара платежным поручением на расчетный счет Поставщика в течение __ календарных дней от даты отгрузки партии товара согласно дате оформления железнодорожных накладных, но не ранее даты поступления товара на таможенную территорию Республики Беларусь. В качестве обеспечения оплаты за поставляемый товар Покупатель предоставляет в пользу Продавца безотзывную банковскую гарантию в долларах США на сумму _______ долл. США сроком действия до «__» _________ 20__ г. включительно (на русском языке). Текст банковской гарантии в обязательном порядке должен быть согласован с Продавцом. Банковская гарантия должна быть выдана ____ «__________» до «__» ________ 20__ г. включительно. Банковские расходы, связанные с выдачей банковской гарантии, оплачивает Покупатель. Стороны договорились, что во всем, что прямо не обусловлено гарантией, она подчиняется Унифицированным правилам для гарантий по требованию (URDG), публикация МТП № 758, в редакции 2010 г.».

Валюта договора (контракта)

Если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь, денежные обязательства по валютным операциям между субъектами валютных операций (резидентами и нерезидентами) могут быть выражены и исполнены в иностранной валюте, официальный курс белорусского рубля к которой установлен Нацбанком.

При осуществлении расчетов между резидентами и нерезидентами выбор валюты расчетов производится с учетом норм международных договоров Республики Беларусь, а также глав 4 и 6 Правил проведения валютных операций, утвержденных постановлением Правления Нацбанка РБ от 30.04.2004 № 72. Информация о валютах, которые, исходя из норм международных договоров и валютного законодательства Республики Беларусь, могут использоваться в расчетах с резидентами государств Содружества Независимых Государств и Балтии, прилагается к письму Нацбанка РБ от 30.09.2004 № 03-13/111 «О выборе валюты международных расчетов с учетом норм международных договоров Республики Беларусь».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 25 июня 2015 г. следует руководствоваться письмом Нацбанка РБ от 25.06.2015 № 31-15/495 «О выборе валюты в расчетах с нерезидентами».

 

При экспорте расчеты в белорусских рублях по внешнеторговым договорам, заключенным между резидентом и нерезидентом, осуществляются резидентом в порядке, установленном Нацбанком. Порядок расчетов резидентом по внешнеторговым договорам, заключенным между другим резидентом и нерезидентом, в белорусских рублях при экспорте определен в подп.1.2.1, 1.2.2 п.1 постановления № 101. В соответствии с подп.1.2.2 п.1 постановления № 101 при исполнении и прекращении обязательств по внешнеторговым договорам, по условиям которых (с учетом дополнительных соглашений к внешнеторговому договору) в качестве валюты платежа предусмотрен белорусский рубль, резиденты, являющиеся экспортерами, вправе получить денежные средства, причитающиеся им по внешнеторговым договорам, от других резидентов в качестве прекращения нерезидентами обязательств перед данными резидентами.

 

Обратите внимание!

Статья 11.38 КоАП устанавливает ответственность за нарушение установленного порядка расчетов в белорусских рублях по экспортным внешнеторговым договорам (при экспорте товаров, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, работ, услуг) в виде наложения штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до 20 % от суммы этих средств.

Приемка товара по количеству и качеству

Важно предусмотреть во внешнеторговом договоре:

• требования, которым должен соответствовать товар (указать конкретный ГОСТ или иной документ, действующий в конкретной стране, а также срок годности или гарантийный срок). Например, во внешнеторговый договор на поставку может быть включено такое условие: «Поставщик обязан поставить товар, срок годности которого должен составлять не менее 2/3 срока годности, указанного на упаковке товара, на дату поставки, в противном случае покупатель имеет право вернуть поставщику товар, не соответствующий данному условию»;

• требования, согласно которым производится приемка товара по количеству и качеству (можно указать, что приемка товара по количеству и качеству осуществляется в соответствии с Положением о приемке товаров по количеству и качеству, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 03.09.2008 № 1290);

• порядок и срок вызова представителя поставщика, срок явки представителя поставщика, последствия неявки представителя поставщика для составления акта;

• обязанность поставлять товар, срок годности которого на дату отгрузки должен быть не менее конкретной части срока годности, установленного производителем товара;

• срок, порядок и форма заявления и разрешения претензий в отношении качества либо количества товара (при возникновении споров о качестве товара экспертизу товара рекомендуем проводить в независимой аттестованной и аккредитованной лаборатории);

• за чей счет проводится экспертиза качества товара в случае возникновения разногласий о качестве товара;

• алгоритм действий сторон в случае признания либо непризнания претензии;

• положение о том, что при невыполнении покупателем условий конкретного раздела договора претензии по качеству и количеству считаются необоснованными и рассмотрению не подлежат.

На практике данному разделу договора не уделяют должного внимания, однако он не менее важен, чем раздел об условиях поставки и расчета. Следует сразу оговорить алгоритм действия сторон в случае поставки некачественного товара, чтобы впоследствии не возникало судебных тяжб и разрыва партнерских отношений.

Ответственность сторон

В этом разделе, как правило, предусматривают ответственность за несвоевременную оплату (поставку) товара, несвоевременное предоставление заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, за поставку товара ненадлежащего качества, простой транспорта. Можно указать, что окончание срока действия договора не освобождает виновную сторону от ответственности за его неисполнение либо ненадлежащее исполнение.

Иные условия

Во внешнеторговом договоре также можно указать следующие условия:

1. «Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до ___, а в части неисполненных обязательств, возникших в период действия настоящего договора, - до их полного исполнения».

2. «Стороны взаимно признают документы, оформленные посредством факсимильной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору. Сторона, получившая документ посредством факсимильной связи, вправе потребовать от другой стороны предоставления оригинала этого документа».

Юридические адреса, банковские реквизиты, подписи сторон

Внешнеэкономический договор должен содержать наименование, местонахождение (юридический адрес) и банковские реквизиты нерезидента-контрагента. Под банковскими реквизитами понимается наименование банка и банковский идентификационный код (БИК) (или S.W.I.F.T.-код), расчетный счет.

При заключении внешнеторгового договора важно получить от контрагента выписку из торгового реестра страны регистрации или иной документ, подтверждающий юридический статус иностранного лица (желательно легализованный), а также документ, подтверждающий полномочия лица, подписывающего договор.

Регистрация внешнеторгового договора (контракта)

Регистрация сделки - проставление на документе (документах), посредством которого оформлено заключение внешнеторгового договора, оттиска штампа банка с указанием регистрационного номера сделки с заверением его подписью уполномоченного работника банка (при электронном документообороте - указание регистрационного номера сделки и заверение его электронной цифровой подписью).

В соответствии с подп.1.11 п.1 Указа № 178 по каждому внешнеторговому договору, предусматривающему возмездную передачу товаров, общая стоимость которых с учетом приложений и дополнений к этому договору составляет 3 000 евро в эквиваленте и более, экспортер (импортер) обязан до даты отгрузки (поступления) товаров либо проведения (поступления) платежей зарегистрировать сделку в банке, обслуживающем счет экспортера (импортера), в порядке, установленном Нацбанком. Сделка в банке регистрируется по внешнеторговому договору один раз (регистрация каждой спецификации не требуется).

Если в договоре стоимость (цена, количество) услуг не определена и он исполняется на основании актов, счетов-фактур и иных документов, которые не относятся к приложениям к договору, то в данном случае экспортер (импортер) самостоятельно определяет стоимость услуг по договору, необходимую для регистрации сделки, и при регистрации сделки в соответствующем заявлении учиняет запись «стоимостью более 3 000 евро».

 

Обратите внимание!

Регистрация сделки - это не просто формальность. Совершение таможенных операций в отношении товаров по внешнеторговым договорам в предусмотренных законодательством случаях производится только при наличии регистрационного номера сделки (который резидент обязан указать в таможенной декларации). В случае когда в соответствии с законодательством совершение таможенных операций не производится, резидент обязан указать регистрационный номер сделки (при его наличии) в статистической либо периодической статистической декларации.

 

При регистрации сделки банки руководствуются Инструкцией о порядке регистрации сделки и выполнении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 16.04.2009 № 46 (далее - Инструкция № 46).

Резиденты обязаны перерегистрировать сделку при реорганизации резидента либо перемене лиц в обязательстве по внешнеторговому договору со стороны экспортера (импортера).

Перерегистрация сделки осуществляется только при заключении договора уступки права требования, перевода долга на общую стоимость товаров по договору, а в случае реорганизации - при условии изменения учетного номера плательщика резидента.

Письмом Нацбанка РБ от 10.03.2009 № 21-16/34 «О регистрации сделки» определены перечень документов, предоставляемых в банк для регистрации (перерегистрации) сделки, а также форма заявления на регистрацию (перерегистрацию) сделки.

Завершение всех операций по внешнеторговому договору (контракту)

Информация о завершении всех операций по внешнеторговому договору предоставляется экспортером (импортером) в банк, осуществляющий регистрацию (перерегистрацию) сделки по этому договору, в произвольной форме (см. образец ниже) не позднее 30 календарных дней со дня установления экспортером (импортером) факта полного завершения всех операций по внешнеторговому договору (с учетом его продления) (часть третья п.20 Инструкции № 46). При этом данная информация может содержаться в сведениях о поступивших денежных средствах в виде записи: «Все операции по внешнеторговому договору (с учетом его продления) завершены». Ответственность за несвоевременность предоставления информации о завершении всех операций по внешнеторговому договору и за ее недостоверность возлагается на экспортера (импортера).

После предоставления данных сведений банк будет считать внешнеторговый договор исполненным, платежи по нему проводить не будет, копия договора будет помещена в архив. Сведения о завершении всех операций по внешнеторговому договору, поступившие от клиента, обслуживающий банк направляет в Нацбанк.

Дата завершения последней операции по внешнеторговому договору определяется в соответствии с подп.1.6.1 (при экспорте), 1.6.2 (при импорте) п.1 Указа № 178.

В случае ошибочного предоставления информации резидентом о завершении всех операций по внешнеторговому договору он вправе продолжать исполнение обязательств по данному договору. При этом осуществление новой регистрации сделки не требуется. После завершения всех операций по договору резидент повторно предоставляет в банк данную информацию (часть четвертая п.4 письма Нацбанка РБ от 19.12.2011 № 21-17/254 «О применении законодательства»).

В случае перерегистрации сделки при переводе долга либо уступке требования и реорганизации резидента информацию о завершении всех операций по внешнеторговому договору предоставляет новый импортер (экспортер).

С практической точки зрения спорна ситуация, когда срок долгосрочного внешнеторгового договора еще не закончен, но все обязательства по нему исполнены. В таком случае необходимо получить от контрагента письменное уведомление о том, что действие внешнеторгового договора прекращается, либо заключить дополнительное соглашение о прекращении действия внешнеторгового договора. Тогда 30-дневный срок для предоставления в банк, осуществивший регистрацию сделки, информации о завершении всех операций по внешнеторговому договору будет отсчитываться от даты получения уведомления или от указанной в дополнительном соглашении даты прекращения действия внешнеторгового договора.

СВЕДЕНИЯ
о завершении всех операций по внешнеторговому договору
_________________________
 (наименование организации)
УНП ______________

1. Номер и дата внешнеторгового договора 1
2. Вид договора 01.01.2012
3. Регистрационный номер сделки 000000/000000/00000
4. Дата завершения последней операции по внешнеторговому договору 31.12.2012

 

Руководитель _________________ (______________________)
 
(подпись)    
(инициалы, фамилия) 
 
М.П.  
 
     
Дата предоставления в банк ___________    
     
Отметка банка о получении.    

 

Справочно

Пример внешнеторгового контракта при импорте см. здесь.

Пример внешнеторгового контракта при экспорте см. здесь.

 

08.07.2014

 

Марина Шаляева, юрист